Тема: Простое предложение. Главные члены предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Простое предложение. Главные члены предложения.



Упражнение № 1

Задание к упражнению:

Подберите и запишите по две пословицы или поговорки в форме односоставных неопределенно-личных предложений со ска­зуемым. выраженным глаголами: во 2-м лице единственного числа; 2-м лице множественного числа; 3-м лице множественного числа.

Упражнение № 2

Задание к упражнению:

Составьте диалог, в котором были бы уместно использова­ны неполные предложения (с пропуском подлежащего; с пропуском сказуемого; второстепенных членов; с пропуском нескольких членов одновременно).

Упражнение № 3

Счас?ливая счас?ливая (не)возвр..тимая пора детсва! Как (не)любить (н..)леле..ть воспоминаний о ней? Воспоми­нания эти осв..жают возвышают мою душу и служат для ме­ня источн..ком лучших насл..ждений.

На6егавш..сь (до)сыта сидишь бывало за чайным столом на своем высоком креслиц..; уже поздно давно выпил сною чашку молока с сахаром сон смыкает глаза но (не)тро­га..шься с места сидишь и слуша..шь. И как (н..)слуш..ть? Маман говорит с кем(нибудь) и звуки голоса ее так сладки так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отумане(н,нн)ыми дремотой глазами я прист..льно смотрю на ее лицо и вдруг она сделалась вся маленькая - лицо ее (н..)больше пуговки; но оно мне все так(же) ясно видно: вижу как она взгл.нула на меня и как улыбнулась. Мне нравит?ся вид..ть ее такой крошечн..й. Я прищур..ваю глаза еще больш.. и она делается (н..)больше тех мальчиков которые бывают в зр..чках; но я пошевелился — и очарова­ние разрушалось; я суж..ваю глаза пов..рач..ваюсь всячески стараюсь возобн..вить его но напрасн...

Я встаю (с)ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

Ты опять заснешь Никол..нька говорит мне маман. Ты бы лучш.. ш..л наверх.

Я (н..)хочу спать мамаша -- ответ..шь ей и (не)ясные но сла..кие грезы наполняют во?бражение здоровый детский сон смыкает веки и через минуту забуд..ш?ся и спишь до тех пор пока (н..)разбудят. Чу?ствуешь бывал.. впросонках что чья(то) нежная рука трога..т тебя; по одному прикосно­вению узнаешь ее и еще (во)сне (н..)вольно схват..шь эту руку и крепко крепко пр..жмешь ее к губам.

(Л. Т о л с т о й.)

Задание к упражнению:

1) Из предложений первого абзаца выпишите словосочетания, укажите главное и зависимое слова, охарактеризуйте их по способу связи.

2) Из первых четырех и последнего предложений выпишите грамматиче­ские основы. Определите типы простых предложений, в том числе в со­ставе сложных.

3) Определите принцип постановки каждого из знаков препинания и его функцию.

4) Подготовьтесь писать текст под диктовку.

Тема: Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Упражнение № 1

1. По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспы­хивали едва уловимые зарницы. 2. Сразу трудно было найти ло­дочника, который бы перевез нас на другой берег. 3. Впереди рас­стилалась большая болотистая равнина, которая была покрыта изжелта-бурой травой. 4. Мы возвратились домой поздно, так как заблудились в лесу. 5. Когда луна вышла из-за облаков, она осве­тила бледным светом окрестность. 6. Я глядел на кудрявый лес, ко­торый дышал весенней прохладой. 7. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море. 8. Когда мы перешли че­рез невысокий горный хребет, отряд попал в долину, которая по­росла густым лесом. 9. На снегу пустынной лесной дороги вился из­вилистый, нечеткий след, который оставил зверь. 10. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный аромат весны.

Лебеди изогнули длинные шеи, близко плыли вокруг островка.

Задание к упражнению:

 

Замените придаточные предложения причастными или дееприча­стными оборотами (где это возможно). Выделите их в предложений. Как вы полагаете, какие предложения более выразительны, ярче передают мысль? Нели замена невозможна, объясните почему.

 

Тема: Осложненное простое предложение.

Упражнение № 1

Прошло более двух лет. Кто(бы) узнал нашего провинциала в этом молодом человек., с изящ?ными манерами, в щегольском ко­стюм..? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юноше­ского лица прозрачность и нежность кожи пушок на подбородк..— все исчезло. (Н..)стало и робкой застен?чивости и грациозной (н..)ловкости движений. Черты лица созрели и образовали фи­зиономию а физи..номия обозначила характер. Лилии и розы и..чезли (как)будто под легким загаром. Пушок заменился (н..)большими бакенбардами. Легкая и шаткая поступь стала ров­ною и твердою походкою. В голосе (пр..)бавилось (не)сколько ба­совых нот. Из подмалева(н, нн)ой картины вышел оконче(н, нн)ый портрет. Юноша превратился в мужчину. В глазах блистали сам..увере(н, нн)ость и отвага — (н..)та отвага, что слышно за версту что глядит на все нагло и ухватками и взглядами говорит встреч?ному и попереч?ному Смотри берегись не задень не насту­пи на ногу а не то — понимаешь? с нами расправа коротка! Нет, выражение той отваги о которой говорю, (н..)отталкива..т, а вле­чет к себе. Она узнает?ся по стремлению к добру, к успеху, по же­ланию уничтожить заграждающие их препятствия... Преж?няя восторже(н, нн)ость на лице Александра ум..рялась легким о(т, тт)енком задумчивости, первым признаком закравшейся в душу (н..)доверчивости и может быть единственным следствием уроков дяди и беспощадного анализа, которому тот подвергал все, что проносилось в глазах и в сердце Александра. Александр усвоил наконец и такт, то есть уменье обращаться с людьми. Он не бросался всем на шею, особенно с тех пор, как человек, склон­ный к искренним излияниям несмотря на предостережения дяди обыграл его два раза, а человек с твердым характером и железной волей перебрал у него (н..)мало денег (в)займы. И другие люди и случаи много помогли этому. В одном месте он зам..чал как испо?тишка смеялись над его юношескою восторже(н, нн)остью и прозвали романтиком. В другом — едва обращали на него внима­ние, потому, что от него (ни)кому (не)было ni chaud, ni froid. Он (н..)давал обедов (н..)держал экипажа (н..)играл в большую игру. Прежде у Александра болело и ныло сердце от этих стычек розо­вых его мечтаний с действительностью. Ему (н..)приходило в голо­ву спросить себя Да что же я сделал отличного чем отличился от толпы? Где мои заслуги и за что должны замечать меня? А между тем сам..любие его страдало.

 

(И. Гончаров.)

 

Задание к упражнению:

Спишите текст, объясните пропущенные орфограммы и пункто- граммы (знаки препинания).

1) Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип, подчеркните грамматические основы.

2) Произведите полный синтаксический анализ выделенного пред­ложения.

3) Определите принцип постановки каждого знака препинания и его функцию.

Упражнение № 2

1. Ветер становился... 2. Впереди высились дома... 3. Не толь­ко люди, но и... прятались от надвигающейся грозы. 4. В...— всюду ослепительно сверкали молнии. 5. Муравьи тащили в свое жилище все:...

Задание к упражнению:

Закончите предложения, добавляя однородные члены для уточне­ния своей мысли, для усиления выразительности. Включите слова, грам­матически не связанные с членами предложения.

 

 

Тема: Сложное предложение. Его виды. Сложносочиненное предложение.

Упражнение № 1

Тяж..лы первые впечатления провинциала в Петербург... Ему дико, грустно; его (н..)кто (н..)замеча..т; он потерялся здесь; (н..)новости, (н..)разнообразие, (н..)толпа (н..)развлекают его. Про­винциальный эгоизм его объявляет войну всему что он вид..т здесь и чего (н..)вид..л у себя. Он задумывается и мысле(н, нн)о переносит?ся в свой город. Какой отрадный вид! Один дом с остр..конеч­ной крыш..й и с п..лисадничком из акац..й. На крыш., надстройка, приют голубей,— купец Изюмин охотник гонять их: для этого он взял да и выстроил голубятню на крыш..; и по утрам и по вече­рам, в к..лпак.. и в халат.., с палкой к концу которой привязана тряпица стоит на крыш., и посвистыва..т размахивая палкой. Дру­гой дом — точно фонарь: со всех четырех сторон весь в окнах и с плоской крыш..й, дом давней постройки; кажется того и гляди развалится или сгорит от сам..возгорания; тес принял какой(то) светло(серый) цвет. Страшно жить в таком доме но там живут. Хо­зяин иногда правда посмотрит на скосивш..йся потолок и покачает головой, примолвив: «Простоит до весны? Авось!» — скажет по­том и продолжает жить опасаясь (н..)за себя а за карман. Подле него кокетливо красует?ся дикенький дом лекаря раскинувшийся (полу)кружием, с двумя похожими на будки флигелями а этот весь спрятался в зелени; тот обернулся на улицу задом, а тут на две версты тянется забор, из(за) которого выглядывают с деревьев ру­мяные яблоки, искушение мальчишек. От ц..рквей домы отступили на почтительное расстояние. Кругом их растет густая трава лежат надгробные плиты. Присутстве(н, нн)ые места — так и видно, что присутственные места: близко без надобности никто не подходит. А тут в столице их и не отличишь от простых домов, да еще срам сказать и лавочка тут же в доме. А пройдешь там, в городе, две, три улицы, уж и чу..шь вольный воздух, начинаются плетни, за ними огороды, а там и чистое поле с яровым. А тишина а (не)подвижность а скука — и на улиц., и в людях тот же благодатный застой! И все живут вольно, (на)распашку, (ни)кому (н..)тесно; даже куры и петухи свободно расхаживают по улицам козы и коровы щ..плют траву ребятишки пускают змей.

(И. Гон­чаров.)

Задание к упражнению:

Определите вид односоставных предложений (в том числе и в со­ставе сложного). Выделите главный член предложения. Назовите типы сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюз­ное; постройте их схемы и дайте пояснения.

 

1) Обратите внимание, что в этом тексте только одно абзацное де­ление. Чем это объяснить?

2) Дайте толкование выделенных слов и оборотов, подбирая, где возмож­но, синонимичные и антонимичные слова и обороты.

 

Упражнение № 2

Было тепло и тихо. 2. Начался дождь и ветер. 3. С двух сто­рон дороги — хмурые суровые сосны и ели. 4. Тучи бежали по не­бу и быстро рассеивались. 5.Хотелось проводить друга и засвет­ло вернуться домой.

Задание к упражнению:

Преобразуйте простые предложения в сложносочиненные с сою­зом ы; запишите их рядом с простыми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.2.96 (0.014 с.)