Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы наблюдения за г роз ами

Поиск

 

В целях обеспечения б езопасност и полет ов и регулярности движения ВС работники аэ родромных метеорологических органов (АМО) информируют руководящий, летный и диспетчерский сост ав о наличии гроз в районах аэродромов вы лета, посадки и на возд уш ных трассах, а также составляют прогнозы гроз.

За грозами ведутся как визуальные, т ак и инструментальные наблюдения.

В настоящее время наблюдения за грозами, в основном, проводятся визуально- сл уховым методом. Для проведения наблюдений привлекаются АМО, гид ромет еоро- логические станции (ГМС) и метеорологические посты (МП), расположенные вокруг каждого аэ родрома в радиусе д о 200 км (штормовое кольцо), дополнит ельная сеть ГМС и МП за пределами штормового кольца, работники аэродромов и посадочных площ адок мест ных воздушных линий, а т акже пилот ы, находящиеся на рабочих аэродромах в период проведения авиационных химических работ.

При всем обилии ист очников информации о грозах, получаемой визуально-слуховым методом, фиксируется т олько около одной трет и грозовых очагов, а промежутки времени межд у началом (концом) явл ения на ст анции и поступлением информации о нем, в среднем, равняются 10…15 (20…30) минут. В э тих условиях особое значение приобретает информация о грозах, полученная при помощи метеорологических радиолокаторов (МРЛ), а также при наблюдениях за атмосфериками.

Местоположение близких грозовых очагов наиб олее точно определяется

рад иолокационными методами по от ражениям от облаков посылаемых искусственных импульсов. К учево-до ждевые облака, сопровождающиеся ливнями и грозами, хорошо обнаруживаются с помощью МРЛ на расстояниях до 150 км. Большим преимущест вом рад иолокационного мет ода является то, что он позволяет получать площади, занят ые облаками, определять их эволюцию, перемещение, верхние границы, благодаря чему можно расширить сведения о характ ере мет еорологических процессов. По данным наб людений составляют ся карт ы радиолокационной информации, кот орые перед аются в АМО по фототелеграфу. Недост атком радиолокационных наблюдений за грозами является то, что наличие э лектрических разрядов в очаге облачност и определяет ся по косвенным аэ рологическим данным о структуре и развитии облаков. При этом могут возникнут ь тр удности с разделением ливневых и грозовых очагов. Кроме этого, карта радиолокационной информации пост упает в АМО со значительной задержкой после проведения наблюд ений, что снижает ее ценность в операт ивной работе по мет еорологическому обеспечению полетов.

Основным т ребованием к операт ивной информации является быст рота пол учения

данны х, указывающих на появление или развитие тех явлений, за которыми непрерывно проводятся наб людения. Атмосферики приходят в каждую т очку с максимальной принципиально допустимой скорост ью, поэт ому, при использовании эт их данных непосредст венно в пункте приема, выполнение треб ования к оперативност и обеспечивается. В зависимости от освещаемой территории, имеющаяся аппаратура для инструментальных наблюдений за ат мосфериками (грозами) может быт ь распределена по т рем основным группам:


- счет чики грозовых разрядов – район станции шт ормового оповещения в радиусе

15…20 км;

- установки для наблюдений за ближними грозами – зона штормового кольца в радиусе

150…200 км;

- установки для наблюдений за дальними грозовыми очагами - воздушные трассы и районы полет ов в радиусе д о нескольких т ысяч километров.

 

Счетчики грозовых разрядов (грозоотметчики, грозорегистрат оры) являются авт ономными приборами, пред назначенными для сигнализации о наличии грозовой д еят ельности в районе станции штормового оповещения без указания направления, а т акже д ля подсчета числа грозовых разрядов с целью получения объективной х арактерист ики – среднего числа разряд ов на единицу площади.

 

Установки для наблюдения за бл ижними грозами позволяют определять местоположение грозового очага (удаленност ь и азимут) от носительно пункта наблюдений. При этом информация может быть получена на экране электронно-лучевой трубки пеленгатора азимут а гроз (ПАГ) или на ленте самописца панорамного регистратора близких гроз. Данные приборы могут быть использованы автономно, как индикаторы наличия грозы в т ом или ином направлении на различных расст ояниях от пункта наблюдения, но наибольший эффект в прогностической работе по метеооб еспечению авиации получает ся при использовании их совмест но с выносным индикатором диспет черского радиолокатора.

 

Установки для наблюдений за дальним и грозовыми очагам и позволяют за

20…30 минут (в зависимост и от грозовой акт ивност и) получить информацию о грозовых очагах (уд аленност ь и азимут) на территории радиусом до 10 тысяч километров от пункта наблюдения.

Для метеорологического об еспечения полетов больш ое значение имеет прогнозирование гроз. Прогноз фронтальных гроз производится синоптическим мет одом. Поскольку эти грозы непосредственно связаны с ат мосферными фронт ами, прогноз сводится к расчету направления и скорости перемещения фронта, а также оценке его обострения или размывания (э волюции).

Для прогноза внут римассовых гроз, обычно, применяют ся различны е методы с использованием данных радиозондирования атмосферы в утренние часы. При прогнозе учитывает ся синоптическая обст ановка, энергия неустойчивости атмосферы (определяемая по аэрологической диаграмме), высота развит ия кучево-дожд евого о блака, влагосодержание воздуха в слое от земной поверхности д о уровня 500 гПа, скорость ветра в средней части т ропосферы. Существенную помощ ь при прогнозировании гроз могут оказывать местные признаки погоды. Например, появление в ут ренние часы на горизонте высоко-кучевых б ашенкообразных облаков указывает на неустойчивое состояние средних слоев тропосферы и большую вероятность возникновения грозы во второй половине дня. Появление высоко- кучевых чечевицеобразных облаков указывает на приближение холодного фронта 2-го рода и гроз, связанных с этим фронтом.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕ ТОВ И УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖ ЕНИЕМ В ЗОНАХ ГРОЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. При принятии решения на полеты с пересечением зон грозовой д еят ельности и сильных ливневых осадков необходимо учитывать:

- х арактер гроз (внутримассовые, фронтальные);

- расположение и перемещение грозовых (ливневых) очагов, возможные маршруты их об хода;

- необходимость дополнительной заправки топливом.


2. Полеты по ПВП и ОПВП ниже нижнего эшелона по маршрутам, прох одящим в горной мест ност и, при наличии и прогнозировании фронтальных гроз запрещаются.

3. Полеты по ППП в зоне грозовой деятельности без бортовых РТС обнаружения грозовых

очагов при отсут ствии наземного радиолокационного конт роля запрещаются.

4. При подходе ВС к зоне грозовой деятельности (сильных ливневых осадков) командир ВС обязан оценить возможность продолжения полета, принять решение на обход опасной зоны или на полет на запасной аэродром и согласовать свои дейст вия с органами ОВД.

5. Диспетчер, используя радиолокаторы, мет еоинформацию и сообщения с ВС, обязан информировать экипажи о характере облачности, расположении грозовых очагов, направлении их смещения и давать рекомендации по обходу грозовых облаков.

6. При визуальном об наружении в полет е мощно-кучевых и кучево-дождевых облаков, примыкающих к грозовым оч агам, разрешается обходит ь их на уд алении не менее 10 км. При невозможности обхода указанных облаков на заданной высоте разрешается визуальный полет под облаками или выше их.

7. Визуальны й полет под облаками разрешается только днем, вне зоны ливневых осад ков,

если:

- высота полет а ВС над рельефом местности и искусственными препят ствиями не меньше истинной безопасной высоты, но во всех случаях не менее 200 м в равнинной и холмист ой мест ност и и не менее 600 м в горной мест ност и;

- вертикальное расстояние от ВС до нижней границы облаков не менее 200 м.

8. Полет над верхней границей мощ но-кучевых и кучево-дождевых облаков разрешается

выполнят ь с превышением над ними не менее 500 м.

9. При обнаружении в полете мощно-кучевых и кучево-дождевых об лаков бортовыми РЛС

разреш ается обходит ь эт и облака на удалении не менее 15 км от ближней границы засветки.

10.Пролет межд у двумя грозовыми очагами может проводиться в том мест е, где расстояние межд у границами засветок на экране бортового радиолокатора не менее 50 км.

11.В условиях сильных ливневых осад ков посад ка ВС при метеорологической видимост и менее 1000 м запрещается.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 688; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.201 (0.014 с.)