Регистрация данных наблюдений с борта воздушных судов
Содержание книги
- Влияние ф изическ их харак теристик на взлет и пос адку самолетов
- Влияние физических характеристик на диапазон скоростей
- Влияние физ ических харак теристик на пред ельно д опустимую высоту пол ета
- Сил ы, действующие в атмосфере
- Изменение ветра с высотой. Термический ветер
- Реал ьный ветер и его вл ияние на взл ет, посад ку и пол еты по воздушным трассам
- Виды вертикал ьных движений возд уха и причины их возникновения
- Адиабатические процессы в атмосфере
- Вертикальная ус тойчивость атмосф еры
- Аэрологическ ая д иаграмма, ее ис пол ьзование дл я опреде- ления различных характеристик атмосферы и метеорологи- ческих условий полетов
- Глава 6. Облака, осадки и их влияние на полеты
- Характеристика кучевообразных, слоистообразных и волнистообразных облаков
- Определение характеристик облачности на аэрод ромах
- Осадки, их формы и виды. Влияние осадков на поле ты
- Понятие об искусственных воздействиях на облака и туманы с целью их рассеяния
- Глава 7. Видимость и ее влияние на полеты
- Определ ение видимос ти на аэродромах
- Понятие об общей циркуляции атмосфе ры
- Воздушные массы, их классификация, услов ия погод ы и полетов
- Атмосф ерные фронты, их классиф икация, ус ловия погоды и полетов
- Барические системы, условия пог оды и пол етов в них
- Туманы, ус ло вия их обра зов а ния и кл ассификация
- Обледенение воздушных судов, причины его возникновения и ф акторы, влияющие на е го интенсивность
- Виды и формы отложения льда на поверхности воздушных судов
- Влияние облед енения на аэрод инамические и Л етные характеристик и воздушных судов
- Турбулентность атмосф еры, причины возник новения и фак торы, вл ияющие на ее интенсивность
- Прогнозирование турбул ентности в атмосфере
- Методы наблюдения за г роз ами
- Сдвиги ветра в приземном сл ое, их вл ияние на выполне ние полетов
- Сдвиги ветра при прохождении у земли атмосферных фронтов
- Влияние вулканического пепла на выпол нение полетов
- Глава 10. Высотные и г еог рафическ ие особенности метеороло-
- Внутритропич еска я З она к онвергенции
- Особе нности ме те орол огичес ких усл овий полетов в высоких широтах
- Глава 11 . Аэросиноптические материалы, метеорологическая информация и д окументы, используемые при метеорологическом обеспечении международной аэронавигации
- Определить направление и ск орость ветра в том районе, где данные радиозондирования отсутствуют
- Эволюция атмосферных фронтов
- Прогнозы погоды по аэродрому
- Зональные прогнозы для полетов на малых высотах – gamet
- Характеристика синоптической ситуации (Characteristic of the synoptical situation)
- Явления погоды, требующие составления SIGMET, и сокращения, испол ьзуем ые в этих сообщениях
- Предупре ждения о сдв иге ветра ( wind shear warnings )
- Основы организации работы и задачи оперативных метео- рол огических органов по обе спечению без опа сности полетов
- Информация, пол учаемая с помощью метеорологических искусственных спутников З емл и (мисз)
- Регистрация данных наблюдений с борта воздушных судов
- Метеоролог ическое обеспечение эксплуататнтов и экипажей в оздушных судов
- Средства рассылки метеорологических данных
- Ос новные климатообразующие процессы
- Сокращения, используемые при метеорологическ ом обеспечении международной аэронавигации
- Список использ ованной литературы
Регулярные и специальные наблюдения с борта ВС регистрируются по форме AIREP – Aircraft report. Такая форма предоставляется э кипажу экспл уатантом или включается в полетную документацию.
На бланке формы AIREP размещают ся 3 таблицы.
Первая таблица является инструкцией экипажу ВС по заполнению бланка AIREP или AIREP SPECIAL и передаче донесений с борта ВС по каналам речевой связи. В этой таблице указаны также принят ые ICAO сокращения (таблица 12.2) для записи результат ов регулярных и специальных наблюдений. Эти сокращения используются и на земле при перед аче данных AIREP по телетайпу.
Таб лица 12.2. Форма AIREP. Принят ые ICAO сокращ ения для записи и передачи от кры тым т екстом информации AIREP
Сокращения для записи
| Передача открытым текстом
| на английском языке
| на русском языке
|
|
|
| ARP ARS ABM ARR ASC BASE F BKN CAT
Cb
CNS
| AIREP (air-report)
AIREP SPECIAL(air-report special) Abeam
Arrival
Climbing (ascending) Base flight level Broken
Clear air turbulence
Cumulonimbus (Si, Bi)
Continuous
| Регулярное наблюдение с борта ВС Специальное наблюдение с борта ВС На траверзе
Прибытие
Набор высоты
Нижняя граница на эшелоне Значительная (облачность) Турбулентность при ясном небе Кучево-дождевые (облака)
Сплошные
| Продолжение т аблицы 12.2.
|
|
| DEP DES DS EMBD ETA
F или FL FBL
FC FRQ FT FUEL FZRA GR HVY ICE INC ISOL KMH KT
LV M MEAN MOD MS MTW OCNL OVC PS
RA RH SCT SEV SN SS
TOP F
TS TSGR TURB VA
VA CLD VAR VRB
| Depart Descending Duststorm Embedded Estimated arrival Flight level
Light (feeble) Funnel cloud Frequent
Feet
Endurance fuel Freezing rain Hail
Heavy
Icing
In clouds
Isolated
Kilometers per hour
Knots
Light variable
Metres Mean Moderate Minus
Mountain wave Occasional Overcast
Plus
Rain
Relative humidity
Scattered Severe Snow Sandstorm
Top flight level Thunderstorm without hail Thunderstorm with hail Turbulence
Pre-eruption volcanic activity or
volcanic eruption
Volcanic ash cloud Volcanic activity report Variable
Calm
| Отправ ление Снижение Пыльная буря Замаскированные
Р асчетное время прибытия
Э шелон
Слабый
Воронкообразное облако (смерч)
Ч астые
Футы
Запас топлива
Переохлажденный (замерзаю щий) дождь
Град Сильный Обледенение В облаках
Изолированные Километры в час Узлы
Слабый, неустойчивый
Метры Средний Умеренный Минус Горная в олна Р едкие
Сплошная (облачность)
Плюс
Дождь
Влажность в процентах Отдельная (облачность) Сильная
Снег
Песчаная буря
Верхняя граница на эшелоне
Гроза без града Гроза с градом Турбулентность Вулканическая деятельность,
предшеств ующая извержению или
в улканическое извержение
Облако вулканического пепла
Сводка о в улканической деятельности
Неустойчивый
Тихо, штиль
|
- 274 -
Вторая таблица (таблица 12.3) заполняется летными экипажами в полете во время проведения регулярных или специальных наблюдений с борта ВС.
Третья таблица предназначена для графического изображения условий погоды
(заполняет ся по решению КВС).
Специальные наблюдения с борта ВС за вулканической деятельностью, предш ествующей извержению; вулканическим извержением или облаком вулканического пепла регистрирует ся по специальной форме донесений с борт а ВС о вулканической д еят ельности (VAR – Volcanic activity report).
Од ин экземпляр т акой формы (таблицы 12.4 и 12.5) включается в полетную
д окументацию, предназначенную для полетов по маршрутам, которые могут быть зат ронуты об лаками вулканического пепла.
Первый раздел формы VAR заполняется в полете и содержит информацию о вулканической деят ельност и, которая, по возможност и, сразу же после наблюд ения перед ается на землю в послед оват ельност и, указанной в форме VAR:
- Указат ель типа сообщ ения − ARS.
- Опознават ельный индекс ВС.
- Местоположение или координат ы (широт а и долгот а).
- Время.
- Эшелон или абсолютная высота.
- Наблюдаемая вулканическая деятельность (Volcanic activity).
- Температура воздуха.
- Ветер (направление и скорость).
- Дополнительная информация.
Второй р аздел формы VAR заполняется по сле полет а и содержит инфор мацию, пол ученную в рез ул ьт ат е наблю дения за облаком вулк анич еского пепл а или встречи с ним.
По прибы тии воздуш но го судна на аэ род ром назнач ения заполненны е формы AIREP и VAR незамедлительно передаются эк сплуат ант ом или чл еном л ет ног о э кипажа аэр одро мному мет ео рологическо му органу. В кач естве дополнения к информации, сод ержащ ейся в форме AIREP или VAR, од ин из членов лет но го э кипажа до лжен представит ь устную информацию о мет еоро логических условиях, наб людавшихся во вр емя по лет а.
Полученны е специальны е донесения в формат е AIREP SPECIAL нем ед ленно
напр авляются в Киевский банк авиационных метеоданных (БАМД) и ВЦЗП (Лондон).
С пециальные до несения в формате VAR нем едл енно направляются в VAАС Тул уза.
Таблица 12.3. Форма AIREP. Пример заполнения таблицы на бланке формы AIREP Company Aeroflot Flight № 351 (Авиакомпания Аэрофлот Рейс № 351)
|
Addressee (Адресат)
|
DAKAR
|
RECIFE
|
SAL
| Message type designator
(Индекс типа сообщения)
|
ARP
|
ARS
|
ARP
|
Информация о местоположении ВС
| 1 Aircraft identification
(Опознавательный индекс ВС)
|
AFL 351
|
AFL 351
|
AFL 351
|
2. Position (Местоположение)
|
KODOS
| 0300S
530W
|
REBAL
|
3. Time (Время)
|
|
|
|
4. Flight level or altitude
(Э шелон или абсолютная высота полета)
|
FL 310
| FL 310
ASC FL 350
|
FL 350
| 5. Next position and time over
(Следую щее местоположение и время его пролета)
| REBAL
| REBAL
| MORLU
| 6. Ensuing significant point
(Следующая основ ная точка)
|
|
|
| Оперативная информация
|
7. Estimated time of arrival
(Р асчетное время прибытия)
|
|
|
SAEZ
|
8. Endurance fuel
(Продолжительность полета по запасу топлив а)
|
FUEL
|
FUEL
|
FUEL
|
Метеорологическая информация
|
9. Air temperature (Температура воздуха)
|
MS 35
|
|
MS 40
| 10. Spot wind or mean wind and position (Ветер в данной точке или средний ветер и местоположение средней точки)
| 300/30KT MEAN
1000N
02040W
|
|
230/60KT
|
11. Turbulence (Турбулентность)
| MOD TURB INC
| SEV TURB
| MOD CAT
|
12. Aircraft icing (Обледенение)
|
|
|
| 13. Humidity (if available)
[Влажность (если имеются данные)]
|
|
|
|
14. Supplementary information
(Дополнительная информация)
| ISOL CB TOPS FL 330
| FRQ CB TOPS FL 330
| OCNL CB TOPS
FL 370
|
|
Time transmitted (Время передачи)
|
|
|
| Таб лица 12.4. Форма специального д онесения с борта ВС о вулканической деятельности
(Форма VAR)
Опознав ательный индекс ВС
Э ксплуатант: (согласно п.7 плана полета): Командир ВС:
……………………………… ……………………………… ……………………………… Вылет из.................................. Дата......................................... Время................................... UTC Прибытие в............................. Дата …………………............. Время................................... UTC
| Раздел 1
| Адресат
|
|
| СПЕЦИАЛЬНОЕ ДОНЕСЕНИЕ С БОР ТА ВС
| 1. Опознавательный индекс
ВС
|
| 2. Местоположение
|
| 3. Время
|
| 4. Эшелон или абсолю тная высота полета
|
| 5. ВУЛКАНИЧ ЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕЧЕНА
|
(Местоположение или пеленг и расстояние от воздушного судна)
| 6. Температура воздуха
|
| 7. Ветер в данной точке
|
| 8. Дополнительная информация
| (Краткое описание вулканической деятель ности, включающее распространение облака вулканического пепла в вертикальном и поперечном направлениях, его дв ижение в горизонтальной плоскости, скорость нарастания и прочее при наличии данных)
| Раздел 2
| Нижеследующая информация не предназначена для передачи по РТКС
|
| ОТМЕТИТЬ [ V ] В СООТВЕТСТВУЮЩИХ КВАДРАТАХ
|
9. Плотность облака пепла
| а) малая
в) большая
| [ ] [ ]
| б) умеренная
| [ ]
|
10. Цвет облака пепла
| а) белый
в) темно-серый
| [ ] [ ]
| б) светло-серый г) черный
| [ ] [ ]
|
11. Извержение
| а) непрерыв ное в) невидимое
| [ ] [ ]
| б) периодическое
| [ ]
| 12. Местоположение очага в улканической деятельности
| а) вершина
в) один кратер
д) не наблюдается
| [ ] [ ] [ ]
| б) боковой склон
г) несколько кратеров
| [ ] [ ]
| 13. Прочие наблюдаемые особенности извержения
| а) молнии
в) большие камни
д) быстрое нарастание облака
| [ ] [ ] [ ]
| б)свечение
г) выпадение пепла е) сведений нет
| [ ] [ ] [ ]
| 14. Воздействие на ВС
| а) на средства свя зи в) на двигатели
д) на лобовое стекло
ж) отсутствие воздействия
| [ ] [ ] [ ] [ ]
| б) на навигационные системы
г) приемник статического давления
е) на окна
| [ ] [ ]
[ ]
|
15. Прочие яв ления
| а)турбулентность в) дым, испарения
| [ ] [ ]
| б) огни св.Э льма
г) отложение пепла
| [ ] [ ]
| 16. Прочая инф ормация
| Прочая информация
| Таблица 12.5. Special air-report of volcanic activity (Model VAR)
Aircraft identification
Operator: (as per item 7 of flight plan): Pilot-in-command:
……………………………… ……………………………… ……………………………… Dep.From................................ Date....................................... Time …................................ UTC Arr.at...................................... Date ……………................... Time …................................ UTC
| Section 1
| Addressee
| LIRR (Рим)
|
| AIREP SPECIAL ARS
| 1. Aircraft identification
| AFL515
| 2. Position
| 31N014E
| 3. Time
| 10.15
| 4. Flight level or altitude
| FL300
| 5. VOLCANIC ACTIVITY OBSERVED AT
|
Volcano erupted at 30 km to S
| 6. Air temperature
| MS 48
| 7. Spot wind
| 260/60 KMH
| 8. Supplementary information
| Ash cloud up to 7500 m, mov NE 20 KMH
| S ection 2
| The following information is not transmission by RTF
|
| TICK [ V ] THE APPROPRIATE BOX
|
9. Density of ash cloud
| a) wispy
c) very dense
| [ ] [ ]
| b) moderate dense
| [ ]
|
10. Color of ash cloud
| a) white
c) dark grey
| [ ] [ ]
| b) light grey d) black
| [ ] [ ]
|
11. Eruption
| a) continuous c) not visible
| [ ] [ ]
| b) intermittent
| [ ]
| 12. Position if activity
| a) summit c) single
e) not observed
| [ ] [ ] [ ]
| b) side
d) multiple
| [ ] [ ]
| 13. Other observed features of eruption
| a) lightning
c) large rocks
e) mushrooming cloud
| [ ] [ ] [ ]
| b) glow
d) ash fall out
f)nil
| [ ] [ ] [ ]
| 14. Effect on aircraft
| a) communications c) engines
e) windscreen g)nil
| [ ] [ ] [ ] [ ]
| b) nav. systems d) pilot static
f) windows
| [ ] [ ] [ ]
|
15. Other effects
| a) turbulence c) fumes
| [ ] [ ]
| b) St.Elmos Fire d) ash deposits
| [ ] [ ]
| 16. Other information
| (Add any information considered useful)
|
Специальное донесение с борта воздушного судна в адрес Рима:
Аэрофлот, рейс 515 в 10 часов 15 минут UTC находится в точке с координатами 31° северной
широты и 14° восточной долготы, на эшелоне 300. В 30 км к югу замечено извержение вулкана. Температура воздуха за бортом -48°С. Ветер 260° 60 км/ч. Облако вулканического пепла поднимается до высоты 7500 м, смещается на северо-восток со скоростью 20 км/ч.
|