Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Турбулентность атмосф еры, причины возник новения и фак торы, вл ияющие на ее интенсивностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воздух пред ставляет собой чрезвычайно подвижную среду, в которой движение частиц обычно имеет беспорядочный или, т ак называемый, турбулентный характ ер.
Турбул ентность (от лат инского слова “т урбо” – завихрения, водоворот) – это такое состояние атмосферы, при котором образуют ся вихри разных размеров, возникают горизонтальные и вертикальные порывы ветра. Оси турб улентных вихрей быст ро меняют свое положение в пространст ве и бывают ориентированы в самых различных направлениях. С т урбулентностью атмосферы связаны порывистость ветра, перенос по вертикали водяного пара, ядер конденсации и других материальных частиц; она способ ствует верт икальному переносу т епла из одних слоев в другие, обмену количества д вижения межд у различны ми слоями и т.п. Турбулентный обмен оказывает существенное влияние на условия формирования, э волюцию и микрофизическое строение облаков, туманов и осадков, с которыми непосредственно связаны сложные метеорологические усло вия полетов. Турбулентность оказывает существенное влияние на распространение звуковых и э лектромагнитных волн (особ енно ульт ракоротких волн). Но особ енно велико влияние т урбулент ности на полет ВС. Во время полет а в турбулентной зоне, при пересечении атмосферных вихрей ВС подвергается воздейст вию вертикальных и горизонтальных порывов ветра. При э том изменяет ся угол атаки крыла и подъ емная сила, происходит т ряска и вибрация, воздушное судно испытывает неупорядоченные броски вверх и вниз, создают ся перегр узки, т.е. возникает болтанка ВС.
Болтанка – это беспорядочные колебания воздушного судна, сопровождающиеся перегр узкой при полете в т урб улент ной атмосфере. Зависимость приращения перегрузки самолета ∆ n от различных факторов выражается следующим образом: W V D Су
D n = ± r эф Da 2 G
, (9.1) S
где: r - плотность воздуха; Wэф -э ффект ивная скорость вертикального порыва ветра, которая определяется как результат воздействия на воздушное судно вертикального порыва, изменяющегося по линейному закону от нуля до W max; V -скорость полет а; G -вес самолета; S -площад ь крыла; a -угол атаки; Cу -коэффициент подъемной силы; D Су -изменение коэффициента подъемной силы в зависимости от приращения угла Da атаки.
Из формулы видно, чт о приращение перегрузки, а значит и болтанка ВС, зависят от: -турбулентного состояния атмосферы (r, Wэф);
- режима полет а (V, D Су); Da - конст рукции самолета (G, S).
Это означает, что при одной и той же интенсивности атмосферной турбулентности различны е типы ВС будут испытывать болтанку различной интенсивности. При прочих равных условиях болтанка т ем интенсивнее, чем больше скорость полета. Поэт ому в р уководст вах по летной эксплуат ации ВС через число М задаются максимально д опустимые скорост и полета в спокойной и т урбулент ной атмосфере. Интенсивность болт анки оценивается приращением перегрузки (D n), выраженным в д олях ускорения свободного падения (g). При полете на эшелоне: -умеренная болт анка () наб людается при D n ±0,5g…±1 g; -сильная болтанка () наблюдается при D n >±1g.
При взлете и посадк е: - умеренная болт анка наблюд ается при D n ± 0,3g...± 0,4g; - сильная болтанка наблюдается при D n > ± 0,4g. В зависимост и от причин образования турбулентность подразделяет ся на термическую, динамическую, орографическую.
Термическая турбулентность (конвекция) возникает из-за неравномерного прогрева подстилающей поверхност и или в результате нат екания холодного воздуха на теплую подстилающую поверхность при больших вертикальных температурных градиентах. Над конт инент ом наблюдается летом, днем. При т ермической турбулентности возникают как беспорядочные, так и упорядоченные восходящ ие и нисходящие пот оки воздуха. Ее интенсивность зависит от влажност и воздуха. В сухом возд ух е конвекция развивается до высоты 2…3 км и вызывает в эт ом сло е слабую или умеренную болтанку. Во влажном воздух е конвекция развивается до больших высот, иногда до тропопаузы, и приводит к образованию мощно-кучевых и кучево -дождевых облаков. В эт ом случае болт анка сильная, особ енно в об лаках, и наблюдается от земли до верх ней границы облаков.
Динамическую турбулентность вызывают следующие причины: - т рение движущ егося во зд ушного пот ока о шерох оват ости рельефа на земной поверх ност и; - неоднородность характера воздушного потока по направлению и скорости; - волновые д вижения в слоях инверсии и изотермии. Трение о земную поверхность в равнинной и х олмистой мест ност и обуславливает возникновение динамической турбулентности в нижнем слое тропосферы (до 1…1,5 км). Такая турбулентность вызывает слаб ую и умеренную болт анку. Чем сильнее воздуш ный поток и больше шероховатость подстилающей поверхности, тем интенсивнее динамическая т урб улентность в приземном слое.
В свободной атмосфере динамическая т ур булент ност ь возникает в слоях, где наблюдается больш ая изменчивост ь характ еристик вет ра по высоте и/или по горизонт али. Для количественной характеристики такой турбулентности вводится понятие сдвиг ветра – изменение вектора вет ра в пространст ве, включая восходящ ие и нисходящ ие потоки. Опасная т урб улентность образует ся при верт икальных сдвигах ветра более 3 м/с на 100 м высоты и/или горизонтальных сдвигах вет ра более 6 м/с на 100 км расстояния. Турбулентные зоны в большинстве случаев имеют ограниченны е размеры. Их т олщина чаще всего 300…600 м, горизонтальная протяженност ь 60…80 км. Очень редко зона т урб улент ност и охватывает слой толщиной 2…3 км и имеет протяженность до 1000 км. Чем интенсивнее т урб улентная зона, тем меньше ее толщ ина и прот яженность. Эт и зоны неустойчивы во времени и могут исчезат ь через 30…50 минут после их возникновения. В свободной ат мосфере динамическая т урб улент ност ь чаще всего развивается там, где наблюдается сх одимость (конвергенция) и расходимость (дивергенция) воздушных потоков, на границах ст руйного т ечения, в зоне тропопаузы.
Турбулентность, наблюдающаяся в атмосфере на высот ах более 5 км при от сутст вии кучевообразных облаков, называется турбулентность при ясном небе – ТЯН (CAT – clear air turbulence). ТЯН относит ся к опасным для авиации метеоявлениям в силу внезапност и (неожиданно для экипажа) воздействия на ВС. Известны авиационные происш ествия из-за попадания ВС при безоблачном небе в зоны очень сильной т урб улент ност и. ТЯ Н чащ е всего связана со струйными течениями. Горизонтальные размеры ТЯН изменяются в довольно больших пределах, достигая, в отд ельных случаях, нескольких сотен километров; т олщина ТЯН, как правило, не превы шает 1000 м. Динамическая турбулентность, возникающая в слоях инверсии и изотермии, имеет вид чередующихся восходящ их и нисходящ их пот оков.
Орографическая турбулентность возникает в горных районах. Воздушный поток при об текании горных препятст вий деформирует ся и, при опред еленных условиях, эт о приводит к образованию зон с повышенной турбулентностью. Повторяемость сильной т урб улент ност и в горных районах при одних и тех же метеорологических условиях значит ельно выше, чем в равнинной местности. Характер и интенсивность турбулентности зависят от формы и размеров горного препятствия, от т ого, как направлен воздушный поток по отнош ению к препятст вию, от скорости ветра и изменения ее с высотой, от температ урной стратификации. Турбулентность, вызывающая интенсивную болтанку ВС, об разуется в тех сл учаях, когда: - воздушный поток направлен перпендикулярно к горному препят ствию; - скорость ветра у земли 8…10 м/с и с высотой вет ер усиливается; - выш е горного препятствия наблюдается устойчивая стратификация ат мосферы (имеет место слой инверсии, изотермии или медленного понижения т емператур ы с высотой). Опасная турбулентность возникает (рис. 9.4):
Рис. 9.4. Турбулентность в горных районах
- над вершиной горы в слое 500…1000 м. Здесь поток сжимается, усиливается, в результате чего вертикальные сдвиги ветра увеличивают ся д о 5 м/с и более на 100 м высот ы; - с подветренной стороны гор, где образуют ся сильные нисходящие пот оки (фён), совокупность вихрей разных размеров (роторы), а выше хребта – подветренные волны. Зона повыш енной турбулентности распространяет ся по горизонтали в направлении воздушного потока на 20…30 км от горного препятст вия. Упорядоченные нисходящ ие возд уш ные пот оки (фён), возникающие на под вет ренной стороне, приводят к резкой потере высоты ВС на несколько сот ен метров. Извест ны лет ные происшест вия, связанные с указанным явлением. Роторы возникают чаще всего за горными препятст виями высотой до 1500 м. Они предст авляют собой цилиндрические вихри диаметром 500…1000 м с горизонтальными осями, направленными параллельно горному х ребту. В отчетливо выраженных рот орах скорости вертикальных д вижений 5…10 м/с, поэтому в роторах наблюдается сильная болт анка, аналогичная болтанке в кучево-дождевых облаках. Иногда в верхней част и роторного вихря образуются разорванно-кучевые об лака с небольш им вертикальным развит ием (напоминают шляпку гриба). Роторы располагаются в виде нескольких (чаще трех) параллельных хребт у полос. Периодически рот оры “отрывают ся” и, перемещаясь вместе с пот оком, турбулизируют возд ух вдали от гор, а на их месте создаются новые.
Подветренные волны распространяют ся в ат мосфере до высоты в 4…5 раз превышающей высот у горного препят ствия и могут наблюд аться во всей толще тропосферы, а иногда распространяться и в нижнюю страт осферу. Длина таких волн 5…80 км, амплит уда 100…150 м, вертикальные скорости могут достигать 10…12 м/с. При полете в подветренных волнах возникает циклическая б олтанка, вызываемая чередующимися восходящими и нисходящими движениями в гребнях и ложбинах волн. Наиб олее опасной бывает болтанка в коротких волнах с большой амплитудой. При достат очной влажност и воздуха в гребнях волн образуются малоподвижные гряды облаков, параллельные хребт у, чаще это чечевицеобразные облака. Такие облака мог ут располагат ься в несколько ярусов, один ярус над д ругим. В э тих случаях подветренные волны заметны визуально. В об ласти образования подветренных волн наблюдают ся резкие колебания атмосферного давления. Вследст вие эт ого показания барометрического высот омер а част о оказываются ненадежными. Так, при полетах отмечались ошибки в определении высоты до 300 м и более. Наряду с т урбулентностью, на условия полетов в горных районах влияет э ффект общего подъема возд ух а на навет ренной и опускание его на подвет ренной стороне. Поэт ому ВС на наветренной стороне хребт а “т янет” кверху, а на подветренной “прижимает” к земле. Влияние горного хребта на воздушный пот ок начинает сказываться на значительном расстоянии. При высоте хребта 1000 м воздушный поток начинает восходящее движение на расстоянии 60…80 км от него.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.33.130 (0.008 с.) |