Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы и характеристики детских оздоровительных лагерейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Формирование и развитие личности определяется как ее биологическими задатками, так и совокупностью условий социального существования в данную эпоху, а также ее физического, духовного и нравственного здоровья. Поэтому огромное влияние на жизнь каждого человека, а в особенности ребенка, оказывают рекреационная и воспитательная функции окружающей среды, проявляющиеся в социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания в образовании людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения. Социальное (общественное) воспитание рассматривается как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимой детям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь. (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социо-культурной деятельности. М. МГУК, 1995. c. 12) Досуг – эта та часть свободного времени подрастающего человека, в которой возрастает доля его самостоятельности, т.к. нет непосредственного внешнего руководства его деятельностью. Досуг организуется человеком как сугубо индивидуальная деятельность, в которой выбор содержания, форм и методов деятельности зависит от интересов и потребностей личности, ее склонностей и увлечений. (Русанова В.С. Воспитательный потенциал центров детского досуга. Центры детского досуга. Часть 1. Челябинск, 1998. с. 18) Представляется, что наибольшим потенциалом обладает организуемый взрослыми досуг. Формой организации детского досуга может стать центр досуговой деятельности, реализуемый, например, такой как детский оздоровительный лагерь. Организация досуговой деятельности во многом зависит от того, какая концепция досуга выбирается за основу. В последние десятилетия сформировалось несколько концепций досуга: - деятельностная, в которой досуговая деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образа жизни человека, необходимая для воспроизводства его сил; - медико-биологическая (курортологическая, оздоровительная), в которой досуг рассматривается как способ оздоровления, адаптации человека к неизвестным условиям природной среды, снятия стресса; - курортологические и социально-культурные, которые рассматривают досуг как сферу образования, воспитания личностной и социальной культуры, личностных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно-историческими ценностями, наследием каждого народа; - экологические, природоохранительные, в которых решающим фактором полноценного досуга выступает природа; - техноэкономическая, в которой предполагается, что полноценный досуг должен быть организован с помощью специальных технологий, сферы досуга; - социально-управленческие, ставящие жесткую регламентацию досуговых центров, всех видов и форм досуговых занятий. (Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Указ. Соч. с.39 - 44) Длительное время в организации детского летнего отдыха преобладала социально-управленческая концепция. В последние годы на вооружение берутся все перечисленные концепции, что позволяет создавать лагеря детского отдыха различных типов. По типологии образовательных учреждений любой детский лагерь следует причислить к учреждению дополнительного образования. Вместе с тем, функции летнего лагеря отдыха детей включают не только простую реализацию образовательных программ различной направленности. Они обеспечивают также формирование здорового образа жизни у детей, оздоровление в самом широком смысле слова, в силу чего летний лагерь можно считать оздоровительным институтом. По способу дислокации лагеря могут быть базовые (лагерь организуется на том месте, где организуется весь учебно-воспитательный и оздоровительный процесс) и передвижные (группы комплектуются и идут по определенному маршруту). (Константинов Ю., Маслов А., Дрогов И. Модели профильных полевых туристических лагерей.// Народное образование. 1999. №5 с.129-137) По типу организации и функционирования различают следующие типов лагерей: - стационарные, т.е. специально создаваемые детские оздоровительные учреждения, преимущественно загородные; - создаваемые на приспособленной базе, т.е. в помещениях учреждений и организаций, которые изначально не создавались как оздоровительные лагеря; - нулевые или палаточные. По целевому назначению формируются так называемые профильные лагеря, тип которых определяется профилем, основными задачами, которые ставит организатор лагеря. Это могут быть летние трудовые лагеря, как местной дислокации, так и выездные загородные; экологические лагеря; лагеря стандартного типа, полевые туристические лагеря и т.п. Представляется, что профильные лагеря являются наиболее перспективной формой детского отдыха, т.к. формируются на основе учета ведущего интереса отдыхающего. (Залунина Е. Профильные лагеря как перспективная форма отдыха.// Народное образование. 2000. №4-5 с.150-151) Каков бы ни был тип лагеря, если раньше он назывался пионерским лагерем, то в настоящее время он называется оздоровительным, что подчеркивает его главную задачу – оздоровление детей в широком смысле слова. Лагерь – это педагогическое учреждение, включенное в общую систему образования с учетом специфических условий, в которых оно функционирует. (Бедерханова Вера. От несвободы - к несвободному ребенку и педагогу.// Народное образование. 2000. № 4-5. с. 34) Предметная среда типового лагеря состоит из помещений (спальных корпусов, столовой, клубного помещения и мест для занятий детей по интересам и т.п.), сооружений (спортивного ядра, стадиона, спортплощадок, гимнастического городка, оборудованного места для купания), участка зеленых насаждений, стендов, мест для проведения линейки, мест для хранения инвентаря. Коллектив лагеря включает не только детей и педагогов, но и администрацию лагеря, а также всех сотрудников так или иначе сопричастных жизнедеятельности лагеря (охранники, медицинский персонал, технический персонал, работники кухни), т.е. всех, кто коммунально и деятельно влияет на жизнедеятельность отдыхающих детей. Организацию детского отдыха можно свести к двум тенденциям. В соответствии с первой тенденцией взрослые считают своей задачей создать внешние условия для детского досуга: игровые комнаты, площадки, городки и бассейны, солярии, автодромы, компьютерные центры, видеотеки и т.д. В соответствии со второй тенденцией взрослые считают: задачи определяются тем, что главное - не потребление созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение стремления к собственной разработанной творческой деятельность. При этом ребенок сам создает радость игры и общения, интересная жизнь возникает из совместной работы воспитанников и воспитателей, из своих творческих возможностей. (Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимохин А.И. Что делать с детьми в загородном лагере. М. Новая шк., 1994. с. 4) Многие педагоги в настоящее время придерживаются мнения, что успешность адаптации личности в современных условиях определяется главным образом тем, в какой мере она способна к само изменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянном обновлению знаний, производственных (трудовых) навыков, ориентаций и установок, поэтому формирование у детей способности к саморазвитию становится в современных условиях важнейшей воспитательной задачей. (Кленова Н.В., Ломов В.Ф., Меренков А.Р. Методика отслеживания и стимулирования саморазвития ребенка в досуговой деятельности.// Дополнительное образование. 2001. С. 22-28) Именно последняя, четвертая модель отношений, наиболее эффективно способствует саморазвитию личности. В соответствии с эти летним лагерям необходима выверенная идеология, истоки которой – в общечеловеческих ценностях, позитивных народных традициях духовного досуга. (Шмаков С. Нужна ли летнему лагерю идеология?// Народное образование. 2000. №4-5 с. 69-73). Идеология лагеря будет состоять из ведущих идей, принятых коллективом лагеря, поэтому элементной базой идеологии могут выступать: - традиции лагеря (законы, ритуалы, форма и содержание отрядных или общих дел, система праздников, уклад жизни); - оздоровительно-образовательная программа деятельности лагеря – на сезон, смену, подсмену; - программа деятельности педагогов и медицинских работников (индивидуальные планы и программы вожатых и воспитателей, педагогов организаторов, руководителей клубов и творческих мастерских, кружков и секций, врача и медицинской сестры, психолога, тренера-инструктора, музыкального работника и т.д.); - сценарии и планы конкретных дел (отрядных и общих, соревнований и конкурсов, праздников и будней). Таким образом, летние загородные лагеря отдыха детей следует рассматривать как особый социально-культурный институт, как оздоровительный институт, задача которого – оздоровление (в широком смысле слова) каждого представителя подрастающего поколения. Летний лагерь рассматривается не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребёнка, после него он и на год, и на класс старше и взрослее. В содержательной стороне этой жизнедеятельности следует особо выделить несколько аспектов. Во-первых, оздоровительная, составляющая жизни в лагере. Это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам; гигиенические навыки и правильный образ жизни. Во-вторых, оздоровительный отдых детей как мощный аккумулятор «зарядки» и «разрядки»: психической, нравственной, этической, эстетической, физической. Ибо в системе организованного отдыха действует принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, способствующий всестороннему раскрытию и развитию личности детей и подростков, выполняющий компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяющий детям отдохнуть, снять физическую и психологическую, перегрузки и создающий новые условия для того, чтобы обогатиться опытом, проверить, применить и получить новые, окрашенные игрой, романтикой знания и умения в различной практической коллективной работе, развивающий ребячью самореализацию, инициативу и самодеятельность. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции. В-третьих, система организованного отдыха для подростка благоприятна тем, что в ней взаимодействуют педагогические и медицинские, социальные и индивидуальные связи. Во время летних каникул дети могут использовать для любимых игр, спорта, дела, отдыха 936 часов, а за весь учебный год на это отводится 975. Таким образом, организованный отдых одновременно выполняет развивающую, оздоровительную, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную функции. Жизнь в лагере должна строиться на принципах: 1) подлинной демократии, открывающей максимальные возможности для развития инициативы, самодеятельности, самостоятельности, самоуправления детей и взрослых; 2) многообразия форм и методов, применяемых как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности подростков 3) простора в выборе видов деятельности коллектива друзей, воспитателей как условия для развития творческой самостоятельности ребёнка, его склонностей, интересов, физических возможностей; 4) уважительного отношения, как к личности взрослого работника так и к личности ребёнка. Задача системы: летнего отдыха в том, чтобы разбудить у детей и подростков живой и здоровый интерес ко всему окружающему, желание побольше узнать и проанализировать постигнутое, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения; быть добрыми, благодарными, отзывчивыми, зарядиться духовной и физической энергией. Основой здесь служат духовно-нравственные и культурно-исторические народные традиции, равно как и многослойное восприятие мира, а также пути и методы их реализации в сфере конкретных повседневных дел; детского оздоровительного отдыха детей, их взаимодействие со старшим, с семьёй. Главная цель содержания летнего организованного отдыха детей и подростков в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, свое значение в жизни, в семье, в обществе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.90.26 (0.013 с.) |