Деятельностная активность детей, потребностно-мотивционная сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельностная активность детей, потребностно-мотивционная сфера личности



В организационный период дети получили необходимую информацию о предлагаемых им кружках, секциях, "Нескучайках" (мини-кружках, которыми руководят вожатые). На 11-й день смены (к "Медиане") в таблице отмечаются кружки, секции и другие виды деятельности (спортивная, творческая, трудовая), в которых принимает активное участие каждый конкретный ребенок.

В процессе заполнения таблицы становится очевидным, кто из детей активнее, а кто так и не смог найти себе дело. Проблема последних разрешается, как правило, через мини-опрос ("Какой кружок ты хотел бы посещать?"), результаты которого заносятся в таблицу. Затем через систему "Нескучаек" и отрядных дел организуется интересная ребятам деятельность.

Игровой тренинг

Игровой тренинг состоит из трех игр: "Кораблекрушение", "Печатная машинка", "Архитектор". Время проведения - 9, 10, 11-й дни смены.

"Кораблекрушение"

1. 1. Задается ситуация: "Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы". Задача: проранжируйте (с № 1 по № 15) предметы по мере надобности, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.

2. Работа в группах. Объединяем ребят в группы. Их задача - сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе. Результат записывается в столбик № 3.

3. Рефлексия

o К чьему мнению в группе вы прислушивались?

o Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?

4. Оглашение "правильного ответа". Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:

o помогающие вас обнаружить,

o поддерживающие жизнь;

o бесполезные.

А потому правильнее всего расположить надо было так:

для обнаружения: зеркальце - 1, 2 - горючая смесь; для поддержания жизни: 3 - канистра с водой, 4 - армейский сухой паек, 5 - шоколад, 6 - непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от солнца), 7 - рыболовная снасть, 8-15 метров нейлонового каната, 9 - подушка надувная, 10 - спирт (для обработки ран), 11 - репеллент; бесполезные: 12 - радиоприемник, 13 - карта Тихого океана, 14 - противомоскитная сетка, 15 - секстант. Результат записывается в столбик № 5.

...          
1. Секстант ... ... ... ... ...
2. Зеркальце ... ... ... ... ...
3. Карта тихого океана ... ... ... ... ...
4. Баллон с горючей смесью ... ... ... ... ...
5. 5-литровая канистра с водой ... ... ... ... ...
6. Лист непрозрачного пластика ... ... ... ... ...
7. Радиоприемник ... ... ... ... ...
8. Рыболовная сеть ... ... ... ... ...
9. Бутылка медицинского спирта ... ... ... ... ...
10. Противомоскитная сетка ... ... ... ... ...
11. Надувная подушка ... ... ... ... ...
12. Репеллент, отпугивающий акул ... ... ... ... ...
13. Армейский сухой паек ... ... ... ... ...
14. 12 метров нейлонового каната ... ... ... ... ...
15. 2 коробки шоколада ... ... ... ... ...

5. Обработка результата. Разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика записывается во 2-й, разность 3-го и 5-го записывается в 4-й (считают сами дети).

Подсчитываем результаты в столбиках: 2-го столбика под вторым, 4-го под 4-м. В результате получается два числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось наименьшим, тот и является лидером.

"Архитектор"

В ходе этой игры перед ребятами ставится задача: "расположить" в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере (или кружки, объединения, мероприятия, в зависимости от того, какую информацию мы хотим получить). Принцип распределения:

  • на 3-м этаже - "буду ходить туда всегда" +++;
  • на 2 этаже - "скорее пойду, чем не пойду" + + -;
  • на 1 этаже - "скорее не пойду, чем пойду" - - +;
  • в подвале - "не пойду никогда" - - -.

"Печатная машинка"

Группа детей "превращается" в печатную машинку. Между ними распределяются буквы, оговариваются действия:

  • "печатание буквы" - хлопок;
  • "пробел" - общий хлопок;
  • "заглавная буква" - все встают, и т.д.

На плакате большими буквами написана строка из какого-либо произведения. Ребятам надо "напечатать" текст на своей печатной машинке.

  • 1-й раз - вожатый указывает буквы на плакате;>
  • 2-й раз - только указывает на буквы, молча;
  • 3-й раз - наблюдает со стороны, а дети все делают самостоятельно.

Игра продолжается до тех пор, пока весь текст от начала до конца не будет "напечатан" без ошибок. При каждой ошибке -- возвращаются назад.

Этот тренинг помогает отследить микроклимат в отряде, уровень сформированности отряда, наличие неформальных лидеров, а также характер взаимодействия между ребятами в микрогруппах. Итоги оформляются в виде краткой аналитической справки.

Заключительный период

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • выявленностью общих интересов;
  • необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
  • повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

Повторяется диагностика "Я в круге". Полученная информация сравнивается с первичной. Фиксируется динамика для мониторингового измерения произошедших перемен.

Проводится рейтинг дружинных и отрядных мероприятий. Для этой исследовательской технологии вспоминаются и записываются все дела смены. Детям предлагается расставить их, проранжировать по местам, начиная с 1-го, по порядку. Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие. Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей.

Динамика отъезжающих до окончания смены детей помогает отследить, сколько (в процентном отношении) детей осталось, сколько детей и по каким причинам уехали. Результат этой диагностики - один из критериев эффективности работы вожатых.

Количество детей
на начало сезона уехавших по состоянию здоровья уехавших по семейным обстоятельствам уехавших из-за неразрешенного конфликта исключенных из лагеря оставшихся до конца сезона
... ... ... ... ... ...

Эмоциональный настрой детей на последействие

Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе продолжает фразу: "Когда я приеду домой, я обязательно расскажу самым близким мне людям, что лагерь - это:".

Затем все без исключения записки детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный "сборник" - хороший повод для разговора на последнем огоньке.

Постлагерный период

Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно-психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и знакомым, перезваниваются и переписываются с вожатыми и друг с другом. Продолжается эмоциональное "пере-проживание". Это - этап рефлексии и разностороннего анализа. Личное внимание участников смены фокусируется на самом значимом и самом важном (положительном или отрицательном) из того, что произошло. Ребенок окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы постлагерного периода влияют на отношение ребенка к жизнедеятельности во временном детском коллективе. Через год вновь встает вопрос о поездке на новую смену (снова начинается подготовительный период).

Эти выводы и решения являются главными аргументами "за" и "против" лагеря. Мы как организаторы летнего отдыха детей заинтересованы в том, чтобы аргументы "за" во много раз перекрывали аргументы "против". Мелочей в нашем деле нет, ведь отдых - дело не менее серьезное, чем игра.

 

Выводы по второй главе

В данной главе нами был разработан проект тематической смены «Братство кольца», которая делится на организационный, основной и итоговый этапы.

Программа ориентирована на детей и подростков 8-16 лет и актуальна для особенностей этих возрастов, учитывая условия пребывания в детском оздоровительном лагере.

На протяжении смены каждый отряд по результатам заданий/конкурсов получает Великие Кольца и в конце смены, они обменивают их на фрагменты Кольца Всевластия, что в итоге поможет им стать Братством Кольца.

Совокупность общения, отношения и деятельности и образует педагогическое пространство, которое (по Г.М. Андреевой):

5. формируется для детей и совместно с детьми;

6. педагогически регулируется;

7. имеет критерии эффективности воздействия на всех его субъектов;

8. обладает возможностью развиваться и расширяться изнутри адекватно подобным процессам, происходящим с субъектами пространства.

 

Заключение

Список литературы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.067 с.)