Основные формы организации летнего отдыха детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы организации летнего отдыха детей



Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего досуга детей. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе и подростковых клубах, детские туристические поездки и маршруты и т.д. Сегодня, наряду с традиционными, появились новые возможности в организации летнего отдыха детей.

Загородные лагеря всегда были одной из самых распространенных форм организации летнего отдыха. Обзор литературы позволяет сделать следующую классификацию загородных лагерей.

· Досуговые. Основная цель досуговых лагерей – организация досуга. Специфика – многообразие видов деятельности.

· Оздоровительные. Задачи и формы типа лагерей связаны с оздоровление ребенка, улучшением самочувствия детей. Здесь избегают грандиозных программ, отрицательно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка. Главная роль отводится валеологам, которые отвечают за организацию и осуществление программ привлечения детей к здоровому образу жизни.

· Профильные. Это практически ориентированные лагеря. Их цель – углубление знаний по определенным предметам, создание условий для развития специальных способностей детей. Обычно здесь работают специалисты-предметники. Специальные лагеря могут иметь различный профиль. Наиболее распространенные – спортивный, туристский, экономический, лидерский и т.д. Существуют программы профильных лагерей для одаренных детей, для детей-инвалидов.

· Трудовые. Оказывают помощь в решении денежных проблем подростков, обучают какому-либо ремеслу или виду труда. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей и подростков, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики, позволяет воспитывать самостоятельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в чистой идеальной форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции и основными видами деятельности. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут реализовываться практически в каждом типе лагеря, но не везде они будут основными, то есть могут иметь второстепенное значение.

Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха, относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовать средства и ресурсы.

При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как

- временный характер коллектива;

- изменение привычной среды жизнедеятельности;

- закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

- отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.

Принципы организации педагогического процесса и жизнедеятельности детей в лагере.

1. Комплексность, как принцип организации работы лагеря, предусматривает взаимосвязанное (системное) решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм работы; применение определенной системы педагогических методов и средств.

2. Соблюдение принципов добровольности, самодеятельности, сотрудничества детей и взрослых создают условия для свободного развития ребенка. Эти принципы характеризуются: общедоступностью всех занятий, правом детей на выбор содержания и форм работы, детской группы и педагога, активным включением в деятельность лагеря всех детей, проявлением их инициативы и творчества, установлением отношений взаимной заботы и совместного творчества детей и взрослых.

3. Дифференцированный подход как принцип педагогической деятельности требует организации работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, определение возрастных границ дифференциации с учетом тенденции личностного развития детей соответствующего возраста, выделения в рамках данного возраста детских подгрупп на основе определенных психолого-педагогических характеристик.

Основные концепции организации летнего детского лагеря

Лагерь - дом

Создание атмосферы всеобщей заботы о каждом, формирование нравственных межличностных отношений между детьми и взрослыми. Учет индивидуальных особенностей детей. Работа с малочисленными по составу детским группами, свободно образуемыми детскими сообществами при полной реализации прав на выбор содержания и условий деятельности. Использование методики коллективной творческой деятельности, гибкого планирования в режиме само развивающейся жизнедеятельности.

Лагерь – клуб: Обеспечение занятости детей различными видами деятельности при разнообразии ее содержания и форм реализации. Учет основных возрастных тенденций развития детей соответствующих возрастных групп, их преобладающих интересов. Формирование творческой атмосферы совместной деятельности, привитие навыков культуры общения и взаимодействия в творческом процессе. Использование массовых и групповых (кружковых, секционных, студийных). Форм занятий, методики коллективной творческой деятельности, методики модульного планирования.

Лагерь - длительная педагогическая игра

В период смены на основе литературного сюжета развертывается сюжетно-ролевая игра, которая позволяет участникам овладеть игровой культурой, умениями ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Развитие смены (длительной игры) будет зависеть от результатов конкурсов, соревнований, состязаний, встреч, где каждый сможет стать победителем и по-своему распорядиться наградой. Через систему коллективных творческих дел, конкурсов будут решаться воспитательные задачи – способствовать формированию нравственных основ личности ребенка в условиях жизненного выбора.

Каждый участник длительной игры имеет возможность проявлять себя в разных ролях и качествах:

· участник дела, судья, арбитр, защитник;

· житель определенной сказочно-фантастической страны;

· разработчик, организатор игры,

· участник, мастер творческой мастерской;

· сценарист, режиссер, консультант;

· победитель, побежденный;

· строитель, архитектор, проектировщик;

· ведущий, конферансье, зритель.

Результатом смены может стать:

· варианты комплексных сюжетно-ролевых игр в условиях развития временного коллектива;

· изучение интересов, мотивов, возможности деятельности личности и коллектива в условиях лагерной смены;

· способствование формированию игровой культуры педагога-организатора, вожатого.

Лагерь - эрудит

Реализация различного рода образовательно-развивающих программ в специфических формах, повышающих эрудицию (ток-шоу, интеллектуальные турниры, тематические викторины, “бой ораторов”, состязание отраслевые, эстафеты тематических экспромтов и т.д.). Возможно профилирование содержания деятельности (гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое, фольклерно-этнографическое, туристско-оздоровительное и т.д.)

Лагерь - детский центр

Центр по своей сущности является социально-педагогическим комплексом круглогодичного действия. Его деятельность основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, педагогизации всех служб и подразделений центра, тщательной обработке механизма кадрового и материального обеспечения, последовательной реализации принципа обновления содержания, форм, а также конкретной методики, позволяющей максимально проявлять и реализовывать самые разнообразные интересы и запросы личности.

Деятельность центра основана на следующих принципах:

- создание максимального количества разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, само актуализации и саморазвития личности;

- содержательность деятельности, ее многообразие лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;

- свобода выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка;

- рефлективность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.009 с.)