Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Динамика развития детского временного коллектива.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Детские коллективы проживают в своем развитии определенные этапы, разные по значению и протяженности, и при удачном развитии и прохождении через все этапы группового взаимодействия получается то, что можно назвать «хороший коллектив». Эффективность «лагерного влияния» на ребенка очень высока, и многие дети, даже повзрослев, вспоминают яркие и наполненные жизнью лагерные смены, причем необязательно в «Артеке» или «орленке». Это могут быть и местные лагеря, и пришкольные площадки, ведь финансовое благополучие лагеря не всегда равнозначно эмоциональному благополучию детей в нём. В хорошем коллективе у ребенка появляется возможность опробовать свои силы в новой, непривычной обстановке, включиться в новые отношения. Во время «самостоятельной жизни» он почувствует, что такое «отвечать за себя», поймет, что значит «позиция коллектива», возможно, попробует себя в качестве руководителя. А самым удачным результатом смены будет применение нового опыта, полученного детьми в лагере, в реальной жизни. Итак, как происходит развитие детского коллектива? Первая стадия - «знакомство» в самом широком смысле слова: у участников отряда возникает потребность исследовать ситуацию, быть включенным в нее. В это время у них формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, часто - пар. Поведение детей зависимое - и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер. На этой стадии он, как правило, противостоит взрослым. Но напряженность в отношениях возникает редко — все пока хотят понравиться друг другу, всё неопределенно. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время - вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и на большинство. Вторая стадия - «раздел территории», или «борьба за власть», или «поиск крайнего». Главная потребность в это время - потребность во власти, в контроле над ситуацией, что проявляется в соперничестве между потенциальными лидерами, между группировками. Стремление к власти может проявиться в попытке воздействовать на конкурентов через «общественное мнение». Но может быть и так: никто не захочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность или стремиться к власти. В этот период в отряде неизбежны конфликты, стычки, резко может упасть успешность и продуктивность работы. Ошибкой со стороны взрослого было бы взять ответственность на себя («Они так ничего и не сделают», «Надоело, всё сам сделаю», «Всё равно подведут - самому надежнее») или «свалить кучей» на одного или нескольких детей. Надо помнить, что это этап разрешения внутригрупповых конфликтов, когда «на прочность» проверяются возникшие традиции и отношения. И здесь роль руководителя как установителя норм и организатора деятельности подвергается испытанию. Наилучшим выходом из такой ситуации является поиск «золотой середины». Если же конфликт в отряде попытаться «замять», найти «козла отпущения», воздействовать на непокорных силой - есть риск повторения этой ситуации, но уже по другому поводу - коллектив застревает на этой стадии и не развивается дальше, пока не будет найден конструктивный стиль совместной деятельности. Далее наступает третья стадия - привязанности, сплоченности или близости. Главная потребность здесь - в привязанности: устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом, становится возможным партнерство, взаимное понимание. Здесь важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе воспитатель или вожатый остается для детей руководителем, моделью поведения, носителем отрядных норм, но атмосферу, микрокосм общения создают уже сами ребята. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый. Надо отметить, что такой порядок развития применим к любому детскому коллективу и достижение эмпатии и взаимопонимания возможно лишь через этап конфликта, правильно пережитый. И не следует думать, что раз пройдя эти этапы, коллектив остановится на вершине дружбы и привязанности и там будет всё время. В течение смены отряд может несколько раз прожить чередование этих стадий, каждый раз переходя на новый уровень взаимопонимания. Образно это можно сравнить с лестницей, ведущей вверх, - для каждого подъема необходимо некоторое усилие, за которым наступит отдых. Практика показывает, что возможны ситуации, когда руководитель детского коллектива будет не в состоянии справиться с возникающими проблемами и поддастся соблазну «разрубить гордиев узел» одним жестким авторитарным решением. Иногда это бывает полезно и даже необходимо, но только в том случае, если поведение руководителя отвечает потребностям детского коллектива и ведет к достижению поставленных перед ним целей. Также неизбежно руководитель будет сталкиваться и с возникновением в отряде подгрупп, группировок и микрообъединений. Следует отметить, что с позиции отрядных норм и правил эти группировки могут иметь позитивную и негативную окраску, причем исследования показали, что чем ниже статус участника группировки как члена детского коллектива, тем меньше он подчиняется коллективным нормам. Члены детского коллектива с высоким статусом в группе могут соблюдать нормы до завоевания позиций лидера, а став лидерами, могут пренебрегать менее важными нормами, особенно если это не вызывает критических замечаний со стороны ребят и руководителя. Как правило, в группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, теплых отношениях, чем те, которые они получают в отряде, а также испытывающие потребность в подчинении или превосходстве, причем в этом случае они часто объединяются в одну иерархическую группировку. Иногда может оказаться, что один, но сильный «антилидер» подобрал себе в подчинение довольно большую часть детского коллектива, вызвав тем самым серьезный конфликт в отряде. Случаи антагонизма между группировками в отряде - вещь довольно частая, даже, наверное, обычная и нужная, если между группами детей есть здоровое соперничество, мелкие конфликты, решаемые конструктивно, не переходящие во вражду. При полном отсутствии конфликтов и противоречий в отрядной жизни велик риск «застояться», приобрести «наивнооптимистический» взгляд на жизнь и подход к решению проблемных задач. Правильное, конструктивное разрешение конфликтов движет вперед и развивает детский коллектив. Если вражда между группировками все-таки возникла и укрепилась, как быть? Для того чтобы увеличить сплоченность группы, необходимо заранее - в самом начале совместной деятельности - представить детям в положительном ключе самые важные нормы и правила отрядной жизни, которые определяют тип «хорошего» поведения. В ходе совместной работы руководитель должен быть моделью, образцом выполнения этих правил и поощрять детей, принимающих норму. Те дела, которые требуют взаимной зависимости и сплоченности всех членов коллектива, тоже помогают преодолеть вражду конкурирующих группировок. назовем это условно «правилом общего противника», против которого объединяются все члены отряда. Не следует понимать название буквально. Одним их самых деструктивных моментов в жизни детского коллектива является поиск и борьба с «козлом отпущения» - ребенком, выпавшим из отрядной жизни. Здесь коллектив вступает на внешне легкий и опасный путь - вслед за одним «козлом» найдется следующий и т. д. Под словом «общий противник» необходимо понимать любое препятствие, преодолеть которое удается лишь объединив все силы. Это может быть КВН с соседним отрядом, сложный поход, аварийная или чрезвычайная ситуация. Со временем всё это поможет привести отряд к групповой сплоченности. (37.)
Выводы по первой главе Формирование и развитие личности определяется как ее биологическими задатками, так и совокупностью условий социального существования в данную эпоху, а также ее физического, духовного и нравственного здоровья. Поэтому огромное влияние на жизнь каждого человека, а в особенности ребенка, оказывают рекреационная и воспитательная функции окружающей среды, проявляющиеся в социально-культурной деятельности. При изучении вопроса об организации тематической смены в детском оздоровительном лагере нами проанализирована специализированная литературу и другие источники информации по данному вопросу. На базе исследований Г.Будановой, Н.Волковой, Кленовой Н.В., Ломова В.Ф., Меренкова А.Р. мы определили, что летний лагерь – не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Проанализировав классификацию загородных лагерей, выделим досуговые, оздоровительные, профильные, трудовые. При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как - временный характер коллектива; - изменение привычной среды жизнедеятельности; - закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения; - отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля. К основным концепциям организации летнего детского лагеря можно отнести следующие: Лагерь – дом, Лагерь – клуб, Лагерь - длительная педагогическая игра, Лагерь – эрудит, Лагерь - детский центр. Лагерную смену можно разделить на три периода: организационный (1-2 дня), основной (самый большой по времени) и заключительные (2-3 дня). К существенным особенностям временного коллектива следует отнести относительную автономность его существования. В это время ослабляется прямое влияние на школьника семьи, класса, дворовой компании, других постоянных групп.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.71 (0.013 с.) |