Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика временного детского коллектива

Поиск

Любой, кто когда-нибудь побывал в детском оздоровительном лагере, смог ощутить его необыкновенную эмоциональную атмосферу. Это ощущение из разряда тех субъективных реалий, которые не поддаются убедительному научному описанию, но которые все же существуют как определенный результат воспитательной работы, требующей грамотного педагогического измерения и оценки. Заядлые "лагерщики" называют этот эффект духом лагеря. В научно-методической литературе это явление определяется как социокультурная среда или, в последние годы, социально-педагогическое (воспитательное) пространство.

По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов. Практики в свою очередь задаются вопросом: как это сделать и, что особенно сложно, как и по каким критериям оценить достигнутое?

Вопросы могут возникать до бесконечности, если не обозначить для себя: что же такое "воспитательное пространство лагеря", из каких компонентов оно состоит и, далее, что можно замерить, отследить, сравнить. Рассуждая в парадигме новых технологий и стратегий организации детского отдыха и опираясь на собственный многолетний опыт работы в этом направлении, мы попытались в обобщенном виде представить некую модель воспитательного пространства лагеря, основными структурными компонентами которой являются:

  • деятельность;
  • отношение;
  • общение.

Совокупность этих трех компонентов и образует педагогическое пространство, которое (по Г.М. Андреевой):

1. формируется для детей и совместно с детьми;

2. педагогически регулируется;

3. имеет критерии эффективности воздействия на всех его субъектов;

4. обладает возможностью развиваться и расширяться изнутри адекватно подобным процессам, происходящим с субъектами пространства.

Если рассматривать воспитательное пространство лагеря как совокупность вышеперечисленных компонентов, то становится реальным осуществление мониторинга происходящих в нем процессов и отслеживание результатов.

Подводя итоги, можно сказать, что целенаправленная диагностико-коррекционная работа дала положительные результаты, а именно:

  • педагогическим коллективом были поставлены и за оздоровительный период реализованы реальные цели и задачи;
  • диагностика с первых дней смены позволяла представлять реальную картину происходящего, развитие смены, настроение детей и т.д. Это позволило своевременно корректировать ход смены, реагировать на запросы детей, управлять коммуникативными процессами.

Начнем с того, что для эффективности диагностики необходимо ясно представлять, как развивается лагерная смена, какие изменения происходят с ребятами и что на каком этапе следует замерять.

Для мониторингового отслеживания мы делим лагерную смену на пять периодов:

1. подготовительный;

2. организационный;

3. основной, который в свою очередь делится на "лагерь-дачу" и "лагерь-сбор" (по О.С. Газману);

4. заключительный;

5. постлагерный.

Подготовительный период

В этот период идет "эмоциональная настройка" детей и взрослых на предстоящую смену, работа с кадрами, планирование. На этом этапе важно определить: какой процент "старых" вожатых возвращаются к вам на работу, каково будет количественное соотношение их и новичков. Имеет смысл изучить направленность интересов, потребности вожатых. Полученная информация поможет продуктивнее провести подготовку, оптимальнее произвести расстановку на отряды.

Организационный период

Первые 3-4 дня смены - время адаптации. Задача педагога - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные среде лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:

  • неустойчивым общественным мнением;
  • адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
  • демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
  • оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Мониторинговая диагностика направлена здесь на выяснение следующего: какие дети приехали; их ожидания и представления о лагере. Требуется также выявление негативных настроев, прогнозирование конфликтных ситуаций. Поясним сказанное.

"География участников смены"

Методика выявляет соотношение городских и сельских детей в отряде, а также количество детей, прибывших из других регионов России. Для диагностики используется нижеприведенная таблица.

№ отряда Жители г. Нска Жители городов НСО Жители сельской местности
... ... ... ...

"Где отдыхали наши дети?"

Выявляются группы:

  • дети, которые не имеют опыта пребывания в ДОЛ;
  • дети, которые бывали в других лагерях (помогает осуществлять преемственность в работе лагерей);
  • дети, которые уже не первый год приезжают в ваш лагерь. Из них в организационный период, к примеру, может формироваться "Совет дела".
Кол-во детей в отряде Отдыхали в других лагерях Отдыхали в нашем лагере раньше Не имеют опыта пребывания в ДОЛ
... ... ... ...

"Уровень общения"

Измерение проводится дважды - в начале и в середине смены. Цель - выявление потенциальных лидеров и аутсайдеров, а также фиксация динамики развития межличностных отношений в отряде.

В организационный период, по наблюдениям в процессе игр, сборов, отрядных "Огоньков" и т.д., вожатый определяет для себя по 10-балльной шкале уровень сформированности навыков общения каждого ребенка с учетом:

  • вхождения ребенка в ВДК;
  • активности в общении;
  • инициативы и т.д.

Итоги этих наблюдений оформляются в виде диаграммы:

После "Медианы" (вторая половина смены) диагностика повторяется. Соответственно, на диаграмме вычерчивается вторая кривая. По обнаруженным "подвижкам" устанавливается адаптированность детей в ВДК.

"Рейтинг ожиданий"

Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возниконовение негативных эмоциональных реакций.

Проводится по методике "Незаконченного предложения". Детям предлагается продолжить предложение "Лагерь - это:". При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. Диагностика проводится на вечернем отрядном "Огоньке", письменно. Работы сдаются вожатому. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: "Отдых", "Положительные эмоции", "Интересная деятельность", "Хорошие вожатые", "Отдых без родителей", "Лечение", "Общение", "Новые друзья" и т.д.

"Я в круге"

Проводится дважды - после организационного периода и в конце смены. Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.

При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.

Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки: результаты подсчитываются.

Основной период

В первой половине основного периода ("лагерь-дача", 5--11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг -- "Лагерь для тебя". Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Во второй половине оргпериода ("лагерь-сбор", 12--19-й дни смены) ведущий лозунг меняется на лозунг "Ты для лагеря". Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере. В целом же основной период - это время "созидательных" конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

  • степень деятельностной активности детей;
  • дифференциация деятельностных потребностей детей;
  • выявление формальных и неформальных лидеров;
  • выявление степени сформированности ВДК, установление коммуникативного потенциала отряда;
  • выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, по совместному проживанию, "примыкание" к сильному лидеру и т.д.).


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.009 с.)