Различные взгляды на полит. модернизацию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные взгляды на полит. модернизацию.



Либеральное направление (Р. Даль, Г. Алмонд, Л. Пай): основной критерий полит. модерниз. - степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. Характер и динамика модернизации зависят от открытой конкуренции свободных элит и степени политической вовлеченности рядовых граждан:

- приоритет конкуренции элит над участием рядовых граждан => предпосылки для последовательной демократизации общества и осуществления реформ;

- возвышение роли конкуренции элит при низкой активности основной части населения

=> предпосылки установления авторитарных режимов и торможения преобразований;

- доминирование политического участия населения над соревнованием элит (когда активность управляемых опережает профессиональную активность управляющих) => нарастание охлократических тенденций, что может провоцировать ужесточение форм правления и замедление преобразований;

- одновременная минимизация соревновательности элит и полит. участия населения => хаос, дезинтеграция социума и полит. системы, что также может провоцировать установление диктатуры.

Консервативное направление (С. Хантингтон, Дж. Нельсон, X. Линц и др.): главный источник модерниз. - конфликт между включенностью населения в полит. жизнь и институционализацией, наличием необходимых структур и механизмов для агрегирования их интересов. Неподготовленность масс к управлению, неумение использовать институты власти, а следовательно, и неосуществимость их ожиданий от включения в политику => дестабилизация режима правления. Хантингтон связывал модернизированность полит. институтов не с уровнем их демократизации, а с их прочностью и организованностью, гарантирующими приспособление к постоянно меняющимся соц. целям, за которые борются включающиеся в политическую жизнь широкие массы населения. Только жесткий авторитарный режим, контролирующий порядок, может обеспечить переход к рынку и национальное единство.

Модернизация в России.

Политическое развитие России на протяжении веков отличалось рядом существенных особенностей:

1) Этатизм - решающая роль государства в реформировании всей общественной системы. В России на протяжении многих столетий не государство естественным путем вырастало из гражданского общества, а гражданское общество развивалось под жестким контролем государства. Этим объясняются:

- огромная политическая роль бюрократии;

- патернализм и клиентелизм (стремление быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица; преимущественное использование элитами неформальных связей);

- ориентация гражданина на социальное восхождение в рез-те занятия более высокой позиции в государственной иерархии и извлечения из этого соответств. льгот и привилегий;

- «выключенность» широких народных масс из повседневного полит. процесса, ограниченность сферы публичной политики => массовая политическая инертность;

- отсутствие цивилизованных (или хотя бы корректных) форм взаимоотношений между “верхами” и “низами”, правовой нигилизм и тех, и других.

2) Раскол российской культуры на две основные субкультуры: культуру европеизированных верхов, противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру крестьянских низов. Отсутствие национального согласия, болезненный разлад между различными социальными группами.

3) Последовательная смена реформ и контрреформ. Чем глубже и серьезнее попытка реформ, тем вероятнее возможность контрреформ.

Объект всех реформ в России - прежде всего организационные формы, а не ценности людей. Для успеха реформы необходимо постоянно опережающее развитие культуры, ценностей, которое создавало бы все более адекватные предпосылки для возможных организационных изменений.

Переходный период в современной России - ситуация активной “запаздывающей” модернизации сверху, политическим путем, структурной перестройки экономики, попыток включиться в новую технолог. волну.

Основные тенденции:

1) Расширение включения в политическую жизнь социальных групп и индивидов, ослабление традиционной политической элиты и упадок ее легитимности.

2) Специфическая форма осуществления модернизации: авторитарные методы деятельности и менталитет политической элиты.

Политический режим представляет особую разновидность гибридизации, основанную на сочетании демократических институтов, норм и ценностей с авторитарными. Также к современному полит. режиму в России приложима теория делегативной демократии, сформулированная аргентинским исследователем Г. О'Доннеллом.

Модернизация почти никогда не сопровождается стабилизацией имеющихся политических структур. Ослабление легитимности, поиски властью дополнительной социальной и международной поддержки - явления, типичные для переходного периода.

Российская модернизация наталкивается на множество помех политического патернализма и клиентелизма на пути не только роста уровня политического участия, но и развития системы в более широком социально-историческом смысле. Слабость инфраструктуры гражданского общества и отсутствие каналов самовыражения отдельных слоев компенсируются в России формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами оформляется элитный корпоративизм.

Перспективы политической модернизации определяются способностью режима решить следующие группы проблем:

1) выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов;

2) создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей;

3) формирование политических институтов и культуры, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть;

4) создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать альтернативой традиционному бюрократическому централизму.

 

*31. Геополитика: сущность и принципы.

Геополитика есть наука об отношении земли и политических процессов. Она зиждется на широком фундаменте географии, прежде всего географии политической, которая есть наука о политических организмах в пространстве и об их структуре. Более того, геополитика имеет целью обеспечить надлежащим средством политическое действие и придать направление политической жизни в целом. Тем самым геополитика становится искусством, именно искусством руководства практической политикой. Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике — как живое существо. Такой подход предложил немецкий теоретик Фридрих Ратцель (1844—1904). Геополитика изучает государство в основном в его отношении к окружению, прежде всего к пространству и ставит целью решать проблемы, возникающие из пространственных отношений. По мнению Ф.Ратцеля, в отличие от политической географии геополитику не интересуют такие вопросы, как положение, форма, размеры или границы государства, его экономика, торговля, культура. Все это в большей мере относится к сфере политической географии, которая чаще ограничивается описанием статического состояния государства, хотя может постигать и динамику его прошлого развития.

Геополитика изучает политические явления в их пространственном взаимоотношении, в их влиянии на Землю, на культурные факторы. Это географически интерпретированная политика, промежуточная наука, не имеющая независимого поля исследования.

Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией.

Функции: Наиболее важные из них познавательная, или гносеологическая, прогностическая, управленческая, идеологическая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую, или оценочную, воспитательную, или функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения.

Принципы:

- Геополитический дуализм - основной принцип геополитики, утверждающий в качестве двигателя исторического процесса противостояние талассократии и теллурократии.

Принципы геополитики.

Коллинз выделяет следующие принципы:

1.Величина и преимущество в ресурсах способствуют территориальной экспансии; при прочих приблизительно равных условиях большие, более населенные и богатые ресурсами гос-ва расшир-ся военным путем за счет меньших и более бедных гос-в.

2.Геопозиционное «окраинное» преимущество способствует территориальной экспансии; гос-ва с врагами по меньшему числу направлений расширяются за счет государств с врагами на большем числе границ.

3.Гос-ва в середине географического региона имеют тенденцию со временем делиться на меньшие единицы.

4.Кумулятивные процессы приводят к долговременному упрощению (т.е. к подчинению всей территории региона 2-3 завоевателям), с масштабными гонками вооружений и между немногими соперниками.

5.Чрезмерное расширение. Приводит к ресурсному напряжению и государственному распаду.

*32(1вар). Цели и принципы современной внешней политики России.

(можно заменить) Россия в системе современных международных политических отношений.

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

1) изменение соотношения сил после роспуска Варшавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России и тогда она фактически будет одна противостоять военной мощи НАТО;

2) необходимость для России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны, вызванным непродуманными решениями в самом начале реформ;

3) наличие у России лишь одного фактора, заставляющего с ней считаться, - обладание ядерным ору-

4) существенное уменьшение международного авторитета России вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении "югославского кризиса";

5) крепнущее на Западе мнение о постепенной интеграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный по рядок с прозрачными государственными граница ми и свободой транснациональных связей. Именн< он позволит объединить Западную Европу и быв шие социалистические страны, включая Россию.

В последние десятилетия ХХв. проблема перехода от авторитаризма к демократии оказалась в центре внимания политиков и политологов. Это следствие, с одной стороны, большого числа попыток такого перехода, осуществляемых или провозглашаемых многими странами, а с другой - чрезвычайной сложности этого процесса, который нередко заканчивается относительными неудачами, а то и полным провалом.

Образцовой страной в плане смены авторитарного политического режима демократическим признается Испания, хотя и в ней не обошлось без попытки государственного переворота, предпринятой частью офицерства. Испанский опыт пакта Монклоа (пакта о гражданском согласии) в последнее время активно пытаются внедрить в России. Специалисты выделяют три основные особенности испанского политического процесса, обеспечившие его положительный результат и весьма сильно отличающиеся от процессов в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе.

Характер политического процесса в странах Восточной Европы и бывшем Советском Союзе был совершенно иным: не постепенным, эволюционным, а революционным; основанным главным образом не на легальности (законности), а на революционной целесообразности; не последовательным, а параллельным во всех сферах общественной жизни, что вызвало одновременно экономический кризис, крайнее социальное расслоение, политические потрясения, в ряде случаев - распад государственности, разрушение старых стереотипов общественного сознания и замену их новыми.

Обществу приходится жить по средствам, имея столько демократии, сколько оно может себе позволить, чтобы не разрушить основ своей жизни. Во-вторых, переход от авторитаризма к демократии осуществляется в разных странах неодинаково, в том числе в большинстве посткоммунистических государств он, по-видимому, будет происходить волнообразно, сопровождаясь периодами реставрации авторитаризма.

Во-первых, надо продолжать работу по укреплению правовых основ международных отношений. Именно общепризнанные нормы и принципы международного права должны определять правила игры в мировых делах. И выработка у всех привычки соотносить с международным правом свои поступки - будет способствовать снижению фактора "жёсткой" силы, утверждению коллективного образа действий. В противном случае - мы столкнемся с международным хаосом и практической невозможностью сохранить международный правопорядок.

Во-вторых, как никогда актуальна идея формирования полицентричной международной системы. Её нельзя решить без целого комплекса мер - включая реформу ведущих международных институтов, укрепление многосторонней дипломатии в целом. Вместе со всеми заинтересованными сторонами мы будем создавать подлинно демократическую модель отношений, не допуская единоличного доминирования в какой-либо сфере. Вообще самонадеянность и силовые аргументы уже не столь убедительны, не столь эффективны, как было раньше. Миром нельзя управлять из одной столицы. Те, кто отказываются это понять, будут лишь создавать новые проблемы для себя и для других. И переход большинства стран к действительно прагматичной многовекторной политике свидетельствует об актуальности укрепления международных институтов. С этих позиций мы рассматриваем и участие России в таких форматах, как "Группа восьми", Шанхайская организация сотрудничества, БРИК АТЭС, в других объединениях.

Третья задача - это утверждение универсальных дипломатических методов урегулирования кризисных ситуаций. Об этом я уже сказал применительно к урокам Цхинвала. Добавлю, что для достижения позитивных результатов "проблемные" государства - в какой бы точке земного шара они ни находились - надо не изолировать, а вовлекать в диалог. И мы готовы содействовать разрешению любых региональных конфликтов.

Четвертое - необходим постоянный диалог с нашими партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры. Монополия в этой сфере оказалась не просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики. Она оказалась опасной для всех. И поэтому новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех её участников. Но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, одной экономической системы, которые будут компенсировать свои грубые ошибки за счет других. Вы знаете, страны "двадцатки" приняли решение провести 15 ноября встречу в Вашингтоне. Мы свои предложения об основных принципах создания новой экономической архитектуры подготовили и нашим партнерам направили. Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали - финансовый, энергетический или продовольственный. Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений. Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими или вновь создаваемыми международными организациями, и региональными, кстати, тоже. А роль ведущих стран мира - заключалась бы в гарантировании эффективности их деятельности. При выстраивании такой архитектуры нельзя забывать слова известного экономиста Василия Леонтьева, о том, что "систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра".

Пятое. Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы. Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях - который мы, к сожалению, затянули - конечно, прежде всего за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно - на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов - сделать рубль одной из региональных валют. Я думаю, что подобные действия будут совершать и другие быстро развивающиеся страны. Но чем больше будет в мире сильных финансовых центров, и чем выше степень нашей общей взаимозависимости - тем безопасней и устойчивей будет глобальное развитие. И ещё одна, шестая, задача - активизация действий во внешнеэкономической политике. Самоизоляция - это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы - эффективно защищать свои экономические интересы.

 

*32(2вар).Цели и принципы современной внешней политики России.

Российская внешняя политика является одним из важнейших инструментов внутренней политики. Объективно обусловленная цель внешней политики – обеспечение максимально благоприятных условий и создание дополнительных ресурсов для собственного, внутреннего развития страны, на данном этапе – ее модернизации.

Определение характера, конкретных задач и этапов модернизации не входит в задачи данного доклада. Пока общество не выработало консенсуса по этому вопросу, внешняя политика может существовать лишь в виде наиболее общих основных принципов и направлений.

Основные принципы внешней политики России:

1. Внешняя политика должна максимизировать выгоды для всего российского общества в целом. При противоречии между краткосрочными и долгосрочными интересами в современных условиях наличия существенного «запаса прочности» приоритет принадлежит долгосрочным интересам. Следует со всей решимостью отказаться от вызванного отсутствием целей «ситуационного реагирования» и подчинения внешней политики страны частным интересам отдельных коммерческо-бюрократических групп, а то и лиц.

2. Разумный эгоизм. Пока Россия остается относительно слабой, не доминирующей в глобальном масштабе страной, она должна исходить исключительно из своих собственных интересов. Несмотря на безусловное наличие общечеловеческих ценностей, гуманитарных принципов и сочувствия к другим странам и народам Россия должна исходить из абсолютного примата национальных интересов, сознавая, что в современном мире сочувствия и жалости заслуживает прежде всего ее собственный народ, а российское государство несет ответственность исключительно перед ним, но ни в коем случае не перед другими народами.

3. Конструктивный реваншизм. На протяжении последних 18 лет наша страна последовательно отказывалась от своего влияния в мире, подрывая тем самым ресурсную базу своего развития. Любое стремление к модернизации объективно требует расширения сферы российского влияния. В частности, российский рынок даже при условии разумного протекционизма неприемлемо узок для целого ряда российских же производств. Без выхода на внешние рынки целые отрасли – например, гражданское авиастроение и производство оборудования для атомных электростанций – не смогут существовать. А устойчивый контроль за внешними рынками высокотехнологичных товаров требует политического влияния на соответствующие общества.

4. Балансирование интересов. Будучи слабым субъектом глобальной конкуренции, Россия не может сегодня противостоять ни одной из развертывающихся в мировом масштабе экспансий – финансово-экономической Запада, идейно-религиозной ислама и этнической Китая. Потому Россия должна поддерживать такое равновесие между ними, при котором эти экспансии будут двигателями ее развития, а сама она не будет зависеть ни от одного из их источников или, в крайнем случае, будет зависеть от них одинаково.

Более важной целью является сохранение максимальной степени свободы, так как попадание России в преобладающую зависимость от одного из источников экспансий нарушит глобальное равновесие и создаст предпосылки для поглощения им России

*33.Глобальные проблемы современности.

Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.

Первая тенденция развития современных международных отношений — рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в международной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнее выходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новые постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.

Среди политологов пока нет единого мнения о будущем системы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать США единственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярной системы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных отношений стала их глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государств, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе формируется все более взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.Третьей тенденцией развития международных отношений стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические, экологические, социальные.

Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечество сначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу, — появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массового поражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характер ядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствами обеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран, либо ее вообще не может быть.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболее опасной является государственный терроризм.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды. Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, научно обоснованный подход к их использованиюРазнообразны и социальные проблемы. Последние десятилетия отмечены растущей обеспокоенностью человечества, вызванной обрушившимся на него потоком опасных болезней и вредных пристрастий. Сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.Четвертой тенденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.Пятой тенденцией стало то, что в целом как во внутренней, так и в международной жизни политика как стихийное столкновение социально-исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера.

 

*34. Концепция «Устойчивого развития». Основные тенденции развития международного политического процесса.

Мировой порядок зависит от взаимодействия и взаимоотношения 200 и более государств. МО включают в себя политические и иные связи между субъектами МО.

МО – это совокупность политических, экономических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений между субъектами МО.

Субъектами МО в первую очередь являются государство, оно определяет развитие всех форм государственных отношений, однако сейчас большое влияние приобретают межгосударственные и международные организации (двусторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические блоки, региональные и международные организации).

Государство выступает на первый план, так как это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признает к себе никакой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием некоторых обстоятельств. Государство обладает на своей территории всей полнотой политической власти.

В современной мире обозначилась объективная тенденция расширения участников МО и все более важными субъектами являются межгосударст. объединения. Они создаются для реализации определенных целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-то общего интереса. В таких объединениях может сложиться ситуация, когда чей-то интерес лидирует, а союзники обещают свою поддержку лидеру в обмен либо на покровительство либо на его поддержку в осуществлении своих собственных целей.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать хоз. жизнь, привести к расширению взаимосвязи между государствами и создание МО.

Как субъект МО, международные организации более сложные структуры, чем межгосударственные. Они могут быть межправительственными и неправительственными, а также смешанного типа, куда входят и правительственные организации, общественные организации и индивидуальные члены.

Как субъект МО, междунар. организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени, и от всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Деятельность междунар. организаций носит многосторонний характер. В современных условиях к сфере их деятельность можно отнести проблемы войны и мира, защиту природной среды, проблемы населения и ресурсов и т.д. Международн. организации имеют постоянные органы управления с определенной компетенцией, полномочиями и функциями. Они, как правило, создаются на основе многостороннего договора или специального соглашения, где определены цели, полномочия, функции, структура и обязанности членов организации. Первой междунар. организацией является Всемирный почтовый союз.(1875). Центральный орган в Брюсселе. Междун. организации охватывают разные аспекты: экономика, политика, культура – имеют определенные особенности и специфику. Например, Европейское экономическое сообщество, Лига арабских государств, организации экономического характера: европейская ассоциации свободной торговли, Международный банк реконструкции и развития, МВД. Самую значительную роль играет ООН. Она стала первым в истории механизмом широкого взаимодействия различных государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

*35. Личность как субъект и объект воздействия. Проблемы соблюдения прав и свобод человека и гражданина в России.

В своем реальном, повседневном выражении политика всегда представляет собой совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть.

Под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики. Субъекты бывают трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).

К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Роль индивида в политике крайне специфична. Олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности, так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности.

Государство и индивид взаимодействуют между собой как два взаимосвязанных и одновременно в известной степени взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное - возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются.

Государство и индивид должны действовать в соответствии с принципами солидарности и субсидарности. Первый принцип предполагает, что благо (и горе) каждого неразрывно связано с процветанием (или ослаблением) целого, с заботой каждого друг о друге и о государстве как воплощении гражданских уз. Второй принцип означает, что государство обязано оказывать помощь тем, кто не в состоянии самостоятельно организовать достойную жизнь, у кого нет для этого необходимых средств и духовных сил.

Конкретным выражением значимости для политических систем гуманистических принципов и ценностей применения власти являются права человека. Права человека - совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.

Можно выделить следующие четыре группы нарушений прав человека со стороны государства и отдельных политических сил (в порядке значимости):

- геноцид и этнические "чистки", гражданские войны, политический терроризм;

- апартеид, расовая дискриминация, сегрегация;

- ограничение политических прав гражданина;

- уничтожение окружающей природы, введение ограничений на получение информации, сокращение доступа к культурным ценностям.

К таким способам относятся, например, введение неоправданных (возрастных, материальных, территориальных) цензов, ограничивающих возможности граждан на формирование органов власти и на участие в их работе; или закрепление разрешительного вместо регистрационного порядка регулирования политической активности населения, при котором власть берет на себя правоустанавливающие функции, что, в конечном счете, отрицает фундаментальный характер политических прав.

Предотвратить нарушения прав человека можно только при должной политической воле правящего режима, а в более широком плане - при установлении в конкретных странах гарантий взаимной ответственности государства и гражданина

*36(1вар). Политическая культура личности. Политическая социализация: сущность, средства, каналы и этапы.

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры как отдельной личности, так и общества в целом осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций.

Полит. социал-ия – процесс постепенного усвоения требований статусного и ролевого поведения, стандартов сложившейся полит. культуры об-ва, ведущий к формированию у человека качеств и свойств, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции.

Классическая теория п. с. (чикагские ученые под руководством Д. Истона): трактовка п. с. как процесса обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс) акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.08 с.)