Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая(политические эмоции, чувства, настроения)

Поиск

2Теоретическая(система знаний, взглядов, убеждений, принципов, ценностей, идеалов)

1Пс. и 2Те. Входят в Практическая(логическая реализация политических мотивов и поведения)

 

В зависимости от субъектов политическое сознание может быть:

• массовым (выражает общественное мнение, настроение и действие масс);

• групповым (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

• индивидуальным (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней).

Политическое сознание (прежде всего групповое и массовое) представляет собой сочетание установок, сформировавшихся вне этого сознания (в сфере идеологической и политической деятельности), и выводов, полученных в результате самостоятельного анализа политической практики. Усвоенные установки выступают как политические стереотипы, т.е. упрощенные, эмоционально окрашенные универсальные образы политических объектов и явлений.

Важнейшим слагаемым политического сознания выступают политические ориентации как нормативные представления людей о соответствии их стремлениям целей политической практики и приемлемых для них средств достижения этих целей. При этом разные, находящиеся в одинаковых условиях общности, ввиду многозначности выполняемых ими социальных ролей и функций, зачастую придерживаются противоположных политических ориентаций.

В формировании массового политического сознания той или иной общности большую роль играет социальный опыт, как собственный, так и опыт предшествующих ей социальных формирований и групп. Этот опыт доходит до каждого поколения через определенную систему идеологических представлений, традиций, ценностей. Любая идеология, воздействуя на массовое сознание, опирается на элемент социального опыта. В то же время противоречащие друг другу слагаемые этого опыта оказывают различное по силе воздействие на отдельные элементы и структуру политического сознания.

Функции полит. сознания:

а) регулятивная (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

б) оценочная (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

в) интегрирующая (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей идей, установок);

г) нормативная

д) прогностическая

е) познавательная

*41. Политическая идеология: понятие, уровни и функции.

Термин ввел франц. ученый А. де Треси в XVIII в. П. и. - одна из наиболее влиятельных форм полит. сознания, воздействующая на содержание властных отношений. Сложились различные взгляды на данное явление. Основоположник теории идеологии Маркс рассматривал ее как форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. Мангейм понимал как совокупность ложных представл-ий. Большее внимание уделял ее функциональным характеристикам (в част-сти, способности сплачивать людей, аккумулировать их полит. энергию). Американск. теоретик Саджент: идеология, вырабатывая цели и ценности полит. развития, в то же время огрубляет решение практич. проблем. Неомакивеавеллисты (Моска, Михельс, Парето): как специфич. формы проявления п. и. рассматривали даже формы эстетического и религиозного сознания, считали, что они порождены нуждами легитимизации власти. Также в полит. мысли существуют предст-ия, что п. и. является «служанкой власти», не имеет в политике серьезного веса.

Наиболее распространенная трактовка п. и.: определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения обществ. мнения своим идеям. => п. и. - разновидность сознания, отражающая групп. т. зр. на ход полит. и соц. развития.

Реальная роль п. и. зависит от характера овладения ею общественным сознанием.

Основные функции п. и.:

- овладение обществ. сознанием;

- внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;

- создание позитивного образа в глазах обществ. мнения предлагаемых ею целей и задач полит. развития.

П. и. призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С т. зр. полит. функций, идеология стремиться интегрировать об-во либо на основе интересов определенной соц. группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (идеология анархизма, фашизма и др.)

П. и. помимо теоретически обоснованных положений исповедует те цели и идеалы, кот. людям предлагается принимать на веру. Особой предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиц. сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников. В меньшей степени налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс гос. пол-ки.

Уровни п. и.:

Теоретико-концептуальный: формулировка основных положений, раскрывающ. ценности и идеалы определенного класса (нации, гос-ва) или приверженцев к.-то определенной цели полит. развития.

Программно-политический: социально-филос. принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования полит. элиты => формирование нормативной основы для принятия управленч. решений и стимулир-ия полит. поведения граждан. Между концепт. и программным уровнями могут существовать и определенные противоречия.

Актуализированный: характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практич. делах и поступках. Широкий спектр вариантов усвоения людьми идеолг. установок: от легкой смены полит. позиций до восприятия людьми своих полит. привязанностей как глубинных мировоззр. ориентиров. Идеологии, способные определять принципы социального мышления людей, являются «тотальными» (Мангейм). Идеологии, не способные повлиять на мировоззр. предст-ия граждан, - «частные» (Пуланзас).

Падение влияния идеологии на обществ. мнение или распростр-ие технократич. предст-ий, отрицающих возможность воздействия соц. ценностей на полит. связи и отношения, ведет к деидеологизации политики и замещению функций идеологии другими способами духовной интеграции общества (например, применение техник полит. рекламы, РR, информационн. лоббизм).

*42. Основные идеологические течения: краткая характеристика.

Политическая история на протяжении столетий продемонстрировала зарождение и упадок многих идеологических доктрин. Религиозные и национальные идеологии, анархизм и тьер-мондиализм, экологизм и христианско-демократическая идеология направляли мощные политические движения, то завоевывая какую-то часть политического пространства, то отходя на вторые позиции. Мы кратко остановимся на характеристике лишь тех идейных конструкций, которые в последние полтора—два столетия играют наиболее заметные роли на политической арене.

Либерализм и неолиберализм

Унаследовав ряд идей древнегреческих мыслителей Лукреция и Демокрита, либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался на базе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса,Дж. Милля, А. Смита в конце XVII—XVIII в. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм заложил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Основополагающим критерием оценки развития общества стала свобода личности.

В соответствии с этими приоритетами ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также в более позднее время сформировавшееся убеждение о равноправии соперничающих в политике «профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых» не может иметь «морального превосходства и практического преобладания над другими»89. Причем, как подчеркивает И. Валлерстайн, если для социалистов главным в идеологических проектах была цель, а для консерваторов — торможение преобразований в соответствии с идеалами прошлого, то для либерализма, негативно относящегося к понятию «прогресс», наличию «общесоциальных» тенденций и «законов истории», важнейшим ориентиром было понимание ценности самого процесса жизни, убежденность в необходимости постепенности и рациональности изменений.

С момента своего возникновения либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость, плюрализм, идею конституционализма. Вместе с тем базовые ценности либерализма обусловили и его известную внутреннюю противоречивость. Так, на протяжении всей своей идейной эволюции либерализм на каждом повороте истории определял допустимую степень и характер государственного вмешательства в частную жизнь индивида. Постоянного уточнения и переосмысления требовали и вопросы совмещения преданности ценностям демократии и свободы с понятиями верности конкретному Отечеству. При этом, настаивая на незыблемой ценности прав человека, либеральная философия во многом игнорировала развитие его прав. Поэтому вместо реального, изменяющегося и зависимого от эволюции общества и культуры человека либерализм представлял его как носителя вечных и неизменных желаний. Пытаясь же освободить человека от пагубных страстей и влияния «прогресса» путем рационализации его жизни, делая рассудок главным инструментом человеческой жизни, либерализм превращался в излишне умозрительное учение.

Однако, с другой стороны, в неолиберализме с охранились многие основополагающие идеи, которые со временем продемонстрировали серьезную ограниченность данной идеологии в изменяющихся условиях. К числу таких положений следует отнести: ориентацию по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека и негативное отношение к вере (что сужает отношения индивида и общества, провоцирует нарастание одиночества человека), враждебное отношение к интересам различных общностей (народу, нации, государству, партии и др.) как к «фикциям» (что способствует атомизации социума), определенную изоляцию от природы и других людей, эгоизм потребностей, автономию воли и разума и др. Такого рода идеи и положения не смогли дать ответы на вызовы времени, не позволили точно спрогнозировать ведущие тенденции развития позднеиндустриальных обществ. Более приспособленными для выработки таких ответов на вызовы современности оказались ценности консерватизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.173 (0.007 с.)