Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Можно выделить общий П.П. и общий П.П.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общий П.П. охватывает всё о-во и ведёт к смене состояния его политической системы. Частные пол. процессы – это разнообразные и многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом.
Общий политический процесс протекает в 3-х известных формах: эволюция, революция и кризис. · Эволюция = постепенные изменения политической системы страны. · Революция = коренной поворот в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. · Политический кризис – потеря властными структурами контроля над развитием обострившихся противоречий, ослабление политических институтов, слабая управляемость экономики и других сфер, нарастание недовольства в обществе и т.д.
Причина возникновения частного П.П. – появление противоречия, требующих разрешения. Объект частного П.П. – конкретная полит. проблема, которая стала его причиной. Субъект часного П.П. – это его инициатор, т.е. какой-либо орган власти, партия, движение или какой-либо индивид. Цель частного П.П. – это то, ради чего начинается и развивается полит. процесс. Этапы П.П.: Типология П.П.:
*26. Политическое участие: понятие, формы, виды, функции В каждом государственно организованном об-ве складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Политическое участие (ПУ) – совокупность различных способов практической деятельности граждан в сфере применения гос. власти. Идея необходимости участия людей в полит. жизни понимается учеными по-разному. Одни настаивают на необходимости практически поголовного участия граждан в полит. жизни, требуют обязательного вовлечения населения в п-с принятия решений (нек. последователи руссоистских, марксистских, левых (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) и др. традиций, теории партисипаторной демократии). Другие полагают, что единственными средствами участия, доступными для граждан являются голосование за лидеров и дискуссии. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в об-ве, а также от состояния и полит. системы, и самого чел-ка. Понятно и то, что в целом в реальной жизни большинство граждан не имеют средств и возможностей для постоянного участия в политике. Причины включения индивида в политику: те или иные состояния сознания чел-ка (напр., ощущение угрозы своему общественному положению — Ласуэлл; рациональное осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса — Лэйн; понимание обществ. долга и реализация собственных прав и т.д.), достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и др.. В качестве особой причины рассматривается способность гос-ва к принудительному включению граждан в сферу политики. Т.о, политическое участие раскрывает процесс включения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер полит. решений органов и институтов гос. власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. Многообразие форм и разновидностей ПУ зависит от свойств действующего субъекта (пол, возраст, род занятий, религиозная принадлежность, образование и т.д.), режима правления (и набора тех средств, которые гос-во предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной полит. ситуации. Амер. политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности ПУ: 1)совершенно пассивные формы полит. поведения граждан; 2)участие людей только в выборах представительных органов; 3) вовлеченность индивидов только в решение местных проблем; 4)полит. поведение активных участников предвыборных кампаний; 5)поведение полит. активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; 6)участие как форма профессиональной деятельности политика. Милбэрд выделяет следующие формы ПУ: 1) «активные» (руководство гос. и партийными учреждениями, организация предвыборных кампаний и т.д.), 2)«промежуточные» (участие в полит. собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и полит. лидерами и т.д.), 3)«наблюдательные» (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь других граждан в процесс голосования или дискуссии и т.д.), 4)«апатичные» (апатичное отношении граждан к политике). Формы и виды ПУ различаются по масштабности: участие индивида в решении вопросов общенационального характера, любо местных проблем, проблем локального производственного коллектива, территориального самоуправления и проч. Сами формы ПУ м.б. прямыми (непосредственные действия индивида) и косвенными (включение инд-ва в политику через различные группы, организации). Степень интенсивности ПУ: от ярко выраженной (деят-ть полит.движений, партий) до полной апатии, отчужденности. Причины аполитичности граждан: разочарование в проводимом властями полит. курсе, отторжение от соц. системы в целом (люмпенизированные слои), ориентированность на сугубо личные, бытовые потребности, полное доверие к правящим элитам. Крайности ПУ опасны (излишняя вовлеченность в полит.отношения, напр., абсолютизирует состязательный стиль соц. существования, а отчужденность может привести к радикализму). Оптимальной формой ПУ для большинства населения являются выборы в представительные органы власти. Эта форма взаимодействия индивида и гос-ва очерчивает ясные сферы компетенции элит и неэлит, предоставляет возможности для проявления людьми различной степени активности, обладает временной протяженностью, не требующей чрезмерных психологич. нагрузок. Наиболее распространенные формы политического участия м.б. организованными и неорганизованными, систематическими и периодическими, сориентированными на традиционные и нетрадиционные формы взаимоотношений индивида и власти. С т.з. мотивации полит. действий можно говорить об автономных (выражающих сознательно обусловленные формы включения индивида в политику) и мобилизованных формах ПУ (вынужденное вхождение граждан в политику под давлением гос-ва). В плане отношения к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (соответствующие законодательству) и неконвенциональные (незаконные) формы ПУ. Особое значение для действующего режима власти имеют формы и способы ПУ, выражающие политический протест (ПП). ПП - разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в об-ве полит. ситуацию или конкретное действие отдельных органов гос-ва и полит. оппонентов. Причины ПП: неэффективные стратегии и технологиии осуществления власти, слабая приверженность граждан господствующим в обществе ценностям, психолог. неудовлетворенность сложившейся системой взаимоотношений гражданина и государства, страх за свое будущее (ожидание репрессий, преследований за полит. убеждения). Граждане могут добиваться своих целей либо путем корректировки правительственного курса, не меняя основ и принципов сложившейся полит. системы и режима правления, либо борясь за изменение базисных основ и способов существования власти. В этом смысле формы ПП могут быть как конвенциональными (разрешенные властями демонстрации, пикеты, политические резолюции партий и запросы парламентариев, возражающих против того или иного решения правительства,, деятельность различ. движений), так и неконвенциональными (запрещенные властями антиконституционные демонстрации и шествия, деятельность подпольных полит. партий, полит. терроризм, революции). Стремясь предотвратить подобные действия, гос-ва определяют процедуры совершенствования конституционных основ полит. строя, предполагающих даже видоизменение фундаментальных, базисных черт действующей системы власти, но в то же время формируют структуры и механизмы, пресекающие несанкционированные формы политического участия населения. *27. Основные методы принятия и типы реализации политических решений Принятие политических решений — центральный элемент преобразования полит. требований различных групп и граждан в приемлемые для всего общества средства и методы регулирования соц. отношений. В настоящее время в полит. науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса прин. решений. Нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора полит. целей в сложных ситуациях (различные математич. модели, исследование операций и др.) Поведенческая теория - как специфическое взаимодействие людей. Подходы отражают двоякий характер управленческого процесса: с 1 стороны - роль и прерогативы институтов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе — значение факторов рациональности, технократизма; с другой стороны - господство неформализованных процедур, зависящих от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межлич. связей. Т.о.процесс принятия решений – симбиоз рационального взаимодействия структур власти и значительного субъективизма управляющих. Методы принятия решений зависят от специфики решаемых задач и традиций, сложившихся в структурах управления. В истории длительное время господствовал один метод - метод прецедента. Но чаще политики шли путем проб и ошибок, полагаясь на свой здравый смысл, ум и интуицию. В настоящее время сущ. 2 основных метода принятия решений: рационально-универсальный и метод последовательных ограничений («метод ветвей»). Первый из них предполагает рациональное вычленение проблемы и выбор путей ее решения, соответствующих поставленным целям. Это - как бы идеальный план решения вопроса, предполагающий сбор всесторонней инф-ии, минимизацию издержек при формулировке целей и выборе средств их реализации и т.д. В практической политике правительство часто не следует логически предписанной схеме: постановка проблемы и ее решение. Реальные проблемы зачастую возникают внезапно, и правящие элиты вынуждены начинать действовать еще до того, как определят свои цели и предпочтения. Т.о. на практике более применим «метод ветвей», исходящий из необходимости внесения в управленческую деятельность т.н. инкрементальных поправок (англ. increment — приращение), дающих возможность реализовать частичные цели. Допуская даже действия, противоречащие общей стратегии управления, правящие элиты способны таким путем добиваться постепенного успеха в своей политике. Однако элиты при такой тактике не могут обеспечить каких-либо крупных прорывов в полит. реформировании общества. Учитывая плюсы и минусы того и другого методов, ряд ученых, и в частности А. Этциони, настаивают на большей продуктивности т.н. смешанно-сканирующего метода: предполагает, с 1 стороны, широкий рациональный взгляд на полит. проблемы об-ва и выделение их типических свойств, а с другой — использование представлений, раскрывающих глубинные основы противоречий, для разработки какой-то одной проблемы, возникшей в конкретной обстановке. Последовательно применяя общетеоретические, рациональные знания для урегулирования конкретных вопросов, и можно достичь эффективного полит. управления. Типы реализации решений. 1. Популизм. В качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть, запугивание внешней или внутренней угрозой необоснованные посулы и обещания. Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать составной частью полит. курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления. 2.Элитизм. Отличит. черта - курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом, усечение полит. информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления полит. решений на всех этапах. 3. Консерватизм. В деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций гос. органов власти, традиционных форм и методов полит. регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных полит. режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном общ-ве ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и полит. организмов. 4. Радикализм. Приводит к прямо противоположным результатам полит. правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, соц. и полит. последствия, вызванные радикал. методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Насилие — основной метод управления революционных режимов — неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан. 5. Демократизм. Ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократ. политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого соц. принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас). Умение использовать основные требования теории принятия решений приобретает особую значимость в периоды интенсивных изменений полит. систем, их трансформации и модернизации, поскольку в этих условиях нельзя в полной мере опереться на традиции полит. жизни и испытанные методы управления государством и обществом. *28. Особенности политического процесса в России В целом политический процесс – это совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти. Поведение субъектов власти и властных институтов в России имеет особую логику и происхождение. Особенности полит.процесса в России: 1. Нерасчлененности политики и экономики, соц. и личных отношений. Политика не отделена от других сфер в силу незрелости институтов гражданского об-ва, которые должны ее ограничивать и контролировать. Ни один вопрос эконом., соц., духовного развития не решается без вмешательства властных структур. 2. Отсутствие консенсуса между участниками полит. жизни. Причина конфликтности - различное понимание ценностей свободы и демократии у полит. сил, а также их неравные возможности активного участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов. Для отстаивания разнородных полит. целей и реализации своих требований полит. силы исп. широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.). 3. Неструктурированность и высокая степень совмещения и взаимозаменяемости полит. ролей. Способности полит. партий выражать интересы гражд. об-ва весьма условны. Отсутствие дифференциации и специализации полит. ролей и функций у субъектов власти обусловлено росссийской полит. традицией, заключающейся в концентрации власти в одном центре. Большинство полит. функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражд. об-ва. 4. Отсутствии интеграции среди участников полит. процесса, что является следствием отсутствия в общ-ве единой коммуникационной системы. Несформированность институтов гражд.об-ва не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. Наибольшими возможностями здесь обладают правящая элита и бюрократия, контролирующие ресурсы и политическое влияние. Партийная система в России еще не в состоянии выступать эффективным каналом трансляции требований от широких соц. общностей к власти. 5. В основе полит.процесса - активный полит. стиль, состоящий в навязывании общ-ву нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью общ-ва. Навязывание определенных ценностей и стандартов полит.деятельност делает поведение субъектов политики предсказуемым. Принцип "коллективной ответственности" порождал традицию безответственности полит. власти за последствия принимаемых решений, что продолж-ся до сих пор. 6. Высокая концентрация полит. власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не полит. оппонентов. Усиливающееся имущественное неравенство углубляет конфликтность полит. взаимодействий. Все это порождает желание у оппозиции использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке полити. курса. Кроме того, прринятие и реализация конкретных решений оттесняется на второй план. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений. *29. Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в политических процессах. Полит технологии - это совокупность методов и форм достижение полит целей, на основе: 1)проф. использования законов политики2) введения менеджмента и других принципов рынка в политике 3) использования процедур, предусмотренных законами или духовными основами участников политики.4) технология воздействия на массовое сознание, управление им и манипулирование. ПТ рассматриваются и как алгоритм соответствующий дет-ти субъекта, программирующий его на более эффектив. действия, т.е. это не разрозненные техники и приемы действий, а сов-ть методов и процедур, обладающих очередностью. ПТ зависят от квалификации и компетентности субъекта, его знаний и опыта. Верно найденные алгоритмы – источник саморазвития политики. Технологии могут побуждать к совершенствованию методов решения уже известных задач, постановке новых целей. Предназначение: стабилизация или дестабилизация полит. отношений в к-л гос-ве, организация избир.кампаний, информац. обеспечение принятия решений, согласование позиций при выработке гос.программ. Причины формирования: потребность чел-ка в более рациональном, эконом., эффектив. способе реализации конкрет. полит.целей. В целом – ПТ – сов-ть применяемых субъектами знаний и способов деят-ти, направленных на оптимальную и эффект. реализацию стоящих перед ними конкрет.целей в сфере гос. власти. Структура ПТ: специфические знания, приемы, процедуры, способы действий, технико-ресурсные компоненты. Роль знаний: ПТ – способ отображения дейст-ти на основе, кот. происходит поиск средств и способов эффект. решения задач. Знания могут иметь как научный характер, так и форму обыденных воззрений, заключающих практический опыт решения задач. Три позиции в технологическом знании: 1)технолог, аналитик – занимаются специализированной оценкой полит.проблемы; 2) заказчик – задает конкрет.цели решения проблемы; 3) субъект-исполнитель – действует на стадии практического решения задачи. Утроение источников технолог.знания свидетельствует об одновременной оценке ситуации всеми субъектами. Это позволяет избавиться от субъективизма. Полит технологии подразделяются на основе их законности: 1) белые (основаны на основе закона, осуществляются в соответствии с законами, и осуществляются спец уполномоченными органы) 2) серые (технологии скрытого воздействия или технология осуществляемая неофициальными органами) 3) чёрные (способы воздействия, разрушающие политику, целостность общество, и дискредитируют участников политики).В зависимости от условий деят-ти и способностей субъектов: жесткие (устойчивость и неизменность снов. параметров приемов деят-ти) – напр., подготовка гос.решений; мягкие (демонстрируют более гибкие адаптивные способы и приемы деят-ти)- напр., различ. способы информац. обеспечения избират. кампании. Роль. Способствуют оптимизации принятия решений для достижения поставленных целей в полит.процессе. Особый технологический уровень анализа политики- выборы (методы депутатов- честные-нечестные).ПТ могут быть не только конструктивными, но и нарушающими нормы полит. этики(черный пиар, дезинфор-я, манипулирование, провокации), использовать методы противоправной борьбы за гос. власть (террор, заговоры). *30. Политическая модернизация. Ее особенности и этапы в современной России. Термин «модернизация» означает одновременно и стадию общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам. Полит. модернизация - переход от традиционного к современному обществу в результате научно-технического прогресса, социально-структурных изменений, преобразования нормативных и ценностных систем. Типы модернизации: 1) “первичная” (Западная Европа, США, Канада) - охватывает эпоху первой промышленной революции, разрушения традиционных наследственных привилегий и провозглашения равных гражданских прав, демократизации и т.д.; 2) “вторичная”, “отраженная”, модернизация “вдогонку”(Россия, Бразилия, Турция и др.) Ее основная черта – осуществление социокульт. контактов отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры. Факторы модернизации: - в экономике: расширение индустриальных технологий, основанных на использов-ии капитала и научного знания, широком освоении природных ресурсов, расширении вторичного (переработка, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства; - в социальной сфере: ослабление прежних предписанных (аскриптивных) типов социальности и расширение сферы новых целерациональных связей, основанных на профессиональных или рыночных критериях, что сопровождается ростом дифференциации, в особенности классовой и имущественной, разделением между производством, политической и общественной деятельностью; - в сфере политики: образование централизованных национальных государств, в рамках которых формируются различ. соц.-полит. движения и группы, отстаивающие свои интересы; - в культурной сфере: дифференциация духовных систем и ценност. ориентаций, секуляризация и плюрализация обществ. сознания и образ-ия, распространение грамотности, формирование нац. культуры и языка, многообразие идеолог. течений, развитие СМИ и коммуникации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.4 (0.012 с.) |