Содержание книги

  1. Коррекционно-развивающая программа
  2. Сроки и этапы реализации программы
  3. Ожидаемые результаты реализации программы.
  4. Методическое и материально-техническое оснащение.
  5. Примеры конспектов коррекционно-развивающих занятий
  6. Думающий колпак (мозговая шапочка).
  7. Упражнение «расставь по возрасту и по росту»
  8. Занятие №8 Тема: «транспорт». Ход занятия. Ритуал приветствия: упражнение «мои друзья». Разминка. Гимнастика мозга
  9. Упражнение «Дорога для машины»
  10. Приведение рабочего места в порядок
  11. Игра-упражнение «кнопки мозга» («нажимаем и смотрим»)
  12. Пальчиковая гимнастика «Цветы»
  13. Упражнение «Придумай свой цветок»
  14. Игра-упражнение «Вода» («Пьём воду»)
  15. Пальчиковая игра «Что такое лето»
  16. Основная часть.. Игра «Хлопки». Игра «Письмо от Нюши». Игра «Летние развлечения». Упражнение «Яблочки для Нюши»
  17. Приведение рабочего места в порядок


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционно-развивающая программа



 

МАДОУ «Детский сад № 23», МАДОУ «Детский сад № 112»,

МАДОУ «Детский сад № 114», МБДОУ «Детский сад № 118», 

МБДОУ «Детский сад № 122»

 

 

Коррекционно-развивающая программа

для детей старшего дошкольного возраста

«Развивай-КА» с использованием

Кинезиологических методов и АРТ-техник

(создание здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий

в образовательном процессе ДОУ)          

               

 

                                

Королева Елена Михайловна, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 23»

Кульпина Татьяна Анатольевна, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 112»

Кузнецова Юлия Александровна педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 114»

Мясникова Ольга Борисовна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 118»

Сергеева Ирина Александровна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 122»

 

 

г. Череповец

Пояснительная записка

Мозг ребёнка формируется под воздействием сенсорного опыта и двигательной активности. Сенсорные импульсы необходимы для полноценного существования, так как они поддерживают и стимулируют наше тело и нервную систему в течение всей жизни. Без такой питательной среды нервная система человека не может ни функционировать, ни развиваться. 

Сегодняшний технологический прогресс способствует с одной стороны ранней интеллектуализации детей, а с другой – детской  малоподвижности (гиподинамии) и проведению времени в течение нескольких часов перед электронными экранами. Специалисты бьют тревогу и обращают внимание на тот факт, что в целом в нашей повседневной жизни дошкольники недополучают сенсорные стимулы, внешняя среда предоставляет всё меньше и меньше возможностей для получения сенсорного и двигательного опыта, что приводит к повышению уровня заболеваемости, трудностям в обучении и социализации [1].

Поэтому особую актуальность приобретает поиск и внедрение инновационных подходов к созданию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий образовательного процесса. Учитывая возрастные особенности дошкольника, которые предполагают игру, движение, творчество, экспериментирование и продуктивные виды деятельности мы выделили несколько направлений, которые отличаются высокой эффективностью и качественными результатами:

Ø Кинезиологические методы («Гимнастика мозга» Пол Деннисон, Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, пальчиковая гимнастика).

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, направленный на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, на профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В результате у детей повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы [3,6,8].

Ø АРТ-техники (кинетический песок, работа на вертикальном прозрачном мольберте).

Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется кпеску, и надо только придать этой тяге творческую и познавательную составляющую и получается образовательный процесс. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Игры с кинетическим песком рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, а так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься.

Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком. Работа на прозрачных мольбертах очень интересна, удобна и эффективна: у детей появляются новые тактильные и визуальные ощущения (рисунок видоизменяется, если на него посмотреть с другой стороны мольберта). Для создания образов на мольберте можно использовать разные инструменты: кисти, штампы, губки, валики, спонжи, ватные палочки, можно рисовать руками, пальчиками, ладошками. Детям важно использовать в работе как традиционные материалы: гуашь, пальчиковые краски, так и нетрадиционные изобразительные средства: детский крем (придает расслабляющий эффект для детей имеющих спастику кистей рук), пена для бритья (усиление тактильных ощущений за счет объемности и специфичности структуры материала), губная помада и др.

Продуктивные виды деятельности (лепка с кинетическим песком, рисование на прозрачном мольберте) заключают в себе большие возможности. В процессе деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, память, мыслительные операции и, наконец, воображение. Рисование и лепка способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики рук; тактильного восприятия; пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Данные методы и технологии были включены в разработку и апробацию  коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-КА» (с использованием Кинезиологических методов и АРТ-техник) в работе педагога-психолога.

 

 

 Цель  программы:  развитие познавательной сферы и психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, через использование Кинезиологических методов и АРТ-техник.

Задачи:

1. Развивать высшие психические функции: мышление, внимание, память, воображение.

2. Обогатить сенсорный опыт и стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.

4. Развивать межполушарное взаимодействие.

5. Развивать коммуникативные умения.

Методическое сопровождение программы опирается на положения нейропсихологии, кинезиологии - Л.А. Сиротюк, Пол Деннисон, на сенсорно-интегративный подход - Э. Джин Айрес и антропологический подход «Обучение на основе движения» [1,3,6,8].

В основу программы легли следующие принципы:

· Принцип последовательности – любая  ступень в обучении ребенка интегрированной деятельности опирается на опыт ребенка, на уже освоенном в предыдущем.

· Принцип дифференцированного подхода – решение задач, помогающих раскрыть личностные способности детей.

· Ценностно-ориентированный - эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье.

· Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка  дошкольника в позицию самоконтроля и саморегуляции.

· Принцип симпатии и участия – ребенок  должен чувствовать себя в полной безопасности. Педагог оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

· Принцип деятельности - позволяющий ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.191 (0.008 с.)