Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-развивающая программа↑ Стр 1 из 17Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МАДОУ «Детский сад № 23», МАДОУ «Детский сад № 112», МАДОУ «Детский сад № 114», МБДОУ «Детский сад № 118», МБДОУ «Детский сад № 122»
Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-КА» с использованием Кинезиологических методов и АРТ-техник (создание здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий в образовательном процессе ДОУ)
Королева Елена Михайловна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 23» Кульпина Татьяна Анатольевна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 112» Кузнецова Юлия Александровна педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 114» Мясникова Ольга Борисовна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 118» Сергеева Ирина Александровна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 122»
г. Череповец Пояснительная записка Мозг ребёнка формируется под воздействием сенсорного опыта и двигательной активности. Сенсорные импульсы необходимы для полноценного существования, так как они поддерживают и стимулируют наше тело и нервную систему в течение всей жизни. Без такой питательной среды нервная система человека не может ни функционировать, ни развиваться. Сегодняшний технологический прогресс способствует с одной стороны ранней интеллектуализации детей, а с другой – детской малоподвижности (гиподинамии) и проведению времени в течение нескольких часов перед электронными экранами. Специалисты бьют тревогу и обращают внимание на тот факт, что в целом в нашей повседневной жизни дошкольники недополучают сенсорные стимулы, внешняя среда предоставляет всё меньше и меньше возможностей для получения сенсорного и двигательного опыта, что приводит к повышению уровня заболеваемости, трудностям в обучении и социализации [1]. Поэтому особую актуальность приобретает поиск и внедрение инновационных подходов к созданию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий образовательного процесса. Учитывая возрастные особенности дошкольника, которые предполагают игру, движение, творчество, экспериментирование и продуктивные виды деятельности мы выделили несколько направлений, которые отличаются высокой эффективностью и качественными результатами: Ø Кинезиологические методы («Гимнастика мозга» Пол Деннисон, Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, пальчиковая гимнастика). Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, направленный на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, на профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. В результате у детей повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы [3,6,8]. Ø АРТ-техники (кинетический песок, работа на вертикальном прозрачном мольберте). Игры с песком – одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется кпеску, и надо только придать этой тяге творческую и познавательную составляющую и получается образовательный процесс. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Игры с кинетическим песком рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, а так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься. Прозрачный мольберт – удобное, многофункциональное специальное пособие, которое позволяет ребенку увидеть результат своей работы в сотрудничестве с другим человеком. Работа на прозрачных мольбертах очень интересна, удобна и эффективна: у детей появляются новые тактильные и визуальные ощущения (рисунок видоизменяется, если на него посмотреть с другой стороны мольберта). Для создания образов на мольберте можно использовать разные инструменты: кисти, штампы, губки, валики, спонжи, ватные палочки, можно рисовать руками, пальчиками, ладошками. Детям важно использовать в работе как традиционные материалы: гуашь, пальчиковые краски, так и нетрадиционные изобразительные средства: детский крем (придает расслабляющий эффект для детей имеющих спастику кистей рук), пена для бритья (усиление тактильных ощущений за счет объемности и специфичности структуры материала), губная помада и др. Продуктивные виды деятельности (лепка с кинетическим песком, рисование на прозрачном мольберте) заключают в себе большие возможности. В процессе деятельности совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, память, мыслительные операции и, наконец, воображение. Рисование и лепка способствуют развитию у ребёнка: мелкой моторики рук; тактильного восприятия; пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Данные методы и технологии были включены в разработку и апробацию коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-КА» (с использованием Кинезиологических методов и АРТ-техник) в работе педагога-психолога.
Цель программы: развитие познавательной сферы и психических процессов у детей старшего дошкольного возраста, через использование Кинезиологических методов и АРТ-техник. Задачи: 1. Развивать высшие психические функции: мышление, внимание, память, воображение. 2. Обогатить сенсорный опыт и стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности. 3. Развивать зрительно-моторную координацию. 4. Развивать межполушарное взаимодействие. 5. Развивать коммуникативные умения. Методическое сопровождение программы опирается на положения нейропсихологии, кинезиологии - Л.А. Сиротюк, Пол Деннисон, на сенсорно-интегративный подход - Э. Джин Айрес и антропологический подход «Обучение на основе движения» [1,3,6,8]. В основу программы легли следующие принципы: · Принцип последовательности – любая ступень в обучении ребенка интегрированной деятельности опирается на опыт ребенка, на уже освоенном в предыдущем. · Принцип дифференцированного подхода – решение задач, помогающих раскрыть личностные способности детей. · Ценностно-ориентированный - эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. · Принцип активности и свободы самовыражения ребенка – постановка дошкольника в позицию самоконтроля и саморегуляции. · Принцип симпатии и участия – ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Педагог оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников. · Принцип деятельности - позволяющий ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.48.72 (0.01 с.) |