Содержание книги

  1. Особенности психоречевого развития
  2. Детей с общим недоразвитием речи
  3. И специфических принципов в работе
  4. Преемственность в планировании занятий
  5. Алгоритм тематического планирования, заданный учителем-логопедом по теме «школа»
  6. Алгоритм тематического планирования, заданный учителем-логопедом по теме «Птицы»
  7. Примерное перспективное тематическое
  8. Планирование занятий по формированию
  9. Методические рекомендации воспитателям
  10. По проведению занятий с детьми,
  11. Воспитателя с детьми, имеющими
  12. Тема «рассказывание Русской народной сказки
  13. quot;МОРОЗ, СОЛНЦЕ И ВЕТЕР"»
  14. Волк (рассказ старичка-лесовичка)
  15. Тема «рассказывание по картине "в школу"»
  16. Тема «осень». Тема «сад и огород» (1). Тема «сад и огород» (2). Тема «сезонная одежда, обувь»
  17. Тема «звери и их детеныши» (1)
  18. Тема «звери и их детеныши» (2)
  19. Тема «заключительная беседа "зима"»


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема «заключительная беседа "зима"»



ТЕМА «КАК ВЫРАЩИВАЮТ ХЛЕБ»

Рассказ воспитателя.

Цель. Расширить представления детей о том значении, кото­рое имеет в жизни людей хлеб. Развивать связную речь. Воспиты­вать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Словарь. Хлебороб, комбайнер, жатва, плуг, сеялка, борона, агроном.

Предварительная работа. Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и (или) «Сенокос».

Материал. Картинки из серии «Кем быть?»; сюжетные картин­ки по теме; разные виды хлеба и хлебобулочных изделий (муля­жи); шапочки с изображением калачей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

—Отгадайте загадку: «Вырос в поле колоском, на столе лежит куском».

—Назовите, что лежит на столе. (Муляжи: булка, бублик, ка­лач, батон, пирожок и т.д.)

II. Введение в тему.

Воспитатель читает стихи С. Погореловского:

Слава хлебу на столе!

Вот он — хлебушко душистый.

Вот он — теплый, золотистый.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

— Вот об этом-то и будет наш рассказ.

III.Изучение нового.

Рассказ воспитателя с показом иллюстраций.

—Народная пословица говорит: «Хлеб — всему голова!» Это значит, что хлеб — главный продукт питания. Наша страна Рос­сия огромная. Нам нужно много хлеба. Кто же выращивает хлеб? Чтобы это узнать, сегодня мы отправляемся в увлекательное пу­тешествие. Кто весной выходит в поле? «Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит». Это трактор. На тракто­рах работают трактористы. Что делает трактор? Тащит плуг, боро­ну, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Ведь недаром говорят: «Весенний день год кормит».

—Прежде чем продолжим путешествие, рассмотрите зерна пше­ницы, ржи. Зерно маленькое, но его росточек пробьется через слой земли. Когда сеять зерно, решает агроном.

—И вот мы опять на вспаханном поле. К трактору прицепили сеялку. Что она делает? («Роет борозды проворно, в них укладыва­ет зерна».)

— Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже поле все в золотых колосьях. Теперь главная задача — сберечь урожай. В этом помогает самолет.

Самолет над полем кружит,

Следом вьюга вьется, вьюжит.

Летчик сверху всюду-всюду

Сыплет белый порошок.

—Порошок — это средство для борьбы с вредными насекомы­ми, которые могут уничтожить молодые ростки. Но вот пришла осень, созрела пшеница, наступила жатва. В поле выезжает ком­байн. «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет».

—Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

—О том, как работает комбайн, послушайте рассказ В. Н. Крупина «Отцовское поле». (Чтение рассказа.)

IV. Физкультминутка. П/и «Кто быстрее найдет свой калачик».

Часть детей исполняют роль калачиков, часть — грачей. Чита­ется текст, под который дети выполняют движения:

Вот качи-качи-качи!

Я пеку калачи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

III. Изучение нового (продолжение). Рассказ воспитателя.

С последними словами грачи подбегают к своим калачикам, и дети берутся за руки.

— А теперь продолжим свое путешествие.

Хоть и собрано зерно,

 Да не хлеб еще оно.

— Зерно везут на хранение в элеватор, а затем на мельницы.

Здесь такое с ним творится,

 В оборот его берут,

В порошок его сотрут!

— Что это за порошок? (Мука.)

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Хлебу путь теперь недолгий,

Вот он — в булочной на полке,

Вот уже к тебе на стол

Он пожаловал — пришел!

— Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, ко­торый мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом — хлеборобы.

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

V. И т о г.

— Мы узнали, как выращивают хлебные зерна, как из них делают муку, а из нее пекут хлеб. Вот какой долгий путь проходит каравай, прежде чем попасть к нам на стол.

С огурцами ли, с картошкой

Надо хлеб съедать до крошки.

Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в посло­вицах:

Хлеб бросать — силу терять.

Берегите хлеб — это наше богатство.

Нет хлеба, так и нет обеда.

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

ТЕМА «СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА "НАШЛИ ЕЖА"»

Цель. Учить составлять рассказ по картинкам, используя имею­щиеся знания и представления. Закрепить умение употреблять слож­ные предложения с подчинительными союзами. Учить понимать разные значения многозначных слов. Воспитывать бережное отно­шение к «братьям нашим меньшим».

Словарь. Недотрога, съежился, фыркнул.

Предварительная работа. Чтение рассказов М. Пришвина «Еж», «Волк и ежик», наблюдение за ежом в живом уголке.

Материал. Сюжетные картинки (автор Г.А. Каше), шапочки-маски ежей, предметные картинки: еж, иголки для шитья, ди­кобраз, ветка сосны.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Назовите животных, которые живут в лесу. Какие они? (Ди­кие.)

II.Введение в тему.

1. Загадывание загадки.

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

{Еж.)

2. Чтение стихотворения.

Что ж ты, еж, такой колючий?

 — Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

— Чем покрыто тело ежа?
III.Изучение нового.

1.Показ картинок.

2.Вопросы по содержанию картинок:

—Куда пришли мальчики?

—Кого они нашли? Где?

—Как мальчики решили принести ежа домой?

—Чем угостили ежа дома?

3. Постановка цели.

— Сейчас будем учиться составлять рассказ «Нашли ежа».

4.Рассказы детей.

5.Анализ детских рассказов.

IV. Физкультминутка. П/и «Еж на поляне».

Дети в шапочках-масках бегают на полянке, изображая ежей. По сигналу «Лиса!» дети останавливаются, сжимаются в комочек («сворачиваются в клубок»).

V. Закрепление.
И/у «Слово одно, а значений много» (загадывание загадок).

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной.

— Почему сказано, что еж — недотрога?

          Иглы при себе носит, а шить не умеет.

(Еж.)

Почему говорится «шить не умеет»?

Молодичка невеличка, тоненька да бела, весь мир одела.

(Иголка.)

— Чем похожа иголка ежа и эта иголка, которой шьют?

— У кого еще есть иголки?
Рассматривание картинок: ветка сосны, дикобраз.

VI. Итог.
Проговаривание чистоговорки:

Шьет ежатам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Каждому на ножки

Новые сапожки.

VII.    Задание на дом.
Выучить загадку о еже.

ТЕМА «ЗИМА»

Заучивание стихотворения К. Бальмонта «Снежинка».

Цель. Расширять знания детей о зимних явлениях. Развивать навык словообразования (образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами). Прививать любовь к по­этическому слову, любовь к природе. Развивать зрительное вос­приятие.

Словарь. Узорная, хрупкая, чистая, смелая, высь лазурная, хру­стальная, таять.

Предварительная работа. Наблюдение за снежинками на прогул­ке: за формой и свойствами (тает от тепла). Рассматривание иллю­страций, вырезание из бумаги разнообразных по форме снежинок.

Материал. Текст стихотворения, фишки в форме снежинок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1.— Какое сейчас время года?

2.И/у «Назови как можно больше красивых слов». Детям следу­ет ответить на вопросы: погода какая? Солнце какое? Снег какой? День какой? Небо какое? Зима какая?

За ответы раздаются фишки-снежинки.

II. Введение в тему.

Чтение стихотворения Н. Елкиной.

Легкая, узорная звездочка-малютка,

Ты лети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

— О чем эти строки? (О снежинке.)
III.Изучение нового.

1. Чтение стихотворения.

— Послушайте, как описывает снежинку русский поэт К. Баль­монт (читается в сокращении).

2. Беседа по содержанию стихотворения.

—Как называет поэт снежинку?

—За что называет ее смелой?

—Куда стремится снежинка?

— Почему он называет снежинку звездой кристальной? (Воспитатель дополняет ответы детей строками из стихотво­рения.)

4.Повторное чтение стихотворения.

5.Чтение стихотворения детьми (воспитатель помогает строч­ками стихотворения).

IV. Физкультминутка.

П/и «Снежинки» (чтение стихов В. Волиной, сопровождаемое движениями).

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок —

Получается снежок.

V. Закрепление.

1. И/у «Скажи ласково».

Зима... (зимушка), снег... (снежок), звезда... (звездочка), до­рога... (дороженька), снежинка... (снежиночка), пушинка... (пу-шиночка).

2. И/у «Путаница».

Предъявляется картина «Зима», на которой есть отдельные при­знаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано.

VI. Итог.

—Какое стихотворения вы сегодня выучили?

—Назовите автора.

VII. Задание на дом.
Нарисовать снежинку.

 

ТЕМА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» (1)

Рассказывание по картине «Зимние развлечения».

Цель. Расширять представления детей о зиме, зимних развлече­ниях. Учить детей составлять рассказ по картине, указывая место и время действия. Учить подбирать глаголы к существительным. Формировать интерес к зимним играм и развлечениям.

Словарь. Зима, снежок, солнечный день, горка, санки, каток, снеговик, коньки, детвора; съезжает, спустился, катится, летит, падает, быстро, весело.

Предварительная работа. Прогулка на каток, школьный стади­он, просмотр учебного видеофильма о зимних соревнованиях (раз­ные виды спорта).

Материал. Картина «Зимние развлечения», картинки для со­ставления опорного плана, предметные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Детям предлагают различные графические схемы предложений.

—Составьте интересное предложение о зиме.

II. Введение в тему.

—Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите картинки-отгадки.

Две в руках, две на ногах —  Каждый вечер я иду

Не провалишься в снегах,               Рисовать круги на льду,

А проедешь без труда,        Только не карандашами,

Только лягут два следа.                 А блестящими... (коньками).
(Лыжи.)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы.

{Санки.)

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили,

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

{Горка.)

III.Изучение нового материала.

1. Беседа по картине:

— Какое время года изображено на картине?

—Чем заняты дети?

—Что дети делают на горке?

—Кто катается на коньках?

—Где катаются мальчики?

—А что еще делают дети? (Лепят снеговика.)

—Из чего у снеговика нос?

—Как еще развлекаются дети зимой?

— Как вы думаете, нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?

2. — Придумайте рассказ по картине.

• Расскажите, какой был день, когда дети вышли на прогулку.

• Придумайте, где дети гуляли. (Сквер, парк, двор.)

• Расскажите, как они играли.

3.Рассказы детей.

4.Анализ рассказов детей.

IV. Физкультминутка (чтение стихов, сопровождаемое дви­жениями).

А сегодня у зимы новоселье,

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба.

А какой вышины?

—Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

А какой ширины?

—Вот такой ширины.

Погляди-ка, потолки ледяные,

 Высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лесенке шагаем.

Выше ноги, топ-топ!

Двери комнат отворяем.

Справа — хлоп, слева — хлоп.

V. Закрепление.

И/у «Подбери слова-действия».

— Что можно делать на коньках? на санках? И т.д.

 

 

                    кататься                         спускаться

                    лететь                            подниматься

Коньки        догонять Санки              везти

нестись                          нестись
скользить

                    ехать                                            лепить

                    спускаться с...                         запускать
Лыжи            подниматься на... Снежки               бросать

                    бежать по...                                     попадать

VI. Итог.

— Назовите ваши любимые развлечения зимой.

 

ТЕМА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» (2)

Пересказ произведения Н. Калининой «Про снежный колобок».

Цель. Учить детей передавать текст связно, последовательно, вы­разительно. Учить подбирать подходящие по смыслу определения. Развивать навык словоизменения (образование существительных множественного числа родительного падежа). Уточнить знания детей о временах года.

Словарь. Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, шер­стяная, носков, варежек, ботинок, чулок, тапочек, рукавичек.

Предварительная работа. Наблюдение за свойствами снега во время прогулок. Рассматривание иллюстраций о зимних развлече­ниях детей. Зимние игры детей во время прогулок: поделки из снега, соревнования.

Материал. Кукольная одежда: ботинки, чулки, варежки, та­почки, носки; картинки с изображением времен года.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Дети рассматривают картинки с изображением времен года.

И/у «Когда это бывает?».

Солнце светит, да не греет,

На лугу трава желтеет.

{Осенью.)

Белый снег лежит кругом,

Речка скрылась подо льдом.

(Зимой.)

Посреди зеленой травки

Гуси плещутся в канавке.

(Летом.)

Птицы весело поют,

На деревьях гнезда вьют.

(Весной.)

Дни становятся короче,

Долгий дождик землю мочит.

(Осенью.)

II. Введение в тему.

Чтение отрывка из стихотворения И.Сурикова «Зима».

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает, ложится...

—Вам понравилось, как поэт описал зимний день? Какие слова он подобрал для описания снега? Вспомните их.

—Что происходит со снегом? Как о движении снега говорит поэт?

III. Изучение нового.

1.Чтение рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок».

2.Беседа по содержанию рассказа.

—Что делали ребята во дворе?

—Что случилось со снежным колобком?

—Что вам особенно понравилось в рассказе?

3.Повторное чтение с установкой на пересказ.

4.Пересказы детей.

5.Анализ пересказов по ходу рассказывания.

IV. Физкультминутка (имитация движений под музыку.)

Снег идет, снег идет,

Дворник улицу метет,

Мы катаемся на лыжах,

И встаем мы на коньки,

Мы катаемся на санках,

И играем все в снежки.

V. Закрепление.

1. И/у «Угадай-ка».

—Шерстяная, теплая, маленькая. Это носок или варежка?

—А как скажем про носок?

2. И/у «Чего не стало?».

На столе предметы кукольной одежды. Воспитатель убирает один предмет, а дети должны назвать, чего не стало. (Не стало носков, шарфов и т.д.)

VI. Итог.

Отметить активность детей на занятии.

— Что мы сегодня делали на занятии?

ТЕМА «МЕБЕЛЬ»

Составление рассказа «Мебель в нашей квартире».

Цель. Учить составлять рассказ из личного опыта. Уметь класси­фицировать мебель, знать ее назначение. Формировать навык сло­воизменения (согласование числительных с существительными).

Словарь. Мебель для прихожей, гостиной, спальной, кухни; деревянная, пластмассовая, железная.

Предварительная работа. Рассказ воспитателя о мебельной фаб­рике; экскурсия в мебельный магазин; рассматривание альбома «Мебель»; придумывание загадок о мебели.

Материал. Предметные картинки, изображающие мебель; мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.
Д/и «Новая квартира».

— Расставьте мебель (картинки) в квартире: в прихожей, гос­тиной, спальной, на кухне.

II. Введение в тему.

1. Загадывание загадок.

Стоит Антошка на четырех ножках.

На Антошке суп да ложки.

(Стол.)

Я удобный, очень мягкий,

Всем нетрудно угадать.

Любят бабушки и внуки

Посидеть и почитать.

(Диван.)

Я хозяйке очень нужен.

Я с посудой очень дружен.

Я посуде всякой рад.

Называюсь просто... (шкаф.)

2. Беседа.

—Без чего наши квартиры были бы неуютными? (Без мебели.)

—Из чего сделана мебель в наших квартирах?

III.Изучение нового.

1. Постановка цели.

— Сегодня мы будем составлять рассказ на тему «Мебель в на­шей квартире». О какой мебели вы хотели бы рассказать? (О ку­хонной, гостиной, спальной.)

2. Совместное составление плана рассказа.

• Какие предметы входят в наборы мебели?

• Из чего сделана мебель?

• Какого цвета мебель?

• Как надо ухаживать за мебелью?

3. Рассказы детей.

IV. Физкультминутка.

 П/и «Я пришел за мебелью».

Читается стихотворный текст:

Мы приходим в магазин,

В магазине нет корзин.

В магазине этом

Крупные предметы:

Стол, диван и табуреты,

Шкаф, сервант и стеллажи.

Что ты выберешь, скажи.

Дети бросают друг другу мяч со словами: «Я выбираю...»

V. Закрепление.

И/у «Сосчитай правильно».

— Назови пять предметов мебели. (Например: стул, кровать, диван, стол, кресло.)

VI. Итог.

—О чем сегодня вы рассказывали?

—Чей рассказ понравился? Почему?

ТЕМА «СЕМЬЯ» (1)

Составление рассказа из личного опыта «Новогодний подарок Деда Мороза».

Цели. Учить детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, руководствуясь планом, предложенным воспитателем. Учить образованию существительных от глаголов: плясать — плясунья, шалить — шалунья и т.д., размышлению над значением слов. Обо­гащать словарь детей глаголами.

Словарь. Ожидал, радовался, волновался, ждал с нетерпением.

Предварительная работа. Беседы о новогоднем празднике, рас­сматривание новогодних открыток, заучивание стихов, песен, чте­ние произведений, изготовление игрушек, украшение елки, ри­сование или аппликация Деда Мороза.

Материал. Кроссворд, иллюстрации к сказке «Мороз Иванович».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент. Детям предлагаются разрезные картинки.

— Сложите картинку и назовите получившийся предмет (елка, снеговик, Петрушка, елочный шарик, снежинка, рукавичка Деда Мороза).

II. Введение в тему.

Разгадывание кроссворда (слова записываются по горизонтали).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сперва блеск (1 — молния),

За блеском треск (2 — гром),

За треском плеск (4 — дождь).

Неизвестно, где живет,

Налетит — деревья гнет.

Засвистит — по речке дрожь,

Озорник, а не уймешь (3 — ветер).

Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать (5 — узор).

По вертикали прочитывается ключевое слово (тема занятия).

—Когда к нам приходит Дед Мороз?

—Что он приносит детям?

III.Изучение нового.

—Сегодня мы будем составлять рассказ «Новогодний подарок Деда Мороза». Вам помогут в этом вопросы:

—Какой подарок вы мечтали получить?

—Как ждали Деда Мороза?

—Когда и где нашли подарок?

—Какой он был?

IV. Физкультминутка.
П/и «Дед Мороз» (игра-диалог).

—Это я, Дед Мороз,
Бородою оброс.

Я в лесу ищу зверей.

Выходите поскорей!

                    —А каких зверей ты ищешь?

                    —Зайчиков!

Дети прыгают, подражая зайчикам.

                    —А ты зайчиков любишь?

—Люблю!

—А ты их догонишь?

—Догоню!

(Игра повторяется, но Дед Мороз называет уже других зверей.)

V. Закрепление.
И/у «Вспомни слово».

1. Две картинки: девочки — персонажи сказки «Мороз Ива­нович».

—Из какой сказки эти девочки?

—Вспомните их имена. (Ленивица, Рукодельница.)

—Почему их так звали?

—Как вы назовете умную девочку? (Умница.)

—Как мы скажем о девочке, которая озорничает? (Озорница.)

—Девочка, которая умеет что-нибудь делать своими руками, кто она? (Мастерица.)

—Чем похожи эти слова?

2. Упражнения на словообразование.

— Есть и другие слова, которые звучат похоже друг на друга. Давайте их вспомним.

Девочка, которая любит петь... (певунья), плясать... говорить... играть... шалить... ворчать... молчать... бегать... прыгать...

VI. Итог.

Детям раздаются книжки-малышки.

VII.    Задание на дом.

Предлагается нарисовать картинку и придумать рассказ о но­вогоднем празднике.

ТЕМА «СЕМЬЯ» (2)

Рассматривание картины «Семья» и беседа по ней.

Цель. Учить понимать родственные отношения. Отвечать рас­пространенными предложениями. Воспитывать любовь и уваже­ние к своим родственникам.

Словарь. Родственники, дружная, уютно, родословное дерево.

Предварительная работа. Беседа с детьми об их семьях, сюжетно-ролевая игра «Семья», заучивание стихов о маме, папе, ба­бушке, братьях и сестрах.

Материал. Предметные картинки или фотографии с изображе­нием членов семьи, сюжетная картина «Семья», ребус, лист бу­маги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.
Отгадывание ребуса: изображена цифра 7 и буква Я.

—Какая это цифра?

—Назовите букву.

—А теперь скажите все вместе: «Семья».

—Какое слово получилось?

—Сегодня поговорим о семье.

II. Актуализация знаний.

1.Рассматривание картины «Семья».

2.Беседа.

—Кого вы видите на картине?

—Как одним словом назвать их?

—Сколько человек в этой семье?

—Кто, по-вашему, самый старший?

—Придумайте ему имя. (Дается имя и отчество.)

—Придумайте имена для мамы и папы.

—Кто самый младший в семье?

—Чем он занимается?

—Что делают другие члены семьи?

—Как вы думаете, какая это семья? (Дружная.)

III. Физкультминутка.
П/и «Дедушки и внуки».

Распределяются роли: все дети играют роль внуков, один ребе­нок — роль дедушки.

Дедушка сидит дома, дети уходят в свой дом (в другой конец комнаты) и договариваются, как они будут отвечать на вопросы дедушки. Затем бегут к дедушке в гости. Дедушка спрашивает:

—Где вы были? (Дома, на улице, в саду и т.д.)

—Что вы там делали?

Дети показывают, что они там делали. Дедушка должен отга­дать и назвать действия одним словом. Назвав, он ловит убегаю­щих детей. Пойманный становится дедушкой.

IV. Закрепление.

Составление родословного дерева одного ребенка по фотогра­фиям.

—Кем приходится бабушка маме?

—Кем приходится мама папе?

—Кем ты приходишься бабушке, дедушке?

—Кем приходится тебе Ира? И т.д.

V. Итог.

— Назовите всех членов вашей семьи.

VI. Задание на дом.

Нарисовать родословное дерево своей семьи.

ТЕМА «ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ»

Составление творческого рассказа «Где работают мама и папа?».

Цель. Закрепить знания детей о труде людей разных профессий, о важности всех профессий. Учить составлять связный рассказ из личного опыта. Закрепить эмоционально-положительное отноше­ние к трудящемуся человеку.

Предварительная работа. Чтение произведений Е. Пермяка «Ма­мина работа», С. Михалкова «А что у вас?», В. Сухомлинского «Моя мама пахнет хлебом». Рисование на тему «Мамина (папина) рабо­та». Сделать альбом «Наши мамы и папы». Экскурсия на стройку, в магазин, библиотеку.

Материал. Кукла Незнайка, предметные картинки для состав­ления предложений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. И/у «Кому что?».

По картинкам (орудия труда) дети определяют профессию че­ловека. За правильный ответ получают картинку.

II.Введение в тему.

Воспитатель: Сегодня на улице я встретила мальчика. На все мои вопросы он отвечал «не знаю», «не знаю». Вы не скажете, кто это, как его зовут? (Незнайка.) Я его пригласила к нам.

Вносится кукла.

Незнайка: О чем вы тут говорите?

Дети: О профессиях людей.

Незнайка: Я тоже много профессий знаю: Винтик, Шпунтик, Знайка, Пилюлышн.

Воспитатель: Ребята, правильно назвал профессии Незнайка? (Нет.) Это прозвища твоих друзей. А вот ребята знают разные профессии и профессии своих мам и пап. Они расскажут тебе о том, где работают их родители.

III. Изучение нового.

1. Составление рассказа в определенной последовательности:

—Где работает мама (папа)?

—Что она (он) делает?

—Какую пользу приносит ее (его) труд?

2. Рассказы детей.

IV. Физкультминутка (чтение текста сопровождается дви­жениями).

Мы строителями были. Руки в стороны и вниз.

Вместе домик мастерили. Дружно сели, поднялись.

Вот немножко отдохнем, Потянулись высоко

Строить мы опять начнем. И вздохнули глубоко.

V. Закрепление.

— А теперь вместе с Незнайкой поиграем в игру «Составь пред­ложение».

Воспитатель прикрепляет на фланелеграф предметные картин­ки, опираясь на которые дети заканчивают предложение, начатое Незнайкой.

—Врач лечит...

—Плотник пилит...

—Повар варит...

—Шахтер добывает...

—Каменщик кладет...

VI. И т о г.

—Чему вы научились на занятии? (Составлять рассказ о про­фессиях.)

—Что узнал Незнайка из ваших рассказов?

ТЕМА «НАША УЛИЦА»

Составление рассказа из личного опыта «Моя улица».

Цель. Учить самостоятельно составлять рассказ из личного опы­та, используя план; использовать выразительные средства при описании. Развивать внимание, память. Прививать любовь к род­ному городу.

Словарь. Учреждения, многоэтажный, перекресток, односто­роннее движение.

Предварительная работа. Экскурсия по улицам города, к свето­фору; чтение произведения С.Михалкова «Моя улица»; рассмат­ривание иллюстраций из альбома «Наш город».

Материал. Сюжетные картинки, запись песни Ю.Антонова «Есть улицы центральные».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

В городе каждом

Издавна славная

Есть обязательно

Улица главная.

—Для каждого человека это та улица, на которой он живет.

—Назови улицу, на которой ты живешь.

II.Введение в тему.

— Об улицах родного города написано много песен. Давайте послушаем одну из них.

(Слушание песни Ю.Антонова «Есть улицы центральные...»)

III.Изучение нового.

1. Викторина на тему «Как хорошо ты знаешь свою улицу?».

—А какие улицы нашего города вы знаете? (Каждый называет свою.)

—Почему твоя улица так называется?

—Какие учреждения находятся на этой улице? Какие дома?

—Расскажи, какова твоя улица: длинная ли она, широкая ли, или маленькая, тихая?

—Что растет на твоей улице? (Деревья, цветы.)

—Какой транспорт движется по улицам города?

2. Составление плана рассказа.

—Сегодня мы будем учиться составлять рассказ о своей улице. С чего можно начать рассказ?

—Как называется твоя улица?

—Почему так называется улица?

—Какие магазины и учреждения находятся на твоей улице?

—Какова твоя улица?

—За что тебе нравится твоя улица?

3.Рассказы детей.

4.Анализ детских рассказов.

IV. Физкультминутка.
П/и «Три сигнала светофора».

V. Закрепление.

Дидактическая игра «Найди изменения на перекрестке» (пред­лагается два рисунка).

VI. Итог.

— Что узнали нового на занятии?

Цель. Выявить и систематизировать представления детей о зиме. Учить образовывать прилагательные от существительных. Воспи­тывать любовь к родной природе.

Словарь. Декабрь, январь, февраль, любознательный, вьюга, гололед, метель, трескучие морозы, иней.

Материал. Конверт (письмо от Почемучки), кроссворд, карти­на «Что перепутал художник?», разрезные картинки «Времена года».

Предварительная работа. Экскурсия в зимний парк, наблюде­ния за погодой на ежедневных прогулках, заучивание стихов о зиме, пословиц, поговорок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

На столе у детей разрезные картинки «Времена года». Дети со­бирают картинки и называют время года.

— Как вы догадались, что это зима?

II.Обобщение материала по теме.

1. Введение в беседу.

— Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне письмо, на конверте указаны названия нашего детского сада и нашей груп­пы. Письмо от любознательного мальчика Почемучки.

Чтение письма (Почемучка просит рассказать ему о зиме).

2. Обобщающая беседа (ответы детей на вопросы любознатель­ного мальчика).

— Что такое зима?

—Сколько у зимы месяцев?

—С какого месяца она начинается?

—Вспомним стихотворение об этом зимнем месяце («В декаб­ре, в декабре...»).

—Как называется второй зимний месяц? (Стихотворение о нем.)

—Последний, третий месяц зимы? (Стихотворение о нем.)

—Какая погода бывает зимой?

—Какие зимние явления вы знаете?

—Как живут звери зимой?

—А птицы?

—Чем мы можем помочь «братьям нашим меньшим»?

—За что мы любим зиму? (Игры, веселый новогодний празд­ник.)

3. Разгадывание кроссворда.

— Я буду загадывать загадку, а слово-отгадку мы будем вписы­вать в кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Он летает белой стаей.

Он сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(1 — снег.)

Кто затеял канитель,

Стелет белую постель,

Спать укладывает поле?

Это снежная... (метель). (2)

Все кругом белым-бело,

Много снега намело.

В белых шапках лес, дома.

Ходит белая... (зима). (3)

Только тронешь — голосят

Пуще вспуганных гусят.

В одну сторону летят,

А в другую не хотят.

Горделивые в осанке,

Но не лебеди, а... (санки). (4)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(5 — снежинка.)

III.Физкультминутка.

П/и «Снежинки». (Чтение текста, сопровождаемое движениями.)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок —

Получается снежок.

W. Закрепление.

1. И/у «Придумай слово».

—От слов мороз, холод, ветер, снег, лед образуйте слова, кото­рые отвечали бы на вопрос какой?

—О чем можно сказать «морозный»? (День, воздух.)

2. И/у «Почему так не бывает?».

Дети рассматривают картину: зима, вьюга, гнущиеся деревья, мальчик в шортах и панаме.

—Что перепутал художник? Почему так не бывает?

V. Итог.

—Какие приметы, пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

ТЕМА «НАША АРМИЯ»

Беседа на тему «Наша армия».

Цель. Расширять знания детей о том, что Российская Армия — защитница нашей Родины. Уточнить представления детей о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить детей навыкам словообразования (образование существительных при помощи суф­фиксов). Воспитывать уважение к людям военных специальностей.

Словарь. Ракетчик, летчик, танкист, связист, пехотинец, ар­тиллерист; обмундирование: гимнастерка, пилотка, фуражка, ре­мень, каска; автомат, бронетранспортер, ракетные установки; охранять, чтить, стоять на страже; отважные, бесстрашный.

Материал. Картинки с изображением воинов разных родов войск, иллюстрации с изображением военной техники, солдат­ская атрибутика.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций на тему «Российская Армии». Встреча с военным, просмотр учебного ви­деофильма о буднях Российской Армии. Знакомство с современ­ными военными песнями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

II. И/у «Закончи предложение».

Смело в небе проплывает,      Без разгона ввысь взлетаю,

Обгоняя птиц полет.          Стрекозу напоминаю.

Человек им управляет         Отправляется в полет

Что такое?                          Наш армейский... (вертолет).
(Самолет.)

Тучек нет на горизонте,         Распустила алый хвост,

Но раскрылся в небе зонтик. Улетела в стаю звезд.

Через несколько минут         Наш народ построил эту

Опустился... (парашют).         Межпланетную... (ракету).

II.Введение в тему.

Рассматривание иллюстраций с изображением военной техники.

— Кто догадался, о чем сегодня пойдет речь на занятии?
III. Обобщение материала по теме.

1. Обобщающая беседа.

—Назовите военную технику (перед детьми иллюстрации с изображением военной техники).

—Кто ею управляет?

—Какие рода войск вы знаете?

—Как называется военный, служащий в пехотных войсках? артиллерийских? ракетных? десантных? морских? пограничных?

—В армии проходят службу солдаты. Служить в Российской Армии — большая честь для молодых людей.

—Кто обучает рядовых солдат военному делу? (Офицеры.)

—Чтобы стать офицером, надо закончить военное училище. Офицеры и солдаты — люди сильные, смелые, храбрые и вынос­ливые. Как они становятся такими?

—Каждый мальчик, когда станет взрослым, будет служить в армии.

—Мальчики, в каких войсках вы хотели бы служить и почему?

2. Игра-соревнование «Кто быстрее оденется по тревоге?».
Обмундирование: брюки, гимнастерка, ремень, сапоги, пилот­ка, фуражка.

IV. Физкультминутка (чтение текста, сопровождаемое дви­жениями).

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — лень отбросим.

V. И т о г.

— Солдаты, которые хорошо служат, получают награды. Тот, кто отвечал правильно, тоже сегодня в награду получит значок.

ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Беседа о транспорте и труде водителя.

Цель. Закрепить знания детей о транспорте (виды, назначение). Закрепить представления о профессиях людей, управляющих транс­портными средствами. Формировать навык словообразования (об­разование существительных при помощи суффиксов). Воспиты­вать уважение и интерес к труду взрослых.

Словарь. Автобус, электричка, троллейбус, трамвай, метро, ко­рабль, лодка, самолет, вертолет, наземный, подземный, водный, воздушный; автомобили оперативных служб (пожарные, мили­цейские, скорой медицинской помощи, аварийные); пассажир­ские, грузовые; специальные автомобили: поливочные, снего­уборочные, молоковоз, мусоровоз.

Предварительная работа. Экскурсия «Моя улица», заучивание стихотворения Я.Пишума «Машины».

Оборудование. Предметные и сюжетные картины с изображени­ем разного вида транспорта, разрезные картинки, фишки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

1. И/у «Собери и назови».

Перед детьми разрезные картинки с изображением транспорта.

— Назовите одним словом эти предметы.
II.Обобщение материала по теме.

1. Обобщающая беседа.

Перед детьми сюжетные картинки с изображением воздушно­го, водного, наземного, подземного транспорта.

—Какой бывает транспорт?

—Почему он так называется?

—Как называется транспорт для перевозки людей? (Пасса­жирский.)

—Перечисли пассажирский транспорт.

—А как называется транспорт для перевозки грузов? (Грузо­вой.)

—Назовите грузовой транспорт.

—Вы видели на дорогах города поливочные и снегоуборочные машины, мусоровозы, молоковозы, автокраны — это специаль­ные автомобили.

2. Рассматривание картинок (пожарная машина, «скорая», ава­рийная).

— А как этот транспорт называется? (Оперативный: это ско­рая, быстрая помощь для людей и машины.)

3.Чтение стихотворения К.Чолиевой «Шоферы» и отрывка из стихотворения Э. Огнецвета «Кто начинает день?».

Шоферы

Шуршат по дорогам

Веселые шины,

Спешат по дорогам

Машины, машины.

А в кузове важные,

Срочные грузы:

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шоферов

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!

 

Кто начинает день?

Шофер не любит долго спать.

Чуть свет встает шофер.

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

4. Беседа.

—Кого называют водителем?

—Что он делает?

—Когда начинается день у шофера? Почему?

—Каким должен быть водитель?

III. Физкультминутка (игра с мячом).

Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет слово, с которым тот составляет предложение. (Например, слово «самолет»: «Высоко в небе летит самолет».)

IV. Закрепление.
И/у «Назови правильно».

—Как называется человек, который управляет мотоциклом? велосипедом? такси? (Мотоциклист, велосипедист, таксист.)

—А тот, который управляет трактором? бульдозером? краном? экскаватором?

V. Итог.

Подсчитать количество фишек, выявить победителя.

— Назовите вид транспорта, которым вам приходилось пользо­ваться.

ТЕМА «ВЕСНА» (1)

Чтение произведения В.Бианки «Лесная газета» (глава «Март»).

Цель. Уточнить знания детей о сезонных изменениях, связан­ных с приходом весны. Развивать связную речь. Учить строить пред­ложения. Учить детей наблюдать, видеть прекрасное вокруг себя.

Словарь. Ранняя весна, проталины, ледоход, рыхлый темный снег.

Предварительная работа. Наблюдения за погодой на прогулках, ведение календаря погоды, чтение главы «Март» из произведения В.Бианки.

Материал. Иллюстрации о весне, магнитофон (запись пения птиц), видеозапись мультфильма «Двенадцать месяцев».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

—Назовите зимние месяцы.

—А теперь назовите весенние месяцы.

II.Введение в тему.

— Кончилась зима, наступила весна, и все вокруг изменилось: и лес, и поле, и река.

III. Изучение нового.

1. Беседа.

На доске — картины, иллюстрирующие приход весны.

—Давайте поговорим об этих изменениях.

—Каким стало поле? Вспомните наблюдения синички из рас­сказа В.Бианки. Припомните свои собственные наблюдения.

—Давайте теперь заглянем в мартовский лес. Какие изменения мы там увидим?

—В марте весь лес звенит от песен синичек. Вспомните их пе­сенку. (Звучит магнитофонная запись с голосами птиц.)

—В конце марта и в апреле надо смотреть под ноги, так как появляются первоцветы. (Демонстрируется отрывок из мультфильма «Двенадцать месяцев».)

— Мы с вами поговорили о весенних изменениях в поле, в лесу. А сейчас синичка Зинька из рассказа В.Бианки расскажет об изменениях на реке.

2. Чтение главы «Март».

— Что нового вы узнали об изменениях в природе? (Всюду ручьи поют. Лопнул лед на реке и распался на льдины, большие и маленькие. «Ледоход! Ледоход! — запела Зинька».)

IV. Физкультминутка (чтение стихов, сопровождаемое движениями).

Ледоход: лед идет,

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лед в кусочки разбивает.

V. Закрепление.

И/у «Подбери правильно».

— Про что можно сказать «весенний»? (Ручей, снежок, дождь, сад.), «весенняя»? (Трава, вода, проталина.), «весеннее»? (Обла­ко, солнце, небо.), «весенние»? (Дни, ручьи, ветры.)

VI. Итог.

— Какие изменения происходят весной в природе?

ТЕМА «ВЕСНА» (2)

Составление рассказов о весне с использованием опорных картинок.

Цель. Уточнять и расширять представления детей о весенних изме­нениях в природе. Учить составлять рассказ, используя распростра­ненные предложения. Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарь. Проталины, капель, журчат ручьи, продолжительность дня; темный рыхлый снег.

Предварительная работа. Экскурсия в лес, парк. Заучивание сти­хов, пословиц, поговорок о весне. Наблюдения на прогулке.

Материал. Опорные картинки для рассказа о весне, фланелеграф, магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображением времен года (осень, лето, зима, весна).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

По просьбе воспитателя дети выбирают картинку с изображе­нием весны, ставят на фланелеграф.

 II.Изучение нового.

1. Беседа с использованием опорных картинок.

—О каком времени года мы будем говорить?

—Каким становится день весной?

—Почему тает снег и появляются проталины?

—Что появляется на проталинах?

—Что происходит на реке? в поле? в лесу?

2. Рассказы детей о весне. Запись рассказов на магнитофон.

— Расскажите о весенних изменениях в природе.

3. Анализ рассказов.

III.Физкультминутка (чтение стихов и имитация действий).

Поднимая ноги выше,

Мы к лесной полянке вышли

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

IV. Закрепление.

Издавна существуют народные приметы и пословицы, говоря­щие нам о весне:

Вода с гор потекла — весну принесла.

Много воды — много травы.

Весенний дождь лишним не бывает.

Весна красна цветами, а осень — пирогами.

— Как народ в старину называл весенние месяцы? (Март — протальник, апрель — снегогон, май — травень.) Объясните эти названия.

V. И т о г.

— Чей рассказ вам больше понравился?
Прослушивание лучшего рассказа.

ТЕМА «САД И ОГОРОД» (1)

Рассказ воспитателя о весенних работах в саду, огороде, поле.

Цель. Расширять и уточнять знания детей о труде людей на по­лях, в садах и огородах весной. Продолжать учить отвечать на во­просы распространенными предложениями. Воспитывать уваже­ние к труду взрослых.

Словарь. Садовод, овощевод, фермер, полевод, машина-снего­пах, снегозадержание, кипит работа.

Предварительная работа. Работа детей на огороде и в саду дет­ского сада, рассматривание картин, иллюстраций, чтение произ­ведений о труде взрослых.

Материал. Разрезные картинки с изображением сада, огорода, поля; сюжетные картинки, фишки-колоски.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

На столе у каждого ребенка разрезная картинка.

— Сложите картинку и назовите, что на ней изображено.
II.Введение в тему.

—В какое время года начинаются работы в поле, в саду, на огороде?

—Сегодня мы поговорим о весенних заботах садоводов, ово­щеводов, полеводов.

III. Актуализация имеющихся знаний.

1. На доске картина с изображением сада.

—Дети, где выращивают фрукты?

—Какие фруктовые деревья вы знаете?

—Как называют людей, которые работают в саду?

—С чего начинают свою работу садоводы весной?

— Для чего белят стволы у деревьев?

2. Вывешивается картина с изображением огорода.

—А где выращивают овощи?

—Как называют людей, которые выращивают овощи?

—Какую работу выполняют весной овощеводы? (Перекапыва­ют землю, рыхлят, делают грядки, сажают овощи.)

— Какие овощи высаживают овощеводы рассадой, а какие — семенами?

IV. Физкультминутка (чтение стихов и имитация действий).

П/и «Прогулка».

Поднимая ноги выше,

 К полю-полюшку мы вышли

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал,

Не споткнулся, не упал.

V. Изучение нового.
Выставляется картина с изображением поля.
— Вот мы с вами и дошли до поля.

Вы знаете, что в саду и огороде работы начинаются весной, а вот в поле полеводы начинают свою работу уже в конце зимы — в феврале.

В феврале частые метели, выпадает много снега, поэтому поле­воды, фермеры в это время проводят на полях снегозадержание. Задерживают снег на полях с помощью машины — снегопаха, прицепленной к трактору.

—Как вы думаете, почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега? (Надо сохранить влагу.)

—Как только снег растает в поле, схлынет талая вода, начина­ется весенняя вспашка. Землю пашут с помощью плуга, прицеп­ленного к трактору. А кто управляет трактором?

—После вспашки поле ожило, задышало, ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, в холодной земле зерна погибнут. Наконец настала пора сева. Засевают поля с помощью сеялок, которые прикрепляют к трактору. После того как поле засеют, все полеводы с нетерпением ждут первых всходов.

Вот сколько труда вкладывают полеводы, садоводы, овощево­ды, чтобы осенью собрать хороший урожай.

VI. Закрепление.

И/у «Правильно назови профессии».

— Назвать профессии людей, связанные с работами в огороде, на поле, в саду.

За четкое и правильное произнесение профессий дети получа­ют фишки-колоски.

VII. Итог.

Воспитатель отмечает активных детей, подсчитав количество колосков.

— Теперь вы знаете, что задолго до наступления теплых дней кипит работа у сельских тружеников.

ТЕМА «САД И ОГОРОД» (2)

Д/и «Сад и огород».

Цель. Расширять представления детей о сезонных работах в саду и огороде. Формировать навыки словообразования (образование существительных множественного числа с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами). Воспитывать интерес к растительному миру, желание трудиться.

Словарь. Садовод, овощевод, саженцы, рассада, рыхлить, оку­чивать, пропалывать.

Предварительная работа. Беседа с детьми о труде в саду и огоро­де. На музыкальном занятии дети разучивают хоровод «Веснянка».

Материал. Макет, изображающий сад (слева) и огород (спра­ва). В макете сделаны прорези, для того чтобы можно было встав­лять картинки с изображением саженцев деревьев, рассады ово­щей, цветов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Пантомима «Работаем в саду и огороде».

II. Обобщение материала по теме. Вносится макет сада и огорода.

— Посмотрите, какой сад и огород у нас! Сегодня у нас не­ обычное занятие — игра «Сад и огород».

1. Беседа с использованием наглядного пособия (макет «Сад»).

—Дети, как называют человека, который занимается работой в саду?

—Вот сейчас мы все будем садоводами. Это наш сад. Мы будем работать в саду. Какие орудия труда нам нужны?

—Какие деревца мы посадим в нашем саду?

—Кто какое деревце хочет посадить? (Дети по одной вставля­ют картинки с изображением саженца в прорези макета.)

—Какие кустарники посадим в саду? (Дети сажают кустарники.)

—Как мы будем ухаживать в нашем саду за деревьями, кустар­никами?

—Подумайте и скажите, что еще можно посадить в саду?

—Какие цветы мы посадим? (Дети «сажают» цветы на клумбе.)

—Посмотрите, какой замечательный сад вы посадили, какие красивые и разные цветы на клумбах.

III. Физкультминутка (чтение стихов, сопровождаемое движениями).

П/и «Цветы».

Мы цветы в саду сажаем,

 Их из лейки поливаем.

Астры, лилии, тюльпаны

Пусть растут для нашей мамы.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

II. Обобщение материала по теме (продолжение).

2. Беседа с использованием наглядного пособия (макет — «Ого­род»).

—Славно потрудились в саду, а нас ждет еще огород.

—Кто выращивает овощи на огороде?

—Теперь мы будем овощеводами.

—Какие овощи растут на огороде?

—Что можно посадить рассадой на нашем огороде?

Дети выбирают рассаду овощей и сажают ее — вставляют кар­тинки с изображением рассады овощей в прорези.

— А какие овощи посадим семенами?
Дети сажают семена овощей.

— Вот мы с вами и поработали в саду, огороде, на клумбе. Посадили много разных саженцев, овощей, цветов. Вы были на­стоящими садоводами, овощеводами, цветоводами.

3. И/у «Скажи ласково».

Помидоры... (помидорчики), огурцы..., баклажаны..., лимо­ны..., яблоки..., апельсины.... IV. И т о г. Дети ведут хоровод «Веснянка».

Стало ясно солнышко

Припекать, припекать.

Землю словно золотом

Заливать, заливать.

Громче стали голуби

Ворковать, ворковать.

Журавли вернулися

К нам опять, к нам опять.

 

А в лесу подснежники

Расцвели, расцвели.

Много цвету вешнего

У земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко,

Посвети, посвети.

Хлеба, земля-матушка,

Уроди, уроди.

 

ТЕМА «НАШ ДОМ» (1)

Рассказ воспитателя «Жилища людей» с использованием ил­люстраций.

Цель. Дать представление о разных видах домов, познакомить с частями дома (фундамент, стены, крыша, окна, двери). Упраж­нять в проговаривании слов сложной слоговой структуры. Воспи­тывать интерес к профессии строителя.

Словарь. Фундамент, стены, крыша, окна, подоконник, ко­сяк, дверь, чердак, подвал, крыльцо, навес, труба, потолок, пол, балкон, лоджия, наличники, ставни, рамы, игла, хижина, жи­лище, чум, яранга.

Материал. Иллюстрации с изображением разных видов домов, таблица «Чем похожи и чем различаются эти дома?».

Предварительная работа. Экскурсии к строящемуся дому, чте­ние стихов, рассказов о строителях, рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением жилищ разных народов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Отгадайте загадки.

Стоит бычище,

Проклеваны бочища. (Дом.)

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает. (Дверь.)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок.)

Кто в дом ни идет,

Меня за ручку ведет.

(Дверь.)

Много соседей

Рядом живут,

А не видятся.

(Окна.)

Сидит на крыше

Всех выше,

Рот разинет,

А дымом дышит.

(Труба.)

II. Введение в тему.

Чтение отрывка из стихотворения С.Эйдмета, С.Кошечкина

«Новый дом».

Вижу, выйдя из калитки:

На машинах возят плитки,

Ванны, горы батарей,

Рам оконных и дверей.

 Труд большой и очень важный.

Не жалеют люди сил.

Будет дом многоэтажный

И уютен, и красив.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на занятии?
III. Изучение нового.

1. Рассказ воспитателя о разных видах домов с показом иллюст­раций.

— Где бы ни поселился человек — в жарких странах или за Полярным кругом, на берегу моря или высоко в горах, — ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от холода и жары, от дождя и ветра.

Люди всегда строили свои дома из тех материалов, что были под руками. На Крайнем Севере, где все покрыто льдом и снегом, эскимосы строили свое жилище — иглу — из снежных кирпичей, с окнами из кусков речного льда. В снежной хижине зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами, чтобы было тепло.

Многие народы кочевали в поисках мест для охоты или пастбищ для скота. Им нужно было жилище, которое легко сложить и пере­везти. Чукотская яранга и ненецкий чум сделаны из жердей, на ко­торые натянуты оленьи шкуры. Ведь чукчи и ненцы — оленеводы. Жителям лесов было, конечно, лучше: их избы, сложенные из толстых бревен, проконопаченные мхом и паклей, надежно за­щищали и от мороза, и от зверей. Если вы бывали в деревне, то, наверно, видели такие дома, сделанные из бревен (деревянные). Но эти жилища не очень-то надежны. Ливни, ураганы, землетря­сения часто разрушают их.

Самыми долговечными оказались постройки из кирпича и бето­на. Теперь жилище человека, построенное на крепком фундаменте, с прочными стенами и хорошей крышей, надежно защищает от непогоды, а дома из железобетона не боятся даже землетрясений. С чего же начинают строительство многоэтажного дома? Пер­выми начинают работу экскаваторы. Они роют яму — котлован для фундамента будущего дома. Фундамент — опора для стен. Ведь земля рыхлая, под тяжестью стен она осядет, дом перекосится и развалится. Поэтому в котлован укладываются толстые железобе­тонные сваи, на которые будут опираться стены дома. Готов фун­дамент, на стройке начинают возводить стены. Каждую часть сте­ны с окошком или даже с балконом привозят на грузовике прямо с завода. Одна часть готовой стены ставится на свое место, другая, третья... Целый этаж готов. Одна железобетонная плита ложится на место, затем другая, третья — появляется у этажа потолок, пол. Скрепляют плиты сварщики. Все эти части подъемный кран акку­ратно берет из кузовов огромных грузовиков и ставит на место.

—Кто работает на подъемном кране? (Крановщик.)

—А кто крышу кроет? (Кровельщик.)

—Крыши бывают разными по форме: у одних домов они похо­жи на треугольник, у других — в форме трапеции, а многоэтаж­ные дома имеют крыши плоские, прямоугольные.

Важной частью каждого дома являются окна и двери, над ко­торыми трудятся плотники. Надо раму плотно подогнать, чтобы не было щелей, не дул в них ветер.

Стекольщик режет стекло точно по размеру рам.

Всем хватает работы.

Но зато дом получается на славу: и уютен, и красив.

2. Беседа.

—Как называются жилища у разных народов?

—С чего начинается строительство многоэтажного дома?

—Для чего нужен фундамент?

—Как собирают стены?

—Что делают кровельщик? плотник? стекольщик?

IV. Физкультминутка.

Дети встают в круг, воспитатель одному из них бросает мяч, а ребенок, возвращая мяч, называет ту или иную часть дома.

V. Закрепление.

И/у «Кто внимательнее?».

Даны три ряда домиков, отличающихся один от другого фор­мой крыши, окон, чердачного окошка.

—Чем похожи эти дома?

—Чем отличаются?

VI. И т о г.

— Кто строит дома? (Назвать профессии.)

ТЕМА «НАШ ДОМ» (2)

Составление с детьми рассказов на тему «Мой дом».

Цель. Учить составлять рассказ по предложенному плану. Закре­пить умение грамматически правильно строить предложения. Вос­питывать любовь к родному дому.

Словарь. Многоэтажный, бетонный, кирпичный, подъезд, этаж, балкон, лоджия, резьба, наличники, черепица, шифер.

Материал. Таблица с изображением недорисованного дома, си­луэт дома, предметные картинки с орудиями труда.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

И/у «Строим дом».

— Ребята, давайте представим, что мы с вами художники. Будем рисовать картину, на которой изображен сельский до­мик. Стены уже готовы, а мы будем подрисовывать другие части дома.

— Что нужно дорисовать? (Крышу, трубу, дверь, дверную руч­ку, раму, наличники, ставни, крыльцо, порог, навес, чердак, чердачное окошко.)

II. Повторение.

—Из каких материалов строят сельские дома? (Дерево, кирпич.)

—Чем можно покрыть крышу? (Черепицей, железом, тесом, шифером.)

— Что украсит дом? (Орнамент, наличники на окнах, навес над крыльцом.)

III. Введение в тему.

—Мне очень понравился дом, который вы нарисовали. Но мы с вами живем не в селе, а в городе. Чтобы расселить как можно больше людей, дома в городах растут вверх, значит, они должны быть очень прочными.

—Из какого материала строятся дома в городе?

IV. Постановка цели.

—Сегодня научимся составлять рассказы о своем доме.

—Расскажите, в каком доме живет каждый из вас.

V. Изучение нового.
И/у «Кто где живет?».

Вопросы сопровождаются показом графической схемы (плана).

• Как называется улица, где стоит ваш дом?

• Какой он? (Панельный, кирпичный, блочный.)

• Сколько в нем этажей?

• На каком этаже живете вы?

• Сколько комнат в вашей квартире?

• Что видно из окон вашей квартиры?

• За что вы любите свой дом? Выслушиваются рассказы детей. Если составление рассказа их затрудняет, воспитатель дает образец.

Рассказы детей анализируются.

VI. Физкультминутка.

Дети встают в круг, воспитатель одному из них бросает мяч, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет профессии строи телей: крановщик, сварщик, монтажник, кровельщик, стеколь­щик, плотник.

VII.    Закрепление.
И/у «Кто где живет?».

На доске силуэт многоэтажного дома.

К окнам дома, балконам прикреплены картинки с орудиями труда. По этим признакам дети должны догадаться, люди какой профессии живут на том или другом этаже дома. Например: «На третьем этаже живет сапожник».

— Кто живет над ним? под ним? справа от него? слева от него?

VIII.   Итог.

— О чем составляли рассказы?

IX. Задание на дом.
Нарисовать свой дом.

ТЕМА «БЫТОВАЯ ТЕХНИКА»

Рассказ воспитателя «Умные машины».

Цель. Познакомить детей с понятием «приборы бытовой техни­ки». Упражнять в произношении слов сложного слогового состава. Развивать технический кругозор. Воспитывать навык пользования бытовыми приборами.

Словарь. Бытовая техника, электроприборы: микроволновая печь, обогреватель, электромясорубка, кофемолка, миксер, маг­нитофон, пылесос, тостер, реле времени, отопительная батарея, инструкция — правила пользования приборами.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изоб­ражением приборов бытовой техники. Просмотр видеофильма о работе с приборами бытовой техники. Чтение книги А. Дорохова «А ведь и ты волшебник».

Материал. Предметные картинки, игрушки — предметы быто­вой техники.

ХОД ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент.

— Отгадайте загадки.

По бокам коробки

Кругленькие кнопки.

Тут же рядом в уголке —

 Ручка с трубкой на шнурке.

{Телефон.)

Два соседних колеса

Собирают голоса.

Друг от друга тянут сами

Поясочки с голосами.

{Магнитофон.)

Я тяжел и горяч,

От меня ты руки прячь,

Где пройду, проскольжу,

Все морщинки уберу.

{Утюг.)

За стеклянной дверцей

Бьется чье-то сердце.

{Часы.)

Пыль увижу — заворчу,

Заверчу и проглочу.

{Пылесос.)

Дом — стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек,

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

{Электрическая лампочка.)

II. Введение в тему.

— Эти «умные машины» помогают нам дома. Их называют «при­боры бытовой техники». Сегодня мы поговорим о них.

III.Изучение нового.

1. Рассказ воспитателя (сопровождается показом картинок)

— Среди приборов есть такие, которые работают от электриче­ства. Я сейчас их назову, а вы поднимайте руки, если эти прибо­ры есть у вас дома (холодильник, пылесос, телевизор, магнито­фон, видеомагнитофон, стиральная машина, тостер, электромя­сорубка, кофемолка, миксер). Чтобы они дольше служили, с ними надо обращаться правильно, пользуясь инструкцией, и осторож­но, так как они работают от электрического тока.

2. Загадывание загадок. Беседа.

Помогаю я хозяйке

Стирать платьица и майки.

{Стиральная машина.)

—У стиральной машины есть корпус, мотор, бак, в который закладывают белье при стирке и наливают воду. Кнопкой запуска­ют машину на определенное количество минут — за этим следит прибор.

—Почему стиральную машину можно назвать домашней по­мощницей?

—А для чего служат эти удивительные устройства?

В этом белом сундуке

Мы храним на полках пищу.

На дворе стоит жарища,

В сундучище — холодище.

{Холодильник.

На железной клумбе цветы голубые

Помогают стряпать кушанья любые.

(Газовая плита.)

В нашем доме под окошком

 Приросла к стене гармошка,

Не беда, что не играет —

Всю квартиру согревает.

(Отопительная батарея.)

—Эти умные и ловкие труженики способны на многое. При помощи одних убирают квартиру, чистят ковры, дорожки. Что это? (Пылесос.)

—Почему он так называется?

—При помощи других мы узнаем обо всем, что делается на свете. А это что? (Радио, телевизор.)

—С помощью других шьют нарядную одежду. Это... (швейная машина).

—А для чего нам нужен телефон?

—Почему их называют «умные машины»?

—Эти устройства помогают человеку. Их придумали, чтобы облегчить домашний труд. Работа этих приборов, аппаратов, ма­шин освобождает время человека для других занятий: для чте­ния, общения друг с другом. А приобретают эти нужные прибо­ры в магазинах. В последнее время выбор такой техники стал большим.

IV. Физкультминутка (имитация действий с приборами бытовой техники).

П/и «Царь Горох, прими нас на работу». (Диалог между царем и работниками: «Что вы умеете делать?» — «Что умеем, мы не скажем, а что делаем — покажем».)

V. Закрепление.
Д/и «Новоселье».

Дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необхо­димые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок — описаний приборов. (Например: «Мне нужен прибор, который поможет мне поговорить с другом, живущим в другом городе».)

VI. Итог.

— О чем говорили на занятии?

ТЕМА «ШКОЛА»

Обобщающая беседа «Скоро в школу».

Цель. Уточнять и расширять знания детей о школе. Отвечать пол­ными предложениями, правильно строя их. Воспитывать желание учиться в школе.

Словарь. Школа, класс, перемена, урок, мастерская, столовая, парта, доска, портфель, пенал, учитель, ученик, резинка, руч­ка, карандаш, азбука, букварь, учебники, тетрадь, урок, звонок.

Предварительная работа. Чтение произведения, заучивание сти­хов, пословиц, слушание и пение песен о школе, оформление сюжетно-ролевой игры «Школа»; сюжетно-ролевые игры; беседы с детьми об их старших братьях и сестрах; экскурсия в школу.

Материал. Индивидуальные наборы геометрических фигур раз­ного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, фи­олетовый цвета и их оттенки), на которых изображены печатные буквы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Игра с мячом «Закончи пословицу».

Без терпенья... (нет ученья).

Аз да буки... (всему миру науки).

От знаний уйдешь... (в хвосте пойдешь).

Ученье... (путь к уменью).

Ученья корень горек... (да плод сладок).

Без муки... (нет науки).

II.Обобщение материала по теме. Беседа.

—Где мы были на экскурсии? (В школе.)

—Как называются дети, которые учатся в школе?

—Кто учит детей в школе?

—Где проходят уроки?

—Какая мебель есть в классе?

—Какие окна в классе?

—Где отдыхают дети на перемене?

—Что можно сказать о коридоре?

—Какой он?

—Как дети отдыхают на перемене?

—Какие еще помещения есть в школе?

—Где дети занимаются физкультурой?

—Понравилась вам школа?

—Что понравилось в школе?

—Хотели бы вы учиться в школе?

III.Физкультминутка. П/и «Делай, как я».

IV.Закрепление.

И/у «Волшебные фигуры».

Чтение отрывка из стихотворения П.Сила «Книги».

Белые листы у книг,

Много черных букв на них.

Для людей они важны.

Знать ребята их должны.

Если буквы будешь знать,

Можешь книжку прочитать.

Дети раскладывают на полу геометрические фигуры, выбирая одинаковые и располагая их по насыщенности цвета: от темного к светлому. Прочитываются слова: школа, класс, ученица, учитель, парта, доска.

V. И т о г.

— Как вас будут называть, когда вы пойдете в школу?

Чтение стихотворения Л.Дьякова.

Первоклассник

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи —

Все когда-то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все ходили в первый класс,

Ваша очередь сейчас.

Год за годом промелькает,

И от школьного порога

В жизнь откроется дорога.

Слушание (возможно и исполнение) песни «Чему учат вшко­ле» (ел. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского).


ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 2000.

2.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1997.

3.Анисимова Л. П. Педагогические условия формирования гуманных качеств личности дошкольников // Гуманизация и гуманитаризация образования: Теории, концепции, опыт: Материалы Всероссийской на­учно-практической конференции 24 — 25 апреля 1997 г. — Самара, 1997.

4.Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для вос­питателя детского сада. — М., 1991.

5.Воробьева В. К. О некоторых особенностях построения фразы в уст­ной речи детей-алаликов // Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С.Ляпидевского. — М., 1967. — Вып. 3.

6.Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

7.Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.-Т. 2.

8.Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1995. -№1.

9.Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя рус­ского языка. — М., 1953.

10.Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошколь­ников с растениями. — М., 1981.

11.Ефименкова Н. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.

12.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филшева Т. Б. Преодоление за­держки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.

13.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С.Ушако­вой. - М., 1993.

14.Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. — М., 1992.

15.Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — Л., 1982.

16.Карабанова О. А. Психология развития и возрастная психология: Сб. программ / Под ред. А. Н. Подольского, О. А. Карабановой. — М., 1998.

17.Карельская Е. Поможем Буратино заговорить (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12.

18.Каше Г. А. Подготовка детей к обучению в школе. — М., 1985.

19.Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. — М., 1979.

20.Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков: Мето­ды и дидактические материалы. — М., 1995.

21.Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготови­тельной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в по­вседневной жизни и деятельности детей. — М., 1998.

22.Крылова Я.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспи­тателя логопедического детского сада по развитию речи детей // Дефек­тология. — 1985. — № 2.

23.Крылова Я. Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. — 1978. — № 1.

24.Крылова Я. Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию многогранности средств речи у дошкольников с ОНР // Дефектология. — 1989. — № 4.

25.Лалаева Р. И., Серебрякова И. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 1999.

26.Ларионова Я. Я. Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А.Миронова. — М., 1987.

27.Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961.

28.Леонтьев А. Я. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.

29.Лурия А. Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи: Хрестоматия по возрастной и педагогической психоло­гии / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. — М., 1981.

30.Ляпидевский С.С. Логопедия и смежные науки: Патология речи и голоса. — М., 1967.

31.Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика: Ранний и дошкольный воз­раст. — М., 1997.

32.Межиковская М.В., Скрипченко М.П. Логопедические занятия в специализированных детских садах. — Ташкент, 1989.

33.Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических за­нятиях. — М., 1991.

34.Михайленко Я. Я., Короткова Я. А. Ориентиры и требования к об­новлению содержания дошкольного образования // Вестник образова­ния. - 1991.-№ 12.

35.Моргулис И. С. Некоторые вопросы теории специализированного обучения //Дефектология. — 1989. — № 5.

36.Нищева Я. В. Система коррекционной работы в логопедической груп­пе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

37.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е.Левиной. — М., 1968.

38.Павлова Л. В. О некоторых формах работы с родителями: Обуче­ние и воспитание дошкольников с нарушением речи / Сост. С.А.Ми­ронова. — М., 1997.

39.Парамонова Л. Г. Стихи для развития речи. — СПб., 1998.

40.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. — М., 1985.

41.Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.

42.Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М., 1982.

43.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДЦ для учащихся начальной школы. — СПб., 1997. — Ч. 1.

44.Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976.

45.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошколь­ников. — Ярославль, 1997.

46.Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1997.

47.Ушакова О. С, Арушанова А. Г., Струнима Е.М., Юртайкина Т.М. Скажи по-другому. — Самара, 1994.

48.Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специализи­рованном детском саду. — М., 1987.

49.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспита­ние детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. — М, 1991.

50.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1991.

51.Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возра­ста. — М., 1961.

52.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Под ред. В. И.Логиновой. — М., 1990.

53.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И.Жуковская, Л.А.Пеньевская. — М., 1983.

54.Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя детского сада / Сост. Л. Н. Елисеева. — М., 1982.

55.Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях // Развитие и коррекция. — М., 1998.-Вып. 1.

56.Худенко Е.Д., Останина Е. В. Практическое пособие по развитию речи. — М., 1994.

57.Худенко Е.Д., Мельникова Т. С, Шаховская С.Н. Как научить ре­бенка думать и говорить. — М., 1993.

58.Цветкова Л. С. К теории восстановительного обучения // Дефекто­логия. — 1986. — № 2.

59.Шабанова И. Конспекты коррекционных физкультминуток для де­тей с нарушением зрения //Дошкольное воспитание. — 1992. — № 5 —6.

60.Шорыгина Т. А. Звери. Какие они?: Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей. — М., 2001.

61.Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они?: Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. — М., 2001.

62.Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они?: Книга для воспитателей, гувер­неров и родителей. — М., 2000.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................ ,............................................. 4

Раздел I................................................................. 6

1.Особенности психоречевого развития детей с общим недоразвитием речи …..6

2.Система общедидактических и специфических принципов в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями   ……………………….9

3. Преемственность в планировании занятий учителя-логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи ………13

Раздел II............................................................... 16

1. Учебно-тематический план.............................. 16

  I год обучения................................................ 16

II год обучения................................................ 17

2. Примерное перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи …..18

  I год обучения................................................ 18

II год обучения................................................ 29

Раздел III.............................................................. 40

1. Методические рекомендации воспитателям по проведению занятий

с детьми, имеющими общее недоразвитие речи….40

2. Примерные конспекты занятий воспитателя с детьми, имеющими общее недоразвитие речи ......................................................................... 42

  I год обучения................................................ 42

II год обучения................................................ 69

Литература......................................................... 112

Учебное издание

Сазонова Светлана Николаевна

Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Учебное пособие

Редактор У. Г. Макухина. Ответственный редактор И. Б. Чистякова.

Технический редактор Е. Ф. Коржуева. Компьютерная верстка: Г. Ю. Никитина.

Корректоры В. Н. Рейбекелъ, Э. Г. Юрга

Изд. A-408-II. Подписано в печать 31.05.2005. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага тип. 2. Усл. печ. л. 9,0. Тираж 3000 экз. Заказ №14994.

Издательский центр «Академия».

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.ОО4796.О7.04 от 20.07.2004.

117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (095)330-1092, 334-8337.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.20.68 (0.027 с.)