Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И специфических принципов в работеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
2. СИСТЕМА ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Формирование социально зрелой личности предполагает наличие целостной воспитательной системы, обеспечивающей единство действий всех педагогов, воспитателей, всех институтов воспитания и образования, включая семью. Целостность такой системы может быть обеспечена только при опоре на принципы, определяющие основные направления в разработке содержания и методического оснащения педагогического процесса. Коррекционно-воспитательный процесс включает множество аспектов. Остановимся на том из них, который связан с выбором и созданием системы принципов, необходимых для обеспечения успешности коррекционно-педагогической деятельности в рамках интересующей нас проблемы речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Положения, претендующие на статус принципов, должны располагаться в иерархически выстроенной системе, где каждый компонент определяет одну из основных сфер коррекционных воздействий и состоит в функциональной связи с другими компонентами [35]. Планируя собственную коррекционно-педагогическую деятельность, мы опирались на системы, описанные О. А. Карабановой [16] и Е.Д.Худенко [55]. Успешность коррекционно-развивающей деятельности, отмечает О. А. Карабанова, обеспечивается реализацией следующих принципов. 1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Системность в постановке этих задач обусловлена взаимосвязанностью и вместе с тем неравномерностью (гетерохронностью) развития различных сторон личности ребенка. В силу системности строения психики отставание или отклонение в развитии личности закономерно приводит к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка, и наоборот. В условиях коррекции речевого дефекта это общее положение в целом сохраняется. У детей с ОНР при сохранности интеллекта наблюдаются трудности в протекании и развитии психических процессов, что оказывает негативное влияние на развитие различных сторон личности ребенка. Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: - коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей), - профилактического, - развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития). 2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип, включая, как мы видим, два аспекта, отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы. 3. Приоритетность коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная — предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную. 4. Деятельностный принцип коррекции. В основе этого принципа находится идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л.С.Выготским и развитая затем в исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и других отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционно-педагогической работы: пути, средства, способы реализации поставленных целей. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развиваю-щего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации. 5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности. Нормативное развитие соотносится с понятием «психологический возраст», введенным в употребление Л. С. Выготским. Содержание этого понятия, как считал Л. С. Выготский [6], составляет характеристика того нового типа строения личности и ее деятельности, тех психических и социальных изменений, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Психологический возраст, таким образом, характеризуется социальной составляющей, основными психологическими новообразованиями и особенностями проявления ведущей деятельности. При оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании в связи с этим целей и содержания коррекции эти три характеристики необходимо учитывать. 6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг, метод системной десенсибилизации). 7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Для психолого-педагогической практики данный принцип не нов, но применительно к коррекционному аспекту педагогической деятельности следует отметить его особую значимость. Ребенок не может развиваться изолированно, вне социального окружения, вне общения. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении. Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Что же касается организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях, то важным условием се результативности будет то, насколько последовательно реализуются дидактические принципы. Такую систему принципов предлагает Е.Д.Худенко [55]. 1. Развитие динамичности восприятия. В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей. 2. Продуктивность обработки информации. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия. Основными методами реализации этих задач будут следующие: организация дозированной поэтапной помощи педагога, обучение переносу предложенного способа обработки информации на выполняемое задание, создание условий для самостоятельной обработки информации. 3. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение. Такая работа может быть организована и осуществлена усилиями как учителя-логопеда и воспитателя, так и педагога-психолога. 4. Обеспечение мотивации к учению. Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания. Е.Д.Худенко отмечает, что поддержать положительную учебную мотивацию можно с помощью разнообразных по форме инструкций, путем включения в занятие современных реалий с опорой на имеющийся у ребенка субъективный опыт, предлагая проблемные ситуации, широко используя систему поощрения, призов, развернутую словесную оценку и т. п. Следует отметить специфическое использование еще одного принципа, обозначаемого в педагогической литературе как концентрический. В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической). Так, скажем, при планировании воспитателем занятий по развитию речи на I и II годах обучения прослеживается повторение известного и введение нового лексического и грамматического материала. Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля — учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и т.д.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте содержание понятий «нормативное развитие», «психологический возраст». Какие факторы определяют психологический возраст ребенка? 2.В чем проявляется комплексный подход в формировании социально зрелой личности дошкольника? Расскажите о взаимодействии в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей по развитию речи детей с ОНР. 3.Какие принципы являются определяющими при организации обучения и развивающей деятельности на занятиях? Раскройте их содержание, охарактеризуйте принципы построения коррекционно-развивающей деятельности. 4.Как реализуется принцип единства диагностики и коррекции в предложенном учебно-методическом пособии? 5.Назовите основные задачи коррекционной программы. 6.Назовите основные типы коррекции. Какой тип считается приоритетным и почему? 7.Назовите ведущий способ коррекционно-развивающего воздействия. 8.Раскройте содержание принципа комплексности методов психологического воздействия на личность ребенка с ОНР. 9.Обоснуйте важность принципа активного привлечения ближайшего социального окружения в целях развития речи ребенка.
10.Каким образом при планировании занятий по развитию речи реализуется концентрический принцип? 11.Проанализируйте конспект занятия по теме «Транспорт» (рассматривание картины «Машины на нашей улице», I год обучения) с позиции использования общедидактических и специфических принципов обучения. 12.На примере I периода I года обучения (см. с. 21—26) раскройте принцип комплексного подхода в работе учителя-логопеда, воспитателя и родителей по развитию речи дошкольников с ОНР.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.255.168 (0.009 с.) |