Об исцелении скорченной женщины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исцелении скорченной женщины



Сию же дочь Авраамову… не подлежало ли
освободить от уз сих в день субботний
(Лк. 13. 16).

О ЧУДЕ ИСЦЕЛЕНИЯ СКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
И УРОКАХ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ЭТОГО ЧУДА

Благочестивые слушатели! Все, что мы слышим в Евангельских и апостольских чтениях за церковным богослужением, имеет прямое отношение к нам самим, к жизни каждого из нас. Поэтому с особым вниманием нам следует прислушиваться к тому, что сообщается в этих чтениях, чтобы применить их содержание к себе: проверить ими свею жизнь и получить в них назидание для исправления и обновления нашей жизни.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, как Иисус Христос исцелил женщину, страдавшую духом немощи в течение восемнадцати лет. Это была скорченная, т. е. согбенная, сгорбившаяся страдалица. По словам Спасителя, сатана связал ее вот уже восемнадцать лет, (16 ст.) и вселил в нее дух немощи (11 ст.). Но не поддалась этому духу сатаны страдалица. Будучи скорченная, немощная телом, она была терпелива и смиренна духом. Она не озлобилась, не ожесточилась от своей столь продолжительной и, казалось бы, безнадежной болезни. Нет, болезнь ее духовно просветила и умудрила, очистила ее сердце и расположила в молитве и надежде на Бога искать для себя утешение. Она ходила в синагогу и здесь, затерявшись в толпе, просила у Бога помощи лишь в терпеливом несении своей болезни. Когда в синагогу пришел Иисус Христос, то не она обратилась к Нему, за исцелением, а Он Сам подозвал ее, возложил на нее руки и сказал: женщина, ты освобождаешься от недуга твоего (12 ст.). Видя высокие качества ее души — ее смирение, терпение, сознание своего недостоинства — Христос и исцелил ее (13 ст.).

Братие и сестры! Всех нас посещают, время от времени, скорби и болезни; Иногда они затягиваются на длительные сроки, сменяясь одни другими. Но также ли терпеливо и смиренно мы переносим их, как скорченная женщина. Если бы это было так, если бы мы были терпеливы и смиренны в своих скорбях, то Христос и нас посещал бы Своим милосердием. Он увидал бы, нашел бы и нас среди людей, подозвал бы к Себе и оказал благодатную помощь.

Вот об этом, об этой помощи Божией и говорит чудо исцеления скорченной женщины. Но это чудо, братие и сестры, дает нам и другое назидание. Это назидание вытекает из всего того, что произошло после исцеления больной женщины. Начальник синагоги вознегодовал на Христа за то, что Он исцелил женщину в субботу (14 ст.) [[Субботний день, по ветхозаветному учению, есть день покоя, ничегонеделания. Законники полагали, что творить чудеса в этот день — значить нарушать субботний покой.]]. Христос сказал ему в ответ: Лицемер! не отвязывает ли каждый из нас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний (15—16 ст.).

Христос этими словами разъясняет, что если домашний скот (вол и осел) требуют заботы и в субботний день, то тем более заботу и участие заслуживает дочь Авраама, восемнадцать лет страдающая от недуга своего. Но однако не один раз законники обвиняли Христа, что Он творит чудеса в субботу. Не человек существует для субботы, а суббота для человека, для дел любви и милосердия, говорил им Христос в другом месте и по другому поводу (Мк. 2. 27).

Ветхозаветная суббота для нас, христиан, заменилась днем воскресным, днем нашей радости о воскресении Спасителя, днем нашей любви и единения в Господе нашем Иисусе Христе. Не в этот ли день мы наиболее должны быть близки друг ко другу и оказывать любовь и внимание всем нуждающимся: посещать больных, утешать скорбящих и немощных, молиться за врагов и ненавидящих нас, мириться с враждующими против нас. Если бы мы подлинно испытывали в эти воскресные дни радость воскресения Христова, и наше сердце подлинно преисполнила бы надежда и на наше собственное обновление и воскресение, то мы охотно бы творили все эти дела — дела любви и милосердия.

Что такое воскресный день? — Он тоже, что и пасхальный день, когда мы приветствуем друг друга словами: «Христос воскресе!» Как пасхальные дни посвящены воскресению Христа, так и воскресные дни посвящены тому же. Как Великий пост и особенно Страстная неделя, неделя страданий и смерти Христа, готовит нас к празднику воскресения Христа, так и каждая седмица готовит нас к воскресному дню, в среду напоминая о страданиях Христа, в пятницу — о страдании и смерти, а в самый воскресный день напоминает о воскресении Христа. Как на Пасхе радуемся, ликуем, торжествуем и бываем готовы наделять друг друга дарами прощения, любви, единения, так и в воскресный день должны наделять друг друга теми же дарами. Вот об этом-то и напоминает нам святая Церковь чудом исцеления в субботний, а по нашему в воскресный день скорченной женщины.

Чудо этого исцеления содержит в себе еще и другие уроки, другое назидание. Когда Христос обличил законника, то все, противившиеся Ему, стыдились (17 ст.). Кто устыдился? Устыдились те, кто, как и законник, возроптали было на Христа за исцеление женщины в субботний день, тогда как сами нарушали покой этого дня из-за заботы о своем скоте. Устыдились — значит признали, что не они правы, а прав Христос. Устыдились — значит почувствовали, что человек человеку ближе, чем скот, хотя бы и собственный. Устыдились — значит положили начало к исправлению, к изменению своего отношения к людям и к субботнему дню.

Братие и сестры! Всякий грех, Совершенный нами, должен вызывать и вызывает у нас стыд, смущение и укоры совести за содеянное беззаконие [[Ибо всякий грех есть беззаконие (1 Ин. 3. 4).]], т. е. за нарушение нашей благодатной связи с Богом и людьми. Из чувства стыда и укора совести вырастает в нашей душе страх перед грехом и страх перед Богом. Этот страх удерживает нас от совершения греха, а когда мы все же согрешаем, то располагает нас к покаянию и тем самым к восстановлению связи с Богом и людьми. А в этом и состоит главная задача нашей жизни — быть в непрерывной благодатной связи с Богом и людьми [[Эта связь достигается через живое чувство Бога и людей в своем сердце, через молитвенное общение с Богем и людьми, через участие в жизни людей своей посильней помощью.]].

Чувствуем ли мы это? Понимаем ли всю необходимость непрерывной благодатной связи с Богом и людьми? Остро ли сознаем, что вне этой связи нет для нас спасения, нет жизни, достойной нашего христианского звания. Начало премудрости — страх Божий (Пс. 110. 10). Начало стража Божия — вера в Бога и стыд с укором совести за всякий содеянный грех. Так будем же стыдиться и не заглушать укоров совести за греховность наших помыслов, наших слов и всех дел нашей жизни. И тогда со стыдом и укорами совести придет к нам покаяние, за покаянием последует исправление, т. е. восстановление связи с Богом и людьми.

Итак, благочестивые слушатели, согбенная страдалица, исцеленная Христом, зовет нас подражать ей в смиренном и терпеливом перенесении скорбей и болезней в нашей собственной жизни. Чудо исцеления ее в субботний день напоминает нам о почитании нашего воскресного дня, о духовной радости в этот день и о наибольшем внимании друг ко другу, наибольшей любви и милосердия в этот день.

Наконец, чудо это, устыдившее даже врагов Христа, зовет нас возгревать в себе чувство стыда и укоры совести во всех грехах и пороках нашей жизни. И тогда милосердие Божие Само увидит и Само позовет нас, как оно позвало недугующую женщину, и одарит нас прощанием и благодатной связью и с людьми, и с Самим Богом.

Благословен Бог наш и благословенно Царство Его отныне и во веси! Аминь.

 

Поучение в неделю 28‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 14. 16—24)

Притча о званных на вечерю

Много званных, но мало избранных (24 ст.).

О ПОДГОТОВКЕ ВЕЧЕРИ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

В сегодняшнем Евангельском чтении святая Церковь предлагает нашему назиданию притчу о званных на вечерю.

Некий человек устроил великую вечерю — трапезу и пожелал, чтобы на эту трапезу пришли все, кого он заранее приглашал. Три раза он посылал слуг своих звать на эту вечерю. На первое приглашение никто не явился. Все ранее приглашенные отказались придти под разными предлогами: то дела мешают, то покупки, то женитьба и просили извинить их. Разгневался устроитель вечери и послал во второй раз приглашать на вечерю всех, кто встретится на улицах и площадях города: и нищих, и бедных, и слепых, и хромых. И однако и на этот раз одно место осталось незанятым. Тогда господин посылает слуг в третий раз уже на окраины города, чтобы заполнить и последнее место на званной вечери. И заканчивается притча словами Господа: Много званых, мало же избранных.

Кто же, братие и сестры, подразумевается под зваными и кто под избранными в этой притче? И кто под господином, устроителем вечери? Легко понять, что под господином разумеется Господь, а под зваными — все мы, ибо кого же, как не нас Господь зовет в течение всей нашей жизни, ибо за кого же, как не за каждого из нас пролита Его пречистая, спасительная Кровь; Для кого же, как не для нас открыты объятия Отчи и к кому, как не к нам обращен призыв Христа: Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы (Мф. 11. 28).

Как ужасно, как страшно и прямо-таки чудовищно наше поведение! Когда кто-либо из людей нас зовет, мы идем, охотно или неохотно, но идем? А вот когда Господь зовет, то мы не идем, будучи преданы своим делам, житейским заботам.

Быть может, кто-либо спросит, когда же Господь зовет нас, чем напоминает о Себе? Господь напоминает о Себе нашими скорбями, болезнями, укорами совести, семейными раздорами и всем ходом нашей жизни, а мы, имея разум, не вразумляемся и, имея уши, не слышим призыва Божия.

Господь зовет нас, пожилых людей, сединой нашей головы, дряхлостью нашего тела, близостью смерти, дряхлостью нашего тела, близостью смерти. Но все мы упрямимся, не идем, не откликаемся на призыв, предпочитаем цепляться за земные и временный интересы и привязанности и отвращаемся от всего небесного и вечного. Мы даже боимся встречи о Господом, которая неизбежна после смерти, ибо сама смерть и есть встреча нашей души с Богом лицом к лицу. Казалось бы, раз встреча с Господом неизбежна, неотвратима, то не лучше ли подготовиться к ней, к этой встрече заранее, вот сейчас, когда мы еще живы, когда можем исправить свою жизнь, свое отношение к Богу, людям при содействии благодатной помощи Божией.

Вот сейчас святая Церковь зовет нас в ближайшей встрече е Господом в приближающийся праздник Рождества Христова, зовет приготовиться к вечери этого праздника. Окажемся ли мы готовы для встречи в своем сердце с Господом в день Рождества Христова. Готовы ли будем к возрождению духа, чего требует от нас смысл праздника Рождества Христова? Не окажемся ли мы только зваными, ко не избранными на вечери этого великого праздника? Как подготовься к этой вечери? Есть у нас верное средство к этому: это святые таинства — покаяние и причащение.

Все мы знаем, что в течение даже одного дня мы многое можем сделать для своего исправления: и усердно помолиться, и примириться с близкими, и воздержаться от осуждения, гнева, раздражения, злобы, вражды и проникнуться страхом греха и страхом Божиим. А если мы проведем так целую неделю, то тем самым еще в большей степени подготовимся к исповеди и причащению, и подготовка начинается с воздержания в пище, в слове, деле, примирении с теми, с кем враждовали. Такое поведение называется говением. которое заканчивается в храме исповедью и святым причащением.

Будем же готовить себя, братие и сестры, для достойной встречи с Господом в таинстве исповеди, каясь перед Ним, и встречи с Ним в таинстве святого причащения, тесно соединяясь с Ним, чтобы тем самым оказаться избранными на великую вечерю праздника Рождества Христова.

Господи! Не лиши нас радостной встречи с Тобой в великие дни наступающего праздника Твоего, Господи, помоги нам достойно встретить его. Аминь.

 

Поучение в неделю 29‑ю по Пятидесятнице



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.01 с.)