О беседе Христа с законником 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О беседе Христа с законником



Возлюби Господа Бога твоего…
и ближнего твоего, как самого себя
(37—39 ст.).

О ЛЮБВИ К БОГУ И БЛИЖНЕМУ

Основной заповедью Евангелия является, благочестивые слушатели, заповедь о любви к Богу и ближнему.

В Евангелии от Матфея мы читаем: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим… и ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22. 37—39).

Почем мы призываемся прежде всего и больше всего возлюбить Бога?

Потому, что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4. 19). Из-за этой любви Он сотворил нас, даровал жизнь, а когда пришло время нашего искупления, то послал на землю Сына Своего Единородного, дабы Его жертвенной любовью спасти и спасать нас. С тех пор Он открывается нам как любовь (1 Ин. 4. 8), как Отец (Мф. 6. 9), любящий нас неизмеримо больше, чем мы любим Его. С тех пер Его любовь окружает нас, мы ею живем и движемся и существуем (Деян. 17. 28). Слово Божие говорит, что Господь стоит у двери нашего сердца) и стучит (Откр. 3. 20). Стучит и просит: Сын мой! Отдай сердце твое Мне (Прит. 23. 26).

Нам трудно любить того, кто не любит нас, кто отвращается от нас и не хочет иметь никакого общения с нами. Неизмеримо легче и приятнее любить того, кто сам любит нас и награждает нас дарами своей любви. Но что это за дары, которых жаждет и любит наша душа? Этими дарами является свет, добро, любовь, истина, красота, мир, радость, свобода духовная и другие. Все эти дары может даровать нам Бог, ибо Сам Он и есть свет (Ин. 1. 5), есть любовь (1 Ин. 4. 16), есть Истина и Жизнь (Ин. 14. 6), есть мир (Ин. 14. 27), святость (1 Пет. 1. 16), есть добро и милосердие (Лк. 6. 36).

Выходит, что если мы хоть сколько-нибудь любим свет, добро, истину, любовь, мир и радость, то тем самым любим Господа, хотя, быть может, не всегда осознаем это. Но однако такая любовь — неполная, несовершенная любовь. Здесь мы больше любим дары Божии (добро, истину, мир и прочие), чем Самого Бога из-за слабой любви нашего сердца, души, разума и воли.

Вот почему Евангелие и призывает нас возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением (Мф. 22. 37).

Но что значит возлюбить Бога всем сердцем? Сердце — это область наших чувств. В них — истоки и содержание нашей духовной жизни. В сердце каждого из нас обычно гнездятся чувства и добрые и злые, греховные и спасительные (Мф. 12. 34—35). Удерживая и развивая в своем сердце все чистое, доброе, целомудренное, спасительное, мы и сможем им (сердцем) возлюбить Бога и зреть Его в своем сердце (Мф. 5. 8).

Что значит возлюбить Бога всей душой? Наша душа управляет нашей жизнью, а ею самой управляет дух наш (1 Фес. 5. 19), а через него и Дух Божий (Гал. 4. 6), если только мы живем воздержанно, милосердно, духовно. Духовно живет тот, кто и дня не может прожить без молитвенного сердечного общения с Богом и дел милосердия во имя Его. Только такой человек действительно может любить Бога всей душой.

Что значит возлюбить Бога всем разумением? Разумение наше зависит от размышлений нашего ума, от его мыслей. Мысль же наша часто бывает неустойчивой. Она то сомневается, то колеблется, то явно уклоняется от прямых путей к Богу. Сердцем и духом мы ближе к Богу и людям, чем умом и мыслями. Поэтому ум наш должен прислушиваться к запросам сердца и голосу совести, к потребностям духа, чтобы, разумевая их, и творить их волю, согласовывая ее с благой и спасительной волей Божией.

Не только сердцем, душой, разумением, братие и сестры, мы призываемся любить Господа, но и всей крепостью своею (Лк. 10. 27). Сила и крепость человека заключается в единстве и цельности его духовной жизни. Крепок и силен тот, у кого нет раздвоения и малодушия, у кого в полном согласии и сердце, и душа, и ум, и воля. Такого человека разубедить, поколебать, посрамить невозможно. Он способен на самые высокие подвиги в делах веры и любви.

Благочестивые слушатели! С любовью к Богу неразрывно связана и любовь к человеку, к своему ближнему. Евангелие призывает нас любить его как самого себя.

Что это значит? Это значит, что следует заботиться о ближнем так же, как каждый из нас заботится о самом себе, желать ему всякого блага так же, как самому себе. И не только желать, но и творить это благо для него так же, как и для себя самого. Но возможна ли такая щедрая любовь, когда у нас заботы о себе обычно стоят на первом плане и осуществляются нередко в ущерб интересам наших ближних? Она возможна, но лишь тогда, когда душа уже воспламенилась любовью к Богу. Только в этом случае она обретает в себе благодатные силы для любви к ближнему. Не любя Бога всем сердцем, всей душой, мы лишаем себя и подлинной любви к ближнему и правильной оценки своего духовного состояния.

Нередко, братие и сестры, мы слышим такие слова от окружающих нас людей: «Бога я люблю и молюсь Ему, а вот к людям не лежит мое сердце и нет даже желания любить их. Они ко мне плохо относятся, оскорбляют, унижают, обижают меня, и поэтому я не могу любить их».

Такие слова — самообман и лукавство. У евангелиста Иоанна мы читаем: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4. 20). На нашем пути к Богу всегда стоят люди, с которыми мы имеем общение. И если мы этих людей не любим, если холодны и равнодушны к ним, если удалили их из своего сердца, то в этом сердце не найдется места и для Бога. Сердце, холодное и равнодушное к людям, будет холодным и равнодушным и к Богу. Сердце христианина едино и неделимо; если оно действительно любит, то любит и Бога, и человека, если ожесточается и враждует, то и к человеку, и к Богу. Для нас, христиан, выбора нет: наше сердце должно согреваться только двуединой любовью — к Богу и человеку. Авва Дорофей убеждает нас, что по мере развития любви к Богу развивается и любовь к человеку. Одна любовь воспламеняет другую.

Если мы упрекаем людей, что они не любят нас, и в этом видим причину и своей нелюбви к ним, то это происходит потому, что мы нарушаем основной закон любви. По этому закону не последним, а первым каждый из нас должен начать любить ближнего. Не дожидаться пока нас полюбят, а самим начинать сочувствовать, сострадать, помогать и любить даже и тех, кто не расположен к ответной любви. Когда мы сами сделаем первые шаги и начинаем любить этих последних, то они согреются нашей любовью, смягчатся сердцам и рано или поздно порадуют нас своей ответный любовью. Лишь бы нам самим не уставать, или, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «не охлаждаться» в своей любви к ближним.

Возлюбленные братие и сестры! Любовь к Богу и ближним спасительна и чудодейственна. Она пробуждает и воспламеняет в душе христианина все духовные силы и увлекает их на беззаветное служение людям и Богу, Который и Сам есть Любовь (1 Ин. 4. 8). Любовь Божия, милуя и ущедряя человека, требует от него никого не обижать, не обманывать, ни с кем не ссориться и не враждовать. Она зовет его прощать обидчика, мириться с врагом и милосердствовать нуждающимся. Она говорит ему, что сама защищает и милует обиженных и лишает обидчика своих спасительных даров.

В Евангелии сказано, что если мы не прощаем друг друга, то и Отец Небесный не прощает нас (Мф. 6. 14—15). Если не примиряемся с ближними, то Он не примиряется с нами (Мф. 5. 23—24). Если не любим их, то Он не пребывает в нас (1 Ин. 4. 12), то есть не любит нас. Как видим, Свое отношение к нам Отец Небесный ставит в прямую зависимость от нашего отношения к ближним. Каково наше отношение к ним, таково и Его отношение к нам. И если мы хотим, чтобы Господь полюбил нас, то прежде сами должны полюбить и Его и своих ближних, то есть людей, окружающих нас. Так высока пред Господом любовь и так высоко пред Ним достоинство человека. Господь возвеличил человека, немногим умалил его от ангелов и славою и честью увенчал его (Пс. 8. 6). И если в отношении себя Он хочет нашей любви, то и в отношении Своего образа, то есть человека, Он хочет той же любви до готовности отдать душу свою за други своя.

Братие и сестры! Неисчерпаемы блага и дары, которыми любовь наделяет всех, кто служит ей, проникается ею и живет ею. Все другие блага и дары не приносят «никакой пользы», если нет братской, самоотверженной любви, — говорит апостол Павел (1 Кор. 13. 1—3). И наоборот. Где любовь, там нет страха, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4. 18). Где любовь, там и все добродетели (Кол. 3. 14), там исполнение закона (Рим. 13. 10). Где любовь, там нет греха (Лк. 7. 47), а следовательно, и «суда Божия», — говорит преподобный Максим Исповедник (Добротолюбие, т. III, стр. 74). Где любовь, там жизнь вечная (1 Кор. 13. 8), там Сам Бог (1 Ин. 4. 12). Любовь не только глава и венец всех добродетелей и не только их сподвижница и соучастница, но и закваска, и самая древняя (1 Ин. 2. 7) животворная душа их и сила. Существуя от начала (2 Ин. 1. 5), любовь есть источник жизни и сама жизнь. Без любви жизнь человеческая на земле давно бы угасла. Сердце наше не может жить без любви. Не имея ее, оно томится, тоскует и духовно замирает. И наоборот, любовью оно живится, очищается, укрепляется и делается способным на самые великие подвиги.

Будем же молить Господа смягчить и оживотворить наше сердце и подвигнуть его на любовь к Богу и ближним. Аминь.

 

 

1 Поучение в неделю 16‑ю по Пятидесятнице

(Мф. 25. 14-30)

Притча о талантах

Добрый и верный раб!
В малом ты был верен, над многими тебя поставлю.
Войди в радость Господина Твоего
(Мф. 25. 21).

О ВЕРНОСТИ БОГУ И МИЛОСЕРДИИ К ЛЮДЯМ

В последние дни Своего пребывания на земле Господь наш Иисус Христос поведал ученикам Своим, что Сыну Человеческому надлежит вновь придти на землю, но уже для суда над человечеством. Он указал признаки, которые будут свидетельствовать о наступлении времени этого второго пришествия Сына Божия (Мф. 24. 6—41) и призвал бодрствовать и готовиться к этому пришествию. Но как готовиться? Об этом Христос поведал в трех притчах, сказанных одна за другой. Первой была сказана притча о верном рабе.

Один домовладыка, отлучаясь из своего дома, поручил верному и благоразумному рабу управлять домом и слугами — чтобы давать им пищу во время (Мф. 24. 45), то есть проявлять заботу и милосердие к ним. Этот верный раб будет блаженным, если домовладыка по возвращении своем найдет его поступающим так. Его, верного в малом, — он над многим поставит: поставит над всем своим имением (46 ст.).

Так, братие и сестры, верность Домовладыке-Богу и человечность, милосердие к людям необходимы, чтобы получить «блаженство» при «возвращении» Господа, т. е. при Его втором пришествии.

Вслед за этой притчей Христос поведал притчу о десяти девах. Тогда Царство Небесное подобно будет десяти девам, которые, взявши светильники, вышли на встречу жениху (Мф. 25. 1). Пять из них были мудрые: кроме светильников, они взяли и сосуды с запасным маслом. Этого не сделали неразумные девы. Жених медлил. Девы, подремав, заснули. В полночь разделен крик: жених идет. Мудрые девы заправили свои светильники, готовясь к встрече с женихом. У неразумных догорело в светильниках масло, и они гасли. Мудрые не имели избытка в масле, чтобы поделиться с неразумными и посоветовали им пойти и купить себе масло. Когда они возвратились, двери на брачный пир были уже закрыты. Тщетно они взывали к Жениху: Господи, Господи, отвори нам! В ответ они услышали горестное: Не знаю вас (11—12 ст.). Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий (13 ст.) Так заканчивается вторая притча.

Почему Царство Небесное в этой притче уподобляется девам? Потому, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что они отдали Богу самое «великое» из того, что имели: девственность, целомудрие, чистоту, верность и преданность. Все эти качества и есть те «светильники» (Святитель Иоанн Златоуст). Но мало отдать себя на служение Богу, нужно еще горение, пламенность в этом служении. Масло в светильнике — это любовь к Богу, это человеколюбие, милосердие, добрые дела. Зажженный светильник — это и есть горение любви к Богу и людям, это и есть свет, сияние этой любви. У мудрых дев было достаточно любви для встречи Жениха. Они имели то «малое и верное», что поставило их «над многим»: позволило войти в Чертог Жениха. У немудрых дев не оказалось достатка в любви «верности» в малом, и они оказались вне Чертога Божия, то есть Царства Небесного.

Притча эта, братие и сестры, ярко показывает, каким девам и в чем мы должны подражать, чтобы не услышать на грядущем суде Божием это горькое: Не знаю вас.

И наконец, на эту же тему — о подготовке душ и сердец наших ко второму пришествию Сына Божия, — Иисус Христос рассказал третью притчу — о талантах. Отправляясь на долгое время в чужую страну, Господин призвал рабов Своих и поручил им имение Свое, дав каждому по силе его: одному пять талантов, другому — два, и третьему один. Прошло много времени, как уехал Господин тот. За это время, получивший пять талантов, приобрел другие пять, получивший два —другие два. Получивший же один талант, закопал его в землю, же дав ему никакого приращения.

И вот, наконец, возвращается Господин тот и требует отчета от рабов Своих.

Получивший пять талантов, придя, говорит ему: Господин! Ты дал мне пять талантов, вот другие пять я приобрел на них. Господин ответил ему: Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина твоего (Мф. 25. 21 ст.).

Такой отчет последовал и со стороны получившего два таланта и такой же ответ был дан ему со стороны Господина.

Подошел с отчетом своим и получивший один талант и сказал: Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в землю, вот тебе твое (Мф. 25. 24—25).

О, лукавый раб и ленивый, ответил ему Господин… Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим и я получил бы мое с прибылью. И так возьмите у него талант и дайте имеющему десять…, а негодного раба выбросьте в тьму внешнюю (30 ст.). Такое содержание этой третьей притчи.

Все они (притчи), братие и сестры, имеют прямое отношение к нам, к нашей жизни. Они — зеркало, с которого на нам смотрят наши недостатки, изъяны, грехи, заблуждения, призывая нас к управлению.

Мы обычно все свои способности, дарования, таланты считаем своими собственными, личными, своим трудом созданными, благоприобретенными. Зеркало последней притчи говорит нам, что все наши способности и таланты заложены в нашей природе Богом. Это Он дал одному пять, другому — два, третьему один талант.

Бог даровал нам разные способности и таланты для разного употребления (Рим. 9. 21). Мы ничего своего не привносим в мир (1 Тим. 6. 7). Мы всего лишь работники в винограднике, в имении Единого Домовладыки и призваны выполнять Его волю и развивать те таланты, которыми Он наделил нас.

Мы часто ленимся и лукавим в труде, упрекаем в жестокости людей, ропщем на Бога, ищем виновников своих личных неудач и как бы не видим, что сами же заморозили, не развили свои дарования, закопали в землю свои таланты.

Последняя притча показывает нам лицо такого лукавого, ленивого и негодного работника в винограднике Домовладыки. Его лукавство и лень вредят не только хозяйству виноградника, но и ему самому, лишая его и того последнего, что он имел на земле и готовя ему тяжелую участь за гробом.

В притче о талантах, братие и сестры, идет речь о талантах вообще, без указания видов и разновидностей этих талантов [[Поучение о Талантах см. в этом же сборнике № 1.]]. Какие же здесь подразумеваются таланты и какие труды для развития этих талантов? Ответ на этот вопрос будет ясен, если мы рассмотрим ту цель, ради которой были сказаны притчи.

Все три приведенные выше притчи в устах Иисуса Христа имели одну цель: сообщить слушателям о Его втором пришествии о страшном суде и о подготовке к ним. В чем будет состоять этот суд, в чем мы будем обвиняться на этом суде — обо всем этом говорит Сам Христос сразу же после притчи о талантах [[Поучение о Страшном суде см. сборн. № 2]]. На Страшном суде Он потребует от нас отчета в том, как мы относились к меньшим братьям Его: к алчущим, жаждущим, нагим, больным, заключенным, странникам (Мф. 25. 35—36).

Готовиться к Страшному суду и значит заранее выполнять все указанные в словах Христа виды любви и милосердия и добрых дел, для которых мы и созданы (Еф. 2. 10). Отсюда и основные таланты, которые Господь дает нам — это таланты любви и милосердия и основной труд всей нашей жизни должен быть трудом любви и милосердия ко всем, с кем мы живем, работаем, встречаемся, наипаче же к особо нуждающимся в этой помощи. Оказывая им братолюбие и вспоможение и сами богатеем в любви, радуя Его, и сорадуясь с Ним.

Братие и сестры! Господь нас зовет подражать верному рабу первой притчи, который преданно и верно исполнял волю Его и милосердно питал слуг Его. Господь зовет нас следовать в Царство Небесное стезей мудрых дев: со светильником любви к Богу в сердце своему Он зовет нас умножить духовные таланты свои, возрастать в послушании Богу, в любви и милосердии к людям, в просвещении души и в радости о Господе.

Помолимся же Ему: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир…, исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих святых». Аминь.


 

2 Поучение в неделю 16‑ю по Пятидесятнице



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.022 с.)