О воскрешении сына Наинской вдовы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О воскрешении сына Наинской вдовы



Юноша, тебе говорю, встань (Лк. 7. 14).

О ВОСКРЕШЕНИИ МЕРТВЫХ

Сегодняшнее Евангельское чтение, благочестивые слушатели, кратко сообщает об одном из величайших чудес, совершенных Спасителем в дни Его земной жизни: о чуде воскрешения сына Наинской вдовы. Воскрешение произошло при следующих обстоятельствах. Однажды через городские ворота города Наина при большом стечении народа несли одр (гроб) с умершим юношей — единственным сыном вдовы, горько плачущей о его смерти. В это время подошел к воротам со Своими учениками Иисус Христос. Увидев плачущую вдову, Он сжалился над ней и сказал: не плачь;. Прикоснувшись же к одру, произнес: Юноша, тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. И отдал его Иисус матери его. Всех присутствующих объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7. 11—16).

Такова краткая история чуда воскрешения юноши. Слушая ее, все мы мысленно представили себе образ убитой горем вдовицы, еле-еле влачащей ноги за гробом. Потеряв раньше мужа, она теряла теперь последнюю опору, последнюю надежду и радость в своей жизни.

Все мы знаем, какое несчастье, какую скорбь несет с собой смерть, ибо кто из нас не терял в своей жизни своих сыновей или дочерей, своих мужей или жен, своих отцов или матерей, своих родных или близких. Кто не пережил этой потери, не пролил моря слез, не носил или не носит и сейчас в своем сердце раны от того горя? Кажется, нет большего несчастья на земле, как несчастье лишения своих дорогих, близких, незабвенных. Поэтому нам понятны переживания вдовицы при гробе сына, равно как и сочувствие окружающего этот гроб народа.

Но вот происходит встреча печальной погребальной процессии ворот города с Владыкой жизни и смерти, со Спасителем мира, все вдруг около гроба и в самом гробе резко меняется. Повинуясь голосу Господа (юноша, тебе говорю, встань!), мертвец в гробе оживает, поднимает голову, разгибает спину, садится и начинает говорить. Какое потрясающее зрелище для всех присутствующих! С каким страхом и ужасом смотрели они на вдруг поднявшегося и заговорившего во гробе юношу! А мать? — Она замерла от неожиданности и радости, а потом, очнувшись, бросилась к сыну. И отдал его, — говорится в святом Евангелии, — Иисус матери. Неудивительно, что все прославили Бога, что Он посетил народ Свой (Лк. 7. 11).

Благочестивые слушатели! Евангельский рассказ воскрешения сына Наинской вдовы напоминает нам о двух великих тайнах человеческой жизни: тайне смерти и тайне воскресения. Смерть мы постоянно видим или о ней слышим, ибо не проходит и дня, чтобы кто либо и где либо не умер. Воскресения же человека в опыте своей жизни мы не видим, и не знаем, ибо никто из умерших людей сейчас не воскресает. Поэтому воскресение и кажется нам чудом, т. е. чем-то противоестественным и невозможным.

А между тем как все мы умираем и умрем, так все в свое время (при втором пришествии Сына Божия) Силой Божией и воскреснем.

Если мы веруем, — говорит апостол Павел, — что Иисус Христос умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним. Сам Господь при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1 Сол. 4. 4, 16), воскреснут в этот судный, последний день (Ин. 6. 39).

Что мы действительно воскреснем, это доказывается и тем, что Сам Христос, умерев на Голгофе, в третий день воскрес, и тем, что и люди не раз уже воскрешены были Силою Божией. Так, например, этой силой Божией пророк Илия еще в Ветхозаветные времена воскресил умершего. Сам Христос не раз воскрешал умерших (Лк. 7. 22). Подробно описываются в Евангелии три воскрешения: дочери Иаира (Мк. 5. 41), сына Наинской вдовы (Лк. 7. 14) и четырехдневного Лазаря (Ин. 11. 43). Все эти воскрешения являются доказательством и нашего воскресения Силою Божией при втором славном пришествии Спасителя.

Святая Церковь, имея в виду воскрешение четырехдневного Лазаря, так говорит в тропаре об этом: «Общее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», т. е. Христос воскресил Лазаря для того, чтобы нас уверить, что и мы воскреснем.

А в покаянном каноне Иисусу Христу святая Церковь говорит, что по воскресении настанет день судный, «когда поставлены будут престолы на судилище, и обличатся дела всех человеков». И тогда на суде Божием, нам воочию откроется, что все, что мы творили в нашей земной жизни, не прошло для нас даром, не осталось незамеченным и безнаказанным, что пришло время отвечать за содеянное нами худое и злое. С болью в сердце мы поймем тогда, что наша посмертная участь предуготовлялась еще здесь, на земле, когда в книге нашей жизни записывалось все, что мы творили — доброе и злое.

О том, что мы дадим ответ после смерти, в той или иной степени мы уже и теперь знаем. Однако, по беспечности о своем спасении, рассуждаем обычно так: ну, когда-то этот суд над нами еще будет! Бог милостив, перед смертью еще успеем покаяться. Может быть, среди нас находятся и такие люди, которые думают, что вот де, если бы кто из умерших пришел с того света и рассказал о загробной жизни, тогда мы поверили бы ему и переменились бы в ожидании будущей жизни.

Но рассуждающие так забывают, что такие рассуждения уже были, и был дан ответ на них. Из притчи о богатом и Лазаре мы знаем, что умерший богач, мучаясь в загробной жизни, взмолился Аврааму, чтобы он послал с неба Лазаря в дом отца «засвидетельствовать о своем страдании пяти братьям (богача), чтобы и они не пришли потом на это место мучения» (Лк. 17. 27—28). На это Авраам сказал, что у них есть Моисей и пророки. Если же их не слушают, то, кто бы из мертвых ни пришел, все равно не послушают (31 ст.) Вот как отвечает на наши лукавые рассуждения Слово Божие!

Благочестивые слушатели! Только тот не хочет верить в загробную жизнь и будущий ответ наш перед Богом, кто сейчас, будучи еще здесь, на земле, не хочет исправляться, не хочет заботиться о смягчении и чистоте своего сердца, не думает о примирении с людьми и Богом. Только тот не страшится будущего суда Божия, кто не хочет видеть в окружающих людях своих братьев и сестер во Христе, не хочет принять их в свое сердце, не хочет, когда нужно, потерпеть их, смириться перед ними, помолиться за них, не хочет помочь им даже стаканом воды, хотя и знает, что за такую милость получит награду свою (Мк. 9. 41), т. е. получит во сто крат больше, чем сам сделал ближнему своему.

При втором пришествии Иисус Христос нас, воскресших Силою Божиею с телом своим и явившихся на суд, спросит: Был Я наг (в лице меньших Моих братьев), вы одели ли Меня, был болен — посетили ли Меня, алкал и жаждал — накормили ли Меня? (Мф. 25. 42—45).

Что мы ответим тогда Господу? Неужели мы все еще не верим в эти слова Спасителя, не верим, что все это произойдет, ее это будет с нами?

Благочестивые слушатели! Слово Божие убедительно говорит не только о том, как нам следует жить в этой земной жизни, но и о том, что нас ждет после смерти. Мы уже говорили, что нас ждет воскрешение с телом Силою Божией и милость Божия за все доброе и богоугодное, что мы делаем в этой жизни. Нас ждут страдания и муки, если мы в этой жизни сами причиняли страдания и муки людям и не любили Господа.

Будем же молить нашего Спасителя, чтобы Он просветил наш ум, смягчил сердце и укрепил волю творить дела благие, чтобы нам еще здесь, на земле, положить начало вечной жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

 

 


 

Поучение в неделю 21‑ю по Пятидесятнице

О Сеятеле
(Лк. 8. 5—15; Мф. 13. 1—23; Мк. 4. 1—20)

Живо слова Божие и действенно; (Евр. 4. 12).

О СЕЯНИИ СЛОВА БОЖИЯ НА ПОЛЕ НАШЕГО СЕРДЦА

Однажды, братие и сестры, Иисус Христос пришел на берег Галилейского моря. Окруженный множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря (Мф. 13. 1). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором открылось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Еще дальше виднелись масличные зеленые рощи. А там, на самом горизонте, в легкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой.

И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зерна (притчи: 1, 2, 3), поле — сокровище — жемчужина (5, 6).

— Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя мое (Лк. 8. 5). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге и было поклевано птицами (Мк. 4. 4), потоптано людьми (Лк. 8. 5). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги (Лк. 8. 6). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими (Лк. 8. 7). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат (Мк. 4. 8). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит.

Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, — сказал Христос, — огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат… и не уразумеют сердцем слышанное (Мф. 13. 14; Ис. 6. 9—10).

Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога (Ин. 9. 16). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идет о нем самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

Вот почему даже апостолы спросили Христа: что бы значила притча сия? (Лк. 8. 9). Спаситель разъяснил им подлинный смысл этой притчи. Он сказал: Семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8. 11, 12).

Это те люди, у которых слово Божие остается на поверхности их ума и сердца. Как семя на утоптанной дороге бывает доступно и проходящим, и птицам, и ветру, и зною, так и семя слова Божия, не укоренившись в их сердце, доступно воздействию греховных помыслов, житейских соблазнов, земных попечений, навеваемых вражьей силой, силой диавола, и быстро погибает, не успев принести плода.

Продолжая, Христос сказал: А упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8. 13). Это те люди, которые искренно увлекаются учением о спасении, радуются об обетованиях блаженства. Но эта радость непрочная. Это радость тех людей, которые не создали в себе самого нужного: крепкой веры, твердой воли и решимости претерпеть все, что необходимо для спасения когда настанет скорбь или гонение за слово (веру), тотчас соблазняются (Мк. 4. 17), падают духом и гибнут от соблазнов, искушений и гонений, как гибнет растение без корня от палящих лучей солнца.

Далее Христос сказал: А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк. 8. 14). Это те люди, сердце которых двоится: их влечет к себе и слово Божие о спасении, и заботы, и утехи мирской, суетной жизни. Но земные соблазны и удовольствия постепенно заглушают в них благодатные семена Божии. Душа холодеет к добру, духовная жизнь замирает, и слово Божие у них остается заглушенным, бесплодным.

И, наконец, Христос сказал: А упавшее на добрую землю, то те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8. 15).

Это те люди, которые со всем усердием усвояют светлую истину о нашем спасении и хранят ее в добром и деятельном сердце. Такие люди не раздваиваются: они с корнем вырывают гнездящиеся в сердце греховный пожелания и укрепляют свою волю в постоянной борьбе с грехом, а также в делах веры, любви, милосердия. Они всегда плодоносны, хотя и в разной степени: одни в 100, другие в 60, третьи в 30 крат.

Таково изъяснение содержания притчи о сеятеле и о семени на основе слов Спасителя. Божественный Учитель в этой притче вскрывает ту тайну Царства Божия, что не все слушающие слово Божие об этом Царстве, могут быть его участниками, а лишь те, кои не только слушаю слово Божие, но и хранят его (Лк. 11. 28) и исполняют (Лк. 6. 47—48).

Братие и сестры! В притче о Сеятеле раскрывается великое спасительное значение слова Божия для верующего человека. Слово Божие, как семя небесное, отличается от семени земного тем, что само может воздействовать на почву человеческого сердца, ибо оно живо и действенно, проникает до разделения души и духа и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). Она животворит человека своей благодатной силой, освящает своей истиной (Ин. 17. 17). Оно исторгает из сердца человека корни зла, если только человек дает ему свободу действий внутри себя. И тогда оно изменяет его «божественным изменением», как говорит святитель Григорий Богослов.

Мы знаем многие примеры из жизни святых, когда они под влиянием услышанного или прочитанного слова Божия сразу же решительно изменяли свою жизнь, круто порывая с прежней и вставая на путь благочестивой, богоугодной. Так было с преподобным Антонием, блаженным Августином, преподобной Пелагией, преподобномученицей Евгенией и многими другими.

Что же нужно для того, чтобы слово Божие и нас изменило, сделало другими людьми?

Нужно изменить, смягчить, одухотворить свое сердце. «Не ожесточайте сердец ваших, — говорит блаженный Августин, — дабы слово Божие в них не погибло. Не подавляйте житейскими заботами и страстями доброго семени, которое в вас посевается… Будьте доброй почвой».

Братие и сестры! Мы невнимательны и беспечны к слову Божию еще и потому, что другими словами-семенами обычно засеваем поле своего сердца. Как тернии-сорняки засоряют почву и мешают произрастанию добрых и полезных зерен-злаков, так и наши души засоряются словами лукавства и лжи, хитрости и обмана, осуждения и празднословия. Сколько таких слов-сорняков исторгают наши уста за день, сколько зла приносят людям, обижая, соблазняя, оскорбляя их, опустошая и оскверняя наши души. Недаром апостол Иаков указывает, что язык наш — неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда (Иак. 3. 8).

Устыдимся же, братие и сестры, невоздержанности, распущенности своего языка. Будем больше молитвенно беседовать с Богом. Будем больше внимать словам святого Писания и питать ими свою душу. Будем помнить, что блаженны те, кои не только слушают слово Божие, но и исполняют его, предохраняя свою душу от всяких других зловредных слов-семян.

Господи, не отринь нас от лица Твоего и не даждь быть глухим и бесплодным к спасительным словам Твоим! Аминь.

 

 

1 Поучение в неделю 22‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 16. 19—31)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.024 с.)