Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не заботиться о пище и питии и искать Царства Божия
Воззрите на птицы небесные … и на цветы полевые. ЧЕМУ НАС УЧАТ ПТИЦЫ И ЦВЕТЫ В Евангелии, благочестивые слушатели, мало повествуется о внешней природе: о животных, птицах и растениях. И это не потому, что Христос не любил живую природу, не ценил ее, не воспринимал ее красоту. Проходя не раз, из конца в конец Галилею, Иудею, Самарию, Он созерцал красоту палестинской природы и, конечно, и читал «книгу» природы и любовался ею, как великим творением Божиим. В Своих беседах со слушателями Он часто брал сравнения и образцы из живой природы и трудовой жизни палестинского жителя (образ Сеятеля, поля, зерна, горчичного дерева, облака и прочие). Однако, у Спасителя внешняя природа всегда была лишь фоном и побочным средством при главном — внутреннем духовно-благодатном общении с человеком. Он говорил, что пришел призвать к покаянию и спасти погибающего, грешного человека (Мф. 9. 12—13). И этот грешный, погибающий человек в сотнях и тысячах лиц ежедневно окружал Его, взывая к Нему и моля о помощи. И Христос всегда и всем оказывал эту помощь (Мф. 4. 23—24). Но вот в сегодняшнем евангельском чтении, братие и сестры, мы услышали дивные слова Господа о природе, полные глубокого смысла. Он сказал: Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая от них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольни паче вас, маловеры! (Мф. 6. 26—30). Какие чудные слова, полные глубокой жизненной правды, правды о трогательной заботе Господа о Своих созданиях. Все мы знаем, что птицы не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и однако по-своему трудятся, добывая пищу для себя и своих птенцов. Как же и чем Господь питает их? Питает их не только тем, что дает им разного рода пищу, но и тем, что заложил в природу их особую способность к существованию. Он даровал природе птицы неистребимый, незатухающий инстинкт — веру, что она будет жива при любых условиях, и все, что нужно для ее питания, она найдет. Птица может долго пребывать в воздухе, преодолевать огромные воздушные пространства, подолгу недоедать и голодать, но никогда не лишается уверенности, что все же найдет то, что нужно ей, чтобы жить и летать. Богатство внутренней жизни птицы и состоит преимущественно в этой абсолютной уверенности, что как она жива сегодня, так будет живой и завтра и нечего заранее заботиться, и волноваться о завтрашнем дне.
Птица может жить и действительно живет при самых тяжелых условиях, например, на севере зимой при сильных морозах и заснеженной земле. Приходится удивляться, как выживают в такие продолжительные и суровые зимы воробьи, вороны и другие зимующие птицы. Подлинно сам неистощимый, жизненный инстинкт, сама органическая вера, Сам Творец их — питает их. Указывая на птиц, Христос побуждает нас к надежде, что Отец Небесный не оставит нас, не лишит своей Помощи, как не лишает птиц, лишь бы и у нас была глубокая, живая, органическая, действенная вера в Бога и Его помощь. По вере вашей будет вам (Мф. 9. 29). Все возможно верующему (Мк. 9. 23). Часто говорил Христос окружающим Его. Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и все остальное приложится вам (Мф. 6. 33), как сказано в сегодняшнем евангельском чтении. Как святые отцы объясняют текст Евангельский о птицах? «Сказал Спаситель, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — смотрите, птицы питаются без заботы. А это и нам легко исполнить. Наши заботы не могут прибавить роста хотя бы локоть один или продлить нашу жизнь хотя бы на один час. Поэтому и неразумно излишне заботиться о своей жизни». «Всю жизнь мою, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — жал, шил и плел я, но при всем том, если бы рука Божия не питала меня, не мог бы я прокормиться». Братие и сестры! Если птицы учат нас вере в Бога, и в Его попечительный промысл о нас, то, может быть, вы спросите, чему же учат полевые цветы? О них Христос говорит, что они не трудятся и не прядут и однако одеваются в такую красивую, изысканную одежду, в какую не одевался и сам царь Соломон, при всей мудрости государственных делах его и вычурной красоте и блеске в царственной одежде его.
Соломона одевало искусство людей: ткачей, красителей и портных, но кто одевает так изощренно, так неподражаемо полевые цветы, кто их ткач и художник? Христос отвечает: Господь одевает их, заложив в их природу дивную гармонию и нежную, лучезарную красоту. Ничего они сами для себя не создали, а все получили от Творца и Промыслителя. Не потому ли так неприхотливы, так кротки и скромны, так благодарны Создателю цветы, что произрастают всюду, даже в самых тяжелых условиях. Где их только не встретишь: в горах и в расщелинах скал, в долинах и в лесах, в полях и лугах, в парках городов и в приусадебных участках в поселках. Отовсюду они приветливо кивают нам своими головками, ласкают взор нежными, чистыми красками, благоухают ароматами-фимиамами. И кажется не найдешь на земле человека, равнодушного к красоте этих Божиих кротких, лучистых и благоухающих созданий. Все, вероятно, согласны, что цветы — символ радости, счастья, красоты жизни. Мир и люди были бы сумрачнее, холоднее, бездушнее и скучнее, если не было бы цветов на земле. Украшая землю, они облагораживают ее. Чаруя взор человека, они смягчают, умиротворяют его. Вот почему так часто люди прибегают к цветам. Их преподносят гостям, дарят новобрачным, приветствуют в день рождения и именин. Ими смягчают скорбь утраты и тяжесть разлуки с умершими, изобильно усыпая ими «домовину» (гроб) почившего. Цветы, братие и сестры, кратковременны, скоротечны: быстро (на гладах) вырастают, отцветают и увядают. Но и тут особая мудрость в Тройстве и развитии растительного мира помогает делу: не успевают поблекнуть цветы одной разновидности, как их уже сменяют цветы другой разновидности. Весенние цветы сменяются летними, летние осенними и, таким образом, земля и человек весь весенне-летний-осенний (вегетационный) период не остаются без милых и нежных, кротких и чистых спутников жизни. Цветы — вестники горнего мира. Своей целомудренной чистотой, красотой и скромностью своего наряда, фимиамом своих благоуханий они живо напоминают нам нездешнюю красоту и сияние небесного высшего мира. Всякий цветок — девственно сияющая улыбка неба загрязненной и грешной земле [[Говоря о цветах, мы говорим о тех цветах, о которых говорит и Евангелие, о цветах естественных, полевых: васильках, колокольчиках, ромашках, незабудках и прочих.]]. Чему же, братие и сестры, учат нас цветы земные, и о чем напоминают нам? Прежде всего они, как и птицы небесные, напоминают нам о вере в Бога и надежде на Его всеблагую помощь. На это и указывает Христос, когда приводит их (птиц и цветы) как пример попечительной заботы о них Отца Небесного и когда, с другой стороны, упрекает нас, людей, в маловерии. Если сено сельное так Господь одевает, то тем более вас, маловеры (Мф. 6. 30), — говорит Он в сегодняшнем евангельском чтении, т. е. говорит и нам. Будем же, братие и сестры, «возгревать» в себе веру в промыслительную о нас заботу Господа, в Его любовь к нам и готовность по вере нашей дать нам все потребное для жизни. Скоротечные, скоропроходящие цветы напоминают нам о скоротечности, неустойчивости и нашей собственной жизни. Но однако при всей краткости жизни, цветы успевают отдать все, что имеют: и нежную красоту, и кротость, и благоухание своих кадильниц. Отдав все это, выполнив свое назначение, они отцветают, тихо увядают и засыхают.
Это ли не образец того, как надо жить и умирать человеку, как ему следует не зарывать в землю «талантов», а полностью отдать Богу и людям весь запас своих духовных сил, все богатство сердца, всю красоту своей человеческой души. Цветы также напоминают нам и о том, что лучший, достойнейший цветок на земле есть сам человек, как венец мироздания, как образ Божий, призванный украшать собою землю и благоустроить ее (Быт. 1. 28—29). Но во что мы превращаем этот образ? Украшаем ли мы собой землю? Выполняем ли волю Божию о своем высоком назначении на земле? Устыдимся, братие и сестры, своего жалкого и недостойного существования и восскорбим об этом. Мы попираем высокое достоинство человека, пренебрегаем попечительной заботой о нас Господа, а потому и не получаем от Него благоприятной помощи. Мы забываем, что даровав нам высочайшее благо — свободу воли, — Господь не спасает нас без нас, без решимости и усилий нашего разума и воли, без живой и действенной веры в Бога и Его благое попечение. Кого винить, кого упрекать, когда мы сами же обрекли себя бедам и напастям: недоверию Богу и людям, унынию и ропоту, злобе и вражде. Отсюда внутри нас и произрастают не цветы добра и кротости, а цветы зла и вражды, не цветы мира и единения, а цветы раздора и разъединения. Боже, пощади и помилуй заблудшее создание Свое! Не наказывай нас, не вметай в огонь как сено, как сорняк, прежде нашего покаяния! Будь долготерпелив и милосерд к нам. Господи! Аминь.
Поучение в неделю 4‑ю по Пятидесятнице
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.007 с.) |