Об исцелении слуги Капернаумского сотника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исцелении слуги Капернаумского сотника



Страданиями навык послушанию (Евр. 5. 8).

ПОСЛУШАНИЕ

В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали историю исцеления Иисусом Христом слуги Капернаумского сотника. Сотником этот человек назывался потому, что командовал сотней солдат, был их начальником, командиром. У него был слуга. И вот этот слуга заболел и жестоко страдал (Мф. 8. 6). Сотник пришел ко Христу просить об его исцелении. Когда Спаситель выразил желание придти к больному, то сотник ответил: Я недостоин этого, скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (8 ст.). И добавил, что когда я говорю подчиненным: «иди» или «сделай», то они «идут и делают» (9 ст.), и Ты скажи только слово.

Тогда Христос сказал окружающим: и в Израиле не нашел Я такой веры (10 ст.). И вслед за тем заочно исцелил больного слугу, сказав сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе (13 ст.).

Братие и сестры! Сотник удивил (10 ст.) Иисуса Христа своим смирением, своей верой в Него и ссылкой на послушание подчиненных начальству. Этой ссылкой сотник хотел сказать: как солдаты находятся в полном, безраздельном послушании у своего начальства, так и у Тебя — Начальника и Владыки жизни и смерти, — находится все на послушании: Ты только скажи и будет по слову Твоему.

Кто и когда среди евреев говорил со Христом языком такого послушания и такой твердой веры? Сам Христос ответил, что никогда и никто (10 ст.). А мы, христиане, имеем ли такую же твердую веру и такое же послушание Христу, какое имел римский сотник? Христос нам говорит: любите друг друга, а мы не любим, а враждуем. Христос нам говорит: не судите, а мы только и заняты пересудами и сплетнями. Христос говорит: будьте целомудренны и чисты, а мы пребываем в грязи греховной и прелюбодейной. Христос говорит: молитесь, а мы ленимся и тяготимся молитвой. И какую заповедь Христа мы не брали бы, оказалось бы, что мы не выполняем ее, т. е. оказалось бы, что мы ни в чем не слушаемся своего Спасителя.

А между тем, когда мы сами просим Господа о чем-либо в молитве, то хотим, чтобы Он выполнил нашу просьбу. Но как же Господь будет внимать нам, когда мы сами ни в чем не слушаемся Его? А ведь не Он перед нами, а мы перед Ним являемся вечными должниками, и нам приличествует прежде проявить послушание Ему, чем требовать от Него послушания. Закон послушания, братие и сестры, основной закон жизни человеческой.

Без него нормальная жизнь невозможна. В самом деле, если дети не слушают дома родителей, то они плохие, распущенные, озорные и грубые дети. Если не слушаются в школе учителей, то они плохие, неподготовленные к труду — ученики. Если кто из взрослых на производстве не подчиняется начальству и не выполняет норм, то он плохой работник. Если в армии солдаты не подчиняются дисциплине — они плохие вояки и защитники родимы. Если муж изменяет жене хотя бы и в помыслах, или жена ему, то они уже нарушают взаимное послушание и преданность.

Послушание нормам (законам) семьи, школы, работы и прочего должно завершаться послушанием высшей Норме жизни, которую мы называем Богом.

Однажды к одной старенькой домашней работнице пришла ее подруга и застала работницу тщательно моющей угол пола под шкафом. Гостья упрекнула ее в лишней работе, указав, что хозяйка не увидит этот укрытый от взора угол комнаты. На это последовал ответ: «хозяйка-то моя квартирная может и не увидеть, а вот Главный Хозяин — Господь Бог — непременно увидит мою недоработку и недобросовестность. А ведь мы у Него на основном жизненном послушании, и перед Ним ничего ни скрыть, ни утаить нельзя».

Братие и сестры! Послушание Богу дарует нам высшую духовную свободу и делает нас праведниками пред Богом, как говорит сегодняшнее апостольское чтение. Послушание же греху, страстями греховным привычкам делает нас рабами греха, а отсюда и смерти (Рим. 6. 17—23).

Святые подвижники считали послушание «паче поста и молитвы», ибо кто навыкает в послушании, тот навыкает пресекать своеволие, своенравие, самость и самочиние. Авва Дорофей рассказывает, что когда один молодой инок умер, то оказалось, что его жизнь угодна Богу за послушание старцу, хотя во внешнем поведении этот инок мало чем отличался от других.

Послушание всегда и на все полезно, лишь бы сопровождалось и завершалось послушанием Христу (2 Кор. 10. 5). Оно не дается легко, ибо тяжек и мучителен подвиг отречения от своеволия и самости. Послушание надо выстрадать, как и Сам Христос страданиями навык послушанию (Евр. 5. 10). Оно начинается с того, что мы свои внутренние помыслы и всякое помышление отдаем в послушание Христу (2 Кор. 10. 5), т. е. Христовой истине.

Братие и сестры! Будем помнить, что каждый из нас грешен, нищ и убог пред Богом (Пс. 39. 18), что вся наша жизнь — в руках Божиих и что нас ждет неизреченная, превосходящая наш ум, любовь Божия, если мы, смирив себя, отдадимся целиком, как чада Божии, на послушание Отцу Небесному.

Помоги нам, Господи, склонить колена пред безграничной любовью Твоей к нам, многогрешным, и укрепи в послушании. Аминь.

 

 

Поучение в неделю 5‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 8. 23 — 9. 1)

Об исцелении Гадаринских бесноватых [[На ту же тему о гадаринском бесноватом поучение имеется и на 23‑ю Неделю по Пятидесятнице.]]

Увидевши Иисуса, просили Его,
чтобы Он отошел от пределов их
(34 ст.).

БЕЗ ХОТЕНИЯ — НЕТ СПАСЕНИЯ

Мы слышали, братие и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом Гадаринских бесноватых. Этому чуду сопутствовало другое событие, которое тоже можно назвать чудом: низвержение со скалы в море свиного стада.

Многое удивляет и поражает нас в этих событиях: и страшная власть над человеком бесовской силы, и нечеловеческие мучения бесноватого, и многое другое.

Более же всего нас удивляет отношение к этим событиям — чудесам гадаринского народа: народ ужаснулся (Лк. 8. 35) чуду исцеления бесноватых, впал в великий страх (Лк. 8. 36) от этого чуда и потоплений стада. Но ни то, ни другое чудо не вразумило, однако народ, на просветило его, не приковало внутренний взор его ко Христу, не пробудило потребности в духовном возрождении.

Нет, сбежавшийся по зову пастухов на эти чудесные события, гадаринский народ не захотел побеседовать со Христом, послушать Его, попросить Его духовно-просветительной помощи.

Нет. Он попросил Его только об одном: покинуть пределы страны, т. е. не принял Его, не захотел Его.

Мы знаем, братие и сестры, другой результат встречи Христа с народом самарянским (Ин. 4. 3-42). Беседа Христа с самарянкой у колодца Иаковлева открыла ей глаза на Христа, как Источника воды живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4. 14). И она, оставив водоносы у колодца, поспешила в город сообщить народу о Христе. И многие самаряне уверовали во Христа по слову самарянки и, придя ко Христу, попросил Его побыть у них, и Он пробыл там два дня (40 ст.). И еще большее число уверовало, что Он истинно Спаситель мира, Христос (41—42 ст.) Как видно, народ самарийский захотел принять Христа и сам просил Его побыть с ними. Это хотение открыло их сердца к духовному просвещению и уразумению, что Христос есть Тот Спаситель мира, Которого жаждали все народы земли того времени. Не так поступили гадаринцы. Они не захотели принять Христа. Они сознательно уклонились от встречи с Ним.

Братие и сестры! Наше спасение зависит от того, хотим ли мы его или не хотим, хотим ли мы встречи со Христом или нет, хотим ли мы подготовить себя к будущей жизни или нет, хотим ли мы иметь в своей душе страх Божий, страх греха и потребность в непрерывном покаянии или нет.

Серьезно хочу или совсем не хочу? Вот самый острый нужный вопрос, которого не хочет честно и мужественно ставить себе только самый нерадивый, беспечный беззаботный и лукавый из нашей среды.

Может быть, кто-либо из этих лукавых спросит: вот я хочу встречи со Христом, но где и как я Его могу встретить? Христос, братие и сестры, всегда около нас: Он — в нас самих (Кол. 1, 27) и в окружающих людях (Мф. 25. 40). И чтобы мы ни делали полезного для своей души — Христос всегда с нами. Молимся ли Богу — мы сами беседуем с Ним. Милосердствуем ли — делам это ради Него («Христа ради»). Терпим ли мы укоры совести — эти укоры от Него. Радуемся ли успеху ближнего — это подарок от Него. Печалимся ли о грехах — это печаль от Него и ради Него.

Братие и сестры! Господь не хочет спасать нас без нас, без нашего хотения, желания. «Христос, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — против нашей воли не ведет нас к исправлению» (7 т. 320 стр.). Он даровал нам свободу воли, свободу решения и выбора и хочет, чтобы мы пользовались этим Божественным даром для своего спасения. Только при пользовании этим даром

Мы можем быть не рабами греха, а сынами Божиими, чадами благодати и наследниками Царствия Божия и на земле, и на небе.

В основе свободы воли и лежит свободное хотение, переходящее в решимость воли перевести это хотение в действие, т. е. в жизнь в Боге.

Никто из нас не хочет быть лиходеем самого себя. Никто не хочет отказаться от благодати и от жизни в Боге. «Хочу, Господи, хочу всегда быть с Тобой», — готов сказать каждый из нас.

Помоги, Боже, моему хотению. Укрепи мою волю «на дела благия», на жизнь в Тебе, Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.

 

 

1 Поучение в неделю 6‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 9. 1—8)

Исцеление расслабленного

Дерзай чадо! Прощаются тебе грехи твои (Мф. 9. 2).

ОБ ИЗБАВЛЕНИИ ОТ ДУХОВНОГО И ТЕЛЕСНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

Много чудес, братие и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос на земле. И всякое чудо сопровождалось участием не только Самого Божественного Чудотворца, но и того (или тех), ради кого оно совершалось.

От Христа исходила сила Господня (Лк. 5. 17), чудотворящая воля Его, а от больного — вера в эту животворящую силу Божию. Единение этих сил (силы Божией и силы веры больного) и создавало чудо. Это, конечно, не обозначало, что Сын Божий без участия больного человека не в силах был исцелить его. А значило лишь, что Христос во всех делах, касающихся возрождения и спасения человека, привлекал и привлекает и его собственное участие, ибо «без нас, — как говорит святитель Иоанн Златоуст, — Он не спасает нас».

Где веры в Него, в Его чудотворящую силу, не было, там Он избегал творить чудеса. Так, например, среди жителей своего родного города (Назарета) Он не совершал многих чудес по неверию их (Мф. 13. 58).

Но если вера в Чудотворца выражалась хотя бы у родных и близких больного, или скрытно и у самого больного, то чудо совершилось.

Об одном из таких чудес и рассказывает сегодняшнее евангельское чтение.

Однажды Иисус Христос в Капернауме учил народ, говорил (ему) слово (Мф. 2. 1—2). Не успел Он закончить поучение, как на носилках принесли расслабленного, парализованного человека.

Он, по-видимому, жаждал исцеления и верил в возможность его, но не владел своими членами в том числе и языком, ибо сам не просил ни о помиловании, ни об исцелении.

Принесшие его сердобольные люди говорили, что Христос исцеляющий всякую болезнь (Мф. 4. 23), может исцелить и их расслабленного. Из-за многолюдства невозможно было им пробраться внутрь дома, где учил Христос. Но их вера в Чудотворца была так сильна, а нужда в исцелении так насущна [[Даровав нам свободу воли, Господь хочет, чтобы мы по своему свободному выбору избирали путь жизни: или узкий или широкий. Хотя, любя нас, и призывает к узком, крестному пути.]], что они не стали ждать конца беседы Христа и приняли крайние меры: взобравшись на крышу дома, прокопали ее (Мк. 2. 4) и на полотне (веревках) спустили носилки с больным к ногам Спасителя, к изумлению присутствующих [[Они могли принести его издалека и опасаться, что он не вынесет долгого ожидания Христа на улице, около дома и поэтому поспешили спустить его через крышу.]]

Христос увидел веру их, в том числе и расслабленного, также особую греховность больного, как причину болезни его.

Расслабленный, видимо, страдал, мучился сознанием этой своей греховности и, веря в Чудотворца, беспокоился, что его прошлая греховная жизнь может помешать исцелению.

И вот Спаситель избавляет его сначала от этих внутренних страданий, милосердно оказав ему: дерзай, чадо, т. е. приободрись, воспряли духом, не мучай, не расслабляй себя сознанием своей греховности, ибо прощаются тебе грехи твои (2 ст.). После этих слов Спасителя благодать прощения целебно коснулась больного, животворя не только духовные, но и телесные силы его.

В это самое время присутствующие здесь книжники и фарисеи, услышав слова Спасителя — прощаются тебе грехи — про себя подумали, что Христос богохульствует, ибо прощать грех может только Бог. Они потому так думали, что не считали Христа за Мессию, за Сына Божия.

Между тем, именно прощением грехов расслабленного, как и званием их (книжников и фарисеев) сокровенных помышлений, Христос наглядно показывал им истину Своего Божества.

Желая приблизить эту истину их сознанию и навести на правильные размышления о Своих словах, Он спрашивает их: что легче сказать: «прощаются тебе грехи» или сказать: «встань и ходи» [[Что легче; простить грехи душе, или дать здоровье телу. Прощение грехов — не видно для окружающих людей, а возвращение здоровья видно, заметно. Но первое важнее и труднее (а не легче) второго (оздоровления тела). Поэтому Христос и начинает совершение чуда с первого: прощения грехов больного.]].

Но чтобы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (5—6 ст.).

Толкуя эти слова Спасителя, святитель Иоанн Златоуст говорит: «поелику исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно (зримо), то Я, — говорит Христос, — присоединяю к первому (прощение души) и последнее (исцеление тела)». И чудо совершилось. После слов Спасителя: встань… и иди в дом твой, расслабленный бодро встает, берет носилки свои и уверенно идет через расступившуюся толпу, полную удивления (8 ст.), ужаса и страха (Лк. 5. 26).

Пережив это двойное чудо: освобождение от грехов и оздоровление тела, больной прославил Бога (Лк. 5. 25). Видя все случившееся с ним, и народ прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9. 8).

Народ еще не успел убедиться, что Чудотворец — Сын Божий, Господь Иисус Христос. «Но и то уже не маловажно, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — что народ поставил Его выше всех людей и почитал пришедшим от Бога. Если бы евреи твердо держали сие в уме, то, мало-помалу узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий».

Но зато, мы, братие и сестры, уже хорошо знаем, что сотворил это чудо, как и все другие евангельские чудеса — Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира.

Мы знаем, что действительно никто из людей не мог и не может прощать грехи, кроме Него, ибо Он на то и пришел в мир, чтобы взять наши немощи, понести наши болезни (Мф. 8. 17) и искупить Своею кровию грехи всего человечества.

Мы знаем, что не только при Своей жизни на земле, но и доселе Христос берет наши болезни, целит наши недуги, прощает грехи, если мы верим в Него и пользуемся благодатными дарами святой Церкви Его. Мы знаем, что он даровал апостолам и их преемникам власть вязать и решить, отпускать и не отпускать грехи людей и творить чудеса больше, чем Сам творил (Ин. 14. 12). Поэтому и евангельские события (чудеса и прочие) мы воспринимаем не только как когда-то бывшие события, но и как события, имеющие отношение и к нам самим, к нашему собственному спасению, ибо указывают, как спасаться.

Братие и сестры! Разве мы не страдаем в той или иной степени той же болезнью, которую исцелил Христос в Капернауме? Болезнь расслабления имеет разные стадии в своем развитии. Ко Христу принесли больного в самой тяжелой форме. Физически он был беспомощным, неподвижным, почти мертвым и только душа сохраняла еще признаки жизни, не и она как бы задыхалась и украла от сознания своей греховности. А разве и мы не задыхаемся подчас, не помрачаемся, не оскверняемся, не расслабляемся от грехов своих, хотя и не всегда сознаем это? Чем старее делаемся мы, тем больше расслабляемся духовно и телесно, если живем не борясь с грехами, не каясь в них, не прибегая к благодатным дарам Церкви Христовой.

Не каясь в грехах, мы накапливаем со дня на день их, отравляемся ими и духовно умираем раньше, чем умираем телесно. Разве не страшно это? Разве можно и дальше мириться с этим? Ближайшим средством от преждевременной духовной смерти является животворящая сила молитвы и непрерывного покаяния: покаяния после каждого греха и после каждого истекшего дня, покаяния дома и покаяния в храме. Привыкая к молитве и покаянию, мы привыкаем жить духовно, жить в Боге и с Богом.

Братья и сестры! Чудо исцеления расслабленного напоминает нам, что Господь видит наши грехи, как Он увидел их у расслабленного, что Он знает все наши помыслы, как узнал их у книжников и фарисеев. От всеведения Божия никогда, нигде и никто укрыться не может.

«Если мы, говорим митрополит Филарет Московский, допустим в сердце лукавый помысл…, то всеведение Божие скажет нам: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших. Если мы не слышим, или заглушаем обличение сие, то придет время, когда приидет Господь и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные помышления (1 Кор. 4. 5). И тогда мы от страха готовы будем сказать: горы, падите на нас, холмы покройте нас (Лк. 23. 36). Начнем уж лучше ныне, заключает митрополит Филарет, решительно изгонять из сердец наших дурные помыслы».

Братие и сестры! Вы, может быть, скажете: «нелегка борьба с помыслами и грехами». — Да, нелегка и особенно для тех, кто еще не начинал серьезной борьбы с ними. Мешает же начинать ее беспечность, беззаботность наша о своем спасении, мешает постоянная рассеянность сознания, внимания нашего, расслабление, немощь духа и воли.

Началом борьбы должно быть глубокое осознание своей духовной нищеты и немощи, покаянное чувство пред Богом и решимость к исправлению.

Евангельский блудный сын (Лк. 15. 11—32), впав а своеволие, дошел до того, что стал умирать на чужбине, испытав крайнее расслабление души и тела. Так продолжалось до тех пор, пока он, не пришел в себя (Лк. 15. 17), не осознал своей вины перед Отцом и не решился идти к Нему с покаянием. И вот тогда-то благодать Божия коснулась его: она подняла его, расслабленного, на ноги, дала силы двигаться к Отцу и получить блаженную радость общения с Ним и прощения.

Этот путь возвращения к Отцу Небесному и есть путь всех расслабленных, надломленных, обессилевших от грехов и дурных помыслов. Этот путь есть и наш путь.

Господи! Подними нас с одра немощи и расслабления нашему Даруй нам дух сокрушения о грехах своих й покаяния. Укрепи нашу волю к исправлению. Покрой нас, недостойных, Твоим долготерпением и милосердием. Аминь.

 


 

2 Поучение в неделю 6‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 9. 1—8)

Об исцелении расслабленного

И видя веру их (2 ст.).

МОЛИТВА ДРУГ ЗА ДРУГА

Однажды, благочестивые слушатели, Господь наш Иисус Христос пришел в город Капернаум и в одном из домов стал учить народ.

В это время принесли на носилках расслабленного и через разобранную крышу (потолок) спустили его к ногам Спасителя.

Видя веру их, Христос сказал расслабленному: дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои. Затем, спустя некоторое время, добавил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой (Мф. 9. 2, 6—7), славя Бога (Лк. 5. 25). Вместе с ним и народ прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9. 8). Таковая краткая история чуда исцеления расслабленного.

Это чудо говорит нам, прежде всего, о великом и неизреченном милосердии Божием. К Спасителю, занятому поучением народа принесли больного. И Он сразу же свое внимание и милосердие направил на этого больного. Никто не просил Его об этом. Никто не смел открыть пред Ним уст своих, чтобы прервать Его беседу с народом и попросить о помощи больному. Христос Сам обратился к нему и увидел и грехи его, как причину болезни, и его скрытые, тайные страдания, и желание принесших помочь больному, и их веру в Него, как Чудотворца. И видя все это, Он исцелил больного.

Так, братие и сестры, Господь всегда готов помогать и нам: и тогда, когда мы сами просим Его и тогда, когда другие проявляют желание помочь нам и ради нас обращаются к Богу за помощью.

Господь милосерд, долготерпелив и многомилостив! Милостивы, сердобольны бывают и люди, когда они помогают друг другу, как, например, принесшие ко Христу расслабленного.

Больной, недвижимый, он поручил себя им, чтобы они сделали то, чего сам он уже не мог сделать. Так и мы должны просить молитвенной помощи у своих ближних, и особенно тогда, когда сами почему-либо не можем усердно молиться. И Господь поможет нам по молитве этих ближних, как Он помог расслабленному по вере и усердию принесших.

Просить молитвенной помощи следует прежде всего у тех верующих, кто ближе к Богу по своему молитвенному прилежанию, кто сердечно расположен к нам и готов к искренней помощи, особенно же следует просить молитвенной помощи у священнослужителей, духовных отцов, как заповедует апостол (Иак. 5. 16).

Но, прося других о молитвенной помощи, надо научиться (навыкнуть) и самим молиться о них. Святые угодники Божки так и поступали. Они постоянно были в духовно-молитвенной связи друг с другом и со всем миром. К этому они призывали и других. Умоляю вас, братие, Господом нашим Иисусом Христом… подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу, — говорит апостол Павел римским христианам (Рим. 15. 30).

Особенно полезна для нас молитва за других. Молясь за своих ближних, мы берем их в свое сердце, делаем как бы частью своего существа и как бы возносим и их дух ко Господу. Такая расширенная и обогащенная внутренним чувством молитва имеет больше силы и дерзновения подняться до неба, чем одинокая, своекорыстная молитва только за себя самого. Молясь за других, мы незримо возбуждает и их дух к Богу, на молитву, на духовное бодрствование, на тяготение к небесному, вечному, хотя бы по началу у них всего этого и не замечалось [[И даже наоборот, замечался бы и дух противления, противодействия. Длительная, горячая, живая молитва о них с течением времени преодолевает эти затруднения, вымаливая их (больных).]]. Дух дышит, где хочет (Ин. 3. 8). Действуя, дыша молитвенно и бодрственно в одной душе, в одном месте, Дух сокровенно поддерживает и другие души и оправдывает их бытие на земле, пока в них еще теплится возможность молитвы и связи с Богом.

Молитва — дыхание нашей души. «Что вода для рыбы, то молитва для души, — говорит святитель Иоанн Златоуст. — Без живой и постоянной связи с Богом, как Источником жизни и силы, душа наша замирает, духовно черствеет, грубеет и рано или поздно погибает для жизни духовной, вечной. Поэтому что бы мы ни делали на земле, каким бы трудом ни занимались — все следует сопровождать молитвой. И в чем бы окружающие нас люди ни нуждались, о чем бы ни просили нас, мы всегда должны быть готовы прежде всего помочь им молитвой за них Господу Богу».

Все мы наиболее нуждаемся в помощи при скорбях, страданиях, болезнях, расслаблениях. Но припомним, как Христос, милосердствуя расслабленному, сначала простил грехи душе его и уже потом исцелил и тело от расслабления.

Не без нашей вины, не без влияния грехов наших приходят и к нам наши болезни и страдания. Они посещают нас и при невоздержании (в пище, слове, деле) и при недобролюбии, при вражде и злобе друг на друга и при забвении Бога и противлении воле Его. И нередко бывает, что достаточно преодолеть злобу и вражду к соседу (например, по квартире), как мир и покой входят в душу вместо прежнего раздражения и злобы.

Бывает, что иной больной страдает, болеет от непробудного греховного сна, от лишения себя жизни духовной. И понижается Богом болезнь его до тех пор, пока он не осознает это и смиренно не прибегнет к помощи Божией: «Прости, Господи, мои тяжкие грехи и помоги в моей болезни и немощи». Вспоминая свою давнюю непробудную нераскаянность, он (дух его) обращается и к своей душе: «Душа моя, душе моя, восстани, что спишь? Конец приближается».

Молитва болящего к Богу и покаяние перед Ним — это и есть основное средство к привлечению целительной благодати Божией, к восстановлению, оздоровлению и укреплению всех сил больного. «Когда в болезни молишься со слезами раскаяния, — говорит один молитвенник, — тогда забываешь, не чувствуешь, что ты болен, не здоров, и все стоял бы так перед Богом, все молился бы и плакал перед Ним, хоть всю жизнь, хоть всю вечность».

Так молитва возвышает, укрепляет и услаждает больного и прививает ему навык обращаться к молитве и покаянию не только при болезни, но и в условиях обычной жизни, т. е. всегда.

Не грешно будет, братие и сестры, сказать, что если болезнь дарует обновление, возрождение душе, то она (болезнь) дороже такого здоровья, которое приносит бесчисленные грехи и забвение Бога.

Братие и сестры! При молитвах за себя или за своих ближних не следует думать, что Господь не услышит нас по нашим грехам и беззакониям. Ибо в молитвах мы просим милости Божией, а не награды за труды свои. Да и кто же из нас может указать границы милосердия Божия или утверждать, что всеблагий Господь не захочет явить нам Свое милосердие. Если вы, — говорит Спаситель, — будучи злы, умеете даяния благие давать детям вами, то тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 11). Даст и нам, если мы добра и блага будем просить у Него и для себя и для ближних.

Бог всем людям Отец, и все мы дети Его. И если в молитвах за других мы готовы проявить свое человеколюбие, то разве человеколюбие Божие меньше нашего? И разве не оставляет Он девяносто девять праведников, чтобы разыскивать одну заблудшую овцу [[И этой овцой является каждый, пока он не найдет самого себя, не придет в себя (Лк. 15. 11) прежде, чем найдет его Отец Небесный.]] (Лк. 15. 4).

Из евангельского повествования о чуде исцеления расслабленного мы видим, что близок Господь к страждущему человеку, как готов Он сразу же помочь ему. Он всегда готов помочь и нам, если мы будем с молитвой и покаянием просить Его. Если мы сердечно молимся о своих ближних, то Господь внемлет и их молитвам о нас, особенно когда сами мы впадаем в расслабление души и тела, уподобляясь евангельскому расслабленному.

Боже сил и всякого содействия! Не оставь нас беспомощными при болезнях наших и расслаблениях. Пошли и нам помощников — молитвенников, как Ты послал их евангельскому расслабленному, хотя бы четырех или трех или двух и даже одного только, ибо молитва и одного праведника много может (Иак. 5. 16) перед Богом.

Боже, милостив буди к нам, грешным! Аминь.

 

 

1 Поучение в неделю 7‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 9. 27—35)

Об исцелении двух слепых

По вере вашей да будет вам (ст. 29).

О ЧУДОТВОРЯЩЕЙ ВЕРЕ

Три с половиной года продолжалось, благочестивые слушатели, общественное служение Иисуса Христа. Срок небольшой, а сколько великих, спасительных дел успел совершить за это время Спаситель! Сколько провел просветительных бесед, сколько совершил чудес, сколько милосердия и благодатной помощи излила Его Божественная любовь на всех страждущих и жаждущих Христовой истины и спасения?

Как ни много обо всем этом рассказано в евангелиях, но все же в них содержится лишь малая часть того, что совершено было Христом (Ин. 21. 25) во время Его жизни на земле. В Евангелиях весьма часто лишь в общих чертах упоминается об этом, как например, в сегодняшнем Евангельском чтении: И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9. 35).

Господь нам Иисус Христос спешил оказывать людям Свою любовь и помощь и творил ее иногда тайно, избегая огласки и злобы врагов своих, завидовавших Ему и искавших повода прекратить и деятельность и самую жизнь Его (Мф. 21. 46).

Сегодня мы слышали Евангельский рассказ о двух чудесах Христа, совершенных Им в тот же день, в который Он исцелил кровоточивую женщину и воскресил дочь Иаира (Мф. 9. 20—25). Первым из этих двух чудес было чудо исцеления слепых.

Когда Иисус Христос, воскресив дочь Иаира, вышел из его дома, за Ним неотступно следовали два слепца, крича: Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов (27 ст.). Но Господь все шел и шел, как бы не обращая на них внимания, пока не вошел в дом, чтобы иметь в нем Свое временное пребывание. Слепцы не оставили Его и здесь: они вошли вслед за Ним и приступили к Нему с той же просьбой о помиловании. Они не говорили: «Исцели нас», или: «возврати нам зрение», нет, они просили о помиловании, просили милости и любви Божией к ним. Они были уверены, что Он, всем помогающий, поможет и им в том, в чем они наиболее нуждались, ибо доселе никто из людей не мог оказать им этой милости и не может оказать и в будущем.

Не видя своими глазами Христа, они уже чувствовали на себе Его божественную любовь и силу и, прося Его о помиловании, все более и более уверялись, что именно Он может избавить их от страшного *недуга. Поэтому Христос и же спешил е их исцелением. А когда пришло время, Он спросил их: веруете ли, что Я смогу это сделать (28 ст.). Они поспешно ответили: Ей, Господи!

«Теперь, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — называют Его уже не сыном Давидовым, но, возвышаясь верою, исповедуют Его Владыкой, Господом».

Вера в возможность исцеления так углубила их веру, так сосредоточила их внимание на Христе, что они сами, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — «участвовали в своем исцелении». Еще ничего не видя, они как бы уже видели глазам своей веры и напряжением зрительных органов своего Спасителя. Прикосновения чудотворящей руки Его к глазам их оказалось достаточным, чтобы они прозрели.

По вере вашей, — сказал им Христос в момент исцеления, — да будет вам (29 ст.). И в тот час открылись глаза их, и они увидели Христа и всю красоту Божьего мира. С необычайной легкостью и быстротой совершил Христос это чудо после подготовки почвы в самих слепцах для этого чуда.

Хотя Спаситель и запретил исцеленным разглашать об их исцелении, но они не смогли удержаться: радость их просилась наружу, и от избытка сердца заговорили уста. Они не смогли молчать «не по ослушанию, но по чувству благодарности», — говорит блаженный Феофилакт.

Братие и сестры! Чудо исцеления слепых показывает нам, как чудотворяща и спасительна вера в помощь Божию. Оно, вместе с тем, показывает, как терпеливо и неотступно надо нам взывать к Богу: Помилуй нас. Не просить избавлений от невзгод и исцелений от наших болезней, ибо Господь Сам знает (потребности наши, а просить словами слепцов и жены-хананеянки: Помилуй нас. Прося у Господа о помиловании, следует верить, это Господь поможет нам.

Надо смиренно научиться распознавать на себе вспомоществующую руку Божию, хотя бы и в самых малых делах и обстоятельствах нашей жизни. И научиться надо благодарить Господа за все, что мы ежедневно и ежечасно получаем от Него: за дарованный день, за успехи в труде, за помощь людям, за дар молитвы, за радость жизни, за солнечный луч, озаряющий землю, за цветочки на земле, за звездочки на небе. За все, за все будем благодарить Господа, как просит нас об этом апостол Павел (Сол. 5. 18).

Господи Иисусе Христе! Просвети мысленные очеса душ наших и не отрини нас от милосердия Твоего, чтобы нам за все благодарить Тебя во вся дни жизни нашей. Аминь.

 


 

2 Поучение в неделю 7‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 9. 32—34)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.104 (0.06 с.)