Об исцелении бесноватого сына 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исцелении бесноватого сына



Если сколько-нибудь можешь веровать,
все возможно верующему
(Мф. 9. 23).

ДУХА НЕ УГАШАЙТЕ

Сегодняшнее евангельское чтение, братие и сестры, посвящено чуду исцеления отрока, одержимого духом нечистым, приведенного ко Иисусу Христу отцом с просьбой о помиловании и исцелении.

Отец так рассказал Спасителю о болезни сына своего. В новолуние он беснуется и тяжко страдает (Мф. 17. 15), падает на землю, испускает пену, скрежещет зубами и цепенеет… Многократно нечистый дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его (Мк. 9. 18. 22). Злой дух насилу отступает от него, измучив его (Лк. 9. 39).

Такими словами отца евангелисты описывают тяжелую болезнь одержимости беснования. Эта болезнь — болезнь души, духа человеческого, подпавшего под власть злого, нечистого духа. Больной теряет свою волю, свой разум и подчиняется злой силе, выполняя все, что она требует. Такой тяжелой ее формой и страдал приведенный ко Христу отрок.

Он был единственный сын у отца и болел с детства. Много перестрадал с ним отец, много скорби и муки перенесло его родительское сердце. Но вот он узнал, что Иисус Христос помогает всем страждущим, исцеляет всякие болезни, изгоняет самых злых и нечистых духов. Взяв с собой больного сына, отец и поим к Нему. Но Спаситель в это время был с тремя учениками на горе Фаворе. Это был день Преображения Господня. Девять остальных учеников оставались внизу, недалеко от горы Фавора. К ним и обратился отец больного отрока за помощью, рассказав им о силе беснования своего сына. Апостолы не смогли исцелить его. Почему же они не смогли сделать это?

Они могли усумниться в своей силе изгнать такого нечистого духа. Они могли думать, что вот-вот сойдет с горы Спаситель: Сам исцелит столь тяжело больного отрока. Вместе с тем, они могли видеть слабость веры отца в возможность исцеления сына.

Он, хотя и просил их об исцелении, но сам колебался, сомневался, что они могут исцелить его сына. О слабости своей веры он и сам потом со слезами признался Христу: верую, — говорит, — Господи, помоги моему неверию (Мк. 9. 24), помоги моему маловерию, моей слабой, недостаточной вере. А без этого нельзя было исцелить его сына. Вот почему Иисус Христос, когда отец пожаловался, что апостолы не могли исцелить сына, — и сказал с упреком ему: род неверный и развращенный!

Христос приказал принести больного сына. И когда привели его, и бесноватый увидел Христа, то дух сотряс отрока, он упал на землю и валялся, испуская пену (Мк. 9. 20). Больной впал в очередной припадок своей страшной болезни. Жутко было смотреть него. Сжалось сердце у всех присутствующих. Не особенно тяжко было смотреть отцу на страдания сына.

Страдая и скорбя, он обратился с мольбой ко Христу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мф. 9. 22).

В словах если что можешь слышится все та же недостаточная, неполная вера, о которой отец приходил и к апостолам, прося их об исцелении. В словах же помоги нам слышится та же горячая родительская любовь, какая слышалась в словах жены хананеянки: помилуй меня (Мф. 15. 22), когда она пришла ко Христу с бесноватой дочерью.

Страдания детей отзываются болью в сердце родителей как собственные страдания. Жалея больного отрока и милосердствуя скорбящему отцу, Спаситель хотел видеть у отца веру твердую, неколеблющуюся, чтобы можно было исцелить его сына. Поэтому говорит ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. Мы уже знаем, что ответил отец. Он сказал: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9. 23—24).

У отца, как видим, была слабая вера. Милосердие Божие восполнило недостаток его веры, коснулось его сердца и расположило к более глубокой вере. Обратившись к больному, Христос запретил духу нечистому, сказав ему: Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи него… И дух, вскрикнув и сотрясши больного, вышел из него (Мк. 9. 25—26). Так закончилось чудо исцеления больного отрока.

После этого Иисус Христос пришел в селение и вошел в дом. Здесь наедине ученики спросили Его: почему мы не могли изгнать злого духа из отрока? Христос ответил им: сей род (демонов) не может выйти иначе, как от молитвы и поста (29 ст.) как самого страждущего, так и исцеляющего. А такой крепкой веры не было как у отца отрока, так и у апостолов, как указал им Сам Христос (Мф. 17. 20).

«Видишь ли, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как апостолам Христос говорит о посте? Пост с верою много придает крепости. Но этого мало. Нужна еще молитва, и она должна предшествовать посту. Кто молится и постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра». Так говорит о значении поста, молитвы и веры вселенский учитель — святитель Иоанн Златоуст.

Объясняя слова Спасителя о посте и молитве, митрополит Филарет московский говорит: «Апостолам пост нужен, нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает: можем ли мы пренебрегать его помощью, когда у нас так часто плоть воюет против духа?» Так увещевает нас о необходимости поста московский святитель.

Всем нам, братие и сестры, нужны и пост и молитва для укрепления своей веры. Всем нам сомневающимся, колеблющимся, всем маловерным надо непрестанно просить Господа: Веруем, Господи, помоги нашему неверию.

Апостолам угрожала опасность утопления от маловерия, и апостол Петр уже погружался в пучину морскую из-за маловерия (Мф. 14. 31), и только крик его, обращенный к Спасителю: Господи, спаси меня, спас его от гибели. Нам указан спасительный путь ко Господу — это вера, пост и молитва.

Сейчас у нас Успенский пост — время самое благоприятное идти этим путем. Господи, помоги нам по бурным волнам житейского моря шествовать к Тебе и соединиться с Тобою на веки. Аминь.

 


 

1 Поучение в неделю 11‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 18. 23—35)

О жестоком взаимодавце

Умилосердился Господин.
И простил весь долг его и отпустил
(Мф. 18. 27)

О МИЛОСЕРДИИ БОЖИЕМ И НАШЕМ ЖЕСТОКОСЕРДИИ

Мы всегда, братие и сестры, живем среди людей, всегда окружены ими — и дома, и на работе, и на улице. Мы постоянно их видим, слышим, воспринимаем, оцениваем, вступаем в разговоры, входим в разного рода отношения. Какие из всех этих отношений наиболее желательны и полезны для нас? Отношения взаимных услуг, взаимного понимания, доверия, расположения и помощи.

Все мы чада Отца Небесного, и всех нас Он любит и всем всегда готов оказать Свое милосердие, но однако не всегда всем в одинаковой степени, а в той мере, в какой мы сами оказываем милосердие и помощь другим.

Любя нас, Господь хочет, чтобы и мы любили Его и своих ближних. И по мере этой нашей любви Он милосердствует и помогает и нам.

Но что значит любить Бога? Это значит не только то, что мы должны веровать в Него и прилепляться к Нему всем своим сердцем, но и то значит, что надо служить Ему в лице всех, кто нуждается в нашей помощи. Любить Бога — значит больного посетить, жаждущего напоить, страждущих утешить (Мф. 25. 35—36), сиротливого согреть своим участием. Иначе сказать: любить Бога — значит всех своих ближних и особенно нуждающихся в помощи взять в свое сердце и жить заботой о них. Поступая так, мы по слову Христа будем служить меньшим братьям Господа, а тем самым служить Ему Самому (Мф. 25. 40).

Живя так, мы будем расширять свое сердце, духовно обогащаться, в Бога богатеть, подражая Господу в Его безграничной любви к людям, в Его милосердии, Его помощи нам, грешным.

О великом милосердии Божием и нашем жестокосердии ярко говорит нам сегодняшняя Евангельская притча. Кратко напомним ее.

Царство Небесное, — говорит Христос, — подобно царю, который захотел сосчитаться со слугами своими (Мф. 18. 23). И вот стали приходить к нему эти слуги, давая каждый отчет, как он исполнил волю господина, как использовал данные ему таланты. Среди этих слуг оказался один, который не только не приумножил данные ему таланты, но и оказался должником десять тысяч талантов (24 ст.).

Этот должник упал в ноги господину и стал просить его: Государь! Потерпи на мне и все тебе заплачу (26 ст.). И умилосердился господин… простил весь долг его и отпустил (27 ст.).

Вот каково, братие и сестры, милосердие Божие! Оно любвеобильнее, чем мы ожидаем, оно щедрее, чем мы просим. Должник просил только потерпеть его, т. е. дать ему время, чтобы выплатить свой долг. Милосердие же Божие сразу же прощает весь огромный долг этого должника и с миром отпускает его, желая тем самым и его самого расположить к милосердию и помощи людям.

И что же он? Выйдя от господина своего, этот должник нашел одного из товарищей своих, который должен был ему всего сто динариев и, схватив, стал душить его говоря: «отдай мне, что должен» (28 ст.). И напрасно просил этот малый должник потерпеть его и дать ему время, чтобы все отдать ему (29 ст.). Но тот не захотел и слушать и посадил его в темницу.

О, жестокое и неблагодарное сердце! Оно забыло о милосердии Божием, только что ему оказанном. Оно не уразумело «часа посещения Божия». Не уразумел прощенный Бегом должник, что долги (грехи) Богу, Он (Бог) простить хочет и может, а жестокость человека к человеку простить не хочет. Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал его на истязание (33—34 ст.). Так и Отец Небесный, — говорит в заключение притчи Христос, поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (35 ст.)

Братие и сестры! Все мы являемся должниками не только у Бога, но и у людей. Ибо все мы осуждаем друг друга, не заботимся друг о друге, мало молимся за ближних. Не прощаем обид, оскорблений, злобствуем, постоянно ссоримся и враждуем. Не горе ли это? Не подлинная ли наша беда от этих грехов наших? Мы забывает об ответственности нашей перед Богом и людьми за свое немилосердное поведение. Господь терпит нас, ожидая просветления ума нашего, смягчения сердца и его милосердия. Сегодняшней притчей Он напоминает нам, что от нашего отделения к людям зависит и отношение к нам Бога: если мы прощаем и помогаем людям, то и Он (Бог) прощает нас, если же не прощаем и не помогаем, то не будет нам ни прощения, ни помощи от Бога.

На нашем пути к Богу всегда стоит человек (тот, с которым мы имеем общение). И если мы к нему доброжелательны и доброхотны, то таким же к нам будет и Господь Бог наш. Так будем же, братие и сестры, внимательны и доброжелательны друг к другу. Будем прощать обиды и прекращать раздоры в самом начале, в самом зародыше их. Будем просить Господа потерпеть нас, смягчить наше сердце, изменить, исправить наши отношения к людям. Боже, долготерпелив и многомилостив буди к нам, грешным. Аминь.

 

 

Поучение в неделю 11‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 18. 28—35)

О жестоком взаимодавце

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами,
если не простит каждый из вас брату прегрешений его
(35 ст.).

О ВЗАИМНОМ ПРОШЕНИИ СОГРЕШЕНИЙ

Господь наш Иисус Христос, желая приблизить учение Свое к пониманию народа, иногда излагал его иносказаниями, сравнениями, притчами.

Так, желая, например, показать, как Слово Божие падает на сердце человеческое и какие приносит плоды, Христос однажды рассказал притчу о Сеятеле.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о злом, жестоком взаимодавце. Эту притчу Иисус Христос рассказал по следующему поводу. Однажды апостол Петр спросил Его: сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? Христос ответил: «до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18. 21—22), т. е. бесчисленное число раз прощать, всегда прощать.

И вот, желая раскрыть эту заповедь о всепрощении Христос и рассказал притчу о безжалостном взаимодавце. Напомним кратко содержание этой притчи.

Царство Небесное, сказал Христос, подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Среди должников оказался задолжавший десять тысяч талантов. Он не имел средств, чтобы заплатить такую огромную сумму. И приказал царь продать его самого, семью его и все, что имел он, и уплатить долг.

Тогда должник, взмолился: Государь, потерпи на мне, и все тебе заплачу. Умилосердился царь: простил ему весь долг и отпустил на свободу.

Казалось бы, что столь явное и щедрое милосердие должно было растрогать должника, смягчить сердце, расположить к собственному милосердию. Но этого не произошло. Напротив, встретив на улице своего мелкого должника, задолжавшего ему всего десять динариев [[Еврейский серебряный талант стоит приблизительно 2400 р., а динарий — 20 копеек.]], он жестоко с ним обошелся. Как ни просил должник потерпеть долг его, он напал на него, стал душить, требуя немедленной уплаты долга. И когда денег у должника не оказалось, то посадил его в темницу. Узнав об этом, царь разгневался, назвал его злым рабом и отдал истязателям, пока не отдаст весь долг.

Так и Отец Мой Небесный, — заключил Иисус Христос притчу, — поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату согрешений его (Мф. 18. 35).

Таково содержание притчи. Иисус Христос рассказал ее, чтобы и слушателей, и нас всех призвать к прощению согрешений друг другу.

Братие и сестры! Все мы должники и пред Богом и друг перед другом. Взаимные долги наши — это взаимные грехи наши: грехи осуждения, оскорбления, грехи зависти, гнева, вражды и прочие. Предаваясь этим грехам, мы меньше всего думаем о взаимном прощении их, о смягчении своего сердца, о примирении друг с другом.

Что нам больше всего мешает это делать?

Мешает самолюбие, гордость наша. Она не позволяет нам правильно, беспристрастно оценивать свои поступки, свое поведение. Не позволяет нам уразуметь свою собственную вину против тех, с кем мы ссоримся, враждуем, ибо мы вызываем их на ответные обиды, оскорбления и тем толкаем на грех, являясь виновниками их греховного состояния.

Братие и сестры! Чтобы предохранить себя от грехов против ближнего, надо не только видеть собственные грехи против него, но знать и другие причины греховных поступков наших ближних. И тогда окажется, что болезнь одного из наших знакомых сделала его раздражительным, невоздержанным, грубым в словах, суждениях. Узнав об этом (этой причине) нам легче будет потерпеть его, не так остро принимать к сердцу его резкие выпады против нас, а там — и пожалеть и посочувствовать ему в болезни его.

Вот мы столкнулись с замкнутостью, недоверчивостью, холодностью другого знакомого. Оказалось, что он переживает семейную драму. Ссоры и раздоры в семье вытеснили мир, добродушие, доброжелательность из его души и привели к необщительности, угрюмости и ожесточению в обращении и с нами. Узнав об этом (семейной драме) нам легче простить его грубость и обиды, чем если бы мы не знали о его семейном несчастии.

Всегда нам, братие и сестры, следует помнить, что все мы виноваты друг пред другом, ибо грешим потому, что очень плохо относимся друг к другу. Будь каждый из нас незлобив, кроток, смиренен, любвеобилен и не нашлось бы человека на земле, который согрешил бы чем-либо против нас. Если же согрешает, значит причина кроется в нас самих, в наших собственных грехах и недостатках.

Нам трудно признаваться в грехах своих даже пред самими собою, пред своей собственной совестью, а еще труднее, из-за гордости нашей, прощать грехи, обиды, оскорблений «должникам», обидчикам нашим. А между тем без такого прощения не будет нам прощения ни от людей, ни от Бога. Если не будете прощать людям согрешений их, — говорит Христос, — то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших (Мф. 6. 15).

Как и когда прощать? Священное Писание говорит нам: Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего (Мф. 18. 15).

Если я и обидчик мой при встрече откроем помышления сердец своих и простим друг друга, то мы вновь приобретем себя взаимно, как брат брата.

Возлюбленные братие и сестры! Читая молитву Господню (Отче наш) и доходя до слов: прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим, (Мф. 6. 12; Лк. 11. 4), мы должны сразу же остановиться и спросить себя: «а простил ли я перед молитвой своих должников (обидчиков)?» Если не простил, то и Господь меня не простит (Мф. 6. 15). Значит, напрасна будет моя молитва. Тщетна будет моя надежда на прощение от Господа. И наоборот, если перед произнесением молитвы Господней от чистого сердца простил обидчиков, то могу преисполниться надеждой, что Господь по Своей милости простит меня.

Без прощения друг друга, без примирения с ближним, без участия в его скорбях, без расположения к нему, не может быть духовного преуспеяния в нашей жизни.

Слово Божие предупреждающе говорит нам, что если мы пошли в храм и по дороге вспомнили, что наш сосед обижен нами, те сначала должны пойти к нему и примириться с ним. И уже тогда отправиться в храм и принести дар свой (молитву свою) пред алтарем Господним.

Для Бога никакие дары и жертвы наши не приемлемы, если они не сопровождаются прощением, милосердием друг другу, Милости хочу, а не жертвы, — так говорит Господь.

Он всех нас любит, долготерпит, милует, прощает согрешения наши, но лишь тогда, когда мы сами прощаем друг друга.

Братие и сестры! Не любя ближнего, не прощая его, не мирясь с ним, мы закрываем путь к нам Господу Богу и тем лишаем себя света, добра, мира, любви, правды и радости, т. е. лишаем себя всего того, ради чего мы созданы и призваны жить на земле. Господи! Избави нас от всех наших напастей, всели в сердце наше дух истины и любви, дух мира и прощения друг друга. Аминь.

 

 

Поучение в неделю 12‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 19. 16—26)

Беседа Христа с богатым юношей
[[На ту же тему поучение имеется и на 30‑ю неделю по Пятидесятнице.]]

Не убивай … (Мф. 19. 18).

О ДОСТОИНСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

В сегодняшнем Евангелии мы слышали, братие и сестры, притчу о богатом юноше.

Один богатый юноша спросил Спасителя: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос ответил ему: Соблюдай заповеди закона Моисеева: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, чти отца и мать, люби ближнего, как самого себя (Мф. 16. 17—19).

Всеми этими шестью заповедями предусматриваются отношения наши к ближним. Ближнего нельзя убивать, обкрадывать, нельзя лжесвидетельствовать на него, т. е.; говорить ложь и неправду о нем. Мужу и жене нельзя прелюбодействовать, т. е. изменять друг и жить (блудить) с кем-то на стороне. О родителях сказано, надо их чтить, почитать, помогать им в старости; и всех людей любить как самого себя.

Почему мы так должны относиться к людям и к членам своей семьи? Почему Господь уделяет этому вопросу в беседе с юношей особое внимание? Это потому, что от того, как мы относимся к людям, зависит и отношение к нам Бога.

Если мы плохо относимся к людям, то и Господь не будет внимать нашим молитвам. Спаситель так прямо и говорит, что если мы не прощаем друг другу согрешений, то и Он не простит нас (Мф. 6. 14—15). Если мы идем в храм помолиться, и не дороге вспомним, что дома, в квартире, остались люди в обиде на нас, то надо возвратиться домой и примириться сначала с ближними, у и тогда уже идти в храм в надежде, что и Господь услышит и простит нас.

Будем помнить, братие и сестры, что на пути нашем к Богу всегда стоит человек, что нельзя забывать его, отмахнуться от него, миновать его, пренебречь им. От того, молимся ли мы за ближних, сочувствуем ли им в беде, прощаем ли обиды и сами и обижаем ли их и хоть сколько-нибудь любим ли и помогаем ли им — от всего этого зависит и отношение Бога к нам, к нашим молитвам и просьбам.

Почему так?

Потому что человек — образ Божий, потому, что он малым чем умален от ангел, потому что мы все братья и сестры во Христе, что у всех нас Один Отец Небесный и одна Мать — Матерь Божия, одна вера, одно крещение, одна Церковь. Потому что за всех нас пролил Господь Свою Кровь; в лице каждого человека мы имеем дело с Самим Христом. Он Сам сказал, что если кто одного из малых не напоит водой — Меня не напоит, не посетит в больнице — Меня не посетит, кого обидит — Меня обидит (Мф. 25. 31—46).

Вот каково значение и достоинство человека! Преподобный Серафим Саровский при встрече в своей пустыне с человеком кланялся ему в ноги и приветствовал словами: «Радость моя», «Христос воскресе», «Сам Господь посетил меня»!

Твердо запомним, что на нашем пути к Богу всегда стоит человек. И от нашего отношения к нему зависит отношение к нам Бога. Вот почему эти шесть заповедей, на которые указал Спаситель в беседе с богатым юношей, являются и для нас заповедями на пути к Богу.

Вскроем смысл хотя бы одной, первой из шести заповедей — не убий.

Убийца не только тот, кто кровь проливает ближнего и лишает сразу его жизни, не только и тот, кто медленно отравляет жизнь другому своей придирчивостью, враждой или ненавистью. Но убийцей может быть и тот, кто скажет только одно слово, но слово оскорбительное, гневное, обидное, унизительное для человека, слово такое, что ближний никак не может забыть его и носит на сердце как кровоточащую рану.

Христос так говорит народу: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата, подлежит суду. Кто скажет брату «рака», т. е. пустой, глупый человек — подлежит синедриону (верховное судилище), а кто скажет сумасшедший, «безумный», т. е. без ума, идиот, осел, дурак, дубина и прочее, тот подлежит геенне огненной (Мф. 5. 21—22.).

Вот как Господь защищает достоинство человека! Всем нам, кто привык направо и налево бросать ругательные слова: дурак, идиот, глупец — следует помнить слова этого Божественного приговора. Так не будем же никогда забывать, что между каждым из нас и Богом стоит человек; и как мы относимся к нему, так и Бог к нам.

Неправы те, кто, придя в храм помолиться, думают: «Я и Бог — больше никого для меня не существует». Напрасны будут их молитвы в храме, если дома они поедом едят ближних, если оскорбляют, унижают, лишают их человеческого достоинства. Господь сегодня напоминает нам о шести заповедях, написанных на скрижалях Моисея. Будем же носить их на скрижалях ваших сердец и всегда помнить: нельзя никого убивать и даже словом, нельзя ни на кого лжесвидетельствовать, нельзя прелюбодействовать и — даже в помыслах. Родителей надо почитать при жизни их, а после их смерти молиться за них.

И только соблюдая эти шесть заповедей, мы можем иметь надежду на милость Божию и на прощение своих согрешений. Господи, смягчи наше сердце и расположи нас любить наших ближних! Аминь.


 

Поучение в неделю 13‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 21. 33—42)

Царство Божие дано народу, приносящему плоды его.

О ЗЛЫХ ВИНОГРАДАРЯХ

Однажды, братие и сестры, Иисус Христос рассказал искушавшим его книжникам и фарисеям следующую притчу о двух сыновьях виноградаря. Отец предложил сыновьям поработать в винограднике. Один сын ответил: не хочу, но после, раскаявшись, пошел и стал работать. Другой сказал: иду, но однако не пошел, обманув отца и не выполнив свою долю работы в винограднике.

Закончив эту притчу, Христос спросил слушателей: который из двух сыновей выполнил волю отца? Они правильно ответили: первый.

Кого же в притче этой следует разуметь под сыновьями, отцом их и виноградником? Христос разъяснил: под первым, раскаявшимся сыном следует разуметь покаявшихся блудниц и мытарей, под вторым — нераскаявшихся книжников и фарисеев, под отцом их — Отца Небесного, а под виноградником — Царство Божие. Истинно говорю вам, сказал Христос книжникам и фарисеям, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие (Мф. 21. 31). Ибо пришел к вам Иоанн Креститель и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему и устремились к нему.

Чтобы сильнее обличить неправоту книжников и фарисеев, их злостное противление воле Божией, Христос рассказал вслед за Цервой вторую притчу — о злых виноградарях, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

И здесь речь идет о домовитом хозяине-виноградаре. Его хозяйство в полном порядке: виноградник посажен, обнесен оградой, сделано точило, построена башня для охраны. Но вот у хозяина явилась нужда отлучиться на долгое время. Чтобы не пострадало хозяйство, он передает его на время отъезда (по закону Моисея на пять лет (Лев. 19. 25) виноградарям с условием, чтобы они по снятию плодов (урожая) передавали ему через слуг его определенную часть этих плодов.

Когда пришло время получить свою долю от собранного урожая, хозяин послал своих слуг к виноградарям, но они схватили их и часть побили камнями, другую часть убили. Также они поступили и с другими слугами, посланными хозяином.

Казалось бы, уже после первых злодеяний, а тем более вторых, следовало бы привлечь виноградарей к ответу. Но хозяин, проявляя к ним долготерпение и великодушие, рассудил иначе: если я, думал он, пошлю к ним сына своего, то постыдится его, раскаются и отдадут плоды ему. Но злодеи тут оказались еще большими злодеями: они убили и сына хозяина, полагая, что теперь будут полными владельцами виноградника. Что сделает с ними хозяин, когда возвратится? — спросил Христос книжников и фарисеев. И они в один голос ответили: злодеев сих предаст смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (41 ст.).

Так ответили они. Так, братие и сестры, ответили бы и мы, если бы Христос спросил и нас. Но кто подразумевается под хозяином виноградника, кто под сыном его, кто под слугами его?

Хозяин виноградника и отец убитого сына — это Отец Небесный. Слуги — это пророки и праведники Божии, из которых многие действительно были убиты (Евр. 11. 36—38). Сын хозяина — это Единородный Сын Божий — Спаситель мира.

Об этом Сыне так сказал Иисус Христос в последних словах притчи, обращенных к книжникам и фарисеям: Неужели вы никогда не читали в Писании: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: Это — от Господа, и есть дивно в очах наших (42 ст.).

И добавил: Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его. Так и произошло. Христианство приняли другие народы, в том числе, в свое время, и народ нашей страны. Мы тоже стали работниками в вертограде Господнем и должны приносить плоды своих трудов хозяину — Господу Богу.

Господь и каждого из нас призывает и говорит: Иди и работай в Моем винограднике, твори там Мою волю: оказывай внимание, заботу, любовь и помощь всем работникам вертограда — как слугам и чадам Отца Небесного. Не досаждай, не твори зла другим, не огорчай их осуждением, неприязнью, злобой и враждой. Помни, что всем вам даны таланты: одному пять, другому два, третьему один, чтобы вы трудились в вертограде Моем по мере этих талантов и сил и приносили Мне плоды своих трудов. Так говорит, так зовет нас всех к труду в Своем вертограде. Слышим ли мы, братие и сестры, этот зов Господа? Откликаемся ли на него? Не говорим ли: «идем», но однако доселе не идем, обманывая себя и Господа своего.

Не так поступали святые и угодники Божии. В жизни преподобию Авраамия Смоленского был такой случай. Епископ Игнатий просил, чтобы он помолился о дожде. «Кто я, грешный, что ты просишь меня? Помолись ты сам». Однако, затворясь в келье, он так помолился, что пошел сильный дождь (Житие). Видите, как у связи: сначала смирение («я — грешный»), а потом послушание, т. е. выполнение воли Божией.

Но почему такими жестокими злодеями оказались те, кому хозяин виноградника на время вручил его? Почему побили камнями и убили слуг, а затем и сына виноградаря? Потому, что они думали только о себе, о своем личном благополучии, о своей выгоде, о том, как захватить и присвоить себе чужое добро. Эти люди потеряли стыд, страх, совесть, честь, чувство долга, забыли закон, суд Божий и Самого Бога.

Что им следовало бы сделать?

Им следовало бы сразу же отдать плоды первым слугам. А если однако они убили их, то следовало бы пред лицом сына хозяина раскаяться и просить прощения, а затем и возвратить ему плоды виноградника. Отец Небесный этого и ждал и все откладывал к откладывал наказание за злодейство.

Братие и сестры! Господь и нас, нерадивых и нераскаянных, все долготерпит и ждет. Ждет нашего покаяния и плодов, достойных этого покаяния (Мф. 3. 8). Так будем же всегда помнить, что мы живем в винограднике Господнем, что мы — слуги Бога и друг друга, что от нас требуется непрерывная забота друг о друге и послушание воле Божией.

Наш виноградник — это квартира наша, это дом, где мы живем, это и то место, где мы ежедневно работаем. Слуги, посылаемые к нам за плодами, это те люди, с которыми мы ежедневно и ежечасно встречаемся и работаем. Плоды, которые мы должны отдавать — это наша забота о них, как братиях и сестрах во Христе наша любовь и помощь им во всем, в чем они нуждаются. Вот ж эту заботу и любовь к людям Господь и испрашивает с нас теперь, в этой земной жизни и строго спросит отчет о ней в будущей, загробной.

Если мы будем иметь в этой временной жизни эти заботы и плоды любви нашей к Богу и ближним, то Он скажет нам при Своем втором, славном и страшном пришествии: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25. 34).

Буди, буди так Господи! Аминь.


Поучение в неделю 14‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 22. 1—14)

Брачный пир у Господа

Много званных, но мало избранных (Мф. 22. 14).

О ЗВАННЫХ НА ВЕЧЕРЮ

В сегодняшнем евангельском чтении, братие и сестры, святая Церковь предлагает для нашего назидания притчу о званных на вечерю. В предыдущее воскресение мы слышали притчу о злых виноградарях. Между этими двумя притчами существует внутренняя смысловая связь.

В притчах о злых, жестоких виноградарях Христос напомнил нам, что Господь вручил нам виноградник, чтобы мы возделывали его и приносили плоды от него Господу Богу и людям. Он указал нам в той притче, что злых, своекорыстных возделывателей этого виноградника, не приносящих плодов хозяину и убивающих слуг его и сына его, он строго наказывает, а приносящих плоды приемлет и награждает. Таков смысл первой притчи — о злых, жестоких виноградарях. Такой же смысл имеет и вторая притча — о званных на вечерю, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении. Вспомним ее содержание.

Царство Небесное подобно человеку — царю, устроившему брачный пир для сына своего и заранее пригласившего гостей на этот пир. Под царем в притче разумеется Отец Небесный, под Сыном Его — Иисус Христос — Спаситель мира, под браком и брачным пиром — Царство Божие. На этот брачный пир веры, на трапезу любви Божией в Чертог Царства Божия и приглашал, звал заранее многих хозяин пира — Господь. Званные отказались от приглашения, они «пренебрегли им» и отказались придти под разными предлогами (полевых работ, торговых дел, семейных обстоятельств) и просили иметь их отреченными, т. е. извинить их за неявку (Лк. 14. 18—20).

Тогда Господь вновь приглашает их, указывая, что нельзя медлить, что все уже готово для приема званных: и телец упитанный заклан, и одежды для гостей и слуги для обслуживания их. И Сам Он ждет их. Но они вновь отказались.

Что же это за люди, так дерзко пренебрегшие любовью Божией и своим собственным духовным питанием в чертоге Господнем? Это все те, кои, желая сохранить душу свою для мирских дел и интересов временной жизни, «губят», теряют ее для будущей, вечной жизни (Мф. 10. 28). Господь приглашал их — они не явились; звали их — они пренебрегли Им. Тогда и Господь отвергся их (Мф. 22. 7).

Но брачный чертог должен быть заполнен. И вот царь посылает слуг своих на распутья глухих улиц, чтобы собрать людей, на пир. И когда они собрались, то облачились в приготовленные для гостей одежды и заняли предназначенные им места на трапезе Господней.

Что это за одежды, которые позволили им (гостям) быть в Чертоге Божием?

Одежды эти — это страх Божий, это внутренняя чистота и кротость, одеяния эти — это праведная, благочестивая жизнь, ризы эти — это правда, мир и радость о Духе Святом.

Среди достойных, облаченных в брачные одежды, оказался один недостойный, не очистившийся, не покаявшийся, сохранивший на себе грязную одежду, одежду греха и порока. И царь, войдя на пир, сразу же заметил его и сказал: Друже! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал (12 ст.).

Смотрите, братие и сестры, грешника Бог назвал другом Своим! Тут бы ему, погрязшему в грехах, и покаяться. Тут бы ему, очистившись покаянием и облачиться в брачные, чистые одеяния. Но нет: он молчал.

Почему, братие и сестры, он молчал? Он молчал потому, что был лишен благодати покаяния. А ее был лишен потому, что вел зазорную, порочную жизнь, никогда не каясь и не облекаясь в одежду христианских добродетелей. Что это за добродетели, которые сами красноречиво свидетельствуют о себе, как брачной одежде на пиру Господнем?

Послушаем ответ апостола. Облекись, — говорит он, — в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… любовь… мир … (Кол. 3. 12—15). Не имея таких добродетелей, такой «благодатной жизни, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — он (попавший на пир грешник) и молчал».

Вслед за этим святой отец, обращаясь ко всем верующим, говорит: «Послушайте жены, послушайте мужья! Вам нужна не дорогая одежда, украшающая ваше тело, но одежда, украшающая душу… Нельзя украшать тело, душу же оставлять в рубище… Хочешь я покажу тебе одетых в подлинно-брачные одежды? Припомни святых, живущих в пустынях, облаченных во власяницы… Если бы ты мог созерцать их внутреннюю красоту, то упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты светлости их одежды и блеска их совести. Можем ли мы сравнить себя с ними»? — спрашивает святой отец и отвечает: «Нет, не можем».

Но, братие и сестры, если мы не можем сравнить себя с ними, то можем и обязаны, по мере своих сил, подражать им. Подражать им в вере и любви к Богу и ближним и в непрестанной молитве, т. е. в непрестанном единении, общении с Богом. Не только в дни Страстной седмицы, но постоянно должны мы молитвенно взывать ко Господу: «Чертог Твой вижу, Спасе Мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в него. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Аминь.

 

 

Поучение в неделю 15‑ю по Пятидесятнице
(Мф. 22. 35—46)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.086 с.)