Апостольский призыв к милосердию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апостольский призыв к милосердию



Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9. 7).

О МИЛОСЕРДИИ

Возлюбленные братие и сестры! в сегодняшнем апостольском вы слышали слова апостола Павла к Коринфянам: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9. 6). Что это значит?

Это значит, что кто сам помогает своим ближним, тот получит помощь от Бога. Святой апостол Павел, научая нас помогать людям в их нуждах, имел в виду, что некоторые, хотя и подают милостыню, но делают это нехотя, как бы с принуждением, не от того сердца, а потому и говорит: (7 ст.).

Как нас эти слова затрагивают? Надо давать посильную помощь всем, кто остро нуждается в ней, и давать добровольно и охотно. Правда, в нашей стране помощь оказывает государство. Закон о пенсиях обеспечивает каждого по его бывшему труду. Все, кто работал, получают в старости обеспечение до своей смерти. Кроме денежной помощи для престарелых людей есть дома, где покоится их старость.

Но все же есть люди, которые нуждаются и в нашей помощи, — это одинокие, не имеющие близких, родных, и тех, кто бы о них позаботился. Заболеет такой человек, — и некому подать ему стакана воды, некому посетить в больнице, некому просто сказать доброе, разумное слово, ободрить, утешить. Есть еще люди, которые нуждаются в нашей помощи и внимании. Если мы захотим, то найдем таких неподалеку от себя.

Когда Господь придет судить нас, Он не спросит, какое мы имеем образование, окончили ли академию, университет, или какое наше общественное и служебное положение. Нет, Он спросит другое: «Я алкал — ты накормил ли Меня? Я жаждал — ты напоил ли Меня? Я был странником — ты приютил ли Меня? Я был наг — ты одел ли Меня?» (Мф. 25. 35—40). Всех нас об этом спросит Господь. Что мы скажем Ему, если сейчас, при жизни мы мало чувствуем скорбь ближнего, мало ему сочувствуем, больше заботимся о собственном благополучии и мало о ком молимся? А вот когда умрем, то заскорбит и затоскует наша душа и ее жизнь загробная до Страшного Суда будет заполнена мукой о том, что так много могли сделать добра на земле и не делали, могли не творить зла, а творили.

Вспомним притчу о богатом и Лазаре. Ведь только после смерти богач вспомнил, что Лазарь лежал у ворот дома его, но он не пожалел тогда несчастного и за это заслужил посмертные мучения.

Вот так и мы, если оглянемся кругом, то увидим своих лазарей, которые нас ждут, ждут нашего участия, любви, заботы помощи. Они, эти наши лазари, смотрят на нас с надеждой, ожидая помощи. Если мы внимательно проследим, что от нас больше ждут эти, какой помощи — материальной, денежной или духовной, то окажется, что больше ждут помощи духовной, ждут сердечного отношения к себе и нашей молитвы.

Иная из вас может сказать: я хотела бы и материально помочь, но ведь я сама бедная, слабая, где уже мне помогать людям! На то апостол Павел отвечает: Бог силен обогатить с всякою благодатью на добрые дела. В наших немощах сила Божия совершается (2 Кор. 12. 9). На добрые дела Господь незримо дает нам помощь Свою, лишь бы сердце наше было расположено к добру. Апостол Павел говорит, что Господь сеет, и Он посеет в сердцах наших зерна милосердия и даст нам силы бороться со своим жестоким, холодным, неотзывчивым сердцем, если мы только сами захотим этого.

Мы слабы, а Бог силен. Мы бедны добром, а Бог богат на всякую щедрость, — говорит тот же апостол. Он силен обогатить нас всякою благодатию (2 Кор. 9. 8), чтобы мы богаты были всякую щедрость (11 ст.). Будем же умолять Его: «Господи, смягчи наше сердце, ущедри Твоей благодатью и подвигни на дела милосердия». Аминь.

 

 


 

Поучение в неделю 19‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 6. 31—36)

О любви к врагам;

Как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и вы поступайте с ними
(Лк. 6. 31).

О ЛЮБВИ ХРИСТИАНСКОЙ

Господа нашего Иисуса Христа, благочестивые слушатели, всегда окружал народ, не желая расставаться с Ним и стремясь удержать

Разъясняя не раз Свое отношение к ветхозаветному закону, Иисус Христос особенно подробно разъяснял это отношение в так называемой «Нагорной беседе», подробно изложенной у евангелиста Матфея (в 5—7 главах) и коротко у евангелиста Луки (6. 20—49).

В Нагорной беседе Он сказал: Не думайте, что Я пришел нарушить закон и пророки… но исполнить. Ни одна йота или ни одна черта не прейдет закона, пока не исполнится все (Мф. 5. 17—19). Только исполняя ветхозаветные заповеди, можно подняться выше, т. е. исполнять и новозаветные, являющиеся дальнейшим развитием и обогащением их и в этом смысле чем-то новым. Это новое создано Спасителем на основе новых отношений Бога к человеку и человека к Богу. Почему эти новые отношения и заповеди и называются новозаветными.

Братие и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении святая Церковь предложила нам учение о любви к ближним из Нагорной беседы Спасителя, как оно изложено у евангелиста Луки. Воспроизведем это учение.

Иисус Христос сказал: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6. 31), ибо в этом закон и пророки (Мф. 7. 12), т. е. в этом вся суть ветхозаветного учения о любви к ближним.

Все мы, конечно, хотим, чтобы люди любили нас, делали нам добро, содействовали нашим благим начинаниям. Но это значит, что и мы должны тем же отвечать им. Если же мы не хотим, чтобы нас злословили, обижали, преследовали, то и мы не должны делать этого другим. Эту ветхозаветную заповедь можно выразить и иначе: чего себе желаешь от людей, то делай и им. И наоборот: сего себе не желаешь, то не делай и другим. А это значит: возлюби ближнего, как самого себя (Мф. 22. 39)… И в этом возлюби говорит апостол, весь закон и заключается (Гал. 5. 14). И если бы люди исполняли этот ветхозаветный закон любви к людям, то не было бы на земле войн, ни распрей, ни обид, ни хищений, ни убийств. Был на земле мир и человецех благоволение.

«В кратких словах ветхозаветной заповеди: "как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними“, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Спаситель показал, что добродетель и кратка, и удобна и всем известна. И что может быть справедливее, как оказывать ближнему то, чего себе желаешь».

Эту заповедь нельзя ограничивать тем, что творить добро только творящим нам добро, ибо, как говорится в сегодняшнем Евангельском чтении, и грешники то же делают (33 ст.), или давать взаймы только тем, от кого мы надеемся получить обратно, что делают и грешники (34 ст.). Грешники любят тех, кто их любит, т. е. любят только при взаимности, равенстве в отношениях: платят любовью за любовь, добром за добро. Ну, а как быть, когда этой взаимности нет, — когда, наоборот, на любовь отвечают неприязнью и враждой, на добро — злом? Тут добродетель (любовь) грешника не выдерживает, обрывается: у него не хватает сил на самоограничение, на любовь к злым и врагам, на любовь, как на подвиг. Не хватает тут сил и у ветхозаветной морали (любви), как таковой, где сказано: люби ближнего и ненавидь врага (Лев. 19. 17—18) и где в силе древний закон: Око за око, зуб за зуб? (Исх. 21. 24). Тут нужно что-то новое и большее.

Это новое и большее и дал Христос Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13. 34). Новизна новозаветного учения о любви, братие и сестры, заключается в том, что она неразрывно связана со всеми искупительными подвигами Господа нашего Иисуса Христа, с Его жертвенной любовью к нам, и с той благодатной силой, которая дается через церковные таинства всем верующим в Него и любящим Его.

И этим благодатным силам нет границ. Вот почему Христос и говорит: но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6. 35—36).

Всю высоту этой новой любви может понять и быть причастный ей лишь тот, кто является членом единого организма, единого Тела — Церкви Христовой, где для всех Один Господь, одна вера, одно крещение, Один Бог и Отец всех… и каждому дана благодать (Еф. 4. 4—7). Здесь нет ни эллинов, ни иудеев, нет разделения на своих и чужих, на близких и дальних, на добрых и не добрых, как кет этого разделения у Господа (Лк. 6. 35). Здесь все призваны и любить и тяготы носить друг друга (Гал. 6. 2) и искать не своей пользы, а пользы другого (1 Кор. 10. 24) и служить человеку, как Самому Господу (Еф. 6. 7).

Мы доселе не знаем, мы доселе не испытали, братие и сестры, жизни в такой любви, нам неведомо счастье, блаженство этой любви, такой любви, когда мы живем уже не сами в себе и для себя, а живем в Боге и в ближнем, т. е. живем двуединой любовью. Такой двуединой любовью горели сердца всех угодников Божиих. Такая двуединая любовь дала силу первохристианской общине выйти за пределы Иерусалима и Палестины и духовно пленять, покорять Христу одну страну за другой.

Будем, братие и сестры, и мы молить Господа озарить наши сердца любовью к Богу и друг ко другу. Будем настойчивы в приращении, в созидании себя самого в любви (Ефес. 4. 16). И тогда Бог мира и любви всегда будет с вами. Аминь.

 

 

Поучение в неделю 20‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 7. 11—16)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.01 с.)