Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16. 19—31) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16. 19—31)



Пусть Лазарь засвидетельствует им,
чтобы и они не пришли в это место мучения
.

САМОЕ БЛИЗКОЕ, САМОЕ ЦЕННОЕ И НЕОТЛОЖНОЕ

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали, братие и сестры, притчу о богатом и Лазаре.

Она говорит нам о том, как надо жить на земле, как необходимо помогать всем нуждающимся в нашей помощи. Она говорит и о том, что в будущей, загробной, жизни мы получим то, что заслужили в этой, земной, жизни и что за гробом нельзя изменить своей участи.

В шестой главе послания к Галатам, из которой сегодня читалось апостольское чтение, апостол Павел говорит: Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет. Делающий добро в свое время и пожнет его (6. 7—9), и заключает: Доколе есть время, будем делать добро всем (10 ст.) и, в первую очередь, тем, кто наиболее нуждается в нашей помощи. Это и будет тот Лазарь, который дается нам для нашего спасения, и об одном из которых и говорит сегодняшнее Евангелие.

Если мы не сумеем увидеть своего «Лазаря», пройдем мимо всего, то этим мы будем рыть еще здесь, на земле, ту пропасть, которая в будущей жизни отделит нас от праведников. Надо делать добро каждый день: за одного помолиться, другого пожалеть сердечно, третьего утешить в горе, четвертому — помочь материально. Надо спешить творить добро, пока не поздно.

Один странник долго искал человека, который объяснил бы ему какое дело самое важное, нужное на земле, какой человек самый необходимый для нас и какое время самое драгоценное, незаменимое. Он, наконец, нашел такого человека. Этот человек сказал ему, что самое нужное дело не то, что завтра будешь делать, а то, что сейчас делаешь. Делай это дело (кухня, уборка и прочее) со всем вниманием, так, как бы делаешь его перед лицом Божиим, так, как бы от него зависит вея твоя жизнь и твое спасение, и как будто это дело является твоим последним делом на земле.

Самым нужным считай человека, с которым сейчас беседуешь или имеешь дело. Будь к нему внимателен, сердечен, участлив, помня, что это твой «Лазарь», посланный для твоего спасения. Человека надо высоко ценить как образ Божий и, находясь с ним в общении, проявлять к нему полное участие, ибо в этом участии твое счастье.

Время самое драгоценное — это настоящее время. Не занимай его пустыми разговорами, пересудами. Неизвестно, доживешь ли до завтрашнего дня. Только настоящее время, только ближайший час, ближайшая минута в твоем распоряжении, и только они могут быть спасительными для тебя.

Надо дорожить каждой минутой своей жизни. Если находишься в храме, сосредоточить себя на молитве, внимательно слушай богослужение, не рассеивайся и не предавайся праздным мыслям. Если находишься на работе, то работай честно, добросовестно. Так поступай везде и всегда.
При всяком деле будь с Господом и твори это дело в славу Божию.

Как мудро все это было сказано нашему страннику. Будем же, братие и сестры, и мы дорожить каждым моментом своей жизни, ибо, утратив его, мы теряем невозвратное, лишаемся спасения. Будем ценить каждое дело, каждый труд и занятие в своей жизни, превращая их в спасительное дело, в послушание Господу. Будем ценить каждого человека так, как бы «Лазаря», посланного для нашего вразумления и спасения.

Да поможет нам Господь наполнять каждую минуту нашей жизни добрыми делами и молитвой и всегда чувствовать себя на послушании у Бога и на служении у человека. Аминь.

 

Рождественский пост

Поучение в неделю 22-26.

Попечение о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14).

О ПОЛЬЗЕ ПОСТА

В числе заповедей Спасителя, братие и сестры, есть строгая заповедь о посте (Мф. 6. 16—18; 17. 21). На основе этой заповеди святая Церковь установила посты: Рождественский, Великий, Апостольский (Петра и Павла), Успенский и каждую среду и пятницу.

Но что греха таить, мы не любим поститься, и чем пост строже, тем наше нерасположение к нему больше. Вот наступает Рождественский пост. У многих ли из нас наступление этого поста вызывает радостный, живой отклик? Не наоборот ли? Не заранее ли мы уже готовим всякого рода отговорки и тайные и явные возражения против поста, как будто пост — наш враг, покушающийся на здоровье и жизнь нашу?

Куда делась наша вера, наша готовность быть на послушании у Господа, наша преданность Его заповедям и духу Его Божественного учения? Мы испытываем испуг, страх, смущение перед постом и пригорюниваемся и жалобимся, не пытаясь даже вникнуть в благодетельную суть поста.

Ведь что такое пост? Пост есть воздержание. Воздержание, уверенность во всем, в чем мы обычно разрешаем себе излишества: в помыслах, в словах, делах и больше всего в том, в чем мы постоянно спотыкаемся и грешим, отчего духовно или телесно страдаем и погибаем. При наступлении поста каждый должен подсказать себе, от каких излишеств он больше всего страдает, чтобы с ними начать в посту бороться.

Пост с этого и должен начаться: с проверки себя, с прямого и решительного вопроса себе самому: как я живу, куда я иду: к Богу или от Бога, возрождаюсь или погибаю, умеряю свой греховные потребности или привычки, или увеличиваю их.

Пост напоминает нам, своенравным и слабовольным, что «не широким, а узким путем» призываемся мы идти, что неизбежна для нас самая суровая, беспощадная и непрерывная борьба с самим собой за обновление и возрождение своей души, за уподобление Богу того образа Божия, который запечатлен в духе каждого из нас.

Так заглянем же, братие и сестры, внутрь самих себя. И вот, кто из нас привык много говорить, судить людей, лукавить, обманывать, празднословить, тот должен начать пост с задержания от излишеств в языке. Пусть все болтливые люди вспомнят, что Христос нам разрешил пользоваться только двумя притом самыми краткими словами: да-да и нет-нет (Мф. 5. 37).

Кто привык легко, по каждому пустяку волноваться, вскипать, раздражаться, гневаться, допускать взрывы вражды, неприязни к своим ближним, тот должен начать пост с борьбы со своей распущенностью и расслаблением своей воли. Пусть каждый из вспыльчивых, нервных людей вспомнит, что лучшее лечение нервных больных и распущенности заключается в самовоздержании, в самообуздании, в создании навыков молчания, терпения, смирения, преданности воле Божией при всех жизненных обстоятельствах (Лк. 21. 19; Мф. 10. 23). Кто привык обильно кушать, переедать, перенасыщаться, увлекаться вкусными кушаньями, быть лакомкой, сладкоежкой, тот призывается начать пост с постных блюд, с умеренного, ограниченного употребления пищи. Пусть чревоугодники ужаснутся от слов, сказанных по их адресу, что богом их является чрево их (Фил. 3. 19). Пусть вспомнят они слова Спасителя: Не заботьтесь для душ ваших, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело — одежды (Мф. 6. 25) и вспомнят, что не единым хлебом жив будет человек (Мф. 4. 4).

Удивительное дело, когда врач предписывает нам диету, то мы соблюдаем ее, т. е. ограничиваем себя в пище. А вот когда Врач Небесный, Господь наш, предписывает нам Свою, заведомо полезную, спасительную диету, то мы всячески уклоняемся от нее.

Братие и сестры! Для чистого — все чисто (Тит. 1. 15), а для нечистого, похотливого, грешного человека все превращается в нечистое, или оскверненное. Хотя человеку и все позволено, но не все ему на пользу, ибо ничто не должно обладать им (1 Кор. 6. 12). Пища всех родов и сортов сама по себе не греховная и позволена человеку, но однако в свое время и при особых условиях. Но никогда не позволены ему излишества, пресыщения, пристрастия и наслаждения ею, какова бы она ни была.

Ведь и в дни поста можно объедаться и наслаждаться вкусно приготовленным винегретом, грибной лапшой, первосортным компотом или вкусным вареньем и печеньем. Это будет уже не пощение, не самоограничение, а грубый самообман: будто пощусь, а на самом деле, объедаюсь, наслаждаюсь. Питаться, кормить свое тело надо, но наслаждаться и увлекаться пищей нельзя, ибо в этом случае попечение о плоти (теле) превращается в похоть (Рим. 13. 14), т. е. в явный грех.

Оскверняет человека не то, что извне входит в него, а то, что из него самого исходит (Мк. 7. 15), т. е. не пища сама по себе оскверняет, а отношение к ней человека, когда она (пища) в избытке принятая, производит в человеке телесные возбуждения, страстные желания, вспыльчивость, гневливость, ссоры и прочее.

Часто слышится возражение против поста среди людей больных или престарелых, физически слабых, отягченных немощами духа и тела. У таких людей телесное истощение и есть их невольный пост телесный. И здесь следует заботиться уже не столько о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения в несении болезней или старческих немощей, усиление трезвенности духа и молитвенности. И тогда улучшение духовного состояния укрепит и физические силы.

Как Господь учит нас творить пост? Он говорит, что когда поститесь, то не будьте унылы (Мф. 6. 16), мрачны, скучны, и не трубите о своем посте, а поститесь тайно (18 ст.), смиренно, скромно, чтобы не превращать добродетель в порок; свое воздержание в пище в средство самопревозношения, противопоставления себя другим, не постящимся.

Иногда слышится вопрос: «А как быть, если я живу в непостящейся семье, а как быть, если я хожу в гости, и сама принимаю в пост гостей, а как быть, если кругом меня никто соседей не поститься»? Если ты живешь в семье непостящейся, и для тебя не могут готовить постный пищи или, когда поднимают ссору и вражду из-за твоего пощения, то, ради мира в семье, пользуйся общим столом и усиль пост духовный.

Если в дни поста ты попадаешь в гости, то кушай, что подано без всякого исследования (1 Кор. 10. 27). Пусть хозяин не от тебя обличится и осудится, а от Самого Бога (Рим. 14. 12). Если ты сама принимаешь гостей, то угощай всем тем, что имеешь, не хвастаясь и не намекая, что постишься. Если постишься и ешь овощи, то не осуждай и не унижай соседей, если они не постятся, ибо всякий поступает по удостоверению ума своего (Рим. 14. 2—5), и сам даст отчет Богу (12).

Приготовляя на кухне пищу или употребляя ее, мы должны учесть обстановку: не соблазняет ли кого, что я приготовляю или вкушаю, скажем, мясо, когда оно не положено. Если, ты сама в пост соблазнилась мясом, то не дерзай соблазнять, вводить во искушение соседа, ибо за него ты ответишь перед Богом больше, чем за себя саму, ибо сказано: горе тому человеку, через которого соблазн приходит… лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18. 6—7).

Видите, братие и сестры, как страшно, как опасно соблазнять людей своим поведением, в том числе и питанием. Поэтому апостол и говорит: лучше не есть мясо, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, соблазняется и изнемогает (Рим. 14. 21). Нет, — продолжает тот же апостол, — лучше не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8. 13). Бог зовет нас к чистоте и святости (1 Сол. 4. 7) и Царство Его — не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14. 17).

Ох, как все мы нуждаемся в этих добродетелях и как горько, что их не имеем! Прислушаемся в заключение к тому, что говорит о посте преподобный Серафим Саровский: «Пост в том, чтобы не есть много, не разбираться между снедями вкусными и невкусными. Пищи употреблять каждый день столько, чтобы тело, укреплялось, было другом и помощником душе в совершении добродетели.

…Постись…, и ангел Господень прилепится к тебе». Пост, братие и сестры, время благоприятное, «светлое и радостное», как говорит преподобный Феодор студит. Не преминем воспользоваться им, чтобы возродиться духом и достойно встретить великий праздник Рождества Христова. Аминь.


 

1 Поучение в неделю 23‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 8. 26—39)

О гадаринском бесноватом
[[На ту же тему о гадаринском бесноватом поучение неделю пятую по Пятидесятнице.]]

Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого (Мф. 6. 13).

ГОСПОДЬ — НАША ЗАЩИТА

Сегодня, благочестивые слушатели, мы слышали Евангельское повествование об исцелении гадаринского бесноватого.

Всегда мы испытываем некоторый страх и ужас при слушании или чтении об этом исцелении. Нас ужасает сила власти бесовской над человеком. Что сделала, во что превратила эта сила человека? Всегда, ночью и днем, в горах и гробах кричал он и бился о камни (Мк. 5. 5).

На нем не было одежды (Лк. 8. 27). Его одичалый вид, его свирепость (Мф. 8. 28), его крики наводили ужас на окрестных жителей. Они многократно (Мк. 5. 4) хотели помочь ему. Но никакие цепи и уды не могли сберечь и укротить припадков ярости и злобы. Бесы лишали его человеческого разума и воли и, целиком овладевши им, сделали жертвой своей жестокости и лютой ненависти. Это был уже не человек, а воплощенный жестокий бес.

И когда появился здесь Христос, то не человек, а именно бес (легион бесов) стал объясняться с Ним. Еще издали, увидев Христа, он стал мучиться (Мк. 5. 7), не словам святителя Иоанна Златоуста, «от одного только присутствия Христова». Подбежав и поклонившись Ему (Мк. 5. 6), стал громко кричать: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего! Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8. 28). Бес мучился и от сознания, что Христос удалит его из человека (28), и, главнее, что Он может отправить его прежде времени (Мф. 8. 29) в бездну адскую (Лк. 8. 13). И вот бес взмолился, чтобы Христос не удалял их из страны той (Мк. 5. 10) и позволил войти в стадо свиное (Лк. 8. 32). Природа бесовской свойственно губить все живое и неудивительно, что, войдя а свиней, они устремили их в море и утопили. Тем самым бесовский легион достиг двух целей: и стадо погубил, и владельцем свиней восстановил против Христа.

Что же Христос? Как Он мог позволить совершиться этому, как мог позволить уничтожить столько (две тысячи) свиней? Он позволил совершиться этому потому, что хотел показать народу, что душа человеческая. т. е. душа бесноватого, стоит неизмеримо дороже свиней, ибо весь мир не стоить ее (Мф. 16. 26), и никакой выкуп, никакие сокровища и стада животных не заменят ее (стоимости). Христос хотел также показать, что бесы давно уничтожили бы весь род человеческий, если бы не было о каждом человеке особого попечения Божия (Мф. 10. 30), как это оказалось и в данной случае.

Чудом исцеления бесноватого Христос хотел показать и «всемогущество Божие», как говорит святитель Иоанн Златоуст.

Христос, наконец, позволил совершиться этому уничтожению свиней и до особым промыслительным целям в отношении самого гадаринского языческого народа, чуждого понятия о Едином Истинном Боге. Этот осуетившийся в мирских заботах народ можно было всколыхнуть, заставить задуматься о Боге, только ужасом и великим страхом его перед каким — либо чудесным событием. Такими событиями и являлось два чуда: исцеление бесноватого и поголовная гибель свиного стада, без всякой видимой причины с крутизны бросившегося в море (озеро).

Об этом двойном потрясении народа и повествует Евангелие, говоря, что народ ужаснулся, увидев человека, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме (Лк. 8. 36) и что объят был великим страхом (37 ст.) в связи с этим и в связи с лишением стада.

Суеверный и невежественный народ ответил на эти чудеса непосредственно и сразу: он решил, не разбираясь в смысле событий, избавиться от их виновника — Христа Чудотворца. И вот он просит Христа удалиться. Не поняв Христа и боясь Его, сам народ был не в силах тут же и тотчас же оценить события по их достоинству, т. е. по их глубокому, духовному смыслу. Нужно было время и нужна была помощь в этом со стороны кого-то другого им близкого и помощь не там, где события разыгрались, а там, где народ постоянно жил и где спокойнее, и благоразумнее мог отнестись к этим событиям.

Но кто же другой и близкий мог оказать ему помощь, как не тот, кто сам был центром обоих событий, кто, получив исцеление от Христа, воспринял и на себе ощутил Его благодатную Божественную силу? Правда, сам он (исцеленный) никак не хотел расставаться ее Христом. Он просил у Христа позволения быть о Ним (Мк. 5. 18). Но Христос сказал ему: Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8. 39) и как помиловал его (Мк. 5. 19).

Таким образом, братие и сестры, на дело духовного просвещения гадаринского народа был поставлен сын этого народа. Тот, кто ранее наводил ужас на свой народ, оставлен был быть его наставником. Кто оглашал окрестности диким криком, оставлен быть его просветителем. Кто головой бился о камни, направлен был стучаться и биться о каменные сердца своего народа. Кто был в узах цепей, призван быть апостолом духовной свободы и раскрепощения духа народа для жизни в Боге. Дивны деда Твоя, Господи! Какая перемена произошла в человеке! Могла ли произойти такая перемена без помощи Божией?

И как убедительна и спасительна должна была быть для гадаринского народа проповедь о Боге этого исцеленного Христом гадаринца, когда он, этот народ, пришел в себя и дал, наконец, отчет себе в смысле происшедших событий.

Братие и сестры! Страшное бедствие несет человеку вражья сила, если она целиком владеет им, как это мы видим на гадаринском бесноватом. Но она вредит человеку и тогда, когда воздействует на него искушениями и соблазнами. Недаром в молитве Господней мы молимся: И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого (Мф. 6. 13). Соблазны и искушения проникают в нам через глаза, уши, обоняние, осязание, через помыслы (воображение) и другими путями. И всегда их стремится усилить лукавый, чтобы отвести, оттянуть нас от Бога. Как часто слышатся жалобы: «помыслы греховные одолевают», «грех владеет иной», «не знаю, как и бороться с охватившими меня непристойными мыслями и соблазнами». В борьбе со всем этим помочь может только Спаситель и Его Крест. При всяких соблазнах, искушениях, сомнениях, наваждениях, расслаблении тела и души, при всякой одержимости злой силой будем молиться: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его», «Силою Честнаго и Животворящего Креста избавь меня, Боже, от искушений и соблазнов вражьей силы». Пред силою Креста и силою имени Божия не может устоять никакая сила. И этой силой наделяет нас Господь, если мы с глубокой верой и любовью молитвенно обращаемся к Нему за помощью.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных! Не введи нам, Отец наш Небесный, во искушение, и избавь от лукавого. Аминь.


 

2 Поучение в неделю 23‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 8. 26—39)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.021 с.)