Об исцелении кровоточивой женщины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исцелении кровоточивой женщины



Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя (Лк. 8. 48).

О СИЛЕ ВЕРЫ

В сегодняшнем Евангельском чтении, братие и сестры, повествуется о двух чудесах, совершенных Иисусом Христом, когда Он шел из страны гадаринской, когда исцелил бесноватого.

Первое чуде — это чудо исцеления кровоточивой женщины, двенадцать лет страдавшей этим недугом. Эта несчастная женщина использовала все человеческие средства в лечении своей болезни, но успеха не имела. Узнав, что Спаситель, благовествуя среди народа, творит чудеса, избавляет людей от всех недугов и болезней, она устремилась к Нему, поверив всей силой исстрадавшейся и во всем разуверившейся души, что Он-то уж наверное поможет ей. И сказала сама себе: если я прикоснусь к одежде Его, то выздоровею (Мф. 8. 21; Мк. 5. 28). Она так и сказала себе, не только потому, что была полна веры во Христа, но и потому еще, что хотела тайно исцелиться, ибо стыдилась открыто перед народом (который теснил Христа) признаться в своей болезни. Веря, что и одежде Чудотворца свойственна чудотворящая сила, она незаметно для людей и Его Самого и прикоснулась к этой одежде. Вышло так, как она верила и надеялась. Сила, исходящая от Христа и Его одежды, действительно исцелила ее.

Узнав об этом через ощущение исходящей от Него силы, Христос захотел засвидетельствовать перед народом причину исцеления кровоточивой, сказав ей: Дерзай дщерь, вера твоя спасла тебя (Лк. 8. 48) — будь здорова от болезни твоей (Мк. 5. 34).

Братие и сестры! Что нас поражает и назидает в этом чуде? Прежде всего поражает отзывчивость Христа на страдания и нужды человека, Его готовность помочь страдающим даже тогда, когда они не просят Его, прибегая лишь к исходящей от Него силе и даже к одеждам Его. Таких случаев при жизни Христа было не мало. В Евангелии об этом так сказано: И куда ни приходил Он, в селение ли, в города ли, в деревни ли — клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его, и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мк. 6. 56).

Как велико милосердие Божие! Где Господь — там Его человеколюбие и помощь. Где, хотя бы самый малый подвиг (прикосновение с верой к одежде Его), — там оправдывается надежда на Его милосердие.

Что еще поражает нас, братие и сестры, в этом чуде исцеления кровоточивой? Поражает целебное действие веры во Христа. У кровоточивой эта вера появилась тогда, когда она изуверилась во всех средствах человеческих, когда она всю надежду и веру в исцеление вместе с жаждой, хотением этого исцеления направила всецело на веру в помощь Божию. Так возникло целебное свойство веры, вызвавшей, через прикосновение к одежде Христа, ответное движение исцеляющей благодати Спасителя. Кровоточивая, исцелившись, сохранила в себе веру в Христа-Чудотворца и впоследствии стала ревностной христианкой и чтится Церковью как святая Вероника (25‑го июля).

Братие и сестры! Когда мы заболеваем, то начинаем обычно метаться и за все хвататься и прежде всего и больше всего за человеческие средства и меньше всего — за благодатные средства (молитву, таинства), мало однако веря тем и другим средствам. И получается так, что если силы организма еще крепи достаточны, то они нас и выручают: они берут перевес в ходе болезни, и мы выздоравливаем. У нас не хватает веры ни в помощь Божию, ни в медицину, несмотря на то, что и медицина оказывает существенную помощь человеку. Для верующего человека медицина — одно из средств Божиих, даруемых на пользу человека. И грешно пренебрегать ею.

Чудо исцеления кровоточивой назидает нас, что если верить в помощь Божию, то надо верить полно и всецело. И тогда эта помощь, несомненно, будет ощутимо оказана.

Господи, веруем мы в Тебя, но слаба наша вера. Помоги нашему маловерию. Умножь в нас веру! (Лк. 17. 5), чтобы и нам при наших немощах и болезнях услышать от Тебя сей блаженный и спасительный глас: По вере вашей будет вам (Мф. 8. 13). Аминь.


 

2 Поучение в неделю 24‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 8. 55.)

О воскрешении дочери Иаира

И возвратился дух ее,
она тотчас встала
(Лк. 8. 55).

О БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА

В сегодняшнем Евангельском чтении, кроме чуда исцеления Христом кровоточивой, излагалось второе чудо: воскрешение дочери Иаира, начальника синагоги.

Юная двенадцатилетняя единственная дочь этого начальника смертельно заболела. Иаир поспешил сообщить Христу об этом, прося Его помощи (Лк. 8. 41—42). Не успел Христос (из-за задержки в пути) придти в дом Иаира, как сообщили Ему и Иаиру, что девица уже умерла. Тогда Христос сказал последнему: Не бойся, только веруй и спасена будет (50 ст.) И отправился в дом его. Здесь Он нашел обычную, в данном случае, картину: многолюдно, плач, рыдание. Горе было так велико и казалось так непоправимо, что когда Христос сказал: Не плачьте, она не умерла, но спит (52), то все горько смеялись над Ним, зная, что она умерла (53 ст.).

Братие и сестры! Кажется, ничего на земле нет страннее и непоправимее смерти. Раз она пришла, то кажется, что все уже кончено, возврата нет: смерть необратима. И вдруг люди слышат: не умерла, но спит (52 ст.).

Для Спасителя смерть — не уничтожение, не гибель человека, а только сон, успение, временное прекращение жизни и то только тела и то только до второго пришествия Христа, когда все тела усопших восстанут нетленными, духовными, небесными, подобные Телу воскресшего Христа (1 Кор. 15. 42—49). Только тело и то временно прекращает существование при смерти человека, но не его дух. Тело умершего «бездыханно» потому, что его оставляет дух, идущий после смерти тела к своему первообразу и источнику — к Духу Божию.

Дух, душа человека — животворящее, разумное, небесное начало в ней; И если он (дух) после смерти сохраняется в теле, то человек жив (Деян. 20. 10). И если после смерти тела дух опять возвращается в него, то оно вновь оживает. Это и случилось с умершей девицей. Когда Христос сказал умершей: девица, встань, — то возвратился дух ее, и она тотчас встала (54—55 ст.).

Братие и сестры! Наше тело живет, пока в нем сохраняется душа, дух наш, который есть образ и подобие Божие, т. е. бессмертная божественная сила в нас; Если развивать жизнь духа, то он одухотворяет и тело наше. Оно изменяется «божественным изменением», — как говорит святитель Григорий Богослов. И тогда будет не страшна нам и смерть наша. Ибо живем ли мы тогда, — как говорит апостол Павел, — с Господом живем, умираем ли — с Господом умираем (Рим. 14. 8—9). И смерть, по словам этого апостола, будет же лишение, а приобретение (Евр. 7. 21), ибо она соединит нас с Господом лицом к лицу.

Такой смертью умирали апостолы, сонм мучеников, бесстрашно шедших на смерть, т. е. на соединение со Христом, ибо все они, горя духом, пламенея сердцем, верой и любовью ко Христу, не боялись умерщвляющих тело, душу же не могущих убити (Мф. 10. 28) Христос сказал Иаиру на пути к его дому: Не бойся, только веруй и спасена будет. Это и нам всем Он сказал: не бойтесь смерти, веруйте в Господа и спасены будете, хотя телом на время и умрете. Дочь Иаира была воскрешена сразу же после смерти. Мы воскрешены телом будем при Втором Пришествии Сына Божия. Поэтому не будем, братие и сестры, и мы бояться смерти.

Будем не угашать дух (1 Сол. 5. 19), а воспламенять верой в пришедшего на землю, ради нас пострадавшего, умершего, воскресшего и нас с Собой воскрешающего Господа. И Он всегда, — при жизни, при смерти нашей и по смерти будет с нами.

Буди, буди, Господи! Аминь.

 


 

1 Поучение в неделю 25‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 10. 25—37)

О милосердном самарянине

Иди, и ты поступай так же (Лк. 10. 37).

ИСКУШАЮЩИЙ ЗАКОННИК
И МИЛОСЕРДСТВУЮЩИЙ САМАРЯНИН

В сегодняшнем Евангельском чтении, братие и сестры, мы слушали повествование о законнике, искушавшем Спасителя, и о милосердном самарянине. Какая разница между этими людьми!

Законник принадлежал к той группе людей (книжников и фарисеев), которые ходили за Христом только за тем, чтобы испытывать и искушать Его своими вопросами в надежде уличить Его в каком либо нарушении ветхозаветного закона и тем ослабить Его влияние на народ и сохранить над народом свой авторитет и свое влияние. Много, много раз, ходя за Ним, задавали Ему свои лукавые вопросы и каждый раз отходили посрамленными (Мф. 9. 2—6; Лк. 11. 53—54).

Однажды они приведи к Нему даже взятую в прелюбодеянии женщину, чтобы в ее зазорном поведении «найти» повод к обвинению Его (Ин. 8. 2—11). Другой раз они искушали Его политическим вопросом: позволительно ли давать подать кесарю? (Мф. 22. 15—22), но, удивленные Его ответом, они «ушли» ни с чем.

На этот раз законник лукаво спрашивал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк. 10. 25). Побуждаемый встречными вопросами Христа, он сам должен был дать ответ на этот вопрос. А когда законник поставил вопрос перед Христом: А кто мой ближний? (29 ст.), то Христос ответил ему рассказом о милосердном самарянине.

Почему о милосердном самарянине, а не о милосердном еврее? По ветхозаветному закону под ближним разумелся только соплеменник, еврей. И по смыслу этого закона каждый еврей должен был оказывать помощь всякому еврею, впавшему в беду. Но что мы видим из рассказа Спасителя? Израненный, еле живой еврей лежит при дороге. Другой еврей и не просто еврей, а священник-еврей, равнодушно проходит мимо, лишь мельком взглянув в его сторону. Третий еврей (тоже служитель скинии), хотя и подошел и посмотрел, но однако также ушел, не найдя в своем сердце ни жалости, ни слова утешения. Жалость нашлась в сердце самарянина-иноплеменника (33 ст.), отдавшего израненному все, что он имел, вплоть до средств на лечение в городе. Христос спросил законника, кто из трех ближний впавшему в беду от рук разбойников?

И когда законник вынужден был назвать самарянина, то Христос призвал его подражать этому человеку: Иди, и ты твори так же, т. е. милосердствуй и соплеменникам и иноплеменникам и по-новому понимай, кого разуметь под ближним [[Еврейский закон, бессильный зажечь сердце жалостью даже к человеку своего племени, не мог удовлетворить Христа в Его стремлении провозгласить новый закон — закон жертвенной любви к Богу и ко всем людям. Вот почему Христос и говорит о немилосердных евреях и милосердном самарянине.]].

Как видим, братие и сестры, самарянин оказался неизмеримо выше евреев: у него нашлось то, чего не было у евреев: доброе, отзывчивое, жалостливое христианское сердце, способное отдать все свое личное, чтобы не только на месте (при дороге) помочь, но и доставить израненного в город и обеспечить своей помощью его дальнейшее лечение. Он видел в ней не иноплеменника, а впавшего в беду человека, которого нельзя не пожалеть и которому нельзя не помочь. Таково веление милосердного человеческого сердца.

К чему нас призывает сегодняшнее Евангельское чтение? Оно призывает нас подражать не законнику в его искусительных намерениях, в его «совопросничестве», в его желании унизить, ужалить Христа, свести на нет Его благовестил о спасении людей через жертвенную христианскую любовь к Богу и ближнему. Нет, оно зовет подражать не этому ненавистнику и врагу Христа, а милосердному самарянину, его подлинной сердечной христианской любви к человеку.

С чего начинается эта любовь? Она начинается с «жалости», с сочувствия, о сострадания, с соболезнования, с сердечного отклика на скорби и невзгоды всякого человека.

Братие и сестры! Осмотревшись вокруг себя, мы сразу найдем кого пожалеть, кому помочь, кого поддержать, о ком помолиться. Вот в соседней квартире лежит забытая всеми больная, беспомощная, парализованная женщина. Она, бедная, ждет, когда мы ее посетим и хоть чем-нибудь поможем. Но сходить к ней раз — это значит лишь начать доброе дело, сделать первый предварительный шаг. За ним должны последовать другие, третьи, четвертые, пока наша забота не приведет в положительным результатам.

Если нам самим завтра некогда будет сходить к страдающей, то уговорим это сделать нашу знакомую, чтобы добро, хоть и другими руками, но продолжалось делаться. Лишь доведя дело милосердия до конца, мы научимся милосердию и будем знать, как нам впредь поступать в подобных случаях.

А подобных случаев вокруг нас — непочатый край. Оглянитесь глазами сердца еще раз и еще раз вокруг себя, и вы увидите их, взыскующих вашей помощи, услышите о них, почувствуете их.

В делах неотложной помощи не следует кивать на Анну или Марию, откладывать на завтра или на послезавтра, охлаждать себя мыслью, что впавшая в беду — чужой и недружелюбный человек. Нет. Все эти оттяжки и отговорки — от лукавого. Помогать надо решительно, неотложно и каждому, даже врагу своему, как того требует Христос (Мф. 5. 44) и милосердное человеческое сердце. Господи, смягчи наше сердце и подвигни на дела милосердия. Аминь.

 

 

2 Поучение в неделю 25‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 10. 25—37)

О милосердном самарянине

И, видев его, милосердова (Лк. 10. 33).

О МИЛОСЕРДИИ К ЛЮДЯМ И ВНИМАНИИ К ВЕЩАМ

Возлюбленные братие и сестры! Сегодня мы слушали Евангельское чтение о милосердном самарянине. Кто из нас не знает эту дивную притчу! Кого из нас не трогала и не трогает эта заботливость иноплеменного самарянина о впавшем в беду еврее! Еврей израненным, ограбленным, полуживым был оставлен на проезжей дороге. Сделав свое жуткое дело, разбойники скрылись. И лежит, истекая кровью и мучась от боли, при дороге этот несчастный человек. Проходит, видя — не видя несчастного, священник. Проходит мимо и левит… а несчастный все лежит, лежит, теряя, быть может, уж и надежду на помощь.

Но вот проходит той дорогой самарянин и проявляет такую любовь, такое попечение и милосердие к несчастному, что Отцы Церкви приравнивают это милосердие самарянина к милосердию Самого Господа и толкуют, что в лице самарянина был Сам Господь, показывающий нам пример милосердия, а в лице священника и левита — ветхий закон с его законническим, формальным холодным отношением к человеку.

В самом деле, возлюбленные братие и сестры, как удивительно поведение самарянина: увидя израненного и страдающего еврея, он прекращает свой путь, сходит с осла, подходит к несчастному и, видя раны его, возливает на них вино и елей — масло (т. е. порции своего путевого питания). Своим состраданием и сердечным участием он ободряет и утешает больного, сажает его на осла, и, отправляясь в путь, идет рядом с ним, поддерживая его.

Смотрите, какая забота! Все здесь предусмотрено, все нужное сделано! От всего своего отрекся самарянин: и от пищи, и от осла, и от времени, лишь бы помочь несчастному. Его забота распростерлась и на будущее: доставив больного в гостиницу, он платит деньги на его содержание и обещает гостинику уплатить по возвращении и ту сумму, что будет издержано сверх оплаченного. Все это участие в судьбе «впавшего в беду», самарянин проявляет молчаливо, скромно, терпеливо, не ожидая никакой награды. Какой высокий и трогательный пример милосердия и сострадательности дан нам в лице милосердного самарянина!

На этом примере мы должны учиться делу христианского милосердия. Что от нас требуется? Прежде всего от нас требуется сострадание ко всякому впавшему в беду, несчастье, болезнь. Будет ли это увечный на улице, при дороге; будет ли это больной, лежащий в соседней комнате; будет ли это страдающий от холода нищий или плачущий от обид ребенок. Все они — наши братья во Христе, за всех их пролита Кровь Христова, все они — неотъемлемая частица нас самих и Тела (Церкви) Христова, и за всех их мы ответим перед Господом. Не жалея себя, отдавая им то, что сейчас имеем (сердце, заботу, молитву), мы тем самым проявим к ним свое сострадание, проявим не на словах, а на деле. И это хорошо начатое доброе дело завершим, доведем до конца.

Как часто наше милосердие бывает мимолетным, проявляется на один миг, выражается в чем-нибудь одном и затем сразу же обрывается. И тем самым доброе дело, не доведенное до конца, не достигает цели, свидетельствуя о нашем нерадении, неумении творить добрые дела по-настоящему.

Благочестивые слушатели! Кругом нас непочатый край дел, требующих нашего участия. Этого участия и внимания требуют не только на каждом шагу люди, но и растения, животные, птицы и разные вещи и предметы. Всякий клочок бумаги, зря валяющийся, всякий замусоренный угол комнаты, долго не мытая посуда, сохнущий цветок в комнате — все это вопиет к нам о порядке, требуют внимания к себе. Около нас нет ничего совсем чужого, к нам не относящегося; Нет того, за что мы не ответили бы пред Богом. И это потому, что все Божие, от Бога нам дарованное — для нашего попечения и для нашей пользы. Все, что встречается на нашем пути и попадает в поле нашего зрения и в наше сердце — все это жаждет нашего участия. Только так должна пониматься наша жизнь в Боге, наша роль и назначение на земле.

Через человека Бог управляет миром. Человеку вручено Богом попечение о мире — духовном и материальном. Так будем же относиться ко всем людям милосердно, как того требует наша любовь к Богу и ближним. Будем внимательны ко всякой вещи и предмету, данному в наше управление и попечение от Бога. И Бог мира, любви и милосердия всегда будет с нами. Аминь.

 

 

3 Поучение в неделю 25‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 10. 25—37)

О милосердном самарянине

Один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех
(Еф. 4. 5—6).

О ПЕРЕГОРОДКАХ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИИ

Сегодняшним Евангельским чтением, благочестивые слушатели, мы призываемся возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душею, всею крепостью, всем разумением и ближнего, как самого себя (Лк. 10. 27). Так полно и совершенно любили и любят Господа святые угодники Божии. У большинства же нас, грешных, нет такой полной и безраздельной любви к Нему. И нет потому, что у нас нет живой, захватывающей все наше существо веры в Господа, без каковой не может быть и животворящей, благодатной, лучезарной любви к Нему.

Но что значит веровать в Бога? Значит всегда чувствовать Его в своем сердце, как Источника своей жизни и во всем доверяться Ему. Веровать — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому всегда, во всем проверять себя: не выйдет ли греха из того, что я сейчас задумала, что захотела сказать или сделать. Не нарушу ли я волю Божию, не перечеркну ли какую-нибудь заповедь Его этим словом или этим задуманным мною делом? Подлинно верующий, верующий не на словах, а на деле — тот, кто творит волю Божию и исполняет Его заповеди.

В Евангельском чтении мы слышали, что Господь дал нам две основных заповеди: о любви к Богу и ближним (Лк. 10. 27). Обратим сегодня, братие и сестры, особое внимание на вторую заповедь — о любви к ближним.

В нашей жизни мы постоянно имеем дело с людьми: и дома, и на улице, и на работе. Дома нас окружают родные, на кухне сталкиваемся с соседями по квартире, на улице — со знакомыми, на работе — с сослуживцами. Если подсчитать, то не так уже много у нас людей, с которыми каждый день встречаемся; еще меньше знакомых и еще меньше — родных. И по подсчету окажется, что постоянное общение мы имеем с очень ограниченным кругом лиц. Остальных мы не знаем, для нас они чужие. О них мало думаем, или совсем не думаем, они не занимают места в нашей душе. Они от нас отделены районами города, улицами переулками, домами.

Даже тех, с которыми мы работаем, с кем знакомы, с кем живем в одном доме и даже подчас своих родных мы не всегда берем в свою душу, в свое сердце, не проявляем глубокого интереса к их внутренней жизни, не всегда сочувствуем им в их скорбях, не помогаем им в их затруднениях, бедах и невзгодах. Мы подчас тяготимся даже самыми близкими родными и стремимся отделиться от них стеной, перегородкой, ширмой и, быть может, ни о чем мы так много и сильно в быту своем не думаем, ничего так не желаем, как то, чтобы иметь отдельную комнату или хотя бы иметь перегородку, отделяющую нас от других. Это наша самая большая мечта. Кровные наши родные для нас подчас как чужие, и мы нередко мечтаем и от них, хотя бы на время, отъединиться. Так далеко заходит внутренняя отчужденность людей, даже родных, единокровных.

Но перегородки и отчужденность существуют только у нас, людей, но не у Бога. Он ничем не отгораживается от нас. Перегородки, которые мы готовы строить и строим друг от друга, до неба не доходят. У Бога нет чужих, как нет забытых, обездоленных, сирых, отверженных. У Него мы все равны, как чада Его, как заблудшие овцы Его.

В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали, как апостол Павел призывает к единению. Он говорит, что у нас один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4. 5, 6). И здесь, в храме, мы тоже едины, здесь тоже нет перегородок. Все мы здесь в Доме Отца Небесного. У всех нам, собравшихся в храме, одна вера в Бога Отца и Сына Его — нашего Спасителя и в благодатную помощь Святого Духа. Все мы молимся одними молитвами, питаемся духовно одним Словом Божиим, наш дух живится одними и теми же песнопениями. Сотни записок заздравных и заупокойных прочитываются для всех. И мы должны молиться и молимся не только за своих близких, но и за всех, чьи имена прочитываются с амвона.

Одними словами и одним сердцем возносим мы в храме свои молитвы и прославляем Бога.

Здесь мы не спрашиваем друг друга, где живем. Здесь мы — единая семья Отца Небесного. Перегородки в храме исчезают. Мы постигаем здесь свое родство в Боге, свою духовную связь друг с другом. Здесь мы не чужие, а братья и сестры во Христе Иисусе.

О, если бы мы, выходя храма, сохраняли эту духовную связь друг с другом, эту близость в Боге! Тогда бы мы не забывали и дома молиться о тех, кто болеет, с кем случилась беда, так как для нас уже не было бы чужих и незнакомых, и болезнь любого человека болью отражалась бы в сердце каждого из нас. И мы уже не смогли бы не помочь ему молитвой, участием, состраданием, добрым словом. Вот такое братское, любовнее, сострадательное отношение к ближнему называется милосердием.

Как надо милосердствовать научает нас и сегодняшнее Евангельское чтение о милосердном самарянине. Все мы хорошо знаем эту притчу. Образ милосердного самарянина живо стоит в нашей памяти, приглашая подражать ему.

Но, может быть, кто-нибудь скажет: я хочу быть милосердным, но у меня ничего не выходит: на сердце жестоко и холодно. Почему это? Это потому, что любви нет к человеку. А ее пет потому, что нет любви к Богу. Сегодня мы в Евангельском чтении слышали слова: Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим (Лк. 10. 27). Значит, начинать надо с любви к Богу. Но мы плохо веруем в Бога, так как живем без Бога в душе, лишь иногда и то мысленно вспоминаем о Ней. А если слаба вера, то слаба и любовь к Нему, а отсюда и к человеку.

Путь к человеку идет только через Бога, через любовь к Нему. Надо сначала полюбить Бога, тогда душа просветится и смягчится, и сердце раскроется для милосердия, для любви и своих ближних.

Господи, укрепи в нас веру и любовь к Тебе, чтобы и люди для нас были не чужими, а близким, родными, были братьями и сестрами в Тебе, Господе нашем Иисусе Христе! Аминь.


О подготовке к празднику Рождества Христова

Поучение в неделю 25—27‑ю по Пятидесятнице

О подготовке к празднику Рождества Христова

В Бога богатеть (Лк. 12. 21).

О ДУХОВНОМ ВОЗРОЖДЕНИИ

Во время Рождественского поста святая Церковь готовит нас, братие и сестры, к достойной встрече великого праздника Рождества Христова. Позволительно спросить, что мы сделали за истекшее время этого поста? Что предлагала и доселе предлагает нам святая Церковь? Она предлагает воздерживаться в пище, воздерживаться в словах, помышлениях, воздерживаться от греха во всех своих делах.

Кушать, конечно, надо, но переедать и наслаждаться пищей нельзя; говорить надо, но только самое необходимое, разумное, полезное.

Судить, осуждать других нельзя, а только себя самих (ибо источник зла в каждом из нас).

Нельзя обманывать, хитрить, лукавить в словах и делах, друг перед другом…

Поститься — значит предаваться молчанию, воздержанию от дурных мыслей, греховных намерений и злых, дурных дед.

Поститься — значит избегать ссоры, вражды с родными и соседями.

Поститься — значит очищать сердца от зля и греха и раскрывать его для добра, для участия в скорбях, страданиях и нуждах ближних.

О, если бы мы, хоть немного, начали работать над собой, над обузданием своих страстей, над искоренением греховных привычек! Тогда бы Господь был ближе к нам. Тогда каждое усилие наше в борьбе с грехом, каждый покаянный вздох, каждый молитвенный вопль вновь и вновь возрождали бы в нашей душе Господа, Его благодатную силу.

Но мы и доселе распинаем грехами Спасителя, и Он то умирает, то вновь и вновь рождается в нашей душе, в зависимости от того, чем полна эта душа наша. Недаром заботливая мать наша — святая Церковь загодя, задолго до Рождества зовет нас к подвигу поста, воздержания, чтобы уже теперь в нашей душе уготовлялось место Вифлеемским яслям для рождения в ней Господа.

Со дня праздника Введения во храм мы слышали дивное песнопение: «Христос рождается, славите!» Он рождается в наших сердцах, когда мы начинаем чувствовать Господа и радостно славим Его. «Христос с небес, срящите». Встречайте в своем сердце Владыку неба и земли — нашего Спасителя. «Христос на земли, возноситеся!» Христос грядет на землю чтобы вновь и вновь родиться в Вифлеемских яслях нашего сердца. Так будем же возноситься своим духом навстречу Ему, будем же уготовлять свое сердце в эти Вифлеемские ясли. «Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие, яко прославися!» Прославим же, прославим грядущего к нам Господа!

Святая Церковь готовит нас к встрече праздника Рождества Христова и своими Евангельскими воскресными чтениями.

Так она назидает нас притчей о милосердном самарянине. Это нам говорит Господь: иди и твори такожде, т. е. иди и оказывай милосердие, чем только можешь, кому можешь, и где в этом нуждами тогда Господь будет с тобой. Он будет принижать участие в этой помощи, в твоем милосердии.

Милосердный самарянин отдал израненному еврею свое вино, масло (елей), осла, т. е. отдал все, что имел. Отдал потому, что того требовало его милосердное, отзывчивое, сострадательнее сердце. Это оно подсказало ему, что и как надо делать, встретив на пути несчастного, измученного человека. Подражать милосердному самарянину и зовет нас Евангельская притча о милосердном самарянине (Лк. 10. 25—37).

Другая притча — о безумном богаче (Лк. 12. 16—21) предостерегает нас от стяжательства. Она зовет нас не подражать безумцу, который, получив хороший урожай, сказал себе: построю житницы, соберу хлеб и скажу: душа, покойся, ешь, пей и веселись … Но Бог сказал ему: Безумный, в сию ночь душу твою возьму от тебя!

Почему Господь назвал этого человека безумным и сразу же готов был наказать его отнятием жизни? Потому, что этот человек заботился только о себе, о своем личном довольстве и веселье. Если бы он сказал: вот у меня хороший урожай, поделюсь им со всеми нуждающимися, чтобы они благодарили Господа, Подателя всех благ. Открою для ближних своих житницы и свое сердце и буду радоваться их радостью о Господе. Тогда Господь сказал бы ему: «Верный раб, войди в радость Господа своего и получи свою награду».

Но ничего этого не произошло. Наоборот: сухой, жестокий самодовольный человек этот думал только о себе. А такие самолюбцы ни Богу, ни людям не нужны, и вот Господь наказал его. Нам же сказал: «не собирайте сокровищ для себя, а в Бога богатейте».

Что значит в Бога богатеть? В Бога богатеть — значит богатеть добродетелями, добрым делами, состраданием ближним, богатеть молитвой, молитвенным подвигом и благодатью Божией, даруемой за все это Господом.

Еще почему надо в Бога богатеть? — Потому что когда мы умрем, то все, что нажил, что всю жизнь собирал и копил, — все оставим здесь, на земле: и одежду, и деньги, и вещи. С нами пойдут к Богу не вещи, а только дела наши, наши поступки, чтобы судить нас на суде Божием. Никогда не следует забывать это.

Господь зовет нас к встрече праздника Рождества Христова и Евангельским чтением об исцелении скорченной женщины. Так будем же, готовясь к встрече праздника Рождества Христова, будем поститься, будем богатеть воздержанием в пище, слове, деле, в помышлении, будем богатеть состраданием к ближнему и молитвенной помощью друг другую Будем духовно возрождаться и прославим грядущего к нам Господа. Аминь.

 

1 Поучение в неделю 26‑ю по Пятидесятнице



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.057 с.)