Об исцелении десяти прокаженных (Лк. 17. 12—19) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Об исцелении десяти прокаженных (Лк. 17. 12—19)



За все благодарите (1 Сол. 5. 19), и всегда благодарите (2 Сол. 2. 13).

О БЛАГОДАРЕНИИ БОГА

Сегодняшнее Евангельское чтение, братие и сестры, посвящено исцелению десяти прокаженных.

Проказа — тяжкая, заразительная болезнь, требующая изоляции от здоровых людей. Среди древних евреев она имела значительное распространение. И только священник, по закону Моисееву, мог определить, выздоровел ли человек от этой болезни и можно ли ему явиться в общество людей и жить с ними.

Поэтому каждый выздоравливающий должен был явиться к священнику. Это и имел в виду Христос, когда на просьбу прокаженных помиловать их (Лк. 7. 18), сказал им: пойдите, покажитесь священникам (14 ст.). Больные пошли и дорогой очистились, т. е. выздоровели от своей болезни. Все они (все 10 человек) просили об этом исцелении у Христа, а вот поблагодарить Его за выздоровление пришел только один. Какую черную неблагодарность проявили неявившиеся и как много от этого потеряли. Получив исцеление от кожной болезни, они не получили главного: не получили исцеления внутреннего, духовного. Ибо только явившемуся и возблагодарившему Христос оказал: вера твоя спасла тебя (19 ст.), т. е. спасла не только от внешней, наружной проказы, но и внутренней болезни — греховности, сделала духовно возрожденным человеком. Если бы и остальные пришли возблагодарить Господа и тем самым вторично подпали бы под воздействие Его благодатной Божественной силы, то еще более оживились бы в них вера, и они также получили бы исцеление и от греховных недугов, т. е. исцелены были бы и духовно.

Братие сестры! Мало мы молимся Богу и еще меньше благодарим Господа. И все это происходит от скудности нашей веры и нашей надежды на Бога, от равнодушия, теплопрохладности и сомнений, лишающих нас благодатной помощи Божией. Мы вспоминаем о Боге лишь тогда, когда тяжелые обстоятельства нашей жизни заставляют нас обращаться к Нему за помощью, просить и молить Его. А когда гроза проходит, когда мы получаем помощь и облегчение, то сразу и Бога забываем, и о благодарении не вспоминаем. В редких случаях благодарим Господа и прославляем благодарственным молебном или своей домашней молитвой. И мы, как и девять неблагодарных исцеленных Господом, много, очень много от этого духовно теряли и теряем.

Благодарить и прославлять Господа надо за все: за дарованную жизнь, за все ее блага, за красоту и мудрость в устройстве Божьего мира, за своих близких, за прошедшую ночь, за наступивший день. Слава Богу за все, за все те условия, в которых мы сейчас живем, так как они могли быть и хуже, ибо по своим грехам мы заслуживаем и более худших условий жизни. Поэтому не будем все только просить и просить Господа, все только требовать и требовать от Него помощи, как будто не мы, а Он является нашим вечным должником. Господь знает наши нужды. Он лишь ждет движения нашего сердца к Нему (Откр. 3. 20), чтобы оказать нам помощь.

Прежде чем просить Бога о чем либо, следует, покаявшись, попросить сначала прощение в грехах своих и простить обидчиков своих. И уж после этого обращаться к Нему за помощью и заступлением. Получив же помощь или облегчение, не забывать благодарить и прославлять Его.

Всякая духовно-живая, любящая и преданная Богу душа только так и живет пред Богом. Во всякой ее молитве слышится и покаяние, и прошение, и благодарение. Все это содержится, например, в молитве мытаря: Боже, милостив буди мне, грешному, или в молитве: Боже, очисти меня, грешного, или «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», или «Благодарю Тебя, Господи, за все, еже воздаде ми». Здесь — в этих молитвах, — и вера, и любовь, и покаяние, и надежда, и прошение, и благодарение, т. е. все, чем благодатно живет, духовно дышит и крепнет всякая утвержденная в Боге душа человеческая.

Спаситель указал нам на необходимость благодарения Бога, когда Сам благодарил Отца Небесного даже прежде, чем получил просимое от Него. Желая воскресить Лазаря, Он сначала возвел очи к небу и сказал: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11. 41). Смотрите, Христос еще не воскресил умершего, а уже благодарит Отца Своего Небесного за это воскрешение.

Братие и сестры! И за малые услуги мы обычно благодарим людей, так как не хотим быть в их глазах плохими и неблагодарными. Но такое благодарение часто бывает или своекорыстно, или неискренне, не чистосердечно. А между тем нам полажено благодарить друг друга доброжелательно, сердечно и искренно.

Научиться такому благодарению людей можно только научившись благодарить Господа. Самая простая и насущная обязанность нашей жизни заключается в том, чтобы всегда и за все благодарить Бога. Утро каждого дня мы обязаны начинать с благодарения Бога за прошедшую ночь и за то, что Он дает нам еще день потрудиться во славу Божию, во благо себе и людям. Нужно поставить себе за правило; перед каждым делом просить благословения Божия, а по завершении его — благодарить Господа.

И особенно следует благодарить Его перед отходом ко сну за истекший день, за все то богоугодное, что удалось совершить в этот день при Его помощи.

Не будем забывать завещания апостола Павла: за все благодарить (1 Сол. 5. 18) и всегда благодарить (1 Сол. 2. 13).

Господи! Не отринь нас от любви Твоей, вложи в сердце наше дар благодарения и прославления Тебя во всякий день и час нашей жизни. Аминь.

 

 

Поучение в неделю 30‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 18. 18—27)

Беседа с начальником о жизни вечной
[[На ту же тему поучение имеется и на 12‑ю неделю по Пятидесятнице.]]

Учитель благий! Что мне делать,
чтобы наследовать жизнь вечную?
(18 ст.).

ПОДРАЖАТЬ ФИЛАРЕТУ МИЛОСТИВОМУ (память - 14 декабря)

В сегодняшнем Евангельском чтении, благочестивые слушатели, святая Церковь предложила нашему назиданию беседу Спасителя с богатым начальником (князем).

Человек этот спросил Христа: Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Христос указал ему на соблюдение заповедей закона Моисеева: не прелюбодействовать, не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать, чтить отца и мать (20 ст.). В ответ на это указание последовала ссылка собеседника на то, что все это сохранил он от юности своей (12 ст.). Тогда Христос сказал ему: Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим… и приходи следуй за Мной (22 ст.). И начальник смутился (Мк. 10. 22) и опечалился. Он был молод (Мф. 19. 20) и ему трудно было расстаться с богатством своим. Не мог он выполнить завета Христа и отошел от Него. Христос же за его добрые намерения полюбил его (Мк. 10. 21). Тогда слушатели спросили Спасителя: кто же может спастись? На это Он ответил: Невозможное человекам возможно Богу (27 ст.). Как же Бог помогает спасаться человеку, в том числе и богатому?

Ответом на это может явиться житие святого Филарета Милостивого. Праведный Филарет жил во второй половине восьмого века в Пафлагонии, в Малой Азии (современной Турции). Происходил он от знатных и благочестивых родителей. Был богат, имел жену и детей. Богатство свое употреблял не для наслаждения жизнью, а для блага ближних. Он любил нищих, убогих, увечных и щедро наделял их своей милостыней, придерживаясь правила: не отказывать никому, кто просит помощи, кто нуждается в милосердии. Но вот наступило испытание в жизни Филарета: вместе с населением области он подвергся нападению и ограблению со стороны соседнего варварского народа.

У праведного Филарета из его прежнего богатого имущества остались только два вола, корова и дом. Но не возроптал, не впал в уныние он, а, подобно праведному Иову, предался воле Божией, не переставая вместе с тем, помогать бедным из того, что у него осталось. Так он отдал одного за другим обоих своих волов, отдал и корову, а чтобы не разлучать с ней теленка, то и теленка. Делился также последним куском хлеба и скудной одеждой. Когда же семья роптала, то он утешал ее, говоря, что у них: «столько сокровищ, что хватит на сто лет жизни».

И, действительно, Господь возвратил угоднику Своему богатство. Его внучка Мария, за красоту лица и чистоту сердца понравилась молодому царю Константину и была выбрана им в супруги. Обогатившийся через это праведный Филарет не изменился в своем богоугождении: он по-прежнему продолжал быть смиренным и милосердным, часто приглашая бедных и голодных за свой трапезный стол. Когда умер он, много было пролито слез на его могиле: рыдали все бедняки, теряя отца-кормильца и благодетеля, отца-утешителя и надежду на будущее.

Братие и сестры! В неделю 26‑ю мы слышали притчу Спасителя о безумном богаче (Лк. 12. 16—21), который, имея богатый урожай, размечтался было о жизни в свое полное личное удовольствие. Мы знаем и другую притчу: о богатом и Лазаре (Лк. 16. 19—31), где изображен богач, который пиршествовал ежедневно и не хотел поделиться от своего стола с нищим Лазарем, лежавшим и струпьях у ворот его дома.

Мы знаем, какая ужасная участь постигла обоих богачей, не желавших никому помочь от своих сокровищ.

Жизнь праведного Филарета являет собой пример того, как следует использовать избытки от своих материальных средств и как следует помогать людям даже при отсутствии этих избытков. Богатство не удалило праведного Филарета от Бога, а, наоборот, помогло утвердиться в Нем, выполнить завет Христа: в Бога богатеть (Лк. 12. 20). Сколько Лазарей прошло через его любящие и милосердные руки! Сколько возгласов благодарения и молитв к Отцу Небесному вознесли эти Лазари, когда уводили со двора этого обедневшего привередника и волов и корову теленком, когда уносили хлеб и одежду, или когда садилась за стол трапезы, уготованный для многих. В сердцах этих обездоленных людей творилось дело Божие: они получали от угодника Божия не только телесную, но и духовную пищу, ибо они видели пример того, как надо по-Божьи жить и в Бога богатеть, даже и тогда, когда не имеешь избытков в материальных средствах.

Братие и сестры! Будем и мы милосердствовать чем можем, а больше всего дарами своего сердца: вниманием и состраданием ко всем страждущим, посещением больных и забытых и молитвой за всех ближних; если наше сердце будет с ними, то Господь будет с нами.

Господи, расположи наши сердца на дела милосердия! Аминь.

 


 

Поучение в неделю 31‑ю по Пятидесятнице
(Лк. 18. 35—43)

Об Иерихонском слепом

Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя (38 ст.).

ПРОСИТЬ, БЛАГОДАРИТЬ И СЛЕДОВАТЬ ЗА ХРИСТОМ

Много городов было на пути Господа нашего Иисуса Христа, когда он ходил по Галилее, Иудее и Самарии, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4. 23). Нередко (особенно на праздники) Он приходил в Иерусалим.

И вот однажды, направляясь в Иерусалим, Он должен был пройти через город Иерихон. Здесь при выходе из этого города Он встретил и исцелил двух слепцов (Мф. 20. 34), а в самом городе явил Свое милосердие начальнику мытарей — Закхею, принеся спасение ему и дому его (Лк. 19. 9).

При входе же в Иерихон Он встретил одного слепца, сидящего при дороге и просящего милостыню у всех мимо идущих, в том числе и у богомольцев, через Иерихон направляющихся в Иерусалим. Сегодняшнее Евангельское чтение, братие и сестры, посвящено исцелению Господом этого слепого.

Иисус Христос входил в этот город в сопровождении народа. Прислушавшись к шуму от движения огромной толпы и узнав, что мимо него проходит Иисус Назарянин, слепой стал кричать: Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня! Почему крича, он назвал Христа не «Иисусом Назарянином», как назвал Его народ, а Иисусом Сыном Давидовым?

Слепые люди, как известно, вдумчивые, самоуглубленные люди. На все известные им события они смотрят внутренними очами, давая им оценку по их существу, по их духовному смыслу. Евангельский слепец, как и некоторые из иудеев, уже знал, что появившийся среди народа Христос есть Тот Сын Давидов, Которого от века всякий еврей чаял (Мф. 22. 42) как Иисуса — Избавителя от всех зол еврейского народа. Поэтому голосом, полным веры во Христа, в Его силу и власть миловать и помогать, он и кричал: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня. Он так много и сильно произносил эту мольбу, что шедшие впереди заставляли его замолчать (39 ст.), но он не внимал им, продолжая так же громко и настойчиво просит Христа о помиловании. Точно также кричали и молили Христа и два слепца, исцеленные Им при выходе из Иерихона (Мф. 20. 30—31).

И Господь помиловал и исцелил как этих последних, так и первого слепца.

«Христос, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — не спросил у спепцов: веруете ли вы? — как обычно поступал с другими, ибо крики их (о помиловании) уже очень ясно показывали их веру». Поэтому, помиловав последних слепцов, Он помиловал и первого. Подозвав его к Себе, Он сказал: прозри, вера твоя спасла тебя (42 ст.).

Что произошло дальше? По прозрении бывший слепец, радостный и просиявший, мог бы отправиться домой, или мог бы отдаться рассказам о случившемся с ним чуде окружавшим его людям и тем отвлечься от Христа. Но, нет. Произошло другое. Открыв глаза и увидев Чудо творца Христа, он не мог оторваться, отойти от Него. В центре (в фокусе) открывшегося перед ним Божьего мира оказался все Тот же Целитель-Христос. И вот вновь огласился воздух, но уже не криками о помиловании, а возгласами прославления (43 ст.) и неразрывно связанного с ним благодарения Христа за исцеление. А когда Господь отправился дальше, прозревший (как и прозревшие раньше) отправился за Ним. Народ, видя все это, воздал хвалу Богу (43 ст.). Так заканчивается евангельское повествование об исцелении иерихонских слепых.

Чем нас, братие и сестры, назидает это повествование? «Господь, — говорит святитель Григорий Двоеслов, — хочет наставить нас этим чудом, чтобы мы просили Его, хотя Сам наперед знает, чего мы будем просить и что даровать нам по-нашему прошение… Он признает за нужное, чтобы мы, прося Его, возбудили свое сердце к молитве».

«Поревнуем же и мы, слепцы, — поучает нас святитель Иоанн Златоуст. Пусть Бог медлит ниспослать нам дары Свои, пусть многие отклоняют нас от молитвенного пути, будем продолжать свою молитву, ибо сим самым умилостивим Бога. Посмотрите на слепцов: ничто не остановило их».

Ничто не остановило их, братие и сестры, потому, что молитву об исцелении они предваряли молитвой о помиловании. Крепкую же мольбу о помиловании они растворили покаянным чувством о своих согрешениях и сознанием своего недостоинства пред Богом. Поэтому-то так долго и сильно они и просили (кричали) о помиловании. Они знали, что если Господь не простит, не помилует их, то не последует и исцеления. И они еще дольше и больше просили бы у Него помилования и милосердия, если бы Он Сам не подозвал их к Себе. И только когда Христос спросил их: чего они хотят от Него, они ответили: Господи, чтобы открылись наши глаза (Мф. 20. 33), чтобы прозреть (Лк. 18. 41). И умилосердившись (Мф. 20. 34), Христос исцелил их.

Так, братие и сестры, и нам надо поступать. Прежде чем про же нашей души коснется помощь Божия, т. е. благодать утешения, облегчения, вспоможения, тогда и тут надо вспомнить иерихонских слепцов. Получив прозрение, они прославили и возблагодарили Бога, а затем и последовали за Спасителем. Так и нам надлежит делать. Прославлять и благодарить Господа следует не только за полученное от Него благодеяния и милосердие, но и всегда и за все, что бы ни случилось с нами.

Апостол Павел так и учит: за все благодарите (1 Сол. 5. 18). Когда мы в своей молитве о чем либо, только и знаем, что просим и просим Господа, то как бы небо желаем приспустить к земле и Бога — к себе, к своим личным, узким нуждам и заботам, т. е. как бы желаем подчинить Бога своей воле. Когда же прославляем и благодарим Господа, то землю устремляем к небу и свою душу — к Господу Богу, к духовному, небесному единению с Ним, с Его благой волей. И тогда мир, покой и радость снисходит в нашу душу. Поэтому всегда, везде и за все будем славословить и благодарить Господа и тем обретать Его в себе, в своем внутреннем чувстве.

Но и это не все. Слепцы не только прославили Господа и обрели Его в себе, но и последовали за Ним.

Братие и сестры! Следовать нам за Христом, значит всегда живо чувствовать Его в своем сердце, чувствовать в себе самом духовную, постоянную связь с Ним, как Источником благодарных сил и всяческого содействия. Следовать за Христом — значит отдать целиком себя Его благой и спасительной воле, значит творить Его заповеди и прежде всего заповедь о любви к Богу и ближним.

Господи! Как это все кажется трудным нам, слабым и немощным. Как тяжел и сложен путь к Твоим Сионским высотам, к горнему Иерусалиму, к небесной светлости и святости Твоей! Как нелегко животвориться молитвой, как трудно взять в свое сердце Тебя, Источника Жизни и силы, а также и всех своих ближних.

Помоги нам, Господи! Открой наши внутренние духовные очи, чтобы в делах и обстояниях нашей жизни видеть Твое участие, Твое милосердие и любовь к нам, грешным, чтобы в людях видеть подлинных сестер и братьев во Христе!

Благослови и помоги нам, Господи! Аминь.

О РОДОСЛОВИИ СПАСИТЕЛЯ

Поучение в неделю перед Рождеством Христовым
(Мф. 1. 1—25)

О родословии Спасителя

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова (Мф. 1. 7).

О РОДОСЛОВНОЙ СПАСИТЕЛЯ, ПРАОТЦАХ И ОТЦАХ

Наступают, братие и сестры, последние дни Рождественского поста. Через неделю мы будем радостно присутствовать на торжественном Рождественском богослужении. Весь пост Святая Церковь} готовила и продолжает готовить нас к встрече Рождества Христова. Многие из вас нашли в себе силы и время за этот пост и попоститься, и поговеть, и исповедоваться, и причаститься, и тем приготовили себя к радостной встрече великого праздника. Но однако, ни для кого из нас не закрыта радость праздника. Ибо даже и за оставшуюся неделю до Рождества Христова можно еще многое сделать: и помолиться, и попоститься, и примириться со своими ближними, и исповедоваться, и причаститься, возродиться духовно.

Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам, братие и сестры, родословие нашего Спасителя по Его человеческой природе, поскольку Он был не только Бог, но и Человек, не только Сын Божий, но и Сын Человеческий. В Евангелии от Матфея, которое читается сегодня, приводится родословие Христа Господа по праведному Иосифу, а в другом месте, в Евангелии от Луки, это родословие ведется по Богоматери, Пречистой, Преблагословенной Деве Марии.

Родословие Девы Марии начинается с Адама, а праведного Иосифа — с Авраама.

Для чего даны эти родословные? Они даны нам для того, чтобы показать, что Христос по Своей человеческой природе имел длинный ряд предков, или родов. Таких родов у евангелиста Матфея указано 42. Значит, Христос имеет глубокий родословный корень в еврейском народе и, следовательно, Он не есть случайное явление в истории. Надо прямо сказать, что вся многовековая ветхозаветная история готовила людей к встрече Его, как своего Мессии, своего Спасителя и Избавителя. Она готовила к этой встрече с первого же человека на земле — с Адама. Ему были даны обетования о пришествии в мир Спасителя. Эти обетования затем были повторены многим ветхозаветным праведникам — праотцам, патриархам и пророкам.

Братие и сестры! Мы слушали в сегодняшнем Евангелии: Авраам роди Исаака, Исаак роди Иакова, Иаков роди Иуду, Иуда — Фареса и т. д. К этим праотцам принадлежит и пророк Давид, из рода которого ожидался Мессия-Христос, и к роду которого принадлежали и праведный Иосиф, и Пресвятая Дева Мария.

Вот и в прошлое воскресенье, в Неделю Праотец, Святая Церковь призывала нас прославить всех этих ветхозаветных праотцев. Кроме патриархов, к этим праотцам относятся и пророки: Илия, Елисей, Исаия, Иезекииль, Даниил, Иеремия и все другие пророки, вплоть до святого Иоанна Крестителя. Много было их — святых праотцев. Они и сами сохраняли в своем сердце веру в грядущего Мессию, и помогали народу еврейскому донести эту веру до времени воплощения Сына Божия. Последний из этих святых людей сам и увидел Христа и, указывая не Него, сказал: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1. 29).

В нынешнее воскресенье, в Неделю святых Отец, Святая Церковь опять чтит ветхозаветных праведников, в особенности тех, кто были прямыми предками Христа по плоти. Святые ветхозаветные праотцы и пророки имели твердую веру в грядущего Христа, и этой верой жили и спасались. А мы сейчас, чада христианской Церкви, живем и спасаемся уже верой в пришедшего, за нас пострадавшего и воскресшего Господа. Мы веруем в то, что Рожденный от Девы Марии Христос действительно есть Спаситель мира, что Он всегда был и есть наша Истина, наша Жизнь и Путь нашего спасения, как Он и Сам оказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14. 6).

Братие и сестры! Начало нашей христианской веры восходит к Рождеству Христову. В Вифлеемских яслях, в пещере, родился Спаситель мира. Здесь зародилась и наша вера в Него. Первыми уверовали в Него вифлеемские пастыри, которых ангелы привели в эту пещеру, возвестив им сначала благостную весть: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2. 14).

Этой же вере в рожденного Христа научила восточных мудрецов — волхвов Вифлеемская звезда («звездою учахуся»), и они так же, как и пастыри вифлеемские пришли и увидели Богомладенца — Христа и поклонились Ему. С тех пор воистину «воссия мирови свет разума». С тех пор свет Христов просвещает, возрождает всех, жаждущих спасения.

Возлюбленные братие и сестры! Смысл праздника Рождества Христова заключается в нашем духовном возрождении. Христос рождается для каждого из нас в каждом из нас. Славьте Его.

Христос с небес — срящите. Встречайте Его.

Христос на земли — устремляйтесь, возноситесь к Нему. Пойте, прославляйте Его.

Считанные дни и часы остались до праздника Рождества Христова. Поспешим же предуготовить Ему Вифлеемские ясли в своем сердце. Как и волхвы, будем готовить Ему свои дары: свою веру, свою любовь, свое упование на Него — великую радость обновленного, возрожденного духа. Аминь.

 

 

Поучение в неделю 32—37 по Пятидесятнице

(Лк. 19. 1—10)

О 3акхее

Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя (Лк. 19. 5).

ПЕРВЫЕ ШАГИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

Наступают, благочестивые слушатели, недели, подготовительные к святой Четыредесятнице, в которые святая Церковь будет подготавливать нас к ней (святой Четыредесятнице) особыми словами, как бы сигналами, располагающими к тому, чтобы мы заранее «вошли в себя», отверзли «двери» нашего сердца, для покаяния и узрели образцы этого покаяния.

В сегодняшнюю неделю, подготовительную к неделе о мытаре и фарисее, святая Церковь предлагает нашему назиданию Евангельское чтение о Закхее. Кто такой Закхей и какое назидание содержит Евангельское повествование о нем?

Закхей по своему служебному положению был начальником, главой мытарей, т. е. сборщиков податей, налогов и недоимков. Народ не любил мытарей за их грубость, жадность, несправедливость при взимании налогов, за обиды и слезы от них. Народ считал их особо грешными, нечистыми, зазорными и избегал всякого общения с ними, осуждая и тех, кто это общение поддерживал.

Среди них однако встречались люди, сознающие, что живут неправильно и тяготились этим, ища выхода из своего кризисного внутреннего состояния. В числе этих мытарей оказался и их начальник в городе Иерихоне — Закхей. Уже давно он слышал о Христе, как о Чудотворце и Учителе обновления и возрождения человека. Эти слухи еще более усилили его сомнение в правильности своего жизненного пути и вселили в него надежду, что Христос может помочь и ему. И вот, узнав, что Христос идет в его родной город, Закхей воспылал желанием увидеть Его, чтобы узнать кто Он (3 ст.) т. е. каков Он и может ли помочь ему. Будучи мал ростом, он при входе Христа в город взбирается на ягодичину, т. е. на масляничное дерево, надеясь получше рассмотреть Его.

Христос, зная тайны сердца Закхея, его потребность в духовном возрождении, проходя мимо, говорит ему: Закхей, сойди скорее, ибо сегодня Мне надлежит быть у тебя в доме (5 ст.).

Закхей поспешил спуститься с дерева и подготовить дом свой к приему необычного Гостя. И когда Христос зашел к нему, он радостно встретил Его. И было чему радоваться: встреча со Христом произвела окончательный и полный переворот в душе Закхея. Евангельское повествование не говорит, о чем была беседа хозяина дома и его Божественного Гостя, но красноречиво говорит о ее результате: Закхей, став (после беседы), сказал Господу: «Господи! Половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (8 ст.).

Думал ли раньше Закхей, что Христос так решительно и властно может перевернуть его душу, изменить его сердце: из жадного и жестокого превратить в милосердного, из обидчика — в щедрого человеколюбца, из презираемого людьми мытаря — в последователя, а впоследствии и служителя Христа. По преданию Закхей впоследствии был учеником апостола Петра и поставлен им епископом Кесарии Палестинской.

Но однако чудо этих необычайных превращений действительно совершились. Оно коснулось не только его самого, но и семьи, и всего его дома, ибо Христос сказал: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама (9 ст.).

Братие и сестры! С чудом обновления и возрождения дома Закхея связано было еще одно обстоятельство, поучительное для нас. Когда Христос вошел в дом Закхея, то все, видящие это, стали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку (7 ст.).

Они осудили Христа за то, что Он зашел к грешному, т. е. недостойному человеку. Они не допускали возможности, что Христос, зайдя к Закхею, может духовно возродить его, и сам Закхей может духовно возродиться. Они не верили ни в Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшего (10 ст.), ни в возможность возрождения грешника (Закхея).

Это двойное неверие — в Бога и человека — и стало на пути их ко Христу. Господь ни к кому из них не зашел, ни на кого из них не обратил Своего нарочитого внимания. Зашел Он к тому, кто уже был близок к вере во Христа и в себе самом имел потребность в возрождении. А если чего в душе Закхея и не хватало, то было восполнено преизобильным милосердием Божиим.

Братие и сестры! Повествование о возрождении Закхея назидает нас вере в милосердие Божие. Как бы глубоко человек не погряз в своих заблуждениях, в своих грехах и пороках, как бы далеко ни ушел от людей и Бога, пути возрождения для него никогда не закрыты. На этих путях он всегда встретит милосердие Божие и помощь в возрождении. И все мы знаем, что в действительности это так и бывает. И все мы понимаем, что Господь всегда нас ждет и зовет. И однако не спешим к Нему.

Закхей научает нас, что следует не ждать, а самим выходить навстречу Господа, неся с собой боль и сокрушение о неправдах своей жизни и потребность духовного обновления. И тогда Господь Сам положит в наше сердце «мысль благу», расположит нас к примирению с ближними и общению с Ним Самим в молитвах, таинствах покаяния и причащения.

Другой мытарь — из притчи о мытаре и фарисее — тоже сам пришел к Господу, пришел в храм помолиться и покаяться — и здесь обрел Господа и вышел из храма оправданным. Блудный сын как ни далеко ушел на страну далече, однако кончил тем, что, одумавшись и раскаявшись, пошел обратно к Отцу Небесному и встретил объятия Отчие.

Так сделаем же и мы, братие и сестры, первый шаг ко Господу. Первый шаг часто бывает трудным, но зато и решающим, ибо в дальнейших шагах будет помощь Божия. Помолимся: Господи, помоги нам! Помоги нашему обновлению и воздержанию в наступающие дни святой Четыредесятницы, нашему единению с Тобой — Господом нашим Иисусом Христом. Аминь.


 

Поучение в неделю 32‑ю по Пятидесятнице

О Закхее (Лк. 19. 1—10)

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (9 ст.).

ЗОВ БОЖИЙ

Наступающая неделя и следующие за ней, благочестивые слушатели, являются неделями, подготовительными к Великому посту.

Они называются неделями о Закхее [[Хотя неделя о Закхее и не входит в постную Триодь, однако ее тоже можно считать подготовительной к Великому посту.]], о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сырная. Подготовительными они называются потому что начинают нас готовить к глубокому покаянию и исправлению в течение Великого поста для достойной встречи светлого праздника Христова Воскресения. Все названные выше недели имеют то общее, что касается вопроса об отношении Бога к кающемуся грешнику и об отношении этого грешника к взыскующему его Богу.

Если человек грешник покаянно обращается к Богу, то Бог милосердно отвечает прощением грехов возрождением к духовной жизни в Боге. Так, когда грешник Закхей по внутренним побуждениям захотел увидеть Иисуса Христа, то Он (Христос) Сам пришел к нему и даровал спасение дому его (Лк. 19. 9). Когда мытарь (из притчи о мытаре и фарисее), движимый сознанием своей греховности и потребностью в очищении, вошел в храм помолиться, то милосердием Божиим был оправдан более, чем фарисей (Лк. 18. 14). Когда блудный сын (из притчи о блудном сыне) с сокрушением сердечным возвратился из страны далекой к отцу, то был встречен им с любовью и всепрощением.

Все три притчи [[Впрочем, Евангельский рассказ о Закхее — не притча, а исторический факт, засвидетельствованный в Евангелии.]], братие и сестры, приводят к выводу, что если человек захочет искать Бога, то он найдет Его. Если решением своей собственной воли и покаянного чувства устремится к Нему, то его встретит милосердие Божие и духовное обновление.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что без нас, без нашего желания и свободного решения Бог не спасет нас. И это потому, что Бог не творит ни над кем насилия, ибо создал человека по образу Своему, т. е. разумным и свободным и не лишает его свободы в выборе пути жизни — в сторону добра или зла, спасения или гибели. Господь желает видеть в каждом из нас не раба и не наемника, а сына, чадо свое любезное, милое, дорогое, влекомое к Богу сыновним чувством, т. е. добровольно, охотно и радостно [[Раб в своих отношениях к Богу руководствуется чувством страха перед Ним и из-за страха наказания выполняет требования закона, но выполняет больше внешне, формально, чем внутренне и духовно. Наемник кладет в основу отношений в Богу — расчет и выгоду: я пощусь — значит заслуживаю награды, оплаты и одобрения. Для раба Бог — строгий Судья и Мздовоздаятель, для наемника — Работодатель, Хозяин виноградника, для сына — Любовь, Правда и Милосердие.

Рабство и наемничество преобладали в Ветхом Завете, сыновство — в Новом.]].

Обратимся, братие и сестры, к Закхею, чтобы проверить все сказанное.

Закхей был начальник мытарей. Мытари наживались за счет сбора чрезмерных налогов с народа, обижая и обманывая его. Богат был и начальник их — Закхей. Но не спокойно было на сердце его. Совесть упрекала его, что он неправедно нажил свое богатство. И вот когда он услыхал, что появился Учитель правды, милосердия и любви к людям, то загорелось сердце Закхея и он возжаждал увидеть Его. И случай представился. Через город Иерихон, где жил Закхей, проходил Иисус Христос (Лк. 19. 1). Закхей, узнав об этом, стал искать возможности поближе узреть, кто же Он такой (3 ст.).

Будучи мал ростом, он забежал вперед и влез на смоковницу. Тем и достиг цели: он и Христос увидели друг друга. Сердцеведец Господь сказал ему, чтобы поспешил домой для встречи Христа (5 ст.). С радостью и поспешно мытарь выполнил это. И вот здесь то и произошло окончательное внутреннее прозрение Закхея. Свет Христовой истины и любви, озарив Закхея, перевернул все внутреннее существо его, из ветхого сделав новый человеком. И он сказал: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (8 ст.). На это Христос ответил: Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он — сын Авраамов (9 ст.). Таков был результат встречи Закхея, искавшего этой встречи, и Христа, пришедшего взыскать и спасти погибшего (10 ст.)

Братие и сестры! Встреча Закхея с Господом и нас побуждает искать встречи со Христом в своем сердце. Мы видели, какие блага принесла эта встреча Закхею. А разве мы по грехам своим лучше Закхея, чтобы не нуждаться во встрече с Господом? И разве Христос, пришедший спасти погибающих, не откликнется на нашу нужду в милосердии Божием?

Вы спросите: а где и как может произойти эта встреча? Достаточно искренне, глубоко, смиренно и покаянно помолиться Спасителю, и благодать Его коснется нашей души. Ибо Он сказал: грядущего ко Мне не изжену вон (Ин. 6. 37), что Он ищет заблудших (Лк. 15. 6), что стоит у двери (сердца) и стучит (Откр. 3. 20). Святые подвижники и сами искали, и нам завещали искать Христа через постоянную внутреннюю молитву: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Самое же благодатное и теснейшее единение со Христом мы получаем при глубоком покаянии и благодатном причащении Святых Христовых Таин.

Господи, Даруй нам решимость достойно приготовить себя к Великому посту, к очищению в таинстве покаяния и единению с Тобой в таинстве святого Причащения. Аминь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.075 с.)