Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Галлюцинации: определение, классификация, клиническое значение. Отличия от иллюзий и психосенсорных расстройств .
Представления, то есть «следы» восприятия, имевшего место в прошлом, в силу патологического процесса обретают свойства текущего, актуального восприятия, а именно – его яркость и «независимость» от субъекта – такова сущность возникновения галлюцинаций (зрительных, слуховых, обонятельных и т.д.). Это единственный симптом из данного раздела, относимый к уровню психотических переживаний. Галлюцинации могут быть истинными (т.е. воспринимаемыми, как реальное физическое явление) или ложными (больной переживает воспринимаемые им образы, как «искусственные», «подделанные», «нереальные»). Различают также простые и сложные галлюцинации (в зависимости от количества вовлечённых в патологический процесс анализаторов), элементарные, сценоподобные, панорамные, императивные, вербальные и пр. – в зависимости от клинических особенностей и содержания болезненных переживаний. «Мнимо-воспринимаемые» больным люди, предметы, явления окружаю-щего мира (или переживаемые им внутри собственного тела) грубо дезориентируют человека и побуждают его к абсолютно непредвиденным поступкам (например, к защите от мнимой угрозы, к агрессии и т.п.), что делает его социально-опасным (психотический уровень нарушений). Галлюцинации — это чувственно яркие представления, доведенные пато-логическим процессом до степени восприятия реальных предметов.
Основными признаками галлюцинаций являются:
n реальный предмет или явление в поле досягаемости анализатора в мо-мент галлюцинаторного переживания отсутствует («мнимое восприятие»); это патология представлений — следов бывших восприятий; n галлюцинация всегда появляется в результате биологического страдания, патологического процесса (традиционно считается формаль-ным признаком психоза). Вызывается не органической деструкцией корко-вого конца анализатора, его рецепторных полей или проводящих путей, а изменением функционального состояния центральной нервной системы; в противном случае должны возникнуть симптомы центрального выпадения функции — гемианопсия, амблиопия, скотома, а не психопатологическая
продукция; n патологический процесс меняет функционирование центральной нервной системы таким образом, что представления приобретают несвойственные им ранее психологические характеристики, которыми в норме определяется восприятие.
Наиболее существенным и клинически важным является разделение гал-люцинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации), критерии разгра-ничения приведены в таблице
Классификация галлюцинаций по анализаторам: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные, висцеральные (интероцептивные), кине-стетические (моторные, проприоцептивные) и их вариант — речедвигательные. Необходимо дифференцировать висцеральные галлюцинации и сенестопа-тии, проекция которых совпадает (внутрь телесного «Я»). Основным критерием при этом является то, что первые всегда предметны (больной называет объект, его качества — размеры, форму, температуру и т. п., местонахождение, выполняемые им действия и т. д. (например, больной жалуется на «синий овальный, холодный, тяжелый, как камень, кусочек стекла с гладкими краями в желудке»), а вторыебеспредметны, так как являются ощущениями (крайне неприятное тягостное «ощущение тяжести, давления, как будто комок из мокрых газет в животе»).
Варианты галлюцинаций по вовлеченности анализаторов в формиро в ание галлюцинаторного образа: Простые — галлюцинаторные образы возникают в одном анализаторе. Сложные — в формировании галлюцинаторных образов участвуют два и более анализатора. Разновидностью таких галлюцинаций являются так называ емые синестетические галлюцинации Майера—Гросса: галлюцинаторные обра-зы в двух или более анализаторах существуют одновременно и связаны общей фабулой. Например, больной «видит» во дворе оживленно беседующих людей и до него доносится их речь. Не следует идентифицировать данные галлюцинации с ассоциированными (связанными), при которых галлюцинаторные образы по-следовательно сменяют друг друга в различных анализаторах в соответствии с логикой развития фабулы. Например, «голос» сообщает о каком-либо событии, которое затем возникает перед глазами больного. Варианты галлюцинаций по содержанию
— С незавершенной предметностью — простейшие (элементарные):зрительные — фотопсии (искры, круги, мушки, шары, линии и т. п.); слуховые: — акоазмы — нечленораздельные звуки (шаги, шорохи, скрипы и т. п.); — фонемы — членораздельные звуки с незавершенной фразовой структурой (слоги, местоимения, оклики и т. п.).
— С завершенной предметностью:
зрительные — целостные и парциальные, моно- и полиопические, черно-белые, одноцветные, цветные, бесцветные и прозрачные; подвижные и неподвижные; сценоподобные, ландшафтные, портретные; зрительные вербальные — «видение» слов, текстов на реальных предметах или в пространстве; аделоморфные — чаще простые, лишенные четкости форм, объемности, яркости, силуэтные; аутоскопические (появление галлюцинаторного образа двойника)
и отрицательные аутоскопические (исчезновение своего отражения в зеркале); по величине — нормальные, лилипутные, гигантские. Например, пациентка со-общает: «У меня на правом плече сидит ангел — он в белых одеждах, с серебри-стыми крыльями». Она периодически гладит его, трется о него лицом, далее рас-сказывает, что три года назад она «стала видеть вокруг своего дома кресты и могилы, а потом появился ангел»;
вербальные (галлюцинаторная фразовая речь): по форме — монологи, диалоги, беседы на родном или иностранном языке; по фабуле — комментирующие, угрожающие, императивные, повествовательные, контрастные, стереотипные; по громкости — тихие, натуральные, громкие, оглушающие; по продолжительности — эпизодические, протекающие наплывами, постоянные; по звучанию — невнятные, ясные, поющие; по принадлежности — знакомые, незнакомые, мужские, женские, детские. Например, пациент «слышит» голос архангела, который рассказывает о устройстве мироздания и предсназначении больного в этом мире, для чего он был рожден на свет. Другой пациент сообщает, что «слы-шит» у себя в голове мужские и женские голоса незнакомых ему людей, «каждый говорит ни о чем, их где-то семнадцать, но иногда их всех перекрывает громкий железный голос, который говорит, что расплата близко». Или пациент расска-зывает: «В голове у меня голос, наверное, женский, который комментирует все мои действия, хвалит, если я сделал что-то хорошее, например, умылся, поста-вил свою чашку на место, называет меня ласковыми словами или ругает, если сделал что-то не так, например, подумал плохо о ком-то»;
тактильные — на коже, под кожей (предметы, насекомые, животные, порошок, паутина и т. п.); температурные — жар, холод; гаптические — ощущение схватывания; гигрические — ощущение влаги. Например, пациентка жалуется, что по ногам у нее «ползают мелкие черные блестящие жучки, похожие на скара-беев»; висцеральные — эндоскопические («видение» своих внутренних органов); галлюцинации трансформации (ощущение изменяемости внутренних органов, их удлинение, перемещение); генитальные (ощущение манипуляций на половых органах — насилие, мастурбация и т. п.); «появление» внутри тела оду-шевленных и неодушевленных предметов.
Например, пациентка жалуется: «Вижу свою матку и маточные трубы, они черного цвета и сморщенные». Другая пациентка утверждает, что чувствует, как «во влагалище проникает предмет, похожий на половой член, но не являю-щийся им».
При определении индивидуального диагноза необходимо выявить признаки утяжеления симптоматики. В патологии чувственного познания оно пред-ставлено последовательностью симптомов: психическая гиперестезия, иллюзии, простейшие или функциональные галлюцинации, истинные галлюцинации с за-вершенной предметностью и, наконец, ложные галлюцинации. Об облегчении симптоматики можно говорить в том случае, если прослеживается обратная ди-намика. Например, у пациента в клинической картине вначале возникли парейдо-лии, когда в игре светотени на потолке ему «виделись машины смерти и орудия пыток», затем возникли функциональные галлюцинации, описанные выше, когда вместе со звуком включенного пылесоса ему слышались голоса, затем ему «стали видеться люди на улице», идущие рядом с ним, пристально смотрящие на него и угрожающие ему расправой, которых бабушка, идущая рядом с ним, «почему-то не замечала», затем «в голове появились голоса, которые то угрожали расправой, то сообщали, что нужно бежать, скрываться, прятаться, иначе убьют».
Галлюцинации встречаются в структуре всех продуктивных психопатологических синдромов (психотических форм, т. е. начиная с IV круга, по систематике По условиям возникновения: - Функциональные галлюцинации — всегда слуховые. Имеют все признакиистинных или ложных, появляются лишь при реальном звуковом раздражите-ле, не смешиваясь, сосуществуют и исчезают вместе с ним. Их следует отличать от иллюзий, для возникновения которых также необходим реальный раздражи-тель. При иллюзиях патологически возникший образ поглощает образ реального предмета (больной слышит вместо…), при функциональных же галлюцинациях патологический образ с реальным не сливается, больной отличает его от галлю-цинаций (слышит вместе с…). Ранее, например, во время шума включенного пыле-соса пациенту «слышались какие-то голоса»; после того, как выключал пылесос, «голоса пропадали», затем, при включении пылесоса, слышались вновь.
Рефлекторные галлюцинации — правильно воспринимаемые реальныеобразы тут же сопровождаются появлением сходного с ними галлюцинаторного. Например, больной открывает дверь ключом и в тот же момент чувствует у себя в области сердца такой же ключ, который тоже поворачивается (примерЭ. Блейлера), или больной слышит реальную фразу — и тут же в голове у него на-чинает звучать идентичная или похожая на нее фраза.
Гипногагические галлюцинации — чаще всего зрительные, но могут быть
и слуховые. Появляются при закрытии глаз, в покое, чаще всего предшествуют засыпанию, проецируются на темный фон. Например, больной говорит, что в по-лудреме, «когда уже почти уснул, в мою комнату вошла бабушка, при этом видел, что на кровати рядом сидит мой друг и что-то мне в этот момент рассказыва-ет». В то время его друг находился в другом месте.
Гипнопомпические галлюцинации — то же самое, но отмечаются в мо-мент пробуждения. Например, больная сообщает, что, проснувшись ночью, слышала плач ребенка, а в другой раз видела стоявшего посередине палаты муж-чину.
Апперцептивные галлюцинации — слуховые или зрительные. Появляют-ся после волевого усилия больного, желающего их испытать. Связаны с пред-шествующим оживлением патологической идеаторной деятельности, в процессе которой возникает желание увидеть или услышать что-либо. Например, пациент представляет картину Джоконды, при этом видит ее очень подробно, в мель-чайших деталях, «во всех переплетениях цвета, постепенно Джоконда начинет видеться в полный рост». Галлюцинации Шарля Бонне — зрительные, реже слуховые. Наблюдаютсяпри повреждении периферического отдела анализатора (слепота, глухота), а так-же в условиях сенсорной депривации или изоляции (заключение в одиночную камеру, иноязычное окружение и т. п.) в поле пораженного или информативно ограниченного анализатора. Например, пациентка, потерявшая зрение вслед-ствие катаракты обеих глаз, сообщает: «вижу людей в белых одеждах, стоящих в палате возле кровати». + Психогенно возникающие: n доминантные — чаще слуховые, реже зрительные. Отмечаются при аффективно насыщенном переживании в момент кульминации. Имеют психологически понятное содержание, связанное с содержанием психотравмы, эмоционально насыщены и исчезают по мере дезактуализации переживаний и уменьшения силы аффекта. Например, женщина, на глазах которой погибает ее ребенок, слышит его голос, как он зовет ее, видит, как он приходит и разговаривает с ней; постепенно, по мере течения времени, стала все реже «слышать» его, он все «реже приходил», пока совсем не покинул ее через два месяца; n эйдетические — чаще слуховые; повторение по типу клише реальных событий, сопровождавших психогенную ситуацию на одном из этапов ее развития ввиде галлюцинаторных переживаний (например, постоянное галлюцинаторное воспроизведение похоронной музыки и рыданий при похоронах); n воображения Дюпре — чаще зрительные, их фабула вытекает из идей и мечтаний, длительно и детально разрабатываемых, представляемых и вынашиваемых в воображении; условия их возникновения: приятность и желательность для пациента, который, как правило, обладает художественным типом высшей нервной деятельности и обостренным воображением (встречается при истерической психопатии). Например, пациентка мечтает, постепенно представляя все более ярко, как она выходит замуж, постепенно начинает отчетливо «видеть себя в свадебном платье, фате, с букетом в руках, под руку с женихом, произносящей слова молитвы в церкви во время венчания»; n индуцированные — чаще зрительные; возникают по типу взаимовнушения (например, актриса, исполняя роль в пьесе, где ее убивают уколом кортика в сердце, чувствует настолько выраженную боль, что теряет сознание) или внушения активно галлюцинирующим больным на фоне эмоционального напряжения, приближающегося порой к экстатическому; у лиц с художествен- ным типом высшей нервной деятельности, нередко при истерических чертах характера; n внушенные — встречаются при алкогольном делирии во время «люцидного окна» (дневного прояснения сознания) и служат основанием для дифференциации незавершенного делирия и выхода из него: симптом Рейхардта — внушенное чтение по чистому листу бумаги, симптом Ашаффен — Бурга — внушенный мнимый разговор по отключенному телефону, симптом Липмана — внушенные зрительные галлюцинации после предварительного десятисекундного надавливания на глазные яблоки, внушенные тактильные галлюцинации — выполнение больным внушенных действий с мнимым предметом (наматывание на палец несуществующей нитки). Таким образом, индуцированные галлюцинации отличаются от внушенных тем, что первые возникают у людей с ясным сознанием, а внушенные — с помраченным. Общее между ними то, что для возникновения обоих видов галлюцинаций необходимо активное внешнее провоцирующее (индуцирующее или внушающее) воздействие. Варианты галлюцинаций по их проекции Экстракампинные — разновидность псевдогаллюцинаций. Проецируются вне поля досягаемости соответствующего анализатора. При этом больные «видят» сзади себя, за стеной, «слышат» за сотни и тысячи километров. Например, пациент «слышит», как соседи, живущие от него через подъезд, разговаривают о нем, обсуждая его и замышляя его ограбить. Гемианоптические — возникают в поле гемианопсии, чаще всего при поражении коркового конца анализатора (опухоль, травма, кистозный арахноидит, сосудистое поражение).
+Классификация: o По сложности: элементарные (фотопсии – в виде пятен, бликов; акоазмы – оклики, неясные шумы), простые (в формировании участвует один анализатор), сложные (участвуют несколько анализоаторов).
o По анализаторам: зрительные, слуховые, тактильные (наличие червей, песка, стекла на теле), вкусовые, обонятельные, висцеральные (+ в виде образа).
o Другие: функциональные (в шуме дождя голоса), доминантные (потеря родственника – голос, запах), гипногогические (в ходе от бодрствования ко сну), гипнопомпические (при
пробуждении).
o По механизму образования: истинные (в окружающее пространство, поступает в мозг при помощи органов чувств, образ воспринимается также реальным, как и другие объекты), псевдо- (в субъективное пространство, минуя анализаторы. Образ не имеет характера реально предмета, чувство сделанности, чаще встречается при эндогенных заболеваниях – шизофрения, с.Кандинского-Клерамбо).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.041 с.) |