Сверхценные Идеи: определение, классификация. Клинические отличия от обсессий и бредовых идей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сверхценные Идеи: определение, классификация. Клинические отличия от обсессий и бредовых идей.



 

Сверхценные идеи — продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностя-ми личности, базирующееся на реальной ситуации и обладающее большим эмо-циональным зарядом. В силу этого оно приобретает не соответствующее ему по степени значимости доминирующее положение во всей духовной жизни челове-ка, определяет его деятельность и приводит к дезадаптации в социальной среде.

 

При дифференциации навязчивых и сверхценных идей следует обращать вни-мание на отношение к ним личности: первые воспринимаются личностью как нечто чуждое, тогда как вторые часто являются составным элементом ее мировоззрения.

 

В силу этого при сверхценных идеях критика отсутствует или носит фор-мальный характер (формальная критика — ситуационное согласие с контрдово-дами при внутреннем убеждении в своей правоте), тогда как при навязчивостях она истинная. Важно учитывать и то, что сверхценная идея выступает побудите-лем узконаправленной деятельности в соответствии со своим содержанием, тог-да как навязчивости являются побудителями в борьбе с ними.

Вотличие от систематизированного бреда сверхценная идея не имеет ложного содержания, в ее основе лежат реальные события и факты. Она кататимно изменяет наблюдательность, память, несколько сужает круг интересов, приводит к избира-тельному подбору впечатлений и фактов, что не сопровождается изменением ядра личности, ее грубой дисгармонией. Систематизированный же бред сочетается с из-менением ядра личности и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. При сверх-ценной идее, в отличие от бреда, возможна временная коррекция поведения извне.

течением времени в ряде случаев сверхценные идеи теряют свою актуальность.

1.Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств своей личности, имеют четыре варианта.

 

Дисморфофобические сверхценные идеи — убежденность больного в том, чтоимеющийся у него косметический или физиологический дефект или недостаток настолько выражен, что приводит к уродливости, делая пациента неприятным

 

в глазах окружающих. На устранение этого недостатка и направлены все жиз-ненные интересы и волевые усилия больного. Например, пациентка в 9–10 лет считала, что у нее слишком большие щели между зубов (что не соответство-вало действительности), поэтому, когда чистила зубы, наносила зубную пасту между зубами, маскируя щели, ждала, пока паста высохнет, и только затем шла

в школу. В школе в течение дня наносила несколько раз повторно зубную пасту, старалась не улыбаться, чтобы никто не видел ее «уродливых зубов». По окон-чании школы на совершенно здоровые зубы (и, со слов матери, красивой формы, без щелей) установила коронки «без щелей», при этом ей пришлось работать на двух работах, чтобы заработать деньги на протезирование зубов. Постоянно в течение дня смотрится в зеркало, проверяя, «не разъехались ли зубы».

Ипохондрические сверхценные идеи характеризуются преувеличением тя-жести имеющегося соматического заболевания. В отличие от больных с ипохон-дрическим бредом систематизированного характера, такие больные не устанав-ливают своего диагноза, не разрабатывают собственных теорий этиопатогенеза страдания и т. п.

Например, пациент с катаральным гастритом считает, что у него «се-рьезные проблемы с ЖКТ», «тщательно следит за своим здоровьем»: постоянно придерживается достаточно строгой диеты (не рекомендованной гастроэнте-рологом), не принимает медикаментов, «чтобы не обострился желудок», выпол-няет зарядку, покупает и выписывает множество книг о здоровом образе жизни и системах оздоровления, изучает их, конспектирует, тратя на это большое количество времени, находит «единомышленников», с которыми посещает клуб «Здоровье», регулярно, чаще рекомендованных сроков, обследуется у гастроэнте-ролога и терапевта.

Сверхценные идеи сексуальной неполноценности проявляются убеждением

в тяжелых медицинских и социальных последствиях незначительных временных или эпизодических неудач в сексуальной сфере (подростковая мастурбация, слу-чайный срыв при интимной близости и т. п.).

Сверхценные идеи самоусовершенствования проявляются преувеличени-ем роли и значимости общеизвестных и спорных взглядов на роль физических упражнений и психологической тренировки для здоровья, формирования лич-ности, ее гармонии, мировоззрения, жизненных установок. Это убеждение ста-новится самоцелью. Для его реализации используются известные системы (куль-туризм, йога и т. п.) или создаются новые.

2. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психологических свойств личности или ее творчества, делятся на три варианта.

 

Сверхценные идеи изобретательства характеризуются преувеличениембольным значимости сделанных им изобретений, рационализаторских предло-жений и т. п., что сочетается со стремлением к их всеобщему признанию.

Сверхценные идеи реформаторства возникают на основе предвзятой, чащевсего дилетантской, ревизии существующих научных, социальных, экономиче-ских, культурных и иных концепций и систем с болезненной убежденностью в необходимости коренных их изменений. Обычно больные взамен ревизуемых предлагают собственные концепции и реформы, осуществление которых стано-вится целью их жизни.

 

Сверхценные идеи талантливости характеризуются убеждением больного

 

в том, что он — особо одаренная личность. В силу этого достижение всеобщего признания становится целью его жизни.

 

3. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социальных факторов,имеют три варианта.

Сверхценные идеи виновности проявляются преувеличением негативнойсоциальной значимости реальных поступков больного. Эротические сверхценные идеи проявляются в том, что обычные знаки внимания, кокетство лиц противо-положного пола и т. п. расцениваются больными как признаки страстной влю-бленности в них и вызывают соответствующие поведенческие реакции. Сюда же относятся сверхценные идеи ревности — убеждения в неверности сексуального партнера, основанные на реальных фактах, не имеющих характера достоверных доказательств. Сверхценные идеи сутяжничества (кверулянтства) определяют-ся тем, что при них возникает убеждение в необходимости борьбы с реальными общеизвестными или малозначимыми недостатками, возводимыми больными в ранг социальной несправедливости. Эта борьба становится целью жизни паци-ентов. В силу своей патологической активности они порой дезорганизуют дея-тельность различных учреждений, загружая их письмами, заявлениями, жало-бами и т. п.

 

 Сверхценные идеи могут встречаться как самостоятельное психопа-тологическое расстройство (малый, «моносимптоматический» син-дром), в форме реакций акцентуированных и психопатических лич-ностей, а также на начальных этапах формирования хронических бредовых синдромов.

+

 

СЦИ – мысли, представления, занимающие значительное место, доминирующие, имеющие эмоциональное значение, возникающие психогенным путем (1 – реальная основа, 2 – теряется критика, 3 – эмоциональность, 4 – социальная дезадаптация) (Вернике). Чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели.

 

Классификация по содержанию:

 

1.Переоценка биологических свойств своей личности (пересмотр):

 

- Дисморфофобические – убежденность в наличии косметического или физического дефекта.

 

- Ипохондрические – преувеличение тяжести реального соматического заболевания.

- Идеи самосовершенствования – увлечение некоторыми методиками оздоровления, физические упражнения.

 

- Идеи сексуальной неполноценности.

 

2.Переоценка психологических свойств:

 

- СЦИ избирательства – преувеличение значимости своего открытия.

 

- СЦИ реформаторства – дилетантские представления о необходимости изменения существующей политики, экономики и пр.

 

- СЦИ талантливости – переоценка собственных возможностей и способностей.

 

- СЦИ малоценности – потеря супруга, ребенка ведет к синдрому жертвы.

13. Ипохондрический синдром: структура, клинические варианты, клиническое и общемедицинское значение.

Ипохондрический синдром — состояние, при котором внимание к своему здоровью становится чрезмерной, утрированной озабоченностью или убежденностью в несуществующем заболевании.

Структура:

Ипохондрическая сверхценная идея

Ипохондрический бред

Сенестопатии

 

+Сенестопатически-ипохондрический синдром

 

Довольно распространенное психопатологическое состояние, обязатель-ным симптомом которого является ипохондрическая сверхценная идея. Данное состояние имеет свою динамику. На начальной стадии происходит становление

и постепенное (реже одномоментное) развитие сенестопатий, обычно сопрово-ждающихся матовой депримированностью. В последующем у одних быстрее, у других медленнее возникает и крепнет монотематическая сверхценная идея ипо-хондрического содержания.

В соответствии с ней больные постоянно настаивают на все новых и новых обследованиях, консультациях, более интенсивном лечении, хотя на этом этапе они еще полностью полагаются на медработников, доверяют их диагностике и лечению.

В последующем может развиться ипохондрический бред — паранойяльный по структуре и монотематический по содержанию. Он сопровождается возник-новением собственных диагностических концепций, зачастую имеющих антина-учное содержание.

С этого момента больные более полагаются на себя, чем на медработников, вступают с ними в полемику, настаивают на обследовании по собственному пла-ну, применяют собственную лечебную тактику и т. п.

Такая динамика сенестопатических расстройств встречается при ипохон-дрическом (паранойяльном) развитии личности. Порой симптоматика под-вергается дальнейшей трансформации с постепенным формированием ипо-хондрического параноидного синдрома. При этом присоединяются бредовые идеи преследования, отравления, физического и гипнотического воздействия, сенестопатии приобретают характер «сделанных» неприятных ощущений — сенестопатических автоматизмов, нередко присоединяются идеаторные и дви-гательные автоматизмы, появляются истинные, а чаще ложные слуховые гал-люцинации. Такая динамика характерна для непрерывно текущей параноидной шизофрении.

 

+

Ипохондрия – состояние человека, проявляющееся в постоянном беспокойстве по поводу возможности заболеть одной или несколькими болезнями, жалобах или озабоченности своим физическим здоровьем, восприятии своих обычных ощущений как ненормальных и неприятных, предположениях, что, кроме основного заболевания, есть какое-то дополнительное. При этом человек может считать, что знает, какое у него «на самом деле» заболевание, но степень его убеждённости обычно раз от раза меняется, и он считает более вероятным то одно заболевание, то другое.

 

Ипохондрические расстройства (синдром Котара) состоят из сочетания депрессии и бреда отрицания. В состав могут входить: бред гибели мира, бред мучительного бессмертия, бред отрицательного величия (бред злого могущества). При психозах позднего возраста. Бред мучительного бессмертия – что больной никогда не умрет, вечно будет жить и мучится. Характерно для тревожно мнительных, стеснительных, и ранимых, психопатологических расстройствах – сенестопатиях, навязчивых состояниях, сверх ценных идей, бредовых.

 

Бредовая ипохондрия - принципиально новое качество в психике больного, меняющая его личность, отношение к окружающему. Ипохондрический бред сочетается с сенестопатиями., галлюцинациями, психическими автоматизмами. Паранояльная ипохондрия – (дисморфомания) интерпретируют реальные или правдоподобные факты: «язык слишком белый, что свидетельствует о тяжелом заболевании». При синдроме психического автоматизма ипохондрические переживания «вызываются» посредством «гипноза, лучей, терапии» (они «нарушают» больным ритм сердечных сокращений).

 

Парафренная ипохондрия - представлена в синдроме Котара - нигилистический ипохондрический бред, на фоне тоскливого аффекта («все в мозге»).

14. Психотический и непсихотический уровень психических расстройств, медицинское и социальное значение.

При непсихотическом уровне аффективных синдромов эмоциональная патология выражена незначительно, сохраняется возможность ситуационного контроля, дополнительные симптомы, как правило, отсутствуют, нет дезорга-низации структуры личности, имеется полное критическое отношение ко всем проявлениям болезни.

Психотический уровень аффективных синдромов характеризуется значи-тельными эмоциональными расстройствами, невозможностью контролировать

поведение, наличием дополнительной симптоматики, неполным осознанием бо-лезни с некритической оценкой ее моментов или полным отсутствием критики.

+ Психотические расстройства (психозы) характеризуются:

1) грубой дезинтеграцией психики - неадекватностью психических реакций и отражательной деятельности процессам, явлениям, событиям, ситуациям; наиболее грубой дезинтеграции психической деятельности соответствует ряд симптомов - так называемые формальные признаки психоза: галлюцинации, бред, однако разделение на психотические и непсихотические уровни в большей степени имеет четкую синдромальную ориентацию - параноидный, онейроидный и иные синдромы;

2) исчезновением критики (некритичностью) - невозможностью осмысления происходящего, реальной ситуации и своего места в ней, прогнозирования особенностей ее развития, в том числе в связи с собственными действиями; больной не осознает свои психические (болезненные) ошибки, наклонности, несоответствия;

3) исчезновением способности произвольно руководить собой, своим действиями, памятью, вниманием, мышлением, поведением исходя из лич ностных реальных потребностей, желаний, мотивов, оценки ситуаций, свое морали, жизненных ценностей, направленности личности; возникает неадек ватная реакция на события, факты, ситуации, предметы, людей, а также н самого себя.

Психотические расстройства включают:

а) позитивные синдромы: психотические варианты маниакальных и депрессивных синдромов III уровня; синдромы IV-VIII уровня (кроме психоорганического синдрома - IX уровень).

б) негативные синдромы: имбецильность и идиотия; синдромы приобретенного психического дефекта с V-VI по X уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.033 с.)