Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аргументативный инструментализмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
vs аргументативный оптимизм. Благорасположенность сторон диалога по отношению друг к другу, равно как сила их стремления к сотрудничеству в нем – все это факторы, желательные в речевом взаимодействии сторон конфликта, но необязательные. Эти факторы не следует отождествлять, потому что сотрудничество в ходе разрешения конфликта может как сопровождаться благорасположенностью сторон друг к другу, так и не сопровождаться ею. Благорасположенность сторон, даже если она имеет место в конкретном случае, особенно не стоит переоценивать в тех случаях, когда речь идет об анализе правил речевого взаимодействия и путей разрешения конфликта. Смешение тех и других ведет к путанице, потому что идеализация этоса и стремления сторон к сотрудничеству в аргументации способна породить оторванные от реалий абстрактные моделиконфликторазрешения, эвристическая ценность которых будет невелика. От этого предостерегают Дж.Вудс и Д.Габбай: «На уровне общих правил, устанавливающих, является ли данный эпизод взаимодействия людей диалогом вообще или диалогом определенного типа, ясно, что стороны вовлечены в решение определенного сорта проблемы координации. Если они неспособны правильным образом производить и координировать свои повторяющиеся и различающиеся друг от друга вклады, они не смогут реализовать ни диалог вообще ни диалог того типа, в который бы соответствовал намерениям каждой из сторон. В этом смысле кооперация – это координация, подразумевающая коллективное выполнение сторонами общих требований. Кооперация также имеет место на уровне специальных правил. Если стороны участвуют в диалоге, нацеленном на разрешение конфликта, они обязаны вести себя таким образом, чтобы их поведение в конечном итоге способствовало достижению поставленных целей. Кооперацию на этих первом и втором уровнях демонстрируют математические структуры, подобные тем, что подробно исследовал Аксельрод.[4] Среди исследователей диалогов широко распространено мнение о том, что существенную роль в проведении диалогов играет и кооперация на некоем третьем уровне. Согласно этому мнению, кооперация означает быть честным, открытым и справедливым во взаимодействии сторон. Многие исследователи истолковывают Грайсовы постулаты[5] именно таким образом… Корректность подобных подходов сама по себе является предметом обсуждения. Мы хотим подчеркнуть, что справедливость, честность и открытость не относятся к правилам кооперации ни в смысле общих правил, ни в смысле специальных правил, за исключением тех случаев, когда целью сторон выступает справедливое, честное и открытое обращение друг с другом» [1, с. 163–164]. «Кооперативные» модели аргументации как способа разрешения конфликтов Дж.Вудс и Д.Габбай считают идеализированными и рискующими ради уточнения коммуникативных и социальных аспектов аргументации, анализируемых в русле стратегических взаимодействий людей, упустить важные особенности взаимодействия людей как интеллектуальных агентов ради познавательных целей, и поэтому подобные модели они иронично и метко назвали «моделью девочки-паиньки».[6] Мишенью для этой критики Дж.Вудса и Д.Габбая послужили так называемые «кооперативные» модели аргументации, исследующие аргументацию как прежде всего коммуникативную совместную деятельность людей, т. е. такую, где коммуникация и взаимодействие являются одновременно и способом решений конкретных жизненных задач агентов, и одной из ее стратегических целей. Подобные модели и подходы неявным образом принимают два спорных и связанных между собой допущения о характере аргументации. Одним из них является так называемый «аргументативный оптимизм», согласно которому разрешение конфликта при помощи аргументации и диалога является безусловно положительной целью, к которой следует стремиться всякому рациональному агенту [3, с. 73]. Сторонники этой идеи – а их немало среди исследователей аргументации – ошибочно полагают, что аргументативный спор, если он был успешен, всегда улучшает жизненные позиции сторон, и даже если спор не удался, то его участники остаются на своих изначальных позициях без каких-либо ухудшений. И удачное и неудачное разрешение аргументативного спора способно в равной мере как улучшить, так и ухудшить личную или социальную ситуацию его участника, потому что участие в аргументации люди редко рассматривают как самоцель, но чаще всего как средство для решения какой-либо жизненной задачи. Это подтверждает идею, которую мы здесь хотим подчеркнуть – вступление в аргументацию является стратегическим решением по использованию ее как средства для достижения конкретной цели, например для разрешения конфликта. Вместе с тем неверно отождествлять стратегический характер решения о вступлении в аргументацию ради разрешения конфликта с приписыванием стратегического характера самой аргументации как деятельности или конфликту как формы социального взаимодействия, – в этом заключается второе сомнительное допущение «аргументативного оптимизма». В результате такого отождествления получается, что аргументация, как и всякая другая стратегическая коммуникативная деятельность, включая конфликт, с одной стороны, подразумевает некоторое сотрудничество сторон, что справедливо. С другой стороны, она трактуется чересчур широко как основанная на принципе кооперации Г.Грайса, постулаты которого истолковываются тем самым не только в духе правил стратегического взаимодействия вообще, но и как правила самой аргументации. Побочным и весьма спорным результатом такого подхода выступает отчетливая тенденция к абсолютизации постулатов принципа кооперации Г.Грайса в этическом ключе. Мы отказываемся от «аргументативного оптимизма» в пользу «аргументативного инструментализма» и считаем аргументацию познавательной деятельностью, решение о вступлении в которую носит стратегический характер и которая может быть использована в стратегических целях, в том числе для разрешения конфликтов, однако сама по себе она не является стратегической. Аргументация в узком понимании – это познавательная деятельность, и рациональный агент может избрать ее средством решения конкретной познавательной задачи, и в этом случае она будет выступать способом познания. Наравне с этим аргументация в широком понимании может быть и средством для воздействия на других людей, подавления противника в споре, завоевания симпатий аудитории и для множества других целей. Однако здесь мы будем рассматривать ее только в узком понимании, как познавательную деятельность, и, следовательно, по отношению к разрешению конфликтов – в инструментальном ключе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.174.32 (0.009 с.) |