Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Арт-резидентские программы как новая форма творческого процесса
Начало XXI века характеризуется активным поиском и внедрением новых форм организации творческого процесса. Одним из популярных и быстроразвивающихся форматов является арт-резиденция, т. е. образовательно-творческая программа, в которой участвуют художники, музыканты, писатели и представители других творческих профессий. Участие в арт-резиденции предполагает временное совместное пребывание участников, что позволяет им вырваться за рамки привычного существования. Как правило, арт-резиденция включает мастерские, выставочные пространства, лаборатории, необходимое оборудование и т. д. Основными задачами арт-резиденции являются: ‑ активизация и оптимизация творческого процесса; ‑ организация творческой среды и, как следствие, культурно-творческий обмен между участниками арт-резиденции, локальным арт-сообществом, местным комьюнити, образовательными учреждениями, бизнес-структурами, государственными институтами и т. д. Распространённость арт-резиденций обусловлена их многофункциональностью и гибкостью, что позволяет им трансформироваться в соответствии с интересами участвующих сторон. Основные функции арт-резиденций, приведенные ниже, сформулированы на основе собственных исследований, а также анализа специализированной литературы [6, 7] и открытых интернет-источников [1–5, 8, 9]. Основными функциями арт-резиденций являются: ‑ творческая функция, которая заключается в создании условий (технических, материальных, организационных, коммуникативных) для формирования благоприятной среды, позволяющей сосредоточиться на продумывании, реализации, презентации и тиражировании того или иного художественного проекта; ‑ образовательная функция, которая заключается в распространении знаний, выработке идей и реализуется через организацию лекций, дискуссий, мастер-классов с участием резидентов, приглашенных специалистов; подобные мероприятия повышают общий культурно-образовательный уровень и степень понимания современного искусства; ‑ организационная функция, которая проявляется в том, что арт-резиденции становятся коммуникативным центром района или города, а их деятельность способствует росту и разнообразию культурно значимых событий в городе: выставки, фестивали, концерты, ярмарки, различные художественные и социально ориентированные акции.
Несмотря на то, что арт-резиденция относится к новым формам организации творческого процесса, ее истоки уходят в культурное прошлое человечества. На протяжении всей истории искусства были художники, которые отправлялись в путь для получения новых впечатлений, идей, вдохновения и общения. Творческие люди отправлялись в путешествия и с более прагматичными целями: расширение рынка сбыта и поиск новых заказчиков. Первые образцы арт-резиденции в ее современном понимании появляются в начале ХХ в.: Ворпсведская колония художников (Künstlerkolonie Worpswede) в Германии, «Яддо» (Yaddo) и Вудсток (Woodstock Guild Byrdcliffe Arts Colony) в Соединенных Штатах Америки и др. Некоторые из первых арт-резиденций были организованы самими художниками, которые покидали привычную среду обитания в поисках вдохновения и «со-творчества». Примерами таких арт-резиденций являются Worpswede, Германия, 1884 г., Gregory Fellowships, Англия, 1951 г. Резидентами Ворпсведской колонии были такие выдающиеся личности, как Райнер Мария Рильке и Генрих Фогелер. Еще одним распространенным способом организации резиденций было меценатство: «Яддо» (The Corporation of Yaddo, 1900), Вудсток (Woodstock Guild Byrdcliffe Arts Colony, 1903). Постепенно арт-резиденция, кроме творческой функции, т. е. оптимизации и активизации творческого процесса, начинает выполнять организационную функцию по отношению к окружающему миру. Именно социальная направленность в деятельности арт-резиденции становится ведущей в 1920–30-е годы. Определяющую роль в этом сыграло распространение в творческой среде социалистических и коммунистических идей. Арт-резиденция «Улей» (фр. La Ruche, 1850–1934) во Франции была основана под влиянием утопического учения Шарля Фурье. Именно его рассуждения о фаланге, «самодостаточной коммуне» из 1600–1800 человек, трудящихся для взаимной выгоды, стали основой для организации арт-резиденции. В «Улее» жили и творили всемирно известные и глубоко почитаемые Аполлинер Гийом, Фернан Леже, Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал и многие другие.
Ориентация арт-резиденций на решение социально значимых вопросов продолжается и в 1960–80-е годы. Участники арт-резиденций пропагандируют отделение от буржуазного мира и создание собственного сообщества творческих, свободных людей. Наряду с тенденцией отделения от буржуазного социума формируется противоположное стремление со стороны творческих людей – включиться в жизнь социума, локальных сообществ, социальных групп. Именно эта тенденция становится определяющей для активизации и распространения арт-сообществ. Глобализация современного общества также способствует развитию арт-резиденций. На фоне всеобщей экономической, политической, культурной интеграции и унификации представители творческих профессий стремятся к созданию творческой среды. Благодаря новым средствам коммуникации возросла доступность и своевременность информации, а также мобильность и свобода перемещений. Появилась возможность взаимодействия в одном пространственно-временном континууме. Опыт Нью-Йорка В ХХ веке креативный класс становится активатором экономического роста, инноваций и улучшения качества городской среды. В последние десятилетия городские власти Европы и США способствуют развитию различных художественных институций, понимая их значимость в развитии городских территорий. Роль художников в процессе джентрификации впервые была проанализирована Филиппом Клеем в исследовании, посвященном трансформации нескольких американских городов – Бостона, Филадельфии, Сан-Франциско и Вашингтона в 1960-е. Художники «приходят» в отсталые районы в поисках дешёвой аренды мастерских и выставочных пространств. Вслед за ними в отдаленных районах появляется публика, заинтересованная в их творчестве и относящаяся к среднему классу. Растет количество кафе, ресторанов, магазином среднего класса и класса-люкс, снижается уровень преступности, развивается новая застройка. В конечном итоге начинается рост цен на аренду и покупку жилья. После прихода художников и создания спонтанных арт-резиденций в районе Уильямсбург (Бруклин, Нью-Йорк) снизился уровень преступности, возникли новые магазины и рынки, значительно выросли цены на недвижимость и арендная плата. Внедрение арт-резиденций в отсталые районы города повышает социальное благополучие жителей, их креативность и степень участия в городской жизни. Для художников – это возможность расширения профессиональных связей, продвижения художественного продукта и интеграции в социум. Для арт-институций – это возможность привлечь и охватить как можно более широкую аудиторию. Для местных жителей – получение доступных образовательных программ и культурного досуга в своём районе. Для бизнеса – развитие рынка. Для городских властей – развитие депрессивных районов и бывших промышленных зон. Количество арт-резиденций увеличивается начиная с 90-х годов прошлого века, и их рост продолжается в XXI веке. Помимо количественного роста, происходят качественные изменения в деятельности арт-резиденций. В настоящее время действующие арт-резиденции отличаются друг от друга по типу, концептуальным установкам, специализации, организации, месту расположения и т. д. Арт-резиденции отличаются друг от друга и по своей специализации. Они могут быть ориентированы исключительно на представителей какой-либо одной формы творчества – художников, скульпторов, писателей. В то же время существуют междисциплинарные арт-резиденции, которые объединяют представителей самых разных творческих профессией – арт-критиков, учёных, кинематографистов, актёров, музыкантов, дизайнеров.
Инициаторами и организаторами арт-резиденций выступают различные культурные или научные организации [10–12] (музей, университет, центр современного искусства), муниципалитет или органы региональной, федеральной власти, меценаты, крупные компании и корпорации. Арт-резиденция может быть организована и самим художниками. Количество резидентов варьируется от одного до полусотни человек, обычно 8–15 человек. Арт-резиденции могут располагаться как в городской среде и активно взаимодействовать с местным сообществом, так и на природе, что предполагает уединение, возможность вырваться из контекста обыденности и отключиться от суеты большого города. Одна из наиболее известных арт-резиденций – OMI International Art Center – располагается в сельскохозяйственной зоне, в двух часах езды от Нью-Йорка. Она занимает площадь более 1,5 кв. км, на которой расположен музей скульптур под открытым небом. Программы длятся от нескольких недель до года, в среднем 1–3 месяца. В Нью-Йорке на уровне городской политики поддерживается и поощряется культурное и этническое разнообразие, есть понимание важной роли художников в городской жизни. Это ведёт к высокой концентрации различных форм творческого взаимодействия в пространстве города. Огромное количество коммерческих и некоммерческих организаций предлагают разнообразные арт-резидентские программы. Парк скульптуры «Сократ» в Квинсе (Socrates Sculpture Park, Queens). До 1986 года это был заброшенный берег реки и незаконная свалка мусора. Группа художников и членов общины под руководством художника Марка ди Суверо (Mark di Suvero) превратили это место в открытую студию и выставочное пространство для скульпторов, в уютный парк для местных жителей. Сегодня это известный музей под открытым небом и арт-резиденция, которая предоставляет скульпторам материалы, мастерские и стипендию для создания крупномасштабных скульптур и мультимедиаинсталляций. На территории 1,6 га проводится более 40 скульптурных выставок в год. Парк также предлагает широкий спектр бесплатных услуг и событий: утренние зарядки, уроки йоги и танцев с инструкторами, уроки скульптуры, лекции, концерты и кинофестиваль. По выходным на территории парка работает ярмарка фермерских продуктов.
В 2012 году в индустриальном районе Ред Хук (Red Hook) открылся Pioneer Works Art Center. Старое здание металлургического завода было переоборудовано под арт-резиденцию. Помимо выставок, в арт-центре регулярно проходят мастер-классы, концерты живой музыки, работает кафе. Центр получил общегородскую известность и привлекает широкую аудиторию, в результате – индустриальный и складской район постепенно становится модным и трансформируется в жилой. Арт-резиденция на базе музея Квинса предоставляет художникам мастерские, а также возможность проведения выставки в пространстве музея. EFA studio программа строится вокруг профессионального печатного оборудования, которым располагает резиденция. A.I.R.Gallery работает и предлагает резидентские программы исключительно для женщин-художников. Как показало проведённое исследование, совместные усилия художников, арт-институций, муниципалитета, бизнеса и локальных сообществ по развитию арт-резиденций способствуют оптимизации городской среды, развитию творческого потенциал вовлеченных людей, появлению новых произведений искусства. Я хотела бы выразить искреннюю признательность Эвелине Владимировне Барбашиной, доктору философских наук, за её профессиональные советы и поддержку на протяжении моей работы над этим докладом, а также Ирине Владимировне Петровой, начальнику отдела просветительских проектов ГЦИИ за её организационную помощь в участии в конференции.
Список литературы: 1. Иностранный опыт: как арт-резиденции решают проблемы городов. (дискуссия «Арт-резиденция – инструмент переосвоения и переосмысления» прошла в рамках проекта «Культ.Город» Центра независимых социологических исследований) // The Village / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/situation/abroad/112891-kak-art-rezidentsii-menyayut-goroda-i-derevni (дата обращения: 10.08.2015). 2. Пермская арт-резиденция // Art59.ru / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art59.ru (дата обращения: 13.08.2015). 3. Арт-резиденции: встречный импульс // Материалы Росийско-Нидерландского проекта «Арт-резиденции: встречный импульс» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transartists.org/sites/default/files/manual_mutual_air_ impulse.pdf (дата обращения: 12.08.2015). 4. Синицына В. Лучшие арт-резиденции России и Европы // Большая деревня / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bigvill.ru/place/1351-luchshie_art_rezidentsii_rossii_i_evropy/ (дата обращения: 12.08.2015). 5. Artist in Residence. Туризм? Культура? Территориальное развитие? // Сборник материалов «Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности», 2012. (Международный симпозиум, организаторы: Немецкий культурный центр им. Гёте и Агентство «Творческие индустрии») / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativeindustries.ru/rus/news/36 (дата обращения: 15.08.2015). 6. Папушина Ю. О. Приглашение к исследованию: креативные индустрии в России как объект социологического исследования // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты, решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ под общей редакцией Ю.О. Папушиной, М.В. Матебкой. – СПб.: Издательство «Левша.Санкт-Петербург», 2012.
7. Материалы открытого семинара «Креативная экономика и развитие города» // 60 Parallel. – 2009. – № 2 (33). 8. A Guide to 20 Top Artist Residencies and Retreats Across the United States / blouinartinfo / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.blouinartinfo.com/news/story/763138/a-guide-to-20-top-artist-residencies-and-retreats-across-the (дата обращения: 20.08.2015). 9. Творческие индустрии и креативная экономика // Design-management / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.design-management.ru/articles/articles/?id=213(дата обращения: 12.08.2015). 10. SVASummerResidencyPrograms (программа на базе университета) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sva.edu/special-programs/summer-residency-programs(дата обращения: 12.08.2015). 11. LMCC’sArtistResidencyprograms (программа на базе муниципального городского центра) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lmcc.net/artist-resources/artist-residencies(дата обращения: 12.08.2015). 12. TheQueensMuseumStudioResidencyProgram (программа на базе музея) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.queensmuseum.org/artist-services (дата обращения: 12.08.2015).
Georg Weinand
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.023 с.) |