Арт-резидентские программы как новая форма творческого процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арт-резидентские программы как новая форма творческого процесса



 

Начало XXI века характеризуется активным поиском и внедрением новых форм организации творческого процесса. Одним из популярных и быстроразвивающихся форматов является арт-резиденция, т. е. образовательно-творческая программа, в которой участвуют художники, музыканты, писатели и представители других творческих профессий. Участие в арт-резиденции предполагает временное совместное пребывание участников, что позволяет им вырваться за рамки привычного существования. Как правило, арт-резиденция включает мастерские, выставочные пространства, лаборатории, необходимое оборудование и т. д. Основными задачами арт-резиденции являются:

‑ активизация и оптимизация творческого процесса;

‑ организация творческой среды и, как следствие, куль­тур­но-творческий обмен между участниками арт-резиденции, ло­каль­ным арт-сообществом, местным комьюнити, образо­ва­тель­ными учреждениями, бизнес-структурами, государствен­ными институтами и т. д.

Распространённость арт-резиденций обусловлена их много­функциональностью и гибкостью, что позволяет им транс­фор­мироваться в соответствии с интересами участвующих сторон. Основные функции арт-резиденций, приведенные ниже, сформулированы на основе собственных исследований, а также анализа специализированной литературы [6, 7] и открытых интернет-источников [1–5, 8, 9]. Основными функциями арт-резиденций являются:

‑ творческая функция, которая заключается в создании ус­ловий (технических, материальных, организационных, коммуни­кативных) для формирования благоприятной среды, позво­ляющей сосредоточиться на продумывании, реализации, презентации и тиражировании того или иного художественного проекта;

‑ образовательная функция, которая заключается в распрост­ранении знаний, выработке идей и реализуется через организацию лекций, дискуссий, мастер-классов с участием резидентов, приглашенных специалистов; подобные мероприятия повышают общий культурно-образовательный уровень и степень понимания современного искусства;

‑ организационная функция, которая проявляется в том, что арт-резиденции становятся коммуникативным центром района или города, а их деятельность способствует росту и разнообразию культурно значимых событий в городе: выставки, фестивали, концерты, ярмарки, различные художественные и социально ориентированные акции.

Несмотря на то, что арт-резиденция относится к новым формам организации творческого процесса, ее истоки уходят в культурное прошлое человечества. На протяжении всей истории искусства были художники, которые отправлялись в путь для получения новых впечатлений, идей, вдохновения и общения. Творческие люди отправлялись в путешествия и с более прагматичными целями: расширение рынка сбыта и поиск новых заказчиков.

Первые образцы арт-резиденции в ее современном пони­мании появляются в начале ХХ в.: Ворпсведская колония художников (Künstlerkolonie Worpswede) в Германии, «Яддо» (Yaddo) и Вудсток (Woodstock Guild Byrdcliffe Arts Colony) в Соединенных Штатах Америки и др.

Некоторые из первых арт-резиденций были организованы самими художниками, которые покидали привычную среду обитания в поисках вдохновения и «со-творчества». Примерами таких арт-резиденций являются Worpswede, Германия, 1884 г., Gregory Fellowships, Англия, 1951 г. Резидентами Ворпсведской колонии были такие выдающиеся личности, как Райнер Мария Рильке и Генрих Фогелер.

Еще одним распространенным способом организации резиденций было меценатство: «Яддо» (The Corporation of Yaddo, 1900), Вудсток (Woodstock Guild Byrdcliffe Arts Colony, 1903).

Постепенно арт-резиденция, кроме творческой функции, т. е. оптимизации и активизации творческого процесса, начинает выполнять организационную функцию по отношению к окру­жаю­ще­му миру. Именно социальная направленность в деятель­ности арт-резиденции становится ведущей в 1920–30-е годы. Определяющую роль в этом сыграло распространение в твор­ческой среде социалистических и коммунистических идей. Арт-резиденция «Улей» (фр. La Ruche, 1850–1934) во Франции была основана под влиянием утопического учения Шарля Фурье. Именно его рассуждения о фаланге, «самодостаточной ком­муне» из 1600–1800 человек, трудящихся для взаимной выгоды, стали основой для организации арт-резиденции. В «Улее» жили и творили всемирно известные и глубоко почи­таемые Аполлинер Гийом, Фернан Леже, Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Марк Шагал и многие другие.

Ориентация арт-резиденций на решение социально значимых вопросов продолжается и в 1960–80-е годы. Участ­ники арт-резиденций пропагандируют отделение от буржуаз­ного мира и создание собственного сообщества творческих, свободных людей. Наряду с тенденцией отделения от буржуазного социума формируется противоположное стремление со стороны творческих людей – включиться в жизнь социума, локальных сообществ, социальных групп. Именно эта тенденция становится определяющей для активизации и распространения арт-сообществ. Глобализация современного общества также способствует развитию арт-резиденций. На фоне всеобщей экономической, политической, культурной интеграции и унификации представители творческих профессий стремятся к созданию творческой среды. Благодаря новым средствам коммуникации возросла доступность и своевре­менность информации, а также мобильность и свобода пере­мещений. Появилась возможность взаимодействия в одном прост­ранственно-временном континууме.

Опыт Нью-Йорка

В ХХ веке креативный класс становится активатором экономического роста, инноваций и улучшения качества городской среды. В последние десятилетия городские власти Европы и США способствуют развитию различных худо­жест­венных институций, понимая их значимость в развитии городских территорий.

Роль художников в процессе джентрификации впервые была проанализирована Филиппом Клеем в исследовании, посвя­щенном трансформации нескольких американских городов – Бостона, Филадельфии, Сан-Франциско и Вашингтона в 1960-е. Художники «приходят» в отсталые районы в поисках дешё­вой аренды мастерских и выставочных пространств. Вслед за ними в отдаленных районах появляется публика, заинте­ресованная в их творчестве и относящаяся к среднему классу. Растет количество кафе, ресторанов, магазином среднего класса и класса-люкс, снижается уровень преступности, развивается новая застройка. В конечном итоге начинается рост цен на аренду и покупку жилья.

После прихода художников и создания спонтанных арт-резиденций в районе Уильямсбург (Бруклин, Нью-Йорк) снизился уровень преступности, возникли новые магазины и рынки, значительно выросли цены на недвижимость и арендная плата.

Внедрение арт-резиденций в отсталые районы города повышает социальное благополучие жителей, их креативность и степень участия в городской жизни. Для художников – это возможность расширения профессиональных связей, продви­жения художественного продукта и интеграции в социум. Для арт-институций – это возможность привлечь и охватить как можно более широкую аудиторию. Для местных жителей – получение доступных образовательных программ и культурного досуга в своём районе. Для бизнеса – развитие рынка. Для городских властей – развитие депрессивных районов и бывших промышленных зон.

Количество арт-резиденций увеличивается начиная с 90-х годов прошлого века, и их рост продолжается в XXI веке. Помимо количественного роста, происходят качественные изменения в деятельности арт-резиденций. В настоящее время действующие арт-резиденции отличаются друг от друга по типу, концептуальным установкам, специализации, организации, месту расположения и т. д.

Арт-резиденции отличаются друг от друга и по своей специализации. Они могут быть ориентированы исключительно на представителей какой-либо одной формы творчества – художников, скульпторов, писателей. В то же время существуют междисциплинарные арт-резиденции, которые объединяют представителей самых разных творческих профессией – арт-критиков, учёных, кинематографистов, актёров, музыкантов, дизайнеров.

Инициаторами и организаторами арт-резиденций высту­пают различные культурные или научные организации [10–12] (музей, университет, центр современного искусства), муни­ципалитет или органы региональной, федеральной власти, меценаты, крупные компании и корпорации. Арт-резиденция может быть организована и самим художниками. Количество резидентов варьируется от одного до полусотни человек, обыч­но 8–15 человек. 

Арт-резиденции могут располагаться как в городской среде и активно взаимодействовать с местным сообществом, так и на природе, что предполагает уединение, возможность вырваться из контекста обыденности и отключиться от суеты большого города. Одна из наиболее известных арт-резиденций – OMI International Art Center – располагается в сельскохозяйственной зоне, в двух часах езды от Нью-Йорка. Она занимает площадь более 1,5 кв. км, на которой расположен музей скульптур под открытым небом. Программы длятся от нескольких недель до года, в среднем 1–3 месяца.

В Нью-Йорке на уровне городской политики поддерживается и поощряется культурное и этническое разнообразие, есть понимание важной роли художников в городской жизни. Это ведёт к высокой концентрации различных форм творческого взаимодействия в пространстве города. Огромное количество коммерческих и некоммерческих организаций предлагают разнообразные арт-резидентские программы.

Парк скульптуры «Сократ» в Квинсе (Socrates Sculpture Park, Queens). До 1986 года это был заброшенный берег реки и незаконная свалка мусора. Группа художников и членов общины под руководством художника Марка ди Суверо (Mark di Suvero) превратили это место в открытую студию и выставочное пространство для скульпторов, в уютный парк для местных жителей. Сегодня это известный музей под открытым небом и арт-резиденция, которая предоставляет скульпторам материалы, мастерские и стипендию для создания крупномасштабных скульптур и мультимедиаинсталляций. На территории 1,6 га проводится более 40 скульптурных выставок в год. Парк также предлагает широкий спектр бесплатных услуг и событий: утренние зарядки, уроки йоги и танцев с инструкторами, уроки скульптуры, лекции, концерты и кинофестиваль. По выходным на территории парка работает ярмарка фермерских продуктов.

В 2012 году в индустриальном районе Ред Хук (Red Hook) открылся Pioneer Works Art Center. Старое здание металлургического завода было переоборудовано под арт-резиденцию. Помимо выставок, в арт-центре регулярно проходят мастер-классы, концерты живой музыки, работает кафе. Центр получил общегородскую известность и привлекает широкую аудиторию, в результате – индустриальный и складской район постепенно становится модным и трансформируется в жилой.

Арт-резиденция на базе музея Квинса предоставляет художникам мастерские, а также возможность проведения выставки в пространстве музея. EFA studio программа строится вокруг профессионального печатного оборудования, которым располагает резиденция. A.I.R.Gallery работает и предлагает резидентские программы исключительно для женщин-художников.

Как показало проведённое исследование, совместные усилия художников, арт-институций, муниципалитета, бизнеса и локальных сообществ по развитию арт-резиденций способст­вуют оптимизации городской среды, развитию творческого потенциал вовлеченных людей, появлению новых произведений искусства.

Я хотела бы выразить искреннюю признательность Эвелине Владимировне Барбашиной, доктору философских наук, за её профессиональные советы и поддержку на протяжении моей работы над этим докладом, а также Ирине Владимировне Петровой, начальнику отдела просветительских проектов ГЦИИ за её организационную помощь в участии в конференции.

 

Список литературы:

1. Иностранный опыт: как арт-резиденции решают проблемы городов. (дискуссия «Арт-резиденция – инструмент переосвоения и переосмысления» прошла в рамках проекта «Культ.Город» Центра независимых социологических исследований) // The Village / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/situation/abroad/112891-kak-art-rezidentsii-menyayut-goroda-i-derevni (дата обращения: 10.08.2015).

2. Пермская арт-резиденция // Art59.ru / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art59.ru (дата обращения: 13.08.2015).

3. Арт-резиденции: встречный импульс // Материалы Росийско-Нидерландского проекта «Арт-резиденции: встречный импульс» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transartists.org/sites/default/files/manual_mutual_air_ impulse.pdf (дата обращения: 12.08.2015).

4. Синицына В. Лучшие арт-резиденции России и Европы // Большая деревня / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bigvill.ru/place/1351-luchshie_art_rezidentsii_rossii_i_evropy/ (дата обращения: 12.08.2015).

5. Artist in Residence. Туризм? Культура? Территориальное развитие? // Сборник материалов «Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности», 2012. (Международный симпозиум, организаторы: Немецкий культурный центр им. Гёте и Агентство «Творческие индустрии») / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://creativeindustries.ru/rus/news/36 (дата обращения: 15.08.2015).

6. Папушина Ю. О. Приглашение к исследованию: креативные индустрии в России как объект социологического исследования // Креативные индустрии в городе: вызовы, проекты, решения. Сборник научных статей студентов и преподавателей НИУ ВШЭ под общей редакцией Ю.О. Папушиной, М.В. Матебкой. – СПб.: Издательство «Левша.Санкт-Петербург», 2012.

7. Материалы открытого семинара «Креативная экономика и развитие города» // 60 Parallel. – 2009. – № 2 (33).

8. A Guide to 20 Top Artist Residencies and Retreats Across the United States / blouinartinfo / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.blouinartinfo.com/news/story/763138/a-guide-to-20-top-artist-residencies-and-retreats-across-the (дата обращения: 20.08.2015).

9. Творческие индустрии и креативная экономика // Design-management / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.design-management.ru/articles/articles/?id=213(дата обращения: 12.08.2015).

10. SVASummerResidencyPrograms (программа на базе университета) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sva.edu/special-programs/summer-residency-programs(дата обращения: 12.08.2015).

11. LMCC’sArtistResidencyprograms (программа на базе муниципального городского центра) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lmcc.net/artist-resources/artist-residencies(дата обращения: 12.08.2015).

12. TheQueensMuseumStudioResidencyProgram (программа на базе музея) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.queensmuseum.org/artist-services (дата обращения: 12.08.2015).

 

 

Georg Weinand



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.023 с.)