Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В живописи как проявления изменчивости художественного сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Искусство, формы и способы его существования, а также варианты презентации произведений искусства всегда представляли и будут представлять интерес для исследователей. Постоянно воспроизводимая актуальность изучения искусства и всех его многогранных аспектов обусловлена тем, что оно играет определяющую роль в становлении эстетического мировосприятия человека, в формировании его личностно значимых качеств. Поэтому вопросы о том, какие образно-композиционные черты искусства характерны для того или иного стиля и как они влияют на формирование и мировосприятие человека, не теряют своей актуальности в современности. Вопрос о том, какими научными методами следует изучать искусство, не имеет однозначного ответа. В современных исследованиях активно ведутся дискуссии о том, к какой предметной области и к какой именно науке следует отнести социальный аспект функционирования искусства. Поиски ответа на данный вопрос имеют длительную историю и практическую реализацию методами философии, культурологии, искусствознания, социологии и других областей социгуманитарного знания. Одним из ключевых вопросов в исследованиях, посвященных социокультурным аспектам искусства, является вопрос ритма. Первые рассуждения о социокультурных аспектах ритма встречаются в исследованиях мыслителей Древней Греции. Космос, понимаемый как устойчивая форма миропорядка, гармонизирован и ритмизирован. Ритмизированное развитие, ритмизированная динамика рассматриваются как определяющие характеристики окружающего мира, в том числе и человека. Достаточно вспомнить «Эстетику» Аристотеля, в который автор обосновывает решающую роль мелодий и ритмов в процессе воспитания. По сути, об этом же пишет Демокрит, когда обосновывает принципы симметрии, меры и гармонии как основы создания прекрасного и эстетического воспитания. Если в Древней Греции понимание ритма было взаимосвязано с представлением о мире, как о Космосе, порядке и гармонии, то в Средневековье понимание ритма основывается на истинах и откровениях христианского вероучения. В работах Дионисия Ареопагита и Августина Блаженного графическое, ритмическое движения рассматривается как визуальное проявление божественной воли, как способ фиксации божественной воли визуальными средствами. В эпоху Ренессанса вопросы ритма рассматриваются и решаются в контексте рассуждений о композиции такими авторами, как Л.-Б. Альберти, Леонардо да Винчи [10] и другими творцами, которые, по сути, являются первыми теоретиками искусства. Человек, понимаемый как творец (по аналогии с Богом) рассматривается как творящий ритм в композиции. Вопросы ритма в контексте композиции изучаются в работах мыслителей Нового времени, романтизма, в частности У. Хогартом, Г.Э. Лессингом, Ф.-В. Шеллингом, Г.Ф. Гегелем, рассматривающим личностные смыслы и чувства, в том числе и ритмическое, как содержание предельно широкого комплекса форм различных видов искусства [3]. В отечественной философской мысли вопросы ритма и композиции продолжают разрабатываться П.А. Флоренским, М. Бахтиным, М.С. Каганом [8]. Естественно, что вопросы композиции, а также ее связи с внутренним содержанием искусства продолжают разрабатываться философской мыслью и позднее. Изучение ритма как образно-композиционного свойства наиболее детально разработано в теории архитектуры, в частности, в работах выдающихся теоретиков архитектуры А.В. Иконникова и Г.П. Степанова [6]. Помимо теоретико-искусствоведческих исследований, посвященных вопросам ритма и композиции, в рамках отечественных исследований представлены историко-искусствоведческие исследования по этой проблеме. Так, вопрос проявления тех или иных ритмических нюансов как в живописи различных исторических стилей в целом, так и в конкретных произведениях рассмотрены в работах таких исследователей истории искусства, как М.В. Алпатов, Ю.Г. Бобров, Д.В. Сарабьянов, Л.Я. Рейнгардт, Б. Роуз. Вопрос о ритмической составляющей в древнерусских иконописных изображениях раскрыт в трудах М.В. Алпатова, посвященных проявлению определенной содержательно-символической нагрузки в соответствующих композиционных иконографических схемах, а также проблемам соотношения канона и свободы творчества, византийских и чисто русских черт, определению основных характеристик древнерусской живописи на различных этапах ее развития, средствам создания гармонии в наиболее значительных произведениях [1]. Д.В. Сарабьянов в своей работе «История русского искусства второй половины XIX века», посвященной одному из самых значительных этапов развития русского искусства, рассматривает живописно-композиционную логику и средства ее создания в контексте эволюции как изобразительного искусства в целом, так и выдающихся мастеров эпохи: Перова, Крамского, Верещагина, Куинджи, Левитана и др. [14]. Исторически первыми социологическими зарубежными подходами, которые рассматривают искусство как социальное и культурно-историческое явление, являются работы К. Маркса, Ф. Энгельса, Ж.-М. Гюйо и В. Гаузенштейна, И.А. Тэна [15], описывающие взаимосвязь между искусством и обществом с точки зрения социального детерминизма; неофрейдистских представлений о творческом процессе как сублимации подавленного сексуального и агрессивного инстинкта в социально одобряемые формы деятельности и др. Дальнейшая эволюция представлений об искусстве в Западной Европе связана с отказом от редукционистских трактовок, осознанием сложности, многоаспектности этого социального феномена, не сводимого к тому или иному фактору. Это работы Т. Адорно, JI. Ловенталя, А. Хаузера, X. Данкана, Л. Гольдмана, В. Райта, Х.-Г. Гадамера, А. Грамши, П. Бурдье, Ж. Бодрийяра, У. Эко, Р. Барта, Ж. Деррида, М. Маклюэна [12] и др. В период постсоветской истории исследованиями в области социологии искусства занимались также Е.А. Попов, М.Л. Магидович, Н.Д. Мартыненко, A.B. Шевердяев, К.О. Чепеленко, Т.В. Кузьмина, И.А. Новиков В.А., Ермичёва [4] и др. Известно, что быстро происходящие изменения в обществе и культурной среде ведут к возникновению явления, которое в культурантропологии называют «культурным шоком». Сущность данного явления заключается в остром конфликте старых и новых ценностей и идеалов, когда человек теряет ориентиры своего бытия. Каждая из сфер культуры реагирует в этом случае по-своему (напр., реформирование или, наоборот, консервация определенного правящего режима в политике и т. д.). Искусство в системе культуры отвечает на этот вызов, в том числе новыми образно-композиционными формами, которые с традиционной точки зрения непривычны. Подключенность личности к культуре, к миру «абсолюта», не сводимому к конкретно существующим формам культурного бытия, ведет к возникновению многочисленных новообразований в сфере культуры. Это, в свою очередь, увеличивает многообразие культуры и расширяет ее содержание. Существенно, что рассмотрение ритма, функционирующего в художественном пространстве-времени, в его неразрывной связи с образностью, позволяет более глубоко раскрыть сущность и специфику движения ритма в произведениях искусства. Ритм выступает как средство, непосредственно связывающее композиционную систему произведения с образно-содержательной. На основе этого следует говорить, во-первых, о стилистических особенностях ритма того или иного исторического периода, определяемых, в свою очередь, ритмами принадлежащих этому периоду произведений искусства (исходя из принципа зональности, здесь мы подразумеваем ритм, образованный частями произведения). И, во-вторых, о ритмах каждой из частей. Несмотря на определенную зависимость от онтологических оснований, художественное пространство и время произведения искусства имеют некоторые специфические моменты. Художественное пространство и время зависят от нескольких факторов, и прежде всего, это зависимость художественного пространства и времени от исторической изменчивости художественного сознания. Создатели каждой эпохи, каждого из миров по-разному чувствовали в них себя, по-разному оценивали свое место в обществе и в пространстве природы. Предшествующий средневековью исторический период – время существования античного римского государства, которое превращается в огромную империю, время, окончившееся кризисом, который в III в. охватил все государство и носил всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, малой подвижности, с одной стороны, а также к безвкусной декоративности, без существенного ритмического оживления – с другой. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства. История культуры позднего античного периода происходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми христианскими принципами, которые постепенно вырабатываются и становятся незыблемыми основами. Наиболее ярко это проявляется в христианской живописи через конфронтацию иконоборчества и иконопочитания, и заканчивается удалением из изобразительного искусства широкого круга случайных деталей, вызванных естественной субъективностью, присущей искусству. В качестве императивов, установивших формулы изображения священного, как и само место этих изображений в религиозном культе, выступали постановления соборов. Важным структурным принципом изображений становится каноничность. Для изображения действия характерна вытекающая из каноничности схем симметрия, направленность динамики к центру, что наряду с самим сдержанным характером жестов, наклонов и поворотов фигур создает ощущение умеренной динамики действия. Действие, располагающееся в земной части, зоне земного. Его ритмическое спокойствие практически аналогично ритмическому спокойствию небесной части, гораздо менее разработанной.
Рис. 1. Анализ ритмического построения картины «Благовещение» Андрея Рублёва
Эпоха Возрождения – многоаспектный процесс в культурном развитии Европы, стержнем которого становится новое мировоззрение, новое самосознание человека. В экономике наблюдается процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требуют разрушения сдерживающей их развитие системы средневековой регламентации хозяйственной жизни. В сфере духовной культуры (науки, философии, художественной культуры) происходит переосмысление роли и места человека. Человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим принципиально отличается от всего природного. На основе такого понимания человека, актуализируется креативный аспект и становится своего рода иконографическим правилом. Живопись Возрождения, представляет собой художественное преломление визуального восприятия реального пространственно-временного континуума. Она отличается от живописных канонов Средневековья и не предполагает в качестве основы композиционного построения строго вертикальные или горизонтальные линии. По-новому скоординированная структура композиции, складывающаяся со стремительной скоростью, образно репрезентируется не снизу вверх (или наоборот, сверху вниз), не слева направо либо наоборот, как это происходит в средневековой иконе, но «вглубь» художественного пространства. В позднее Возрождение это приводит к заострению ракурсов и, как следствие, к повышенной экспрессивности ритмических характеристик действия как земной, так и небесной части, а также к их практически идентичной ритмо-динамической напряженности.
Рис. 2. Анализ ритмического построения картины «Вид Толедо» Эль Греко
Как было показано выше, художественное пространство и время, их «презентация» в живописи зависят от социально-культурного контекста эпохи, который в свою очередь определяет особенности художественного сознания в целом и творческие установки, метод художника в частности. Обоснуем данные утверждения анализом примеров. Обратимся к романтизму как одному из значимых этапов в истории искусства. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального высшего мира, создаваемого творческим воображением художника. Одним из определяющих факторов эпохи романтизма являются социальные революции, охватившие Европу. Их следствием становится усиление антирелигиозных настроений в обществе. В Европу проникают новые религии, формируются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др., подрывается и ощущение единства верующих. Эти процессы не означают абсолютного разрыва существующих общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества начинает формироваться на основе национального единства. Вышеперечисленные тенденции находят свое отражение и в живописи. Романтики не столько утверждали конечную цель человеческих стремлений, сколько развертывали бесконечное движение к цели, которая постоянно отодвигается, касалось ли это общественно-исторической тематики или обращенности к лирическим переживаниям (как, например, в пейзажах, в частности Левитана). Романтики внесли в живописный образ живое чувство, динамику. Поэтому так велика в произведениях романтиков роль переходов, плавных смен настроений. Живописное пространство романтической живописи стремится к более полной и тонкой передаче эмоциональности, монументализму и программной эпичности. Это предопределяет отсутствие в произведениях явной автономности ритмо-динамических характеристик частей, есть лишь их взаимопереходы, обеспечивающие внутреннюю цельность и единство развития. В композиционном плане ощущение повышенной динамики романтической живописи задается характерной асимметрией. Ритмо-динамическое движение в картине может быть как однонаправленным, так и разнонаправленным, четкая ритмо-динамическая направленность может отсутствовать, во всех случаях создавая стихию деятельного ритма, его широту, блистательную виртуозность. Рис. 3. Анализ ритмического построения картины «Свобода, ведущая народ» Рис. 4. Анализ ритмического построения картины «Весна» И. И. Левитана В XIX в. развивается монополистический капитализм, характеризующийся сокращением свободы хозяйственного субъекта, диктатом монополий, существенным усилением государственного регулирования, что растянулось вплоть до конца 60-х гг. XX в. На определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества. Именно в это время, наряду с сохранившимся реалистическим направлением, как своеобразный протест возникает направление модернистское. Внутри художественной культуры «творческая и личностная» установка еще с начала века была доведена до крайнего выражения. Если реалистическое искусство концептуально было соотносимо с окружающим миром, внешним пространством существования человека, а наибольшую ценность представляло умение художника, хотя и с привнесением в изображение своего видения, своего переживания, но правдоподобно изобразить этот мир, то в модернизме ХХ в. меняется само понимание эстетического наслаждения, появляется стремление художника изображать на своих полотнах не сами предметы, а условия возможности их восприятия. Живопись стремится признавать лишь свои главные элементы, проявлять в некотором роде лишь свою сущность. Этот процесс был начат первыми модернистами, в частности В. Кандинским, и, как необходимо заметить, еще и сейчас является предметом поисков и исследований современных художников. Плодотворные исследовательские возможности многим художникам открыла философия фрейдизма и обращение к бессознательному. Примером могут быть произведения Джексона Поллока, основанные на мифических прообразах. Повышенный интерес к эмоциональному аспекту в абстракционизме достигает апогея и приводит к кардинальным изменениям логики композиционного построения, к передаче ритмов внутреннего, эмоционального мира. Части эмоционального мира, отображенные в пространстве картины, могут иметь различное количество; само расположение этих частей может быть организовано не только по вертикали, но и по горизонтали; принцип зональности может отсутствовать вовсе. Асимметричность достигает максимума и приводит к разнонаправленности ритмического движения, которое в зависимости от заложенного в произведение эмоционального отношения может колебаться от практически полного отсутствия ритмо-динамических ощущений до чувства максимальной динамичности ритмов, ощущения непрерывного, безудержного движения (особенно характерного для американской абстрактной живописи). Рис. 4. Анализ ритмического построения картины «Пасифая» Джексона Поллока
В заключение необходимо отметить, что выделенные социокультурные аспекты, так или иначе связанные с исторической изменчивостью художественного сознания и установками каждого художественного направления, ни в коем случае не могут быть абсолютизированы как причины развития художественного пространства и времени, в том числе образно-композиционной передачи ритмического движения, хотя и являются достаточно важными. Несомненно, здесь присутствует достаточно широкий комплекс факторов, в числе которых и личность самого художника, и задача, которую один и тот же художник ставит в разных произведениях. Рассмотрение проблемы исторического развития образно-композиционной передачи ритмического движения в связи с этими факторами требует привлечения автобиографического и других подходов. Итак, как показало проведенное исследование, проблема ритма затрагивается в различных источниках на всем историческом протяжении. Искусство в системе культуры отвечает на быстро происходящие изменения в обществе и культуре новыми образно-композиционными формами. Рассмотрение ритма в его неразрывной связи с образностью позволяет более глубоко раскрыть сущность и специфику движения ритма в произведениях искусства. История культуры позднего античного периода проходит в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми христианскими принципами, которые вырабатывались постепенно. Художественные черты, отражающие социокультурные аспекты отдельных эпох, проявились в специфике ритмического движения в живописи этих эпох. Список литературы:
1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. – М., 1984. 2. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М.: Аграф, 2002. 3. Гегель Г.В.Ф. Система наук. – СПб.: Наука, 1999. 4. Ермичева В. А. Современное искусство как фактор трансформации социокультурной реальности: на примере российского общества: автореф. дис.... канд. соц. наук / В.А. Ермичева. – М., 2004. 5. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). – М.: Искусство, 1970. 6. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1986. 7. Кавелин К. Д. Наш умственный строй / К.Д. Кавелин // Наш умственный строй: статьи по философии и истории русской культуры. – М., 1989. – С. 307–319. 8. Каган М. С. Философия культуры. – СПб., 1996. 9. Коган JI. A. Проблема человека в мировоззрении Н. А. Добролюбова / Л. А. Коган // Вопросы философии. – 1986. – № 2. – С. 124–135. 10. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. – М.-Л.: Аkademia, 1936. 11. Лурье С. Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. – Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1970 12. Маклюэн М. Понимание Медиа. Внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2003. 13. Роуз Б. Американская живопись 20-го века. – Париж, Женева: SKIRA: BOOKKING INTERNATIONAL, 1995. 14. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. – М.: Издательство МГУ, 1989. 15. Тэн И. Философия искусства / И. Тэн. – М.: Республика, 1996. – 351 с. 16. Фриче В. М. Социология искусства / В.М. Фриче. – М.: Едиториал УРСС, 2010.
УДК 37(0) Дахин Александр Николаевич ПЕДАГОГИКА И РОБОТОТЕХНИКА
Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 2014/366 на выполнение НИР «Методология и технология формирования математической компетентности». В середине прошлого века, который носит неофициальное название «века атомной энергии», наиболее популярными и успешными были исследования в сфере физики и техники. Даже знаменитые барды не обошли своим вниманием успехи физических наук. Пусть не поймаешь нейтрино за бороду И не посадишь в пробирку, – Было бы здорово, чтоб Понтекорво Взял его крепче за шкирку! Со времён Владимира Высоцкого в фундаментальной физике изменились некоторые приоритеты. Теперь учёные гоняются за бозоном Хиггса, видимо, стремясь поймать его за «хвост», который приведёт всех нас не иначе как к Златым Вратам Рая. Такие специалисты имеют высокие международные рейтинги цитирования. Однако сами показатели, приемлемые для оценки результатов фундаментальных исследований, не всегда годятся собственно для прикладных интеллектуальных продуктов, ориентированных на решение региональных проблем, в частности педагогических. Одной из таких проблем (проблем ли?) является внедрение робототехники в школе. С лёгкой руки великого чешского драматурга Карела Чапека, написавшего в 1920 году пьесу «Россумские универсальные роботы», человечество по сей день озабочено присутствием роботов-андроидов, которые способны не только работать без отдыха, но и погубить своих родителей-создателей, то есть нас. Однако не будем придавать большого значение фантазиям писателя, а обратимся к педагогическому аспекту и роботов (например, робота Хонда*Асимо, шагающего, как человек, по программе «Точка нулевого момента»), и робототехники как составляющей рукотворного Мира «техне», созданного нами по собственному замыслу. В XXI веке физика и техника, на наш взгляд, могут решать более земную – педагогическую – задачу развития технологической культуры подрастающего поколения, в частности, через обучение робототехнике. И это не просто дополнительный предмет школьной программы, а скорее, метаязык человека, творящего своё интеллектуальное окружение, созданного по образу и подобию авторского понимания Мира. Действительно, в робототехнике оживают «чужие» знания через личностное обращение мира научных знаков в «живое знание» как содержание обучения этому новому предмету. Такое обращение уникально, потому что создаёт «штучную» знаковую систему, реализующую замысел не только и не столько ученика, а скорее, автора технологического проекта, создающего «язык впервые», как называл этот феномен А.М. Лобок [1, с.51]. При этом традиционные межпредметные связи приобретают качество культурной среды, обеспечивающей творческое напряжение юного участника образования, проектирующего уникальный культурный продукт. Однако человечество уже имело подобный опыт, который целесообразно если не повторять, то хотя бы помнить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.110 (0.015 с.) |