Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как средство творческого развития детей

Поиск

 

Мультипликация – это многогранный способ развития ребенка в визуально-информационно насыщенном мире. В современности не существует более универсального и целост­ного вида творчества, соответствующего возрастным особеннос­тям развития ребенка. Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии» писал, что прежде чем научить людей думать, нужно научить их придумывать. И в этом мультипликация оказывает неоценимую помощь, так как ее выразительные средства являются наиболее аутентичными для детского возраста стиму­ля­торами творческой активности и раскрепощения мышления.

Обучение визуальному языку необходимо, так как спо­собствует активному восприятию информации, а не ее пас­сив­ному поглощению. Наряду с этим мультипликация удов­лет­воряет потребность ребенка все делать своими руками, а также дает возможность самостоятельно создавать произве­дения ис­кусства с помощью знакомого всем инструмента – компьютера. Большую роль мультипликация играет и в области общения, так как является универсальным и интернациональным языком общения детей и взрослых всего мира. Благодаря мультиплика­ции у ребенка появляется возможность высказаться и быть услышанным. И, несмотря на малый жизненный опыт, а может быть, благодаря этому, информация, которую несут в себе детские мультики, бесценна. Мультипликация очень близка миру детства, потому что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. Можно совершить любые путе­шест­вия, всевозможные превращения, можно стать каким захочешь большим, сильным, богатым, красивым, моряком или летчиком, звездой или собакой. И эта игра «во все возможно» помогает ребенку быть в гармонии со своим внутренним миром. Ш. Амонашвили, великий педагог, писал о том, что «если мы забудем о том, что дети не могут расставаться со своей потребностью играть, то не сможем сделать нашу методику добрым путеводителем в мире их познания. В игре ведущее значение имеет возможность свободного выбора. Выбирая игру, ребенок тем самым принимает и связанные с ней трудности, становясь целенаправленным, волевым, сосредоточенным в их преодолении, что делает игру эмоционально окрашенной и мотивированной. Чем плохо, если процесс обучения ребенок будет переживать так же, как он переживает игру? Тогда мы будем говорить не об игровом обучении, а об обучении, основанном на позициях самих детей. Радуется же ребенок игре. Он должен радоваться и учению! А такую радость должны доставлять ему мы – педагоги, воспитатели, учителя». А чтобы дети воспринимали свою деятельность как игру, преподаватели должны правильно организовать их работу.

Основными формами работы с детьми при производстве мультфильмов являются: коллективное кино, семейное кино, индивидуальное кино.

А. Маслоу писал о том, что социальное окружение, группа влияют на проявление и развитие творческого потенциала личности. Уровень психологической защиты личности сни­жа­ется в группе, в которой сформировался комфортный со­циально-психологический климат. В результате появляется боль­ше возможностей для самореализации и усиления динамики творческого процесса.

В студии мультипликации, как правило, собирается команда на основе общего интереса и вне зависимости от возраста. Процесс производства фильма идет параллельно с процессом обучения. В процессе участвует вся группа и преподаватель, а иногда подключаются преподаватели-предметники. Принципиально важным является то, что сочиняют, рисуют, озвучивают и снимают дети. Данная форма создания мультипликации является для преподавателя самой простой, так как тема фильма становится основной темой занятий. Однако для того чтобы сочинить грамотную историю, мы занимаемся литературным творчеством, знакомимся с законами драматурги, чтобы было интересно не только автору, но и зрителю, а также изучаем приемы режиссуры, кине­матографии. Следующим этапом является знакомство и освоение приемов рисования и живописи, что является необходимым для того, чтобы дети могли воплотить свой замысел в рисунках. На следующем этапе проигрываем сочи­нен­ную историю как спектакль, чтобы представить себе композицию кадра, направление и характер движения, позы, мимику и пластику героев. Следующий шаг – озвучивание дейст­вия, и параллельно мы занимаемся сценической речью и учимся «расцвечивать» речь героев, затем мы записываем фонограмму, которая включает в себя речь автора или диалоги и реплики героев, голоса животных, всевозможные шумы, необходимые для сопровождения действия. Заключительным шагом является анимация, то есть одушевление героев. Это предполагает изучение основ расположения движений во времени, раскладывания движения или перемещения по фазам, приемов созданий различных явлений природы: дождя, снега, дыма, воды.

Процесс создания фильма является многоплановым про­цессом обучения. Практически на каждом занятии демонстри­руется какой-либо фильм или отрывок из фильма, которой служит иллюстрацией к изучаемому материалу. Также в рамках занятия происходит знакомство с различными направлениями в музыке, чтобы юные авторы сами могли оформить свои филь­мы. Кроме того, мы учимся азам режиссуры, учимся в серии рисунков показать свою историю, затем добавляем пояснения к картинкам, записываем все, что должно будет прозвучать в фильме, и получаем бесценный материал, называемый «раскад­ровка» для съемок фильма.

Несмотря на безусловные плюсы коллективной работы по созданию мультипликации и ее эффективность, она имеет свои сложности. Наибольшие сложности связаны, на мой взгляд, с тем, что необходимо заинтересовать всю группу темой фильма, сплотить творческую группу и распределить роли, которые дети будут выполнять в процессе создания фильма. Учитывая большой объем работы, которая может продолжаться несколько месяцев, задача преподавателя в том, чтобы этот процесс не стал рутинным и обыденным. Необходимо его «расцветить» замечательными событиями, приключениями и праздниками. У нас в студии есть много маленьких и больших, смешных и трогательных традиций: пить чай в конце занятия, вести «светскую» беседу, надевать на занятия шикарные шляпы и плащи и придумывать себе роли, бренчать на разных музыкальных инструментах, делать родителям подарки к праздникам и дням рожденьям, фотографировать друг друга, брать друг у друга интервью, собирать приветствия на разных языках, придумывать праздники (например, «Улыбки разных широт»), рассказывать о впечатлениях сегодняшнего дня, вспоминать все лучшее в жизни. От преподавателя требуется умение создать условия для доверительной беседы, сформировать теплую, дружескую обстановку. От детей – участие в творческом процессе.

Группы, принимающие участие в коллективной муль­типликации, могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными. К безусловным плюсам одновозрастных групп относятся равные возможности и примерно одинаковая степень информированности, у разновозрастных – передача опыта со стороны старших и стремление тянутся за старшими у младших. Пример такой работы – фильм «Потому что зима», созданный группой товарищей от 3 до 7 лет. Во время создания фильма мы изучали приемы изображения людей, деревьев, медведей, Деда Мороза, Снежной Королевы, зимних фонов. Во время съемок мы пробовали сыпучие материалы, рисование на стекле, изготовление марионеток, применение прозрачных пленок и т. д. Речи авторов – это чистая импровизация у микрофона, которая прозвучала забавно и трогательно. Музыкальным оформлением стала музыка Вивальди, характер и даже время звучания которой удивительным образом подошли к снятому фильму. Еще один пример – фильм «Просто осень», созданный по этой же схеме. Есть также фильм самой малышовой группы «И вдруг весна!». В общем, до полного цикла «Времена года» нам не хватает только «Лета», над чем мы сейчас и работаем.

Еще одним форматом работы с детьми по созданию мультипликации является семейное кино. Его специфика состоит в том, что допускается и даже предполагается участие родителей, друзей, родственников, особенно в съемках, т. к. процесс этот достаточно трудоемкий даже для детей старшего школьного возраста. Занятия в студии мультипликации, как правило, сближают детей и родителей, и это происходит несмотря на то, что на самих занятиях родители не присутствуют. Сам предмет мультипликации располагает к общению, к обсуждениям, и поскольку дети больше всего любят сочинять о себе, своей жизни, своей семье, то и обсуждается это сочинение в первую очередь с родителями, которые получают уникальную возможность увидеть свою семью, свой образ жизни глазами ребенка. Они получают открытый и свежий взгляд на мир с помощью ребенка. И если в процессе сочинительства родители могут выступать в роли советчика, сопереживающего, то на стадии съемки дети и родители становятся сотоварищами, коллегами, рабочей группой. Их общение становится богаче, потому что оно наполнено совместным творчеством, совместными переживаниями. Причем в данном случае взрослые люди выступают как помощники, имеющие зачастую более слабое понятие о происходящем, чем дети, занимающиеся в студии. Время для съемок семейных фильмов приходится назначать допол­нитель­но, так как тема семейных фильмов не совпадает, как правило, с темой занятий. 

Чем больше будет участие родителей в работе над фильмом, тем больше они оценят способности и возможности своего ребенка, поверят в его силы, проникнутся к нему уважением как к творческой личности, а может быть, и разглядят его таланты. Пример такой работы – фильм «Как кит и павлин помирились». Автору фильма Артемию Смирнову было пять лет, но за плечами у него было уже 2 года обучения в студии и участие в 4–6 коллективных фильмах, так что он руководил всей семьей со знанием дела. А родители помогали организовывать работу ребенка таким образом, чтобы это не стало для него тяжелой непосильной работой. Серьезное и уважительное отношение родных к творчеству детей – это залог успеха во всех начинаниях ребенка и в детстве и во взрослой жизни.

Соприкосновение с детским творчеством открывает взрослым удивительный и непохожий на их мир – мир детства. Поэтому, когда ребенок находится на стадии сочинительства истории для своего будущего мультфильма, я советую родителям не вмешиваться в этот процесс, не привносить свое видение ситуации в историю ребенка, а сопереживать автору и, может быть, деликатно поддерживать его, а при необходимости приносить ему нужную информацию, выслушивать разные варианты истории. На стадии изготовления материалов для съемок, будь то шарнирные марионетки, пластилиновые скульптуры и т. д., родители могут взять на себя только вспомогательные функции и техническое обеспечение. На стадии озвучания участие родителей иногда обусловлено сюжетом, по которому просто требуется взрослый голос или исполнение песни, музыки и пр. На стадии съемок, как уже было замечено, родители могут оказать ребенку большую помощь, так как процесс съемки очень трудоемкий, требующий большого внимания и даже технической грамотности. На стадии монтажа родители могут принимать участие в подборе музыки и общего стиля оформления. Когда наступает счастливое время премьеры фильма, родители становятся первыми и самыми трепетными зрителями.

Кроме коллективного и семейного кино, рассмотренных выше, возможно создание индивидуального кино. Ребенок сам сочиняет, рисует, озвучивает, снимает, он же является режиссером. Это самая сложная форма мультипликационного творчества, индивидуальное кино – это акт доверия со стороны преподавателя юному автору. Но и ребенок должен доверять преподавателю и позволять ему участвовать в создании своего фильма. Ведь результатом этого сотрудничества должно стать кино, интересное не только авторам, но и зрителям. Побудительным мотивом снять свой фильм может послужить многое. Понравившееся стихотворение, самосочиненная песня, неуемная фантазия, которой хочется поделиться, сказки, так и торчащие из головы во все стороны, да и просто радость жизни, переполняющая человека. Индивидуальных фильмов у нас в студии больше всего. Один из них – «Песня эльфов», автор фильма – Ксюша Аксенова, 10 лет. Фильм сделан после 4 лет обучения в студии «Поиск» по стихотворению Гете, прочитанному на занятии. Сценарий, раскадровка, рисунки, съемки авторские. Только музыку к фильму написала Катя Гольдина, большой друг нашей студии.

 Есть у нас и «экологическая» серия авторских фильмов. «Мой олень» Степана Кранчова (4 года) и «О, Сова!» и «Встретиться с Медведем» Саши Харламова.

 Дети очень деятельны по натуре, не воздержанны в фантазии и нетерпеливы в желании увидеть результаты своих трудов. Как же их привлечь к такой кропотливой деятельности, как создание мультиков? Ответ лежит на поверхности: эта деятельность должна быть игрой, а игра – это удовольствие, радость и движение. И еще одно необходимое условие в создании мультипликации – удивление. Сказочная повесть Александра Волкова «Тайна заброшенного замка» начинается словами: «В Волшебной стране проживали маленькие люди жевуны, мигуны и болтуны, которые обладали замечательной памятью на все, что их удивляло». Удивляться – это прекрасное занятие, Это значит не быть равнодушным, радоваться жизни, совершать открытия. Чем дольше человек сохраняет способность удивляться, тем интереснее ему жить. Все вокруг прекрасно и загадочно, если никогда не угадаешь, «из-за какого куста выскочит кролик». 

Чем же можно удивить маленького человека? Может быть, просто убедить повнимательнее оглядеться по сторонам, подойти поближе, всмотреться в сплошные необыкновенности. Сказочный блеск воды, она живая, волшебно-голубое бездонное небо, а на нем – великанский театр из облаков, или прекрасная, как царевна, узорчатая лягушка, струящийся танец прозрачных стрекоз. Да мало ли чудес на свете?! Собственно, искусство для того и нужно, чтобы сделать жизнь более ощутимой, чтобы человек остановился, задумался и вдруг восхитился чем-то, а от чего-то ужаснулся. Мультипликация тем и близка миру детства, что в ней всегда есть игра, полет фантазии и нет ничего невозможного. А задача педагога – не дать детям захлебнуться в море информации. Дать почувствовать вкус родного и вкус гениального. Дети любят радостное, сильное, действенное или приключенческое. Дети любят удивляться – давайте их удивлять.

Мультипликация, кроме самореализации и раскрытия внутреннего мира ребенка, позволяет освоить полезные навыки и умения. Для того чтобы создать мультфильм, необходимо уметь генерировать идеи, фантазировать, сочинять, расска­зывать, говорить правильно и внятно, чтобы уметь донести свою мысль до зрителя. Необходимо научиться рисовать, научиться чувствовать цвет, чтобы при помощи изображения передать зрителю свой замысел. Необходимо научиться не боятся камеры, уметь передвигать под камерой своих героев, иметь понятие о времени, о движении, мимике, жестах. Необходимо научиться работать с микрофоном, не бояться выступать как настоящие актеры, чтобы говорить, петь и шуметь за своих героев, научиться чувствовать характер музыки. Необходимо не только просматривать мультики, но и учиться их пересказывать, обсуждать и анализировать увиденное, чтобы становиться грамотными, умными зрителями, не теряющимися в море видео- и аудиоинформации. И ведь все эти навыки обязательно пригодятся ребенку в любых жизненных ситуациях.  

Для того чтобы составить обучающую программу для студии мультипликации, следует рассмотреть составляющие обучения. В упрощенном виде это линия, цвет, звук, движение, содержание. На основе составляющих мультипликации определяются предметы, которые следует освоить тем, кто решил участвовать в производстве мультфильма:

1) изобразительная деятельность, т. е. рисунок (живая линия, контур, тени, перспектива), живопись (акварель, гуашь, масло), цветоведение (свойства цветов, настроение, особенности, символика);

2) литературное творчество, (сказки, стихи, истории, фольклор, основы драматургии, азбука режиссуры), т. е. приобретение навыков выражения желаемого языком кино;

3) азбука звука, природа звука, виды звуков, т. е. музыка, речь, голоса животных, шумы, пауза;

4) киноведение, т. е. знакомство с языком кино, видами, жанрами кино, основными выразительными приемами кино, планами в кино, а именно: дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь – и знакомство с лучшими произве­дениями мирового кинематографа. В рамках киноведения ищется ответ на вопросы, как сделать фильм интересным, кто изобрел кино, мультипликацию, какие виды кино и мульти­пликации существуют;

5) анимация, т. е. оживление, тайминг, приемы анимации, виды анимации, применяемые материалы и техники (рисо­ван­ная, объемная, компьютерная, перекладка, сыпучие материалы, природные материалы и пр.);

6) азбука актерского мастерства (дикция, сценическая речь, мимика, жесты, особенности движения);

7) история искусств. История культуры.

Необходимо отметить важность последнего предмета – истории культуры. Его изучение дает импульс творчеству и способствует приобщению к опыту человечества. В курсе по истории культуры есть темы, последовательно освещающие культурные события человеческой жизни (от культуры древнего мира до наших дней), а есть темы, актуальные для данного момента. Предмет истории культуры необходим для занятий не только для общего развития, но и для полного раскрытия темы при создании мультика. Ведь детские фильмы, так же как и взрослые, могут быть историческими, музыкально-поэти­ческими, лирическими, приключенческими, фантасти­ческими и пр.

Каждому предмету, который осваивается в ходе создания мультипликации, соответствуют определенные формы деятель­ности:

1) изобразительная деятельность осваивается через эскизы, этюды, наброски, поиски образов героев, изготовление фонов и героев. А также рисунок, графика, живопись (акварель, масло, гуашь), моно­типия, картонная печать, мятая бумага, аппли­кация, лепка (пластилин, глина), декоративная флористика;

2) литературное творчество – через прослушивание, просмотр сказок и других литературных произведений, сочинение историй, стихов, сценариев, знакомство с основными законами стихосложения, драматургии;

3) азбука звука осваивается через знакомство с природой звука, составление и запись звуковых этюдов, прослушивание. Здесь же происходит знакомство с видами и жанрами музыки, шумами, звуковыми эффектами;

4) киноведение – это просмотр и обсуждение фильмов, зна­комство с азбукой кино, языком кино;

5) анимация предполагает составление режиссерского сце­на­рия, раскадровки, съемку этюдов в разной технике, прос­мотры с обсуждением;

6) азбука актерского мастерства включает упражнения по сце­нической речи, правильной артикуляции, выразительное чтение, этюды на одушевление и перевоплощение, пластические этюды, отработку выразительной мимики, работу в группе с распределением ролей, индивидуальные этюды с учетом осо­бен­­ностей снимаемого фильма;

7) история культуры – это лекции по истории культуры, просмотры, обсуждения, посещение выставок, театров, прове­дение тематических праздников.

Темы занятий и схема занятий могут меняться в зави­си­мости от того, над какой идеей фильма вы работаете в данный момент. Например, при работе над фильмом на историческую тему вы будете вынуждены проштудировать кусок истории, о котором пойдет речь. Если у вас будут фигу­рировать герои-люди, вам придется научиться изображать людей. Если вы хотите выразить настроение фильма в цвете, вы займетесь разделом цветоведения, разъясняющим характер цве­тов, их сим­волику или воздействие на зрителя. То же будет и с музыкой, ес­ли вы хотите, чтобы она подчеркнула какие-то особенности вашего фильма, расставила акценты, а не просто сопровождала видеоряд. Для того чтобы сделать ваш фильм зрелищным, вам нужно будет обратиться к мировому опыту мультипликации, чтобы почерпнуть интересные приемы, кине­ма­тографические ходы, рассмотреть разные стили. Состав пре­по­даваемых вами предметов также будет зависеть от того, в ка­кой технике вы собираетесь работать и с каким возрастом учащихся.

Следует отметить, что преподаватель мультипликации не дол­жен ставить перед учащимися, снимающими фильм, задачу создания близкого к профессиональному мультипликационного фильма.

Отношение к детскому творчеству, цели и критерии оценок детской работы должны быть принципиально другими и осно­вываться на нестесняемой свободе выражения собственных фан­тазий, воображений и чувств. Непосредственность, искрен­ность, воплощение своего взгляда на мир, пусть даже наивных представлений детства должны служить главным критерием в оценке работы.

Содержание, форма фильма, все элементы и худо­жест­вен­ные средства, от выбора цветовой гаммы до композиции, долж­ны рассматриваться под этим углом.

Дети не могут знать все о законах кинематографа, хотя к этому и можно стремиться. Для того, чтобы детский мульт­фильм был интересен широкой аудитории, он прежде всего должен быть внятным. Это отнюдь не означает наличие «пра­вильных» рисунков или «правильных» слов. Важно, чтобы зритель успел рассмотреть и понять предложенную ему кар­тин­ку, расслышал каждое слово, уловил каждую интонацию. Если кар­тинка не совсем понятна, она может быть подкреплена словесными объяснениями, если речь звучит не совсем внятно, ее можно усилить титрами, ну а за эмоциями дело не станет, ведь в каждом ребенке живет прекрасный актер, нужно только чуть-чуть спровоцировать его на проявление актерского талан­та. Что еще может украсить детский мультфильм? Конечно же, детский взгляд на мир, взгляд такой свежий, живой, иногда совершенно неожиданный. Позвольте прорваться на экран детс­кой непосредственности, и многие, казалось бы, привычные вещи прозвучат забавно, смешно и удивительно. Детский голос украсит любую историю, детский рисунок в своей непра­виль­ности будет очаровательнее любого правильного рисунка. А если к этим прелестям добавить немного знаний законов ки­не­ма­­тографии, вы получите замечательный результат.

 Каждый детский мультфильм – это необъяснимое оча­ро­ва­ние, тайна, неведомая жизнь, волшебный детский мир, который находится рядом со взрослым, и открывается тому, кто ста­рает­ся его увидеть. Этот мир так хрупок, хрустален, неуло­вим. Дети могут не выговаривать половины букв, они еще только начи­нают учиться рисовать, но делают все это стара­тельно и бе­реж­но. Рисунки получаются смешными и трога­тельными, а пение – забавным. Детский голос, детский рисунок, детское движение – это загадочная нить в прошлое и будущее, струя свежего воздуха, надежда на все светлое впереди.

УДК 372.87

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.2.242 (0.017 с.)