Проблемы, поиски, предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы, поиски, предложения



 

Современная Россия – страна, динамично развивающаяся в различных направлениях. Ее международный статус зависит не только от научно-технических достижений, но и от культурного облика граждан в их повседневной действительности. Манеры, вкусы, привычки, интересы и ценности, духовные ориентиры и душевные качества – все это создает собирательный образ россиянина, который имеет не только социальное, но и по­ли­тическое значение.

«Не хлебом единым жив человек». Эту народную мудрость необходимо помнить сегодня. Она как нельзя лучше отражает стрем­ления последнего времени сделать страну современной, разносторонне образованной, духовно богатой, живущей высокими идеалами и побуждениями. Поэтому главными ключевыми установками сегодня должны быть слова – «клас­сическое наследие», «традиция» и «преемственность», которые будут составлять глубинную основу всего современного.

«Музыка – высшее в мире искусство», – говорил Лев Николаевич Толстой. И так считают многие великие люди прош­лого и современности, поскольку влияние ее всемерно. Титан древнегреческий мысли Платон говорил, что цель музыки не наслаждение, а воспитание характера. И был, безусловно, прав, поскольку музыка должна не только нравиться и доставлять удовольствие, но и личностно развивать и обогащать человека – ребенка, подростка, взрослого. Особенно важно с детских лет формировать звуковой канал восприятия в правильном направлении. Благодаря этому совершенствуется не только музыкальный слух и вкус, но и внутренний мир чело­века, который становится эмоционально богаче.

Современное музыкальное образование в России далеко от совершенства. Поэтому в настоящее время принят целый ряд государственно важных документов, направленных на восстановление лучших отечественных традиций в области музыкального образования. Однако этот процесс долгий, и он не касается средних школ. Качество музыкальных занятий в них невысоко и фактически сведено до уровня необязательной работы.

Детские музыкальные школы (ДМШ)) и Детские школы искусств (ДШИ) не могут в полной мере решить насущные проблемы музыкального образования в стране, поскольку будущий массовый слушатель находится в классах именно общеобразовательных учреждений. Однако подчеркнем, что подрастающее поколение следует воспитывать в лучших отечественных традициях и непременно на классических образцах мирового музыкального наследия прошлого и настоящего. В настоящее время положительным примером для всей России может выступать Республика Саха (Якутия). В ней началась реализация образовательной и просветительской программы «Музыка для всех», которая осуществляется под пристальным вниманием и непосредственным участием Первого президента РС(Я) М.Е. Николаева. Считаю, что идеи этого проекта, связанные с обязательным музыкальным образованием для всех без исключения детей, могут быть плодотворными и для других регионов Российской Федерации.

Кроме того, в современной ситуации необходимо восстановление активной социальной позиции каждого музыканта-профессионала. Она должна быть связана с пропагандой в любых формах классического музыкального наследия и отечественной музыкальной культуры, включая народную. В связи с этим необходимо обратиться к различным средствам массовой коммуникации. С их помощью следует активно внедрять в сознание лучшие достижения отечественной музыкальной культуры, которые заставляют людей всех поколений думать, размышлять, анализировать. Только так мы сможем противостоять засилью индустрии музыки легковесной и развлекательной, которая сегодня занимает не соответствующее ей по важности место в судьбе человека и нашего Отечества.

 

УДК 101.1

 

Цепелева Надежда Валерьевна

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЛОСОФИЕЙ

 

Человек и его бытие (существование) – категории, которые являются объектом пристального внимания философии и искусства слова (литературы). Именно антропологическая проблематика, на наш взгляд, объединяет философию и искусство слова как два учения о человеке, как два разных пути устремленности к совершенному, идеальному, целостному. Философия и искусство (литература) – специфические формы общественного познания и сознания мира. Но, взаимодополняя друг друга, они помогают ярче, образнее представить мир, понять основные закономерности его развития, выявить отношение человека к окружающему, постичь глубинные тайны человеческой души.

В высшей школе традиционно основными формами работы на семинарских занятиях являются семинары-дискуссии, беседы, понятийные диктанты, тесты, контрольные работы, ролевые игры. В развитии речи, навыков аргументированной дискуссии помогают интерактивные методики. Однако огромную роль на занятиях философией может играть художественная литература. Согласно М. Хайдеггеру, задачи философии и искусства смыкаются на глубинном уровне мышления. Особенно это касается изучения русской философии. Доказательством и подтверждением тому мы считаем мысль И.А. Ильина: «Русская художественная литература – вот истинная русская философия, самобытная, блестящая философия в красках слова, сияющая радугой мыслей, облеченная в кровь и плоть художественного творчества» [1, с. 51].

В литературных текстах ставятся и раскрываются философские проблемы, представляющие ценность для аналитической работы философов. Приведем, к примеру, обсуждение проблемы свободной воли и теодицеи в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского, проблемы смысла жизни в рассказе А.П. Чехова «Пари», проблемы добра в повести А. Платонова «Правило добра». Для понимания сущности французского экзистенциализма подойдут небольшие по объему художественные произведения Ж.П. Сартра «Стена», А. Камю «Посторонний». Обсуждение глубоких философских проблем можно найти у Л.Н. Толстого, например, остро дискуссионной в студенческой среде является повесть «Крейцерова соната», где обсуждаются вопросы семьи, любви и брака. Как известно, Сартр и Камю были не только великими философами, но и выдающимися писателями. Ф. Ницше – философ и писатель. Писатель и философ – наш В.В. Розанов. Сюжетами многих новелл Борхеса являются философские концепции (от Беркли, А. Шопенгауэра до У. Джеймса).

Неслучайно такие современные авторы, как А. Макинтайр, Ч. Тейлор, М. Насбаум, возлагают на литературу надежды в плане прояснения и выражения сложностей духовного поиска личности, что, конечно, немаловажно для студентов, учитывая их сравнительно небогатый духовный и личный жизненный опыт. М. Насбаум верно замечает, что художественное повествование выражает сложности моральной жизни более плодотворно, чем абстрактное этическое теоретизирование философии. В художественной литературе эстетически обыгрывается та или философская позиция, мировоззрение. Именно литература показывает, что произошло бы, если бы мы заняли такую жизненную позицию и придерживались бы такого мировоззрения, которое показано писателями или поэтами.

Поэтому мы считаем необходимым изучение ху­до­жественных произведений на занятиях философией в высшей школе. Однако подобное изучение должно строиться по типу философского анализа с применением любой методологии, например герменевтической, сравнительно-сопоставительной, историко-философской методологии. Студент, осваивающий философию, должен уметь размышлять над литературным произведением и давать ему интерпретацию, оценку именно с философских позиций. Философский анализ художественного текста может быть письменным и устным. Он может строиться по теме, определенной мысли, цитате или небольшом отрывке. На начальном подготовительном этапе, конечно, предпочтителен устный вариант. В качестве тренировки для выполнения подобного рода работ может быть использована интерактивная методика, в которой создается трехсторонний диалог. В нем участвуют автор текста, современные исследователи этой проблемы и сам студент.

В качестве основы для письменного философского анализа студенту следует дать примерный план ответа. Этот план является свободным и в любом случае может быть видоизменен. Итак, примерный план анализа:

I. Введение:

1. Выявление временного и личностного контекста соз­дания произведения (текста).

2. Характеристика философской тематики и проб­ле­матики.

3. Определение раздела философского знания, к ко­то­ро­му относится названная проблематика.

4. Характеристика формы размышления, жанра, в ко­тором пишет и рассуждает мыслитель (это может философское стихотворение, диалог, исповедь, повесть, статья и т. д.).

II. Основная часть, представляющая собой собственно философский анализ, который, на наш взгляд, обязательно должен осуществляться в контексте культурно-исторической эпохи, мыслительной традиции, к которой принадлежит писатель (или философ), и собственно учения философа (или реконструкция мировоззрения писателя на основе прочитанного):

1. Характеристика композиции, определение исходных посылок, аргументации автора, главной мысли, выделение примеров, доказательств, приводимых писателем (философом).

2. Раскрытие содержания идей, представлений, понятий.

3. Филиация идей, соотношение идей писателя-философа с накопленным человечеством опытом, с идеями предшественников и потомков, которые, вероятно, критически оценивают его мысль.

 

III. Заключение:

1. Собственная критическая оценка взглядов философа, собственное отношение к его идеям, доказательствам, примерам.

2. Выражение своей оригинальной позиции.

Как мы видим, эта работа в целом соответствует традиционной триаде композиции: введение, основная часть, заключение. Как правило, студенты с увлечением берутся за эту работу, которая действительно представляет собой философское творчество. Благодаря подобной работе философия перестает быть скучной и абстрактной, не связанной с реальностью наукой. Она действительно становится любовью к мудрости, формой поиска истины, диалогом, размышлением, диалектикой в ее сократовско-платоновском смысле. Кроме того, данный вид работы, безусловно, сформирует у студента навыки, необходимые для написания курсовой, дипломной и, вполне вероятно, диссертационной работы.

 

Список литературы:

 

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.

2. Наумова Т. А. Синтез философии и литературы как принцип вузовского филологического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. – С.79–80.

3. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля знаний: межвуз. сборник научных трудов / под общ. ред. Н.П. Макаркина. – Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 1994. – 219 с.

4. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе. – М.: Юнити, 2002. – 437 с.

5. Философия и литература: линии взаимодействия: сб. науч. ст. / отв. ред. И.А. Бирич. – М.: МГПУ, 2009. – 231 с.

 

 

УДК 37.036.5

 

Тихонова Елена Роальдовна

ДЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.011 с.)