Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учитель в художественной литературе

Поиск

 

Познание окружающего мира происходит в двух основных формах: рациональной и чувственной. Рациональный вектор познания осуществляется в понятиях, суждениях, умозак­лю­че­ни­ях, теориях, гипотезах и т.д. Чувственный – через ощущения, восприятия, представления. Важными сторонами единого, мно­го­гранного процесса познания является научное и худо­жест­вен­ное познание мира, которое, как отмечает философ С.Я. Свирс­кий, имеет «один и тот же предмет познания – объективную действительность и духовный мир человека в их взаимосвязи и взаимодействии… способны познать сущность явлений и, следовательно, выявить объективную истину» [1, с. 12].

Пихолого-педагогическая наука стремится к осущест­вле­нию понятийного анализа психолого-педагогических процессов, явлений, к систематизации полученной информации, к определению значимых взаимосвязей и закономерностей. Она решает эту задачу преимущественно с помощью абстрактно-логического мышления, посредством понятий, суждений и умозаключений. Не отрицая важности и распространённости абстрактно-логического познания, следует отметить, что неиз­бежно происходит отрыв и абстрагирование от всего, что не относится непосредственно к изучаемому предмету. В результате не только утрачивается целостная картина мира, но и «остается на заднем плане», а иногда и совсем исчезает экзистенциально-значимое отношение человека к миру.

Следует согласиться с Т.Д. Полозовой, которая пишет о том, что в педагогической науке «человеческая личность рассматривается как «набор качеств и способностей», а не как органическое целое, не как неповторимая гармоническая индивидуальность» [2, с. 15]. Возможность избежать объекти­визации личности в процессе объективно-научного познания психолого-педагогических явлений состоит в обращении к художественному мировосприятию.

Особую роль в его развитии играет учитель, а также те работы, в которых раскрывается образ учителя, особенности его профессиональной деятельности. На научно-педагогическую ценность произведений искусства об учителе справедливо указывает ученый-педагог и писатель Г.Н. Волков. «Худо­жест­венная литература обогащает творческую мысль педагога новыми идеями, новыми проблемами, новым подходом к ним, а порою дает импульс к раздумьям просто даже необычным поворотам мысли. Она ломает устоявшиеся каноны, разрушает шаблоны, сложившиеся в науке. Строгий академически стиль не может быть ни единственной, ни универсальной формой передачи педагогической информации» [3, c. 309].

Одна из основных задач искусства состоит в том, чтобы оно отражало все сложности педагогической профессии, помогало учителю понимать себя самого, усиливало его веру в свои творческие возможности и развивало в нем стремление к истине, добру, справедливости.

Образы учителей, раскрытые в произведениях Ч. Айтма­то­ва, В. Астафьева, Ю. Азарова, В. Быкова, Е. Воронцовой,          Л. Иса­ровой, Л. Кабо, А. Лиханова, А. Макаренко, В. Распутина, В. Тендрякова и др., могут стать для будущего учителя источником формирования представлений о педагогическом мастерстве, понимания задач по формированию общечело­вечес­ких ценностей.

В последние десятилетия в негативном контексте обсужда­ется отсутствие образа «идеального учителя», на которого могли бы равняться будущие учителя. Речь идет о том, что в лите­ратурных и кинематографических произведениях последних десятилетий образ учителя представлен сравнительно мало и, как правило, его образ носит негативный характер. Однако на­шей литературе нужен не абсолютно «идеальной герой», а герой – носитель лучших положительных качеств учителя. А такие герои-учителя у нас имеются: Дуйшен в «Первом учителе», В.Н Сороко-Росинский в «Республике ШКИД», В.И. Репнин в «Краже», Алесь Мороз в «Обелиске» В. Быкова, А. Бирюков в «За бегущим днем» В. Тендрякова, В. Сухомлинский в произведениях В. Тартаковского и С. Соловейчика и В. Попов в «Соленге», «Печоре», «Новом Свете» Ю. Азарова и др.

В учебно-воспитательной работе со студентами нами ши­роко используется прием разностороннего раскрытия худо­жественно-педагогических возможностей ряда произведе­ний искусства и художественной литературы, посвященных воп­росам профессиональной деятельности учителя. Рассмотрим пример ознакомления студентов с материалами произведений  В.Ф. Тендрякова «За бегущим днем» и Ю.П. Азарова «Соленга».

В романе В. Тендрякова «За бегущим днем» подняты самые волнующие вопросы обучения и воспитания. Он вызвал целую бурю споров и дискуссий. Вопросы, затронутые в нем, вышли за рамки литературного произведения и стали вопросами общест­венного обсуждения. Именно в этом произведении впер­вые были сформулированы такие больные вопросы, как классно-урочной система преподавания, роль творческой личности учителя в условиях жесткой координации учебного процесса. На основе анализа профессиональной деятельности главного героя романа – учителя русского языка и литературы Андрея Бирюкова – перед студентами раскрывается незау­рядная, твор­чески богатая личность учителя, сложность и противоречивость его профессионального становления.

Каждый раз, после проведенного урока, Бирюкова охваты­ва­ет мысль о том, что он не смог дать ученикам прочного зна­ния. «Каждый день проверяю учеников, но на это уходит добрая чет­верть, а то и половина времени. А могу ли я уверенно ска­зать, как любой из моих учеников знает материал вчерашний, позавчерашний, третьего дня? Нет, не могу. По десять, по пят­надцать учеников не уносят никаких знаний с моих уро­ков... И если я дальше стану работать так, как работаю сейчас, то целые чело­векостолетия по моей вине будут украдены у детей. Сто­летия!... Страшна деятельность учителя-поденщика» [4, с. 300].

 Бирюкова не удовлетворяет сложившаяся форма органи­зации урока, он ищет новые формы и методы, те, при которых все ученики прочно и без зазубривания усваивали бы учебный материал. Особенно его волнует то, что такая стандартная форма проведения урока воспитывает индивидуалистов: «Я возмущаюсь про себя что Сережа Скворцов торжествует при неудачах Феди Кочкина, мне не нравится, что упрямство Сони Юрченко направлено только для себя» [4, с. 332].

В романе Тендряков показывает трудный, но благородный труд учителя, и самое главное, что надо бороться за свои убеждения и понимать свою ответственность за будущее подрастающего поколения. Когда начинаешь находить герои­ческое в будничном, то жизнь становится борьбой за высокие идеалы, за прекрасное будущее, и твоя профессия, профессия учителя, действительно становится самой прек­расной.

Анализ художественных произведений показывает, что од­ной из основных идей является идея становления творческой лич­ности учителя.

Художественно-педагогические произведения, посвящен­ные учителям, представляют интерес не только для будущих учителей, но и для работающих учителей, преподавателей педагогических вузов, для всех тех, кто связан с воспитанием. В них содержится материал, стимулирующий к развитию, к стрем­лению активно овладевать мастерством педагогической деятель­ности, обогащать свои психолого-педагогические знания, быть личностью ищущей, не удовлетворяющейся шаблонами.

 

Список литературы:

 

1. Свирский С. Я. Формирование научного мировоззрения и художественная литература. – Ташкент, 1973. – 264 с.

2. Полозова Т. Д. Открытие мира: Сов.дет.лит. и пробл. формирования читателя-подростка. – М., 1979. – 256 с.

3. Волков Г. Н. Созвездия земли. – Чебоксары, 1979. – 446 с.

4. Тендряков В. Ф. За бегущим днем: Роман// Собр. соч.: В 5 т. – М., 1987. – Т.2. – С.255–585.

 

 

УДК 75

 

Ларькова Надежда Леонидовна

Ларькова Марина Леонидовна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.007 с.)