Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учитель в художественной литературеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Познание окружающего мира происходит в двух основных формах: рациональной и чувственной. Рациональный вектор познания осуществляется в понятиях, суждениях, умозаключениях, теориях, гипотезах и т.д. Чувственный – через ощущения, восприятия, представления. Важными сторонами единого, многогранного процесса познания является научное и художественное познание мира, которое, как отмечает философ С.Я. Свирский, имеет «один и тот же предмет познания – объективную действительность и духовный мир человека в их взаимосвязи и взаимодействии… способны познать сущность явлений и, следовательно, выявить объективную истину» [1, с. 12]. Пихолого-педагогическая наука стремится к осуществлению понятийного анализа психолого-педагогических процессов, явлений, к систематизации полученной информации, к определению значимых взаимосвязей и закономерностей. Она решает эту задачу преимущественно с помощью абстрактно-логического мышления, посредством понятий, суждений и умозаключений. Не отрицая важности и распространённости абстрактно-логического познания, следует отметить, что неизбежно происходит отрыв и абстрагирование от всего, что не относится непосредственно к изучаемому предмету. В результате не только утрачивается целостная картина мира, но и «остается на заднем плане», а иногда и совсем исчезает экзистенциально-значимое отношение человека к миру. Следует согласиться с Т.Д. Полозовой, которая пишет о том, что в педагогической науке «человеческая личность рассматривается как «набор качеств и способностей», а не как органическое целое, не как неповторимая гармоническая индивидуальность» [2, с. 15]. Возможность избежать объективизации личности в процессе объективно-научного познания психолого-педагогических явлений состоит в обращении к художественному мировосприятию. Особую роль в его развитии играет учитель, а также те работы, в которых раскрывается образ учителя, особенности его профессиональной деятельности. На научно-педагогическую ценность произведений искусства об учителе справедливо указывает ученый-педагог и писатель Г.Н. Волков. «Художественная литература обогащает творческую мысль педагога новыми идеями, новыми проблемами, новым подходом к ним, а порою дает импульс к раздумьям просто даже необычным поворотам мысли. Она ломает устоявшиеся каноны, разрушает шаблоны, сложившиеся в науке. Строгий академически стиль не может быть ни единственной, ни универсальной формой передачи педагогической информации» [3, c. 309]. Одна из основных задач искусства состоит в том, чтобы оно отражало все сложности педагогической профессии, помогало учителю понимать себя самого, усиливало его веру в свои творческие возможности и развивало в нем стремление к истине, добру, справедливости. Образы учителей, раскрытые в произведениях Ч. Айтматова, В. Астафьева, Ю. Азарова, В. Быкова, Е. Воронцовой, Л. Исаровой, Л. Кабо, А. Лиханова, А. Макаренко, В. Распутина, В. Тендрякова и др., могут стать для будущего учителя источником формирования представлений о педагогическом мастерстве, понимания задач по формированию общечеловеческих ценностей. В последние десятилетия в негативном контексте обсуждается отсутствие образа «идеального учителя», на которого могли бы равняться будущие учителя. Речь идет о том, что в литературных и кинематографических произведениях последних десятилетий образ учителя представлен сравнительно мало и, как правило, его образ носит негативный характер. Однако нашей литературе нужен не абсолютно «идеальной герой», а герой – носитель лучших положительных качеств учителя. А такие герои-учителя у нас имеются: Дуйшен в «Первом учителе», В.Н Сороко-Росинский в «Республике ШКИД», В.И. Репнин в «Краже», Алесь Мороз в «Обелиске» В. Быкова, А. Бирюков в «За бегущим днем» В. Тендрякова, В. Сухомлинский в произведениях В. Тартаковского и С. Соловейчика и В. Попов в «Соленге», «Печоре», «Новом Свете» Ю. Азарова и др. В учебно-воспитательной работе со студентами нами широко используется прием разностороннего раскрытия художественно-педагогических возможностей ряда произведений искусства и художественной литературы, посвященных вопросам профессиональной деятельности учителя. Рассмотрим пример ознакомления студентов с материалами произведений В.Ф. Тендрякова «За бегущим днем» и Ю.П. Азарова «Соленга». В романе В. Тендрякова «За бегущим днем» подняты самые волнующие вопросы обучения и воспитания. Он вызвал целую бурю споров и дискуссий. Вопросы, затронутые в нем, вышли за рамки литературного произведения и стали вопросами общественного обсуждения. Именно в этом произведении впервые были сформулированы такие больные вопросы, как классно-урочной система преподавания, роль творческой личности учителя в условиях жесткой координации учебного процесса. На основе анализа профессиональной деятельности главного героя романа – учителя русского языка и литературы Андрея Бирюкова – перед студентами раскрывается незаурядная, творчески богатая личность учителя, сложность и противоречивость его профессионального становления. Каждый раз, после проведенного урока, Бирюкова охватывает мысль о том, что он не смог дать ученикам прочного знания. «Каждый день проверяю учеников, но на это уходит добрая четверть, а то и половина времени. А могу ли я уверенно сказать, как любой из моих учеников знает материал вчерашний, позавчерашний, третьего дня? Нет, не могу. По десять, по пятнадцать учеников не уносят никаких знаний с моих уроков... И если я дальше стану работать так, как работаю сейчас, то целые человекостолетия по моей вине будут украдены у детей. Столетия!... Страшна деятельность учителя-поденщика» [4, с. 300]. Бирюкова не удовлетворяет сложившаяся форма организации урока, он ищет новые формы и методы, те, при которых все ученики прочно и без зазубривания усваивали бы учебный материал. Особенно его волнует то, что такая стандартная форма проведения урока воспитывает индивидуалистов: «Я возмущаюсь про себя что Сережа Скворцов торжествует при неудачах Феди Кочкина, мне не нравится, что упрямство Сони Юрченко направлено только для себя» [4, с. 332]. В романе Тендряков показывает трудный, но благородный труд учителя, и самое главное, что надо бороться за свои убеждения и понимать свою ответственность за будущее подрастающего поколения. Когда начинаешь находить героическое в будничном, то жизнь становится борьбой за высокие идеалы, за прекрасное будущее, и твоя профессия, профессия учителя, действительно становится самой прекрасной. Анализ художественных произведений показывает, что одной из основных идей является идея становления творческой личности учителя. Художественно-педагогические произведения, посвященные учителям, представляют интерес не только для будущих учителей, но и для работающих учителей, преподавателей педагогических вузов, для всех тех, кто связан с воспитанием. В них содержится материал, стимулирующий к развитию, к стремлению активно овладевать мастерством педагогической деятельности, обогащать свои психолого-педагогические знания, быть личностью ищущей, не удовлетворяющейся шаблонами.
Список литературы:
1. Свирский С. Я. Формирование научного мировоззрения и художественная литература. – Ташкент, 1973. – 264 с. 2. Полозова Т. Д. Открытие мира: Сов.дет.лит. и пробл. формирования читателя-подростка. – М., 1979. – 256 с. 3. Волков Г. Н. Созвездия земли. – Чебоксары, 1979. – 446 с. 4. Тендряков В. Ф. За бегущим днем: Роман// Собр. соч.: В 5 т. – М., 1987. – Т.2. – С.255–585.
УДК 75
Ларькова Надежда Леонидовна Ларькова Марина Леонидовна
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.007 с.) |