Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чебаркова Наталия Александровна

Поиск

ПРОЕКТ «HOMETOWN»: ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современное искусство разнообразно в своих проявлениях. Одними из них являются иллюстрация и граффити. Многие считают граффити одним из самых эмоциональных и выразительных стилей, который способен вызвать самые различные впечатления – от шоковых до высоко эстетичных. К сожалению, не многие из этих произведений несут в себе (и по форме и по содержанию) какую-либо просвещенческую, а тем более образовательную нагрузку. В проекте, разрабатываемом нами, мы сделали первые шаги в направлении интеграции образовательного и художественного векторов в развитии граффити. Следует сказать, что зарубежные и отечественные исследователи искусства уже обращались к теоретическому анализу подобных попыток: Е.В. Баженова, Н. Ганц (N.Ganz), М.Л. Лурье, С. Пауэрс (Powers.S), О.Ю. Трыкова, К.Э Шумов и других. В этих работах иллюстрация и граффити рассматриваются в исторических, формальных, содержательных и социальных аспектах. Отдельный блок работ посвящен художественным достоинствам этого вида искусства.

Задачей тезисов является демонстрация практических возмож­ностей граффити как разновидности иллюстративного искусства для образовательной деятельности.

Результаты. Анализ, вышеупомянутых работ показал, что в современном обществе иллюстрация ассоциируется с изобра­жениями, созданными художниками в их особом оригинальном стиле для какого-либо текста – книги, статьи, инструкции – на заказ. Все больше отечественных изданий уделяет внимание своей индивидуальности, узнаваемости, и все меньше этому соответствуют работы фотографов. Кроме того, следует учитывать повышенную визуально-информативную насыщен­ность фотографиями. В связи с этим все больше журналов, рекламных агентств, дизайнерских студий нанимают иллюстраторов с ярко выраженным индивидуальным стилем на проектные работы. Иллюстратор, соответствующий данным критериям, как правило не работает в штате организации, а выполняет работы в качестве фрилансера, что дает художникам возможность жить в любой точке планеты, при условии, что там есть Интернет.

Следует отметить, что в России иллюстрация не настолько развита, как за рубежом. И, к сожалению, традиционно ценится умение иллюстратора передать изображение «фотореа­листично», нежели индивидуальный стиль. Большинство считает, что рисовать хорошо – значит рисовать реалистично, с максимальной схожестью с оригиналом. Однако мышление людей в сфере изобразительного искусства становится более свободным и восприимчивым в плане новшеств, необычного сочетания материалов, техник исполнения, нестандартных решений, идей. Изображение не обязано быть реалистичным– для этого есть фотография. Преимущество иллюстрации как раз и заключается в том, что может передать особое состояние, необычный мир, выделить главное, стереть второстепенное. Очевидно, что довольно скоро сфера иллюстрации в России в своем развитии догонит зарубежных коллег, к тому уже существуют определенные предпосылки, как, например, работа замечательных профессиональных иллюстраторских агентств (Pic-o-Matic, CatsWolf, BangBang!). Мы рассматриваем граффи­ти как часть этого процесса.

Считается, что граффити тесно связаны с хип-хоп культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в период с 1969 по 1974. Райтеры (художники) стремились оставить свои теги (росписи) везде, где только можно, притом максимальное количество раз. Вскоре после того, как Нью-Йорк уже стал новым центром граффити, средства массовой информации обратили внимание на это новое культурное явление. Кроме Нью-Йорка, сущест­вует много других замечательных примеров граффити в различных городах, и стоит понимать ту грань, когда граффити переходит из искусства в вандализм.

Внутри общего стиля граффити существуют различные направления. Наиболее популярными являются:

-  Throwup – быстрый рисунок, появившийся в Нью-Йорке. Именно он делается так называемыми бомберами и более всех других стилей близок к «вандализму»;

-  Daimstyle (Fx, 3D). Основатель F.Daim – гражданин Гер­мании. Объемный и очень сложный в исполнении стиль, который является практически легальным;

-  Blockbusters – это стиль, в котором преобладают большие и объемные буквы;

-  Wildstyle – настоящие произведение искусства, напо­ми­нающее монументальную живопись.

-  Character-комиксы и персонажи. Это стиль – наша перс­пектива, так как мы хотим разработать целую серию исто­ри­чес­ких комиксов, посвященных русским и российским героическим персонажем (от Ильи Муромца до В. Талалихина и Гагарина.

Наш стиль – это что-то среднее между Wildstyle и Character.

В современной системе образования история относится к тем предметам, который следует знать. Однако в дейст­ви­тельности знания по истории и у тех, кто заканчивает среднеобразовательную школу, и тех, кто изучает ее в высших учебных заведениях, находятся на очень низком уровне. Во многом это обусловлено нехваткой времени, общей эрудиции, отсутствием желания и низкой мотивацией. Однако обра­зованный человек должен, на наш взгляд, обладать необходимым минимумом знаний по истории. И, в первую очередь, по истории своей Родины. Наш проект «HomeTown» направлен на решение этой проблемы. Мы кратко рассказываем историю городов, которые рисуем, выделяем только самые интересные факты, показываем только самые основные достопримечательности. Почти все молодые люди в совре­менных условиях предпочитают визуальный ряд чтению, и почти все большее количество времени проводят в социальных сетях, в которые мы и выкладываем свои работы. А прочитать небольшой текст под изображением для большинства людей не составляет труда, на интересные факты не жалко потратить время. И вот, просмотрев несколько наших принтов с городами, человек знает уже гораздо больше о России, видит ее широту, размах, насыщенность интересными, необычными местами. Проект «HomeTown» выполняет не только эстетическую функцию. Он несет смысловую нагрузку, и каждый принт, сопровождаемый текстом, выполняет информационно- просветительскую функцию, выполняя ту задачу, которая была поставлена во введении и реализуется как цель проекта.

 

Список литературы:

1. Бажнова Е. В. Граффити [Текст] / Е.В. Бажнова, М.Л. Лурье, К.Э. Шумова. – М.: Современный городской фольклор, 2003.

2. Ganz Nicolas. Graffiti World Street Art From Five Continents. – Изд-во Harry N. Abrams inc. Publishes, 2004. – 189c.

3. Граффити / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 22.09.2015).

4. Power S. The Art of Getting Over. Graffiti at the Millennium. – N.Y., 1999. 

 

 

УДК 37.012 +37.015

Петрова Ирина Владимировна

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ

                                                                     

Современная образовательная ситуация в России харак­теризуется двумя разнонаправленными векторами. С одной сто­роны, ярко выражена линия своего, уникального пути развития, базирующегося на отечественных педагогических и воспита­тельных традициях. С другой – идет переориентация на обще­ми­ровые педагогические практики, методы и технологии. Это во многом обусловлено введением компетентностного подхода, внедрением компетенций в нормативную и практическую сос­тав­ляющую отечественного образования. 

В современном мире не существует единого общепри­нятого реестра компетенций. Их содержание определяется стра­тегической установкой социума на формирование способностей, которые помогут человеку не просто существовать в нашем обществе, а постоянно развиваться и становиться творческой самодостаточной личностью. Именно поэтому «отбор» компе­тен­ций идет в направлении само-развития, со-творчества, со-причастности к происходящему в обществе. К наиболее часто встречающимся компетенциям относятся такие, как изучать…, искать…, думать…, сотрудничать… уметь извлекать пользу из…, уметь решать проблемы…, адаптироваться... и т. д.

Для формирования компетенций необходимо их практи­ческое освоение, что предполагает опыт их применения. Дру­гими словами, речь идет о взаимоотношении между знанием (осознанием и пониманием) и практикой (опытом). Фор­мирование этого взаимоотношения возможно только при ус­ло­вии личностно-значимого отношения со стороны ученика. Оно начинается с постановки таких целевых вопросов, как «Зачем мне это надо?», «Для чего я это могу использовать?», и заканчивается такими рефлексивно-оценочными вопросами как, «Насколько я успешен в этом», «Как мне удалось это освоить».

Данный подход предполагает наличие «личностного знания» у ученика. Его приобретение формируется не только путем постижения знаний, умений, навыков, но и путем «приобретения» определенных ценностей. Они на первый взгляд не имеют прямого отношению к изучаемом предмету, однако их «приобретение» мотивирует, а также облегчает по­нимание изучаемого предмета. Кроме того, начинает фор­мироваться индивидуальной стиль деятельности каждого ученика. И то, насколько его формирование будет успешным, определено взаимосвязью интеллекта – мотивации – действия (опыта).

В учреждениях начального общего образования в соот­ветствии с рекомендуемым федеральными государствен­ными образовательными стандартами (ФГОС), составом учебных предметов и распределением учебного времени между ними фиксируется следующая структура: инвариативная часть; вариа­тивная часть; внеурочная деятельность. Их содержание опреде­ляется основной целью внедрения ФГОС – «обще­культурное, личностное и познавательное развитие учащихся». Структура и содержание общегосударственных образова­тельных программ нового поколения в вопросах, касающихся «универсальной учебной деятельности», «духовно-нравствен­ного воспитания учащихся», а также вариативной части прог­раммы (региональные особенности содержания) и внеуроч­ной деятель­ности предполагает применение новых форм обу­чения, которые и позволят сформироваться творческой развивающейся личности. Более того, они должны быть ориентированы на формирование «ключевой» компетенции – умения учиться, что предполагает усиление интеллектуальных, мотивационных, деятельностных характеристик личности ученика и взаимо­действия между ними.

Одним из реальных путей общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся является адаптация и распространение успешного зарубежного опыта в сфере объеди­нения искусства и образования. Например, таким проектом является «Музейная педагогика», работающая в Германии, Фин­ляндии, Канаде, Англии. Ее основатель и идейный вдохновитель – Альфред Лихтварк, директор художественного музея в г. Гам­бурге в начале ХХ века. Основой данного проекта является мысль о необходимости включения современного искусства в целом и музея в частности в жизнь города. Впоследствии эта идея была реализована в музеях многих стран мира. Вековой опыт развития музейной педагогики был обобщен в 2006 году группой европейских ученых в фундаментальной работе «Учение в течение всей жизни в музеях. Европейский опыт», издан­ной в каталоге выставки «Взгляд публики» (Болонья, IBC-CLUEB, 2006).

Еще одним общезначимым, общегосударственным проек­том является «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Цель проекта заключается в развитии межкультурной коммуникации и содействии укреплению мира. Это предполагает решение та­ких задач, как изучение и распространение позитивного и эф­фек­тивного опыта в сфере образования и воспитания, создание дополнительных возможностей для развития между­народных контактов ассоциированных школ и школ-участниц, создание условий для творческого и научного развития учителей и преподавателей учебных заведений, входящих в систему ассоциированных школ ЮНЕСКО. К настоящему времени их число составляет более 7000 образовательных учреждений в более чем 170 странах, в том числе лицей № 176 г. Но­во­си­бирска (РФ).

Актуальным проектом является программа «Культурное просвещение. Диалог России и Германии». Цель проекта – сфор­мировать импульсы развития в сфере культуры. Достижение цели предполагает решение ряда задач: про­ана­ли­зировать модели, существующие в России и Германии, наладить сетевые связи между российскими и германскими специа­листами и поддержать перспективные инициативы в Санкт-Петербурге. В проекте участвуют: Мариинский театр; Арт-Центр «Пушкинская-10», Музей нонконформистского искусства; Центральная детская библиотека Невского района; Детский музыкальный театр «Зазеркалье»; Фестиваль «Детские дни в Петербурге».

С учетом опыта создания Детских университетов (Children University) в Польше, Великобритании, с 2012 г. в Москве на базе Политехнического музея создан «Университет детей». Раз­ра­ботчиками этой программы являются ученые и продюсеры. Занятия проходят в аудиториях и лабораториях научных институтов, Политехнического музея, в производственных ком­па­ниях. В зависимости от изучаемой темы, занятия также могут проходить в Московском зоопарке, в Институте «Стрелка», в компаниях Google и Яндекс, в Лаборатории антропологической реконструкции РАН.

В каждой из региональных столиц нашей страны есть отдел развивающих программ для детей, работающий по принципам музейной педагогики. На стыке искусства и образования формируются новые направления. В Санкт-Петербурге это программа «Театральный урок» в Мариинском театре, проект «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» на базе Русского музея. В Москве – камерные театральные концерты в Третьяковской галерее, про­ект «Шкатулка музыкальных драгоценностей» в Государствен­ном геоло­гичес­ком музее им. В.А. Вернадского. В ново­сибирском театре «Глобус» реализуется молодежный проект «Театральное закулисье», в Новосибирской государственной филармонии – «Открытая репетиция оркестра», а в Центре изобразительных искусств в Новосибирске – проект «Худож­ни­ки-детям».

Важность развития новых форм взаимодействия искусства и образования обусловлена тем, что культура отвечает на те потребности, которых еще нет и они только формируются у человека. Для этого процесса важно создать среду, где эти потребности могут появиться и актуализироваться. Это трудо­емкий процесс, требующий организационных усилий и мате­риальных вложений. Но это необходимо, ибо культура не пере­дается генетически и нужно постоянное усилие и того, кто учит, и того, кто учится.

 

Список литературы:

1. Электронная газета «Вести образования» /  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eurekanext.livejournal.com/321386.html

2. «Lifelong Learning in Museums. A European Handbook» Edited by Kristen Gibbs, Margherita Sani, Jane Thompson (over page) From The catalogue of the exhibition Gli occhi del public  (Bologna, IBC – CLUEB, 2006)

3. Информационный бюллетень по итогам деятельности Городской межведомственной сетевой экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство». Выпуск II. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014. – 118с.

4. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/336

 

 

Lea Fink

«YOU ALWAYS HAVE A CHOICE!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.253.224 (0.011 с.)