Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование функции чтения и письмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Чтение вслух 2. Чтение про себя 3. Рядовое чтение - больному предлагают написать перечень дней недели, месяцев года, числового ряда и прочитать. СЧЕТ
Термин «счет» имеет два значения: во-первых, это пересчитывание реальных вещей с целью определения их качества; во-вторых, это выполнение арифметических действий – сложения, вычитания, умножения и деленияв в устной или письменной форме). Акалькулия – нарушение счета. Из всех видов интеллектуальной деятельности в клинике поражений мозга наиболее часто оказываются пострадавшими арифметические действия и счетные операции, которые могут нарушаться по-разному в зависимости от локальных поражений мозга. При поражении теменных и теменно-затылочных отделов возникают расстройства пространственных отношений и ориентировки в пространстве. В основе теменной акалькулии лежит дефект системы пространственных координат, проявляющийся прежде всего в нарушении понимания состава и разрядного строения числа, понимания значения арифметических знаков, направления отсчета и пр. При поражении теменно-затылочных отделов левого полушария акалькулия может включаться в синдром семантической афазии, связанной с дефектами логико-грамматических операций, то есть понимания связей и отношения чисел. При поражении затылочных долей мозга не наблюдается грубого распада понятия числа. При сохранности основного состава счетных операций возникает затруднение в дифференцированном восприятии цифр (особенно близких по рисунку), так как развиваются характерные оптические и оптико-пространственные расстройства. При поражении лобных долей мозга (в передних или базальных отделах) остается сохранным узнавание Цифр называние числительных, сохраняются процесса автоматизированного счета. Однако выпадает целенаправленность действия, упрощаются программы, позволяют инертные стереотипы, нарушается сличение эффекта с исходными данными. В первую очередь нарушается последовательность действий, а также запоминание промежуточных результатов. Поражение задних лобной доли выражается в речевых и двигательных персеверациях, нарушающих выполнение счета. Любая проба повторяется несколько раз (не больше пяти). При этом анализируются ошибки, время повторения. Результатом исследования может быть кривая запоминания (нормальная, ригидная, истощающаяся).
Для усложнения задачи может быть использована интерференция: например, простые арифметические задачи, после которых больного просят повторить нужные слова. Кривая запоминания и результаты отсроченного воспроизведения могут указывать на мнестические расстройства ослабление внимания, а также выраженную утомляемость больного. Акалькулия может возникать и при поражении височных отделов левого полушария на фоне нарушения фонематического слуха и слухоречевой памяти. Для таких больных недоступно называние числительных. Наиболее грубые дефекты возникают в устном счете. Однако сохранность зрительного восприятия позволяет компенсировать устный дефект сохранением основного строения счета в письменной форме. В структуре мнестических, акустических или рече-двигательных расстройств нередко могут быть зрительные агнозии или амнезии на числа, а также нарушения словесного обозначения чисел.
Ориентировка в пространстве Ориентировка в пространстве как комплексный процесс формируется в детском возрасте и представляет большие затруднения в случаях амбидекстрии или скрытого левшества. При ориентировке в таких координатах, как верх-низ, правое-левое, кроме симультанного зрительного восприятия в процессе участвуют вестибулярный анализатор, а также его кинестетические сигналы от ведущей (правой) руки. Пробы на исследование пространственной ориентировки: ■ определение правой и левой руки; ■ перенос позы с одной руки на другую; ■ называние пальцев рук; ■ анализ расположения стрелок на часах; ■ сравнение правильно и неправильно написанных букв, цифр; ■ ориентировка в географической карте (в прямом и зеркальном изображениях); ■ схематическое изображение плана своей комнаты, палаты, кабинета врача и пр.; ■ деление линии; ■ графические пробы (обнаружение сходства и различия между зеркально расположенными линиями или фигурами – срисовать, выложить из спичек и пр.); ■ неправильность расположения предмета в пространстве (игнорирование дефекта, невозможность исправления ошибки). Пространственная ориентировка нарушается при поражении нижнетеменных и теменно-височно-затылочных отделов коры большого мозга.
Память Память – это сохранение разнообразных знаний и навыков, которые получает человек в процессе обучения. Основы памяти – восприятие, запоминание и удержание информации, а также возможность ее воспроизведения. Память – необходимое условие для осуществления всех форм высшей нервной деятельности. В формировании высших психических функций имеют значение модально-неспецифическая (глобальна память). Виды памяти: · Зрительная · Слуховая · Слухоречевая Нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания информацию обозначается амнезией (от греческого amnezis – забывчивость – потеря памяти). Выделяют: · Фиксационную амнезию · Прогрессирующую амнезию · Антеградную амнезию · Конградная амнезия · Ретроградная амнезия · Кататимная амнезия (во время гипноза)
Нарушения памяти при очаговых поражениях мозга Поражение лобной доли: больные не могут использовать вспомогательные смысловые связи как средство запоминания, появляются самостоятельные ассоциации, происходит нарушение активного запоминания, возможно повторение ошибки, одних и тех же слов, трудность переключения. Кривая памяти в виде плато. Поражение височной области слева: акустико-мнестический дефект – больные не могут удержать в памяти речевые ряды, упускают детали, заменяют отдельные слова, не могут вспомнить первый рассказ, если прочитано два. Поражение лобно-височной области: больные не корригируют ошибки, смешивают элементы первого ивторого рассказов, дают типичные контаминации, вплетают побочные ассоциации. Поражение структур лимбико-ретикулярного комплекса: глобальные, модально-неспецифические расстройства, повышенная тормозимость следов, особые трудности при заучивании новых слов. Поражение глубинных структур: у больных возникают те же нарушения, что и при поражении структур лимбико-ретикулярного комплекса, но четко выражен флюктуирующий характер расстройств, быстрое истощение, часто сочетающееся с эмоциональной торпидностью; возможны развитие мутизма, дисфазии, остановки речи, пропуски, перестановки слов, парафазии, а также изменения уровня бодрствования, формирования доминирующей мотивации.
Мышление Мышление – высшая форма нервно-психической деятельности, включающая решение разнообразных задач и проблем социально-бытового, профессионального и творческого характера, а также программирование поведения. Это сложный интегративный процесс, в реализации которого принимают участие практически все отделы мозга, работающие по принципу единой функциональной системы. В пожилом и старческом возрасте на фоне сосудистых, дегенеративных процессов, а также после глобальной гипоксии, ишемии, отека и набухания мозга, сопровождающихся необратимой гибелью нейронов, обычно снижены внимание, память, быстрота переключения с одного вида деятельности на другой, усвоение нового материала и пр. Важно, что приобретение новых навыков и усвоение нового материала связаны не только со структурными изменениями нейрона, но и в основном с выработкой новых связей между нейронами, что обусловливает широту творческого потенциала, который в повседневной практической деятельности человека используется далеко не полностью.
Сознание
Сознание – высшая форма отражения реальной действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ориентироваться в окружающем мире, времени собственной личности, обеспечивающих преемственность единства и многообразия поведения. Воплощено оно в мозговой нейродинамике в речи и предметной деятельности человека. В клинической практике о состоянии сознания судят по ориентированности в окружающем: во времени, месте пребывания окружающих лицах, и в собственной личности. В клинической практике принято подразделять нарушение сознания на две большие группы: I. Продуктивные формы. Развиваются на фоне бодрствования и характеризуются они дезинтеграцией психических функций, извращением восприятия окружающей среды и собственной личности и именуются изменением сознания: 1. Делирий. 2. Онейроидные состояния. 3. Сумеречное расстройство сознания. 4. Психомоторное возбуждение. Как правило, этой категорией пациентов занимаются врачи скорой и общей практики и специалисты врачи-психиатры. II. Непродуктивные формы нарушения сознания со снижением уровня бодрствования, угнетением психических функций и двигательной активности и именуются они – угнетением сознания. Клинически выделяют синдромы угнетения сознания: 1. Оглушение. 2. Сопор. 3. Кома. Оглушение проявляется замедлением мышления и речи, недостаточным восприятием и оценкой происходящего со снижением внимания и наличием патологической сонливости. Сопор – характеризуется резким угнетением психической активности. Больной может открыть глаза при повторных командах, но словесный контакт практически невозможен. Есть реакция на грубые болевые раздражители. Отмечаются автоматические жестикуляции, сосательный и хватательный рефлексы. Кома –полная утрата сознания с отсутствием реакции на любые внешние раздражители. Градации комы: I. Умеренная кома. Зрачковые и роговичные рефлексы сохранены. Глаза не открывает в ответ на наносимые болевые раздражители. Могут быть сгибательное и разгибательное движения в ответ на болевое раздражение. Контроль над сфинктерами отсутствует. Глотание резко затруднено. Дыхание и ССС относительно стабильны. П. Глубокая кома. Отсутствие какой-либо реакции на болевые раздражители. Произвольных и спонтанных движений нет. Глотание не возможно, нарушено дыхание, снижено АД, отсутствуют зрачковые и роговичные рефлексы.
III. Запредельная кома. Двухсторонний мидриаз, арефлексия, нарушение ритма дыхания с наличием апноэ. Показания АД критические. Шотланские нейрореаниматологи Женет иТейЗдел из г. Глазго в 1974 году предложили шкалу для определения степени угнетения сознания. И еще одно название этой шкалы – шкала Глазго для оценки комы (ШГОК) 15 баллов – ясное сознание; 13-14 баллов – оглушение; 9-12 баллов – сопор; 4-8 баллов – кома; 3 балла – смерть мозга.
Шкала для определения степени угнетения сознания
Особые формы нарушения сознания: 1. Апаллический синдром: Он развивается при поражении корковых структур и супратенториальных отделов при сохранности ствола мозга. Клинически проявляется отсутствием спонтанных движений и речи, эмоциональных реакций и памяти. Возможно развитие при энцефалите, менингоэнцефалите, интоксикациях и гипоксии. 2. Вегетативное состояние: Близко к апаллическому синдрому. Возникает в результате обширных повреждений больших полушарий мозга и подкорковых образований при сохранности ствола как результат инфекционных заболеваний – энцефалит, менингоэнцефалит. Клинически отсутствуют психические функции при сохранности вегетативных. 3. Акинетический мутизм: «Бодрствующая кома» – отсутствуют активные движения и речь, нет реакции на болевые раздражители, но глаза открыты, что создает ложное впечатление о сохранении сознания. Развивается при двухстороннем медиобазальном поражении лобных долей. Описан при разрыве аневризмы передней мозговой артерии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.012 с.) |