Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Высшие психические функции и их нарушения при поражениях головного мозгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Высшие психические функции являются функциональной системой со сложным и иерархическим строением, они условно рефлекторны по своему механизму, имеют общественно-историческое происхождение и развиваются у каждого индивидуума после рождения в социальной среде под действием уровня цивилизованности общественной структуры и в том числе языковой структуры. Высшие психические функции осуществляют в норме не только получение, переработку и хранение информации, но и обеспечивают создание новых программ обучения, поведения, регуляции и контроля целенаправленной деятельности. В клинической нейропсихологии по Лурия разделяет три основных блока – гнозис – гнозия, праксис – праксия, речь, память, мышление, сознание. Для понимания работы мозг как единого целого необходимо знание трех функциональных блоков: 1. Первый блок – обеспечивает регуляцию тонуса коры – ретикулярная формация ствола, межуточный мозг, медиальные отделы коры больших полушарий. 2. Второй блок – обеспечивает получение, обработку и хранение информации. Он представлен конвекситальными отделами мозга с едиными принципами иерархической организации: первичные проекционные зоны, вторичные гностические зоны и третичные зоны перекрытия 3. Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля психической деятельной, а так же двигательной активности. Он представлен в основном лобными долями и ассоциативными межполушарными связями. Первичные проекционные поля получают информацию от периферических отделов всех анаплизатоов. Вторичные проекционно-асссоциативные цитоархитектонические поля обеспечивают интеграцию информацию. Третичные ассоциативные представленные верхними слоями коры. Впервые киевский анатом Бец (1874 г) выделил шестислойные слой коры головного мозга, включающий в себя: · молекулярный слой; · наружный зернистый слой · слои малых и средних пирамидных клеток · внутренний зернистый слой · слой больших пирамидных клеток (клетки Беца) В последующем в 1909 году Бродман, в 1922 году Экономо, в 1925 Коскинас продолжили разработку цитоархитектонических полей и в настоящее время они представлены в виде схем они слайдах
ГНОЗИС ГНОЗИС – от греческого способность воспринимать и узнавать предметы по чувственным восприятиям
Основными условиями для процесса узнавания являются структурная и функциональная организации специфического восприятия (зрительного, слухового, вкусового, обонятельного и др.), а также функциональные взаимодействия систем лимбико-ретикулярного комплекса, медиобазальных отделов лобной и височной коры и смежных межанализаторных систем. Процессы восприятия и узнавания обеспечиваются периферическими и проводниковыми отделами анализаторов, а также взаимодействием проекционных, проекционно-ассоциативных и ассоциативных цитоархитектонических полей большого мозга. АГНОЗИЯ – расстройство узнавания. Исследование зрительного гнозиса - выявление зрительной агнозии или душевной слепоты. 1. Предметный гнозис - больному предлагается узнать простые и хорошо знакомые предметы. Как результат этого игнорирование предметов им при ходьбе - больной на них натыкается - предметная агнозия. 2. Лицевой гнозис - больному предлагаются для узнавания портреты или фотографии знакомых лиц - лицевая агнозия. 3. Буквенный гнозис – это способность различать печатные и прописные буквы. Нарушении приводят к буквенной агнозии и как результат – алексия и аграфия. 4. Симультанный гнозис – агнозия – способность видеть только отдельные элементы, невозможность оценить сюжет в целом. Теменно-затылочная доля. 5. Акустический гнозис – нарушение его приводит к слуховой агнозии и ли к душевной глухоте. Пациент не способен узнавать предмет по падающем звуку, неспособен узнавать музыку (амузия), не способен воспринимать речь (слуховая агнозия речи), с таким пациентом не возможен речевой контакт. При слуховой агнозии развивается агнозия к звукам (не узнает лай собаки, мяуканье кошки). Височная доля. 6. Сенситивный гнозис как проявление его нарушение двумерно-пространственного чувства и стерео гнозиса. Теменная доля. Как проявление астереогнозии у пациента развивается аутопогнозия (затруднение определения частей тела) с появление ощущении ложных конечностей – полимелия (теменная доля, правое полушарие. Как проявление сенстивной агнозии может развиться нарушение восприятия собственного дефекта (анозогнозия, больной не замечает парализованное конечности (синдром Бабинского).
7. Обонятельная и вкусовая агнозия обеспечивается медиабазальными отделами коры височной доли.
ПРАКСИС Праксис – от греческого действие – это способность выполнять последовательные комплексы движений и совершать, целенаправленны действия по выработанному плану (схеме). Это необходимо в повседневной нашей жизнедеятельности, а так же в процессе овладении профессией. АПРАКСИЯ – синдром, характеризующийся утратой выработанных в процессе индивидуального опыта сложных целенаправленных действий и профессиональных навыков. 1. Кинеститический (динамический) праксис – Кулак, кольцо, кулак и т. д. Менять положение кисти: кулак, ребро, ладонь и т. д. Разогнуть предплечье с разгибанием пальцев, которые были сжаты в кулак «Игру на рояле» – последовательные движения пальцами Застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки, зажечь спичку. Кинетическая апраксия (нарушение последовательности, плавности движений, двигательные персеверации – бесконтрольное повторение начавшегося движения). Двигательные персиверации – бесконтрольное посторенние начавшегося движения. 2. Пространственный (конструктивный праксис) – врач придает определенное положение своей руке и просит пациента повторить ее положение; рука расположена перед грудью ладонью вниз, вверх, ребром; левая рука касается правого уха, глаза и пр. Больному предлагают: Построить фигуру из спичек, составить определенный узор или модель дома из отдельных кубиков. Конструктивная апраксия – нарушение пространственных представлений: верх-низ, правое-левое, трудности переключения пространственно-ориентировочных движений. 3. Кинеститический практис (праксис позы). Больному предлагают повторить определенные позы пальцев рук исследующего одной, затем другой рукой: Соединить первый и второй пальцы в кольцо Сжать и разжать пальцы в кулак Воспроизвести угол отведения или приведения кисти, предплечья, плеча. Воспроизвести различные положения пальцев кисти (вытягивание второго и третьего пальцев, второго и пятого и т. д.) Наложить второй и третий пальцы друг на друга. Кинестетическая апраксия (теряется представление о мышечно-суставном чувстве, об определенных углах в суставах). 4. Регуляторный (идеаторный) праксис. Больному предлагают задания: показать, как закуривать сигарету, расстегнуть и застегнуть пуговицы. Идеаторная апраксия (нарушение программирования движений, замена нужных движений стереотипными, персеверация элементов двигательной программы целом) 5. Символический праксис – больного просят погрозить пальцем, поманить пальцем, показать, как берут вилку, забивают гвоздь, пилят, шьют. Символическая апраксия – нарушение этих действий. 6. Оральный праксис – больному предлагают: высунуть язык и удержать его в нужной позе, вытянуть губы, оскалить зубы, надуть щеки, по образцу или речевой инструкции пожевать, поцеловать, посвистеть, поцокать и пр. Оральная апраксия (нарушение двигательной программы губ, языка, артикуляторного аппарата). РЕЧЬ
Речь – способность произносить и понимать слова и фразы, осмысливать их, соединять с определенными понятиями. Со звуковой речью тесно связано умение читать и писать. Речевые процессы являются сложной системой сенсо-моторных отношений, имеющих свою специфическую организацию. Процесс произношения слов представлен системой артикуляторных движений, сформированных в прошлом опыте и имеющих в качестве основы работу кинестетического и слухового анализаторов. Центры речи и ….. в доминантном полушарии: у праворуких в левом, у леворуких - в правом.
Перед исследованием речи целесообразно уточнить у больного или его родственников наличие признаков левшества, что имеет значение в топической диагностике церебрального процесса. • Ведущая рука в быту (при письме, пользовании зубной щеткой, расческой и др.). • Перекрест пальцев обеих рук (при праворукости большой палец располагается сверху). • Перекрест рук на груди (у правшей – правая рука сверху). • Аплодирование (правая рука сверху и активнее). • Ведущая рука при игре с мячом и др. • Ведущий глаз при пользовании подзорной трубой. • Ведущая нога при подпрыгивании - опорная нога и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.01 с.) |