Исследование речи у больного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование речи у больного



Исследование начинается с оценки спонтанной речи больного, которая анализируется в процессе беседы. Оцениваются ответы на вопросы (словом или фразой), способность к развернутой монологической речи, нарушение структуры слова, фразы, литеральные или вербальные парафазии.

1. Номинативная функция речи. Больному предлагают назвать реальные объекты, окружающие предметы, части тела, картинки.

2. Понимание смысла речи и словесных значений. Больного просят выполнить простые и сложные инструкции.

3. Отраженная речь. Больному предлагают повторить изолированные звуки, слоги, оппозиционные фонемы (ба-па, па-ба), короткие предложения.

4. Повествовательная речь. Пациенту предлагают пересказать короткий рассказ составить рассказ по картинке.

5. Автоматизированная речь. Больному предлагают перечислить в прямом и обратном порядке ряд натуральных чисел, дни недели, месяцы и времена года и пр.

6. Понимание логико-грамматических структур. Исследуется анализ понимания: Конструкций родительного падежа (брат отца – отец брата, мамина дочка). Конструкций с предлогами (над, под). Непосредственной ориентировки (слева, справа, сверху, снизу). Сравнительных отношений (длиннее – короче, менее – более).

Временных инструкций («перед завтраком я прочитал газету» – что сделал раньше?). Пространственных конструкций («солнце освещается землей» или «земля освещается солнцем» - что верно?). Логических инверсий («Петю ударил Коля» - кто драчун?).

 

НАРУШЕНИЕ РЕЧИ – АФАЗИИ

 

Афазия – это нарушение речи, возникающее при локальных поражениях доминантного полушария большого мозга (левого полушария у правшей) и представляющее собой системное расстройство речевой деятельности.

1. Сенсорная афазия (импрессивная речь) возникает при поражении задней трети верхней височной извилины (22-е поле центр Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, то есть способности различать звуковой состав слова, что приводит к резкой дезинтеграции всей речевой системы. Больные не понимают обращенную к ним речь, а также критически не оценивают расстройства собственной речи. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», «окрошкой» – «жаргоном афатика». Иногда больным удается правильно произнести отдельные привычные слова. Пациенты заменяют одни звуки другими (литеральные парафазии) или одно слово другим (вербальные парафазии).

2. Амнестическая афазия (оптико-мнестическая афазия) возникает при поражении задненижних отделов височно-теменно-затылочной области (37-е поле). Распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связь между зрительным образом слов и их наименованием. В устной речи это проявляется тем, что больные не могут назвать показанный предмет и пытаются дать ему словесное описание. Обычно это попытка охарактеризовать функциональное значение предмете «то, чем пишут», «то, из чего пьют» и др.

3. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении среднезадних отделов 21-го и 37-го полей. При этом виде афазии слух больного остается нормальным, он правильно воспринимает звуки, устную речь, однако не способен запомнить даже сравнительно небольшой материал (серию из 3–5–10 слов) вследствие сужения объема слухоречевой памяти. У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи и поиске нужных слов, вербальные парафазии. Речь скудная.

4. Семантическая афазия (смысловая) возникает при поражении теменно-височно-затылочной области. Нарушается понимание логико-грамматических конструкций, предлогов сравнительных отношений, конструкций родительного падежа, временных и пространственных отношений.

5. Эфферентная моторная афазия возникает при поражении задних отделов второй лобной извилины (44-е поле-центр Брока). При поражении этой зоны больные не могут произнести ни одного слова. В то же время понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается словесный эмбол, который становится заметнее других слов («му-му» – вместо любого слова). При менее грубых поражениях возможность артикулировать различные звуки сохранена, однако нарушено произношение нескольких последовательных артикулем. При данной форме афазии центральным синдромом является трудность переключения с одного слога на другой, речевые персеверации.

6. Афферентная моторная (кинестетическая) афазия возникает при поражении нижнетеменных отделов около роландовой борозды. Первичный дефект состоит в трудности различения близких по артикуляции звуков речи (д-п-н, г-к-х). Больные смешивают близкие артикулемы, возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими по типу литеральных парафазии (халат – хадат, парта – парна, слон – стол). У этой группы больных нередко нарушен и оральный праксис: они не могут надуть щеки, высунуть язык и пр. Нарушение же кинетической системы (или своеобразной «двигательной программы») целого слова и возможной быстрой денервации приводит к расстройству экспрессивной (моторной) речи.

7. Динамическая афазия возникает при поражении медиобазальных отделов лобной доли левого полушария. Речь таких больных бедная, скудная, свернутая, стереотипная. Больные самостоятельно практически не высказываются, на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. Страдает способность к развернутому речевому высказыванию, больные не могут составить даже элементарную фразу

ПИСЬМО И ЧТЕНИЕ

 

Расстройства речи, как правило, сочетаются с нарушениями письма и чтения. В отличие от устной речи протекающей обычно достаточно автоматизированно, письменная речь представляет собой произвольно организованную деятельность с анализом составляющих ее звуков

Алексия – нарушение чтения и понимания прочитанного при очагах поражения в задненижних отделах теменной области (угловая извилина, 39-е поле). Возможны разнообразные варианты алексии – от полной неспособности читать и понимать прочитанное до легких нарушений, проявляющихся в пропуске или перестановке букв, замене одних слов другими (литеральная и вербальная паралексия).

Аграфия – расстройства письма вследствие поражения задних отделов средней лобной извилины (6-е поле). Аграфия часто сочетается с нарушением понимания написанного, моторной афазией. В тяжелых случаях больной совершенно не может писать и понимать написанное, в легких – имеются различные дефекты в письме, пропуски и перестановки букв или слов (литеральные или вербальные параграфии).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.006 с.)