Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выравнивание увеличенных букв

Поиск

Компьютерные программы выравнивают буквы по границам их кегельных площадок (bounding boxes). Когда буквы сильно увеличиваются, пробелы между их изображениями и краями их кегельных площадок (то есть их полуапроши) также увеличиваются и создают проблему для выравнивания. Наиболее очевидно это - на примере буквицы, которая используется для украшения начала абзаца.

Для того чтобы выглядеть выровненной по вертикальной направляющей (например, вертикальному полю страницы), любая буква, оканчивающаяся пиком (например, буква W) или округлостью (например, буквы О или С), должна выходить за эту вертикаль (рис. 8.27). Подобные элементы очень слабы в графическом отношении, поэтому буква будет казаться выровненной только тогда, когда вертикальная линия выравнивания пройдет через тело буквы. С буквами, у которых плоский край, поступают проще: их выравнивают по заданной линии.

РИС. 8.27. Для того чтобы букве с округлым элементом выглядеть выровненной по границе верхнего поля страницы, ее необходимо переместить так, чтобы она слегка вышла за линию выравнивания. Буква G кажется выровненной, если часть ее овала выходит за границу полосы набора

В настольных издательских системах довольно трудно достичь выравнивания крупной буквицы. Даже программы, у которых есть функция «висячая пунктуация» (это значит, что они обладают определенной проницаемостью границ текстовых рамок), потребуют значительного времени для определения нужного сдвига буквицы. Некоторые программы позволяют использовать отступ втяжкой (hanging indent), чтобы перемещать буквицу влево. Это вызвано тем, что, хотя буквица имеет рост в несколько строк, тем не менее, она рассматривается программой как часть первой строки. В программах, которые для того, чтобы получить выступающей первую строку, обязывают вас создавать постоянный отступ слева для всей колонки, вам следует с самого начала определять большую ширину колонки.

В некоторых программах единственным способом обеспечить правильное выравнивание буквицы является вставка ее в качестве графического элемента, а не как части текста. Изображение сначала следует правильно разместить, а затем активизировать функцию обтекания текста. Вполне приемлемый способ.

Лекция 9. Структура документа и правила типографики

Типографическое оформление помогает читателю понять структуру документа. Например, смена шрифта и кегля обнаруживает иерархию частей текста. Типографика также играет важную графическую роль, определяя в значительной степени визуальную привлекательность страницы, она может сделать чтение приятной прогулкой, а может и бегом с препятствиями. Кроме того, ее помощью создаются дорожные знаки, по которым мы ориентируемся, путешествуя по страницам.

И если основные решения о том, как должен выглядеть текст, принимает дизайнер, то все остальное отражает типографические традиции и внешние обстоятельства. Эта глава посвящена основным элементам текста на странице и правилам типографики, которые с ними связаны, а также способам их реализации средствами набора.

Структурные элементы

Текст линеен. У него есть начало и есть конец. В пределах этого потока, особенно в научно-техническом издании, часто имеются подчиненные разделы, у каждого из которых есть собственные начало и конец.

План документа (иерархическая организация информации) является отражением структуры, и типографически переходы между разделами, как правило, обозначаются заголовками и подзаголовками. Поскольку кегль и гарнитура шрифта обычно не меняются во всем документе, задача отражения иерархического статуса отдельных разделов текста падает на заголовки и подзаголовки. Одного взгляда на заголовок должно быть достаточно, чтобы понять, подчиняется ли последующий текст тому, что был прежде, равен ли он ему по важности или начинается новый раздел (рис. 9.1).

РИС. 9.1. Типичная организация заголовков с уровнями А, В и С. Значение заголовка уровня А зависит от степени смыслового разрыва последующего текста. Уровень А обозначает четкий разрыв в последовательном изложении, но это может быть и не полностью самостоятельный раздел. Уровень В имеет очевидное подчинение, но это по-прежнему сигнал смены темы или акцента. Подзаголовок уровня С, набранный в подбор, лишь чуть-чугь выше уровнем, чем заголовок списка, поэтому после него можно ожидать не более одного-двух абзацев текста

Там, где все разделы текста имеют одинаковое значение (например, в повествовательном произведении), любые разделения, которые потребуются, могут быть созданы с помощью нейтральных средств, независимых от статуса, например, буквиц или отбивок. Они отделяют разделы без указания иерархического различия между ними. Например, в журнальной статье без иерархической структуры редактор может включить информационные подразделы просто в качестве «точек входа в текст» для того, чтобы привлекать читателя к тексту с помощью редакторских приманок, даже если они ничего не прибавляют к пониманию структуры всего произведения. Такие подразделы могут играть важную роль в верстке страниц, например, в газетах. Подразделы также помогают внести разнообразие в серую, без иллюстраций, страницу.

В книжном мире слово титул (title) обычно означает титул книги, а не заголовок главы (chapter heading). В пределах главы может быть множество разделов, которые имеют свои собственные заголовки разделов (section headings). Ниже в иерархии следует множество подзаголовков (subheadings, subheads, side heads). Важны не столько их названия, сколько роль, которую они играют.

Заголовки главы

Когда-то существовало правило: шрифт заголовка главы должен быть крупнее, чем у основного текста, но не настолько, чтобы его затмевать. Хотя такая мода прошла, но определенные правила остались.

Заголовок главы часто набирается только прописными или капителью. Последний случай характерен для журнальной верстки. Когда заголовок главы набран прописными и строчными буквами, для его оформления обычно используют заголовочный стиль (up style, headline style), в котором все значащие слова пишутся с прописной буквы. В неанглийском наборе чаще всего используется обычный стиль (down style, sentence style), т.е. с прописной буквы пишется только первое слово, как в обычном предложении. Заголовки в обычном стиле можно встретить в журнальной верстке, если нужно создать у читателя ощущение неформального общения (рис. 9.2).

РИС. 9.2. В английских публикациях заголовочный стиль считается более формальным и выделительным (верхний пример), а обычный стиль (нижний пример) - менее формальным и условным. Тем не менее, вне англоязычного мира более употребителен второй вариант

В заголовках, набранных только прописными, вместо цифр старого стиля предпочтительны обычные цифры, потому что они лучше сочетаются с окружающими буквами (рис. 9.3).

РИС. 9.3. В заголовках, набранных только прописными или прописными с капителью, цифры старого стиля теряются. Верхний пример показывает, почему такие цифры иногда называют строчными (lowercase numerals). В нижнем примере обычные цифры (lining figures) не кажутся «чужими» среди прописных букв, и заголовок выглядит гармонично

 

В титулах и крупных заголовках любого вида (включая газетные шапки) следует избегать всяческих переносов. И настоятельно рекомендуется переверстка строк, если это возможно, для того чтобы полностью исключить даже жесткие дефисы в конце строки.

Подзаголовки

С точки зрения типографики у подзаголовков - две роли: визуально разбивать непрерывный текст и указывать на относительную важность текстовых фрагментов, которые они предваряют. Обычно в любых работах достаточно трех уровней подзаголовков. Если уровней больше, читателю трудно удерживать в памяти такую структуру.

И хотя способы выделения уровней в иерархии разделов меняются от документа к документу, их относительное различие должно быть четко выражено в стилях подзаголовков.

В документе с несколькими значительными и отчетливыми разделами (скажем, «Симптомы» и «Лечение»), подзаголовки уровня А могут иметь вид заголовка главы или всего документа. Например, их можно набрать прописными (или капителью) и выровнять по центру и, возможно, использовать крупный кегль, хотя для такого заголовка, может быть, последний элемент несколько избыточен (рис. 9.4). В документе со множеством разделов уровня А различие между фрагментами текста, которые они отделяют, становится менее очевидным, поэтому сами подзаголовки могут очень напоминать оформление текста как кеглем, так и другими типографическим характеристиками. Короче, они более похожи на подзаголовки уровня В, которые могут использоваться с более яркими заголовками уровня А.

РИС. 9.4. Образец серьезного документа сдержанного стиля (текст конституции). Подраздел уровня А представляет основное деление текста. Подразделы уровня В очень скромны и набраны в подбор (run in). Весь текст, исключая преамбулу, набран одним и тем же шрифтом и кеглем

 

Говоря типографически, различие между заголовками разного уровня необязательно должно быть резким, достаточно самоочевидности. И не существует формулы, которая диктовала бы, насколько крупнее должен быть заголовок уровня А по отношению к заголовку уровня В или заголовок уровня В - к заголовку уровня С. Для визуального отличия заголовки часто набирают контрастными шрифтами, как правило, гротесками, поскольку они изначально создавались для выделения текста. Если в заголовках используется наборный шрифт, то обычно обращаются к насыщенным начертаниям.

А выразительность заголовков обычной насыщенности зависит от кегля: они должны быть крупнее полужирных.

Иногда простого изменения насыщенности или кегля недостаточно, чтобы отличить один уровень от другого. Если по разным причинам различия в кеглях недостаточно, то надо прибегать к другим способам. Например, заголовки уровня С нередко набираются в подбор (run in), т.е. не имеют собственной строки. И такой заголовок окажется типографически подчиненным внешне идентичному заголовку уровня В, занимающему свою собственную строку (рис. 9.5). Заголовки в подбор обычно имеют тот же кегль, что и основной текст, но для контраста набираются полужирным или курсивным начертанием.

РИС. 9.5. Заголовки в подбор - это самые скромные заголовки, которые можно создать. Они прекрасно подходят для отдельных абзацев и очень напоминают список. На рисунке заголовки в подбор типографически идентичны предшествующему заголовку, который расположен на самостоятельной строке. После заголовков в подбор следуют пробелы в одну кегельную



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.006 с.)