Форма представления структуры документа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма представления структуры документа



Главная задача при отображении структуры документа - все правильно выровнять. Для обозначения структурных элементов (заголовков, разделов) обычно используются алфавитные или числовые индикаторы. К таким индикаторам можно отнести римские числа (I, П, III...), прописные латинские буквы, арабские числа (1, 2, 3...), строчные латинские буквы и строчные римские числа (i, ii, iii...). Конечно, легче всего выравнивать обычные арабские цифры, поскольку они имеют одинаковые ширины, по крайней мере, до той поры, пока не достигнут двузначных величин.

Рисунок 9.9 показывает типичную структуру документа со сложными отступами и выравниваниями. На странице такая структура выглядит просто, но для набора - это сущий кошмар. На самом деле, ее лучше всего набирать в виде таблицы. Для представленной структуры можно набирать римские числа в колонке с выключкой вправо, а текст, который следует за числом, - в соседней колонке с выключкой влево.

РИС. 9.9. Такая простая структура скрывает множество отступов. Римские числа набраны с выключкой вправо в колонке таблицы. Прописные буквы набраны таким же образом, но в другой колонке. Текст, который следует за арабскими числами, должен быть набран в своей собственной колонке с отступом по точке для того, чтобы переходящие строки были правильно выровнены. Заметьте, что переходящие строки имеют интерлиньяж на 1 пункт меньше, чем остальные элементы структуры

 

Переходящие строки (turnover lines), то есть вторая и последующие строки, которые образовались в результате верстки, выравниваются под первой строкой по левому краю. (Этим строкам часто присваивается обратный отступ.)

На следующем уровне иерархии прописные буквы с точкой набираются с выключкой вправо в своей колонке, а текст - в следующей колонке с выключкой влево.

Если нет переходящих строк, а структура не набирается с выключкой по формату, вы можете набрать арабские цифры выключкой влево и отделить их от последующего текста фиксированным пробелом в одну кегельную (или полукегельную). При наличии переходящих строк текст необходимо набирать в своей собственной колонке таблицы для того, чтобы достичь правильного выравнивания. Если в структуре есть двузначные арабские числа, то их следует набирать в колонке с выключкой вправо, как римские, для того чтобы сохранить выравнивание.

Оглавление

Оглавление (table of contents, TOC) является отражением структуры документа или книги. Если заголовки и подзаголовки книги оформлены с помощью стилей, то программа может создавать оглавление автоматически. Она ищет в документе включения конкретных стилей и копирует текст, ими отформатированный, в оглавление. В результате образуется список всех заголовков и подзаголовков книги с номерами страниц. Затем вы определяете, как оглавление должно выглядеть, присваивая каждому пункту шрифт и отступ. Можно также указать, какой уровень подзаголовков должен быть представлен в оглавлении. Во многих случаях бывает достаточно только заголовков глав и подзаголовков уровня А.

Оглавления обычно набираются одной колонкой с флаговой выключкой. Двухколонное оглавление больше похоже на указатель. Заголовки глав в оглавлении, как правило, типографически выделены, отличаясь от остальных строк кеглем, насыщенностью и, может быть, гарнитурой. Они могут точно соответствовать дизайну разделов и подразделов в книге, хотя нередко заголовки глав в оглавлении получают уникальное типографическое воплощение; заголовки разного уровня отличаются один от другого только величиной отступа (рис. 9.10).

РИС. 9.10. В оглавлении все построено на отступах: чем ниже ранг, тем больше отступ. В данном случае только номера страниц глав выровнены по правому краю, а номера страниц подзаголовков отделены от названия пробелом в одну кегельную. Это создает четкую визуальную связь между заголовком и номером страницы без отточий

 

В оглавлении над заголовками главы следует добавить отбивки, т.к. этого требует более крупный кегль шрифта. Как заголовок главы разрывает текст, так он разбивает и оглавление, чтобы его можно было заметить с одного взгляда.

Остальные пункты оглавления обычно короче и выравниваются по левому краю, иногда очень далеко от номеров страницы (page number, folio), которые принято выравнивать по правому краю. Для того чтобы обеспечить визуальную связь между этими элементами, в оглавлении обычно применяются отточия (рис. 9.11). Отточие (leaders) - это серия знаков, чаще всего, точек, которые создают тропинку для взгляда при переходе от текста к номеру. Они также объединяют страницу, унифицируя текстовое поле. В некоторых оглавлениях номера страниц получают только заголовки глав, а подчиненные заголовки представляются простым списком. Такой формат не очень удобен для пользования оглавлением, но зато исключает необходимость в отточиях.

РИС. 9.11. Стандартная верстка оглавления размещает номера страниц по правому краю и связывает заголовки с номерами с помощью отточий. Пробелы между точками и их выравнивание выполняются программой автоматически

 

Средства навигации

Существуют также стандартные элементы страницы и документа, которые можно назвать средствами навигации. Они сообщают, в каком месте документа вы находитесь, как найти что-либо и куда следовать далее. Когда эти элементы оформлены неудачно, пользование книгой, особенно справочником или учебником, становится невыносимо трудным.

В данном разделе мы рассмотрим основные средства навигации: нумерацию страниц (folio), колонтитулы (running heads and footers), строки продолжения (jump lines). Указатели (indexes) описываются в отдельном разделе данной главы.

Нумерация страниц

Для нумерации важнее всего - размещение на странице колонцифр таким образом, чтобы читатель мог легко их обнаружить. Представьте, что вы только что обратились к указателю для справки и теперь возвращаетесь, чтобы найти соответствующий текст. Как вы действуете? Вы пролистываете страницы, удерживая их большим пальцем для того, чтобы подобраться поближе к нужной странице. Это значит, что во всех книгах с указателем колонцифра должна быть на внешних сторонах страницы. Нумерация по центру не очень удачна (препятствует быстрому пролистыванию), а размещение у корешка вообще нежелательно.

В толстых романах размещать колонцифры можно где угодно (часто в таких книгах они расположены по центру), потому что читатель только от случая к случаю интересуется, на какой странице он находится (особенно, если заскучает).

Чаще всего колонцифры располагают в верхних внешних углах страницы (то есть подальше от корешка). Когда нумерация находится внизу страницы, то эти числа называются нижними колонцифрами (dropped folio). И сверху и снизу нумерация выравнивается по границам полей текстового блока или с небольшим отступом от границ (чаще всего это относится к нижним колонцифрам). Они иногда даже выходят на внешние поля страницы, хотя это вообще нетипично. Тем более, если поля очень широкие, то свисающие колонцифры уводят взгляд за пределы страницы.

Когда колонцифры расположены вверху, то на страницах, начинающих главу, они обычно опускаются вниз, чтобы очистить пространство для крупного заголовка. В некоторых случаях могут и вообще не ставиться.

Кегль колонцифр, как правило, тот же, что и у основного текста, или на один пункт крупнее. В публикациях, у которых используется несколько гарнитур (например, разные шрифты для заголовков), колонцифры набираются тем же шрифтом, что и основной текст. Там, где заголовки оформлены контрастным шрифтом (например, гротеском), колонцифры часто набирают таким же шрифтом или дополнительным к нему. Выбор шрифта для колонцифр часто зависит от типографических особенностей колонтитула, с которым они связаны.

Колонтитулы

В книгах, газетах или журналах колонтитулы (running heads) (рис. 9.12) располагаются в верхней части каждой страницы (кроме редких исключений). Их роль состоит в том, чтобы сообщать читателю, где он находится, а тем, кто быстро перелистывает книгу, сообщать, что они попали в искомую ее часть, и иногда просто напомнить читателю, что он вообще читает. Другими словами, колонтитулы - важный элемент навигации, хотя иногда это просто декоративный элемент, который помещается по традиции.

РИС. 9.12. Обычно колонцифру размещают в одну строку с колонтитулом. В таких случаях два элемента набираются шрифтами одной гарнитуры, например, колонтитул набран полужирным наклонным начертанием, а колонцифра - полужирным прямым начертанием гарнитуры Optima

 

Колонтитулы, как правило, появляются парами, один на левой странице разворота (spread) более общего содержания и один на правой странице более конкретного содержания. Скажем, для забывчивого читателя издатель может напоминать фамилию автора на левых страницах (verso), а название произведения - на правых страницах (recto). Может быть, более полезным (исключая романы, в которых главы нумеруются очень просто) иметь название книги на левых страницах и заголовок главы - на правых. Или название главы на левых страницах (допуская, что вы помните название книги, которую читаете) и название подраздела или ближайший раздел уровня А - на правых. В журналах имя автора может быть на левых страницах, а название статьи - на правых. Исключением в этой схеме являются указатели (индексы), в них колонтитулы часто опускаются, потому что считается, что вы помните, где находитесь.

Колонтитулы обычно сочетаются с колонцифрами, последние следуют за колонтитулом (на правой стороне) или предшествуют ему (на левой стороне) и отделены от него каким-то фиксированным пробелом (хотя бы в одну кегельную). В таких случаях типографические стили колонцифр и колонтитулов должны соответствовать друг другу. Колонтитул, оформленный прописными или капителью, не очень хорошо смотрится рядом с цифрами старого стиля (обычные цифры предпочтительнее). Если их набрать одинаковым шрифтом и одинаковым кеглем, то это также неплохо выглядит.

Между колонтитулом и текстовым блоком следует установить интервал в одну пустую строку. Точное значение интервала зависит от пропорций страницы и совокупности других пробелов на ней. Если под колонтитулом есть линейка, то она занимает положение колонтитула, а колонтитул слегка приподнимается.

Строка продолжения

Строка продолжения (jump lines) - это короткое сообщение, расположенное в конце колонки. Оно объясняет читателю, где искать продолжение текста, особенно в тех случаях, когда это не совсем очевидно. Чаще всего такая строка используется в газетах и журналах. Место, на которое она указывает, называется страницей продолжения (jump page). Строка продолжения содержит номер страницы продолжения или какой-либо другой указатель, например, «back page» («см. на обороте»).

Строка продолжения без номера страниц используется в тех случаях, когда страница продолжения очевидна (обычно, это следующая страница), но не всегда понятно, что продолжение следует. Это тот случай, когда текст вынесен на поля (и читатель вправе ожидать, что это весь текст) или оформлен как сноска (которые обычно не имеют продолжения).

В журнальной и газетной верстке могут также использоваться символические графические элементы, показывающие продолжение, но без указания страниц (рис. 9.13). Направление перехода обычно понятно (следующая страница), но символ продолжения, тем не менее, вполне уместен, поскольку он позволяет завершить колонку в конце абзаца и убедить тем самым читателя, что текст не завершен. Используя это средство, вам следует применять маркеры конца материала (end marks) (см. следующий раздел) для того, чтобы точно указывать, где статья завершается на самом деле.

РИС. 9.13. Строки продолжения часто вместо текста содержат символы, когда очевидна страница продолжения. Если бы в приведенном примере не было символа продолжения, то колонку, которая завершается последним словом абзаца, можно было бы принять за конец материала

 

Строка продолжения обычно набирается более мелким кеглем, чем основной текст, часто контрастным начертанием из той же гарнитуры - курсивным, полужирным или полужирным и курсивным (рис. 9.14). Для нее часто используется гротеск (как правило, сжатый), который, обладая большей насыщенностью, может набираться более мелким кеглем, чем антиква без ухудшения удобочитаемости. Для того чтобы строка продолжения четко отличалась от основного текста, ее выравнивают по правому краю. В любом случае для нее необходимо слегка увеличить интерлиньяж. Если строка продолжения значительно меньше основного текста, она может получить отбивку без сдвига сетки линий шрифта.

РИС. 9.14. Два классических примера строк продолжения. Строка продолжения, размещенная на своей собственной строке, часто набирается начертанием из той же гарнитуры, как показано в верхнем примере. Строка продолжения, заверстанная в текст, как в нижнем примере, обычно набирается контрастным начертанием

 

Если страница, на которую ссылается строка продолжения, занята только этой статьей, то можно просто указывать «continued on page x» («продолжение на странице #»). Но если на этой странице есть и другие статьи (что типично для газет), то требуются более детальные указания, например, на номер колонки или на название, присвоенное продолжению. (Это название может совпадать, а может и не совпадать с тем, которое материал имел на начальной странице.)

В любом случае, продолжение материала должно начинаться со слов «continued from» («продолжение, начало на странице») и указания исходной страницы с помощью номера или другого описания. По типографическим правилам эта строка должна быть такой же, как и строка продолжения, исключая выравнивание по левому краю и отбивку снизу. Если в строке продолжения используются графические элементы, то идентичные знаки следует размещать перед продолжением текста.

Маркеры конца материала

Маркеры конца материала (end marks) обычно применяются в журнальной верстке как указатели конца статьи. Сообразительные читатели понимают, что статья заканчивается только тогда, когда появляется маркер конца материала, и ищут продолжения в том случае, когда достигают конца колонки или страницы без него.

Маркеры конца материала могут представлять собой какие-либо знаки из pi-символов или любой другой графический идентификатор. Маркеры в последней строке текста выравниваются по правому краю. В блоке с рваным правым краем маркер следует устанавливать с отступом от правого поля, чтобы из-за укороченных строк маркер не казался оторванным от текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.026 с.)