Площадки для литер и пробелы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Площадки для литер и пробелы



В компьютерной системе набора текста каждая буква или знак располагается в прямоугольнике, размеры которого аналогичны поверхности старинных металлических литер (рис. 1.3). Как и во времена Гутенберга, такая площадка (bounding box) определяет пространство, которое каждая буква занимает на печатной странице. Пробел между изображением знака и боковыми границами площадки, который называется полуапрошелг™ (side bearing), определяет, насколько далеко очко11 этого знака расположено от очка следующего знака. Подобным же образом верхние и нижние границы площадки определяют, где разместятся строки выше и ниже текущей12.

РИС. 1.3. В программе (редакторе шрифта) очертания знаков отображаются в отдельных прямоугольниках. Точки на контуре указывают места соединения отрезков прямых или криволинейных сегментов

Наибольшее различие между металлическим и цифровым шрифтами касается именно площадки, которая в последнем случае, будучи виртуальной, а не физической, как у металлической литеры, позволяет обращаться с ней произвольно, например, цифровые площадки допускают взаимное перекрытие (рис. 1.4). Наборщики цифровой эпохи могут размещать любой знак, как им вздумается, то есть совершенно свободно. Гораздо легче, чем обрубать крошечные металлические литеры, изменять форму знаков и величину пробелов между соседними символами в цифровых шрифтах.

РИС. 1.4. В верхней строке рисунка показано, как в программе (редакторе шрифта) расставляются знаки без изменения апрошей. В нижней строке апроши изменены для того, чтобы скомпенсировать зависящие от очертания букв различия величин пробелов между соседями, можно заметить, как площадки знаков перехлестывают друг друга. В верхней строке видно, что буквам в этом шрифте имеет керн; это означает, что часть ее выступает за пределы своей площадки. Знаки с керном проектируются для того, чтобы не допускать уродливых провалов между ними и соседними буквами

Как и в ручном наборе, в цифровом шрифте следует обращать особое внимание на пробелы внутри строки и между строками, например, отступы абзаца (paragraph indents) или отбивку13 (extra space) между заголовком и основным текстом. Хотя эти области на печатной странице кажутся пустым местом, важно представлять их в качестве знаков пробела, а не просто незанятым пространством или пустотой (voids).

Если и существует в наборе общеизвестная истина, то она гласит, что на странице не бывает пустот, а только пробелы (spaces) между печатными элементами. И вообще смысл набора шрифта состоит в регулировании величины пробелов для того, чтобы обеспечивать баланс и ритм черного и белого. В этом ключ к графически гармоничной странице, т. е. странице с выдержанным «цветом» набора (type color), а также верный путь к печати текста, который легко и приятно читать.

Влияние размеров шрифта на его рисунок

Гутенберг изобрел систему печати страниц, но их внешний вид он просто позаимствовал у каллиграфии, которая к тому времени была великолепно развита. Для того чтобы оправдать ожидания читателей, Гутенберг и его последователи были вынуждены очень точно выдерживать рисунок букв, композицию страниц в соответствии с существующими тогда книжным искусством и законами каллиграфии.

Мастера каллиграфии, например, уже знали, что одни и те же буквы разного размера должны иметь разные пропорции. Шрифт мелкого размера легче воспринимать, если буквы чуть-чуть шире и насыщеннее. В крупном шрифте те же знаки могут иметь более изящные формы: тоньше, светлее и с большей нюансировкой (рис. 1.5). Когда вместе встречаются буквы разного размера, то такие незначительные различия не бросаются в глаза, и в целом текст кажется однородным.

РИС. 1.5. Три строки представляют один и тот же шрифт, спроектированы они с использованием разных мастер-образцов. Верхняя строка основана на образце для мелкого шрифта, который применяется, например, в сносках, он имеет самые массивные штрихи, самую большую ширину знаков, то есть те параметры, которые придают ему разборчивость, невзирая на его малость по отношению к размеру страницы. Средняя строка сформирована с помощью образца, предназначенного для обычного книжного набора. Нижняя - по образцу для плакатных шрифтов, его более узкие знаки и меньшая насыщенность специально приспособлены для крупного шрифта

Поскольку при металлическом наборе словолитни были вынуждены создавать отдельные комплекты печатных литер для каждого размера шрифта (кегля), то для них следовать каллиграфической традиции было естественно. Эта практика существовала до второй половины XX века, когда по иронии судьбы технический прогресс вошел в противоречие с этой сложной технологией. Были разработаны способы, с помощью которых изображение отдельного знака могло быть уменьшено или увеличено в несколько раз, сначала с помощью линз, а затем благодаря математическому масштабированию.

РИС. 1.6. Фрагменты текста в левой колонке набраны шрифтом, сгенерированным с помощью мастер-образца, предназначенного для мелкого кегля. Сравните их с фрагментами текста в правой колонке (основаны на мастер-образце, предназначенном для обычного книжного набора). Шрифт в левой колонке выглядит плотнее и крупнее, он набран более разреженно. Это заметно, если обратить внимание на концы строк. Более темный «цвет» мелкого шрифта лучше сочетается с остальным шрифтом на странице. Разумеется, шрифт, сгенерированный из подходящего мастер-образца, читать легче, чем шрифт, смасштабированный до нужного кегля, как во фрагментах правой колонки

Исходный мастер-образец шрифта можно преобразовывать как в шрифт для сносок, так и в шрифт для крупного газетного заголовка.

Разработчики типографических систем были довольны тем, что не надо создавать рисунок шрифта для каждого кегля, хотя это сказалось на качестве печатных изданий. Когда шрифт любого кегля формируется из одного мастер-образца (обычно проектируемого как стандартный наборный шрифт), то мелкий шрифт кажется сжатым и трудным для чтения, а крупный — громоздким и разреженным. В результате отдельные системы типографики стали разделять наборный шрифт (книжного кегля) и акцидентный (display) шрифт (крупного кегля). Технологическое решение этой проблемы только начинает формироваться (см. гл. 3).

Эволюция и автоматизация

Еще не успела просохнуть краска на гутенберговской Библии, как появились подражатели с подобными же наборными и печатными системами. Количество шрифтов увеличивалось, и плагиат популярных шрифтов стал обычным явлением (еще одна традиция типографики, которая по-прежнему процветает). Никаких стандартов для пропорций и размеров шрифта не существовало.

Почти 400 лет процесс набора и печати шрифта не сильно отличался от гутенберговского. Текст набирался буква за буквой, а после завершения печати шрифт рассыпался, и его необходимо было снова сортировать по кассам, что поручалось многочисленным бедным подмастерьям. Этим несчастным нужно было безошибочно отличить 1s от Is, a Os от 05, ориентируясь только на перевернутые изображения на маленьких металлических литерах, размер которых не превышал спичечной головки. Каждый наборный цех (cabinet) имел несколько касс (cases) для литер: прописные (маюскулы) располагались в верхней кассе (upper case), а строчные (минускулы) - в нижней кассе (lower case). И горе тому подмастерью, который сортировал медленнее, чем мастер набирал шрифт.

Во второй половине XIX века три основных изобретения изменили способ набора шрифта. За десятилетие линотип и монотип полностью вытеснили из производственной сферы технологию ручного набора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.19 (0.005 с.)