Неалфавитные шрифтовые файлы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неалфавитные шрифтовые файлы



Наборные работы не ограничиваются только текстом, в наборе используются разнообразные виды символов, идеограмм, которые существуют наряду с буквами латинского алфавита. Совокупности таких знаков называются pi-комплектами (pi fonts). Такое обозначение происходит от старинного выражения мастеров ручного набора, в котором слово «пи» (to pi) значило ссыпать большое количество литер в кучу, например, полностью выдвинуть кассу литер и высыпать ее содержимое. Pi-комплект, таким образом, является вместилищем всякой всячины (odds and ends).

В современные компьютерные системы обычно включены такие pi-комплекты — pi-файлы, как Symbol, ITC Zapf Dingbats и Monotype Sorts (рис. 3.25). Pi-файлы могут включать символы для игральных и географических карт, телепрограмм, расписаний поездов и автобусов, а также для математических формул, декоративных рамок и компьютерных клавиатурных команд.

РИС. 3.25. Pi-файлы могут содержать все что угодно. Представленные на рисунке символы взяты из шрифтовых файлов ITC Zapf Dingbats, Adobe Carta и Symbol

Историческая классификация шрифтов

В течение десяти столетий шрифты на латинской основе классифицировали по указанным выше принципам, тем не менее требуются более точные категории для описания параметров шрифта и его пригодности для решения определенных задач. Было много попыток создать таксономическую систему классификации, которая содержала бы логическую нишу для каждого шрифта. Все они начинали с исторических корней, а заканчивали - после расцвета рекламы - свалкой категорий для уникальных шрифтов.

Независимо от других принципов, которые обсуждались ранее, существуют общепринятые исторические категории, которые полезно знать. К ним относятся старинная (old style), переходная (transitional) и новая (modern) антиквы.

Старинная антиква

Определение старинная (old style) обычно относится к антиквам, которые были созданы в Италии в конце пятнадцатого и начале шестнадцатого веков. С тех пор так называют шрифты со схожими характеристиками. В частности, шрифты Николаса Иенсона (Nicholas Jenson) и Франческо Гриффо (Francesco Griffo) оказали сильнейшее влияние на последующие поколения шрифтовых дизайнеров. Они остаются самыми популярными шрифтами для набора текста. Важнейшими параметрами старинной антиквы является небольшой контраст между основными и вспомогательными штрихами и наклон оси овальных элементов (stress), заметный на утоньшениях буквы 0, которые смещаются с верхнего и нижнего положения в направлении против часовой стрелки. Ранние варианты таких шрифтов (как и их восстановления в девятнадцатом и двадцатом веках), известные как венецианские антиквы (Venetians,), обладали дополнительными признаками, включая круто ниспадающие засечки и наклонную перемычку в строчной букве е. Рис. 3.26 представляет примеры старинной антиквы.

РИС. 3.26. Гарнитура Italian Old Style (верхняя строка) фирмы Monotype — классический пример венецианской антиквы, которая основана на образцах конца пятнадцатого века. Ее отличительными признаками являются очень слабый контраст между основными и вспомогательными штрихами, сильный наклон оси овальных букв, заметный в букве о, расширенные засечки на вершине прописной Му круто наклоненная засечка у буквы Ь, наклонная перемычка у буквы е. Гарнитура Stempel Garamond (нижняя строка) отражает изменения, которые внес знаменитый француз: больший контраст, более узкие засечки, более вертикальная ось овальных элементов и горизонтальная перемычка у буквы е

Хотя многое зависит от того, какой классификации вы придерживаетесь, следующей большой группой среди старинных антикв являются антиквы шестнадцатого века, обычно называемые гаральдами (Garaldes), - итало-французские антиквы.

Эта группа включает работы Клода Гарамона (Claude Gararnond). Кроме гарнитуры, носящей его имя, до сих пор чрезвычайно популярны шрифты, основанные на его рисунках и многочисленных схожих рисунках того периода (Кезлон, например). Ко времени Гарамона шрифтовой дизайн достиг большего совершенства, и контраст между штрихами стал более выраженным. Перемычка в букве е стала полностью горизонтальной, засечки стали тоньше, менее наклонными и более изящными.

Переходная антиква

Как следует из названия, переходные (transitional) антиквы представляют переходную фазу от эстетики старинной антиквы к более «современной» - новой (modern). Этот переход начался в конце семнадцатого века.

Одной из особенностей переходной антиквы стало усиление контраста между основными и вспомогательными штрихами. Это можно заметить в классических шрифтах Уильяма Кезлона (William Caslon) начала восемнадцатого века, вариации которых также продолжают применять. Хотя по другим эстетическим причинам шрифты Кезлона обычно относят к старинной антикве.

О переходных гарнитурах традиционно говорят, что они появились из желания создать новый разумный рисунок шрифта для короля Франции Луи XIV. Рисунок такого шрифта не восходит к каллиграфическим или историческим образцам, а основан на рациональных принципах математики и, как считали тогда, на природных пропорциях. Хотя созданная антиква, так называемая romain du roi (королевская антиква), стала личной собственностью королевских печатников, она теперь носит имя того, кто восстановил ее для широкого коммерческого использования - Фурнье (Fournier).

Другой продуктивный шрифт того времени, Baskerville, также носит имя своего создателя, он демонстрирует классические черты переходного шрифта, как показано на рис. 3.27. В сравнении со старинными антиквами контраст между толщиной штрихов более выражен, что особенно заметно на строчных буквах. Кроме того, ось овальных букв (stress) теперь вертикальна, это придает строчным буквам отчетливо прямой вид.

РИС. 3.27. Переходная гарнитура Baskerville (верхняя строка) отразила движение от старинной в сторону новой антиквы. В сравнении со старинной гарнитурой Bembo (нижняя строка), она демонстрирует более сильный контраст в насыщенности штрихов (особенно в букве М), засечки стали ближе к горизонтали (как в букве Ь) и ось наклона овалов стала вертикальной (заметно в букве о)

Хотя число переходных антикв невелико, их, как и старинные антиквы, очень часто используют для набора книг, журналов и ежедневных газет.

Новая антиква

Тенденция, которая наблюдалась у переходных антикв, нашла свое логическое завершение в середине восемнадцатого века в антикве, названной новой (modern, дословно «современная»). Хотя новым антиквам уже более 250 лет, эпитет к ним приклеился навсегда. Можно говорить о новых тенденциях развития шрифта применительно к текущему моменту, но если относить слово «новый» (modern) к шрифту, то все поймут, что речь идет об этих шрифтах восемнадцатого века и тех, которые были созданы по их образцам.

Новая антиква создает впечатление гравированного шрифта, ее соединительные штрихи, как и засечки, уменьшены до волосных линий (hairlines). Этот сильнейший контраст придает новой антикве блистательный вид. У засечек отсутствует закругление, они пересекаются с основными штрихами под прямым углом. В сравнении с большинством старинных наборных антикв страница с новой антиквой кажется несколько темнее. Вообще, этот шрифт создает впечатление прямизны, четкости и официальности (рис. 3.28).

РИС. 3.28. Новая антиква довела изменения, начатые переходной антиквой, до предела, как это заметно на примере гарнитуры Bodoni (верхняя строка), для сравнения в нижней строке приведен образец гарнитуры Baskerville. Контраст штрихов стал максимальным, засечки без скругления образуют прямые углы с основными штрихами, вертикальная ось в округлых буквах по сравнению с переходной антиквой подчеркнута контрастом

Самым знаменитым сторонником новой антиквы был итальянский печатник Джиамбаттиста Бодони (Giambattista Bodoni), его именем названы многие шрифты. В настоящее время новая антиква вышла из моды в наборе текста, ее еще используют в роскошных альбомах по искусству и подарочных изданиях. Впрочем, как акцидентный шрифт гарнитура Bodoni применяется повсеместно, она также нашла свою постоянную нишу в газетных заголовках.

Проблемы названий гарнитур

Отдельные названия шрифтов защищены авторским правом, но многие из них находятся в общем пользовании. Это создает многочисленные недоразумения при выборе шрифтов для акцидентной печати.

Примером может служить шрифт Bodoni, Практически каждый крупный разработчик имеет гарнитуры, основанные на шрифтах с популярными названиями. Это справедливо для гарнитур, основанных на рисунках Баскервиля, Кезлона и Гарамона, а также на стилистических особенностях таких, как Clarendon, Egyptian или Gothic. Те, кто распространяет популярные шрифты, не всегда являются их разработчиками (например, М. Olive и Fundicion Tipografica Neufville), владеющими авторскими правами как на название, так и на дизайн (Antique Olive и Futura соответственно).

Из этого следует вывод: надо быть очень аккуратным не только в отношении названий шрифта, которые вы используете, но также и компаний, которые распространяют их. Это особенно важно, когда вы пытаетесь подобрать шрифт для печати уже существующей акцидентной продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.72 (0.006 с.)