Интерлиньяж при наборе в несколько колонок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерлиньяж при наборе в несколько колонок



Проблема равномерной текстуры и «цвета» шрифта еще более усложняется при наборе в несколько колонок. Ведь текст не располагается в вакууме, и его текстура дополняется текстурой белого пространства вокруг. Например, широкие поля могут противоречить тексту с узкими пробелами и узким интерлиньяжем, даже когда соотношения между кеглем, форматом строки и интерлиньяжем в пределах колонки кажутся благоприятными. Широкие полосы белых полей вокруг таких колонок создают впечатление надгробных плит (tombstone), потому что плотный «цвет» шрифта превращает колонки текста на странице в серые монолиты.

Колонки сначала воспринимаются абстрактными графическими элементами, а уже потом текстом для чтения. Когда поля на страницах широки, то и общий «цвет» шрифта за счет кегля и интерлиньяжа должен им соответствовать.

Подобным же образом пробелам между колонками следует быть в гармонии с текстурой текста и шириной полей (рис. 5.9). И страница в целом должна быть гармоничной, а колонки сочетаться друг с другом для того, чтобы создавать впечатление единства, а не соединения разнородных элементов.

РИС. 5.9. На приведенной газетной странице пробелы между колонками слишком широки, поэтому колонки кажутся стоящими отдельно друг от друга, вместо того, чтобы представлять единый блок текста. Если бы у текста правый край был рваным, то результат был бы еще хуже, поскольку пробелы между колонками стали бы еще шире

Если пробелы между колонками слишком широки, колонки выглядят отдельными текстовыми блоками. Если пробелы слишком узки, то это сказывается на удобочитаемости, поскольку глаз захватывает текст из соседней колонки всякий раз, когда достигает конца строки.

Особые параметры шрифта

Типографика - это сплошные «если», «также» и «но». Вся информация предыдущих разделов этой главы относится к формальным параметрам, но и рисунок шрифта также способен многообразно влиять на основные параметры: кегль, интерлиньяж и формат колонки.

Антиква, кегль и формат колонки

Кегль определяется высотой кегельной площадки, содержащей шрифтовой знак. В пределах кегельной площадки пропорции знаков у разных гарнитур меняются очень широко. На рис. 5.10 показаны примеры гарнитур, набранных одним кеглем, хотя в это трудно поверить с первого взгляда. Имея такой разброс, нельзя ограничиваться только цифровыми значениями в установках шрифта.

РИС. 5.10. Все строки набраны одним кеглем и с одинаковым интерлиньяжем. Ясно, что насыщенность, ширина, рост прописных и строчных букв влияют на восприятие размера шрифта на странице. Параметры, которые подходят для одной гарнитуры, могут не годиться для другой

Рост строчных букв

Возможно, самое большое влияние на зрительно воспринимаемый размер шрифта оказывает рост его строчных букв. Рост (x-height) букв - это расстояние от линии шрифта (baseline) до средней линии (mean line), обычно совпадающей с вершиной строчных букв, у которых отсутствуют выносные элементы, например, как у буквы х.

Рост строчных букв постепенно увеличивался в течение столетий, и в настоящее время нормой являются вытянутые строчные буквы в соответствии с теорией, которая утверждает, что шрифт с крупным очком читается лучше. Поскольку почти 95% текста набирается строчными буквами, то основные усилия по повышению удобочитаемости сосредоточены на этом.

Шрифт с высоким ростом строчных букв требует увеличенного интерлиньяжа, поскольку горизонтальные пробелы съедаются более крупными буквами.

Общая ширина знаков

Общая ширина знаков (set width - «ширина набора») влияет на кажущийся размер шрифта, как и количество знаков или слов, которые вмещает строка текста. Узкие шрифты создают впечатление скученности, кажется, что строки длиннее, чем на самом деле. Для того чтобы компенсировать этот эффект, узкие шрифты следует набирать большим кеглем или использовать меньшую ширину полосы набора. Некоторые книги о шрифтах предлагают справочные таблицы, в которых сравниваются ширины различных шрифтов, и эти данные могут помочь при предварительной установке кегля и формата колонки для каждого конкретного шрифта.

Ориентиром, по которому судят о ширине шрифта, является длина алфавита строчных букв без пробелов. Строчной алфавит стандартного (standard) наборного шрифта занимает около 13 кегельных (ems). Для шрифта кегля 10 длина алфавита составит около 130 пунктов. Пользуясь этой мерой, мы можем убедиться, что газетные шрифты, такие, как Times Roman (Linotype), действительно узкие, поскольку у них строчной алфавит кегля 10 занимает всего 118 пунктов. А классический наборный шрифт, например, Garamond (Monotype), занимает 127 пунктов, точно попадая в стандартный диапазон. К широким относятся такие шрифты семейства ITC Bookman Light, у которых алфавит кегля 10 занимает 140 пунктов. Это действительно широкий шрифт, и указанную особенность придется компенсировать при наборе.

Поскольку книг, которые содержат столь полезную информацию о ширине шрифтов, очень мало, то вам следует выполнять эти вычисления самостоятельно. Убедитесь, что отключены автоматические кернинг и трекинг. Если длина строчного алфавита отличается от 13 кегельных более, чем на 5%, вам следует это иметь в виду при определении кегля и формата колонки.

Насыщенность штрихов

На зрительную оценку величины шрифта также оказывает влияние насыщенность штрихов (stroke weight), и даже зрительное восприятие наборных шрифтов (то есть шрифтов, которые не считаются ни полужирными, ни жирными) может быть разным. Некоторые «светлые» («light») шрифты кажутся насыщеннее, чем некоторые «средние» («medium») или «нормальные» («regular») (рис. 5.11). Более насыщенные штрихи придают шрифтам впечатление большего кегля, чем их реальный размер, поэтому к ним надо относиться несколько иначе, чем к менее насыщенным. Их следует воспринимать так, как если бы они на самом деле имели большую насыщенность.

РИС. 5.11. Уровни насыщенности, которые характеризуют шрифт, часто не определяют истинную насыщенность текста на странице. Светлое начертание одной гарнитуры может быть насыщеннее, чем начертание средней насыщенности другой, а начертания книжной насыщенности двух гарнитур на самом деле обладают разным «цветом» шрифта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.005 с.)