Оптические особенности рисунка шрифта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оптические особенности рисунка шрифта



В типографике нередко то, что кажется прямым, таковым и является. Хотя ремесло типографики и зиждется на измерении, однако само по себе использование линейки не всегда приводит к хорошим результатам. Именно визуальное выравнивание (когда что-то кажется ровным глазу) должно иметь преимущество над чисто механическим выравниванием.

Например, ранее уже упоминалось, что буквы без нижних выносных элементов располагаются на линии шрифта. Это справедливо, но только для знаков с ровным нижним краем. Внимательный взгляд на округлые буквы обнаружит, что на самом деле они слегка опускаются ниже линии шрифта. И строчные буквы с округлыми вершинами также слегка выступают за среднюю линию (рис. 3.13). Эта особенность называется свисанием (overshoot).

РИС. 3.13. Для того чтобы буквы с округлыми элементами казались выровненными по линии шрифта и средней линии, они должны выходить за их пределы, как показано на рисунке. Также надо поступать с буквами, у которых острые окончания, например, с буквами А или V

Необходимость свисания вызвана тем, что округлые окончания букв графически ослаблены. То же справедливо и для острого окончания, например у прописной А Если бы эти буквы имели ту же высоту, что и их соседи, то они казались бы несколько короче. А если округлые знаки поместить точно между линией шрифта и средней линией, они будут казаться меньше и слегка приподниматься над линией шрифта, как показано на рис. 3.14.

РИС. 3.14. Рост строчной буквы о таков, что она расположена точно на линии шрифта и достигает средней линии. В результате кажется, что буква чуть-чуть приподнята по отношению к своим соседям и выглядит чуть мельче, чем нужно

Размер все меняет

Положив в основу типографики относительные единицы, нашли правильный путь к тому, чтобы представлять, как меняется вид шрифта при изменении кегля. Однако два момента делают эту технику не очень надежной.

Во-первых, шрифт, пропорции которого оптимальны для чтения при обычном кегле (примерно в 11 пунктов), становится мало разборчивым, если его сильно уменьшить.

Во-вторых, когда кегль шрифта увеличивается, то кажется, что пробелы увеличиваются быстрее знаков, а это создает впечатление очень разреженного набора (рис. 3.15). Последняя особенность - одна из причин сложности набора шрифта.

РИС. 3.15. Пробелы, например апроши, всегда зрительно увеличиваются быстрее, чем сами буквы. В данном случае самая крупная надпись кажется набранной более разреженно, чем самая мелкая, хотя это является оптическим обманом. Апроши в тексте с более крупным кеглем всегда нуждаются в уменьшении для компенсации этой иллюзии

Для ответа на вопрос о том, как все-таки форма знаков изменяется в зависимости от кегля, следует обратиться к шрифтовому файлу.

Мастер-образцы

Каждый кегль металлического шрифта нужно было гравировать специально. Художникам шрифта было привычным делом так изловчиться при разработке рисунка шрифта, чтобы достичь оптимальной разборчивости для каждого кегля в отдельности.

Для более мелких кеглей это означает увеличение роста строчных букв, что делает строчные буквы более отчетливыми. Кроме того, мелкий шрифт получает более широкие штрихи, что увеличивает его насыщенность. Это придает знакам мелкого шрифта не только большую разборчивость, но также обеспечивает лучшее «цветовое» соответствие со знаками более крупного шрифта, который применяется совместно с ним. В результате эта дополнительная масса мелкого шрифта не разрушает гармонию графического облика страницы. Наконец, мелкие буквы делают чуть-чуть шире, и не для того, чтобы увеличить толщину штрихов, а чтобы увеличить их внутренний пробел, который называется внутрибуквенным просветом (counter), и тем самым сделать расстояние между штрихами более заметным. С практической точки зрения это огрубление черт способствует лучшей печати, и относительная открытость знаков не позволяет краске заливать тонкие пробелы (рис. 3.16).

РИС. 3.16 (уменьшенный масштаб). Рисунок шрифта традиционно зависел от кегля. В этом характерном примере гарнитура Times New Roman, созданная для текстового набора, контрастирует с гарнитурой Times New Roman Small, предназначенной для газетных строчных объявлений. Увеличенные ширины, насыщенность штрихов и рост строчных букв улучшают удобочитаемость в мелких кеглях. Оба шрифта (левая и правая колонки соответственно) можно сравнить на примере объявления (набранного кеглем 6)

С изобретением фотонабора число используемых мастер-образцов (master designs) шрифта радикально сократилось. К середине 1970-х годов только самые популярные гарнитуры имели их более двух: один, обычно кегля 12, использовался для набора текста, а также и для более мелкого шрифта и для заголовков, титулов и пр. И другой, обычно на иной наборной системе, применялся для обложек, крупных газетных шапок, афиш и т. п.

Первые цифровые шрифты вообще исключали крупные шрифты, и подавляющее большинство шрифтов, используемых сегодня в компьютерных наборных системах, генерируются из одного мастер-образца. За исключением некоторых так называемых титульных шрифтов (titling faces), специально спроектированных для крупных кеглей, все остальные основаны на мастер-образце кегля 12.

Формат Multiple Master

Большинство попыток исправить этот недостаток цифрового шрифта потерпело неудачу. И компания Adobe Systems со своим форматом Multiple Master и Apple Computer с технологией TrueType GX создали шрифты, которые содержали многочисленные комплекты контуров мастер-образцов. Честолюбивой (слишком честолюбивой, как выяснилось) целью обеих было создать систему, которая могла бы свободно («на лету») создавать уникальные образцы шрифта.

Например, один такой шрифт может содержать контуры мастер-образцов кеглей 6, 12 и 48. Они будут создавать предельные очертания, и если пользователь захочет получить промежуточный кегль, система должна интерполировать их, чтобы создать новый, соответствующий потребности шрифт. Подобным образом система сможет интерполировать шрифт для получения менее насыщенного и более насыщенного (рис. 3.17), прямого и наклонного начертаний.

РИС. 3.17. Семейство шрифтов Multiple Master фирмы Adobe включает в себя несколько «осей» дизайна, для крайних точек которых созданы уникальные мастер-образцы. На рисунке представлена гарнитура Myriad, которая имеет две оси: ширина и насыщенность. С помощью интерполирования четырех исходных мастер-образцов, расположенных в крайних углах сетки, можно получить бесконечное число вариантов шрифта. Другими осями в формате Multiple Master могут служить постановка (прямой или наклонный шрифт) и характер засечек (отсутствие засечек или их наличие)

Идея была блестящей, но оказалась слишком дорогой, чтобы ее реализовать, и слишком сложной, чтобы пользователь мог извлечь реальную пользу. Из-за высокой стоимости, ограниченного числа доступных шрифтов обоих форматов и относительно прохладного отношения публики оба проекта рухнули под собственным весом и перестали поддерживаться.

Последней попыткой обращения к идее совмещения нескольких шрифтов в одном шрифтовом файле явился шрифтовой формат ОреnТуре, развиваемый совместными усилиями фирм Adobe и Microsoft. Формат позволяет дизайнеру шрифта внедрить несколько мастер-образцов очертаний символов в один шрифтовой файл и задать конкретный диапазон значений кегля. Пользователи затем могут использовать один вариант для набора сносок, другой (с несколько другим рисунком) - для набора основного текста, а третий (или четвертый, или пятый) - для заголовков, титулов и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.006 с.)