Шрифты с засечками и без них 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шрифты с засечками и без них



И шрифты с засечками, и шрифты без засечек имеют достаточно длительную историю (рис. 3.18), примеры тех и других можно найти в надписях, созданных тысячелетие назад. Со времени создания латинского алфавита шрифты с засечками стали преобладать в длинных текстах. Действительно до начала девятнадцатого века для высокой печати практически не было шрифтов без засечек. Возрастающая популярность шрифтов без засечек в последующие десятилетия обычно объясняется развитием новых форм печатной продукции, например, крупноформатной рекламы (ранее реклама напоминала то, что теперь называется газетными объявлениями).

РИС. 3.18. Сравнение архетипов шрифтов с засечками и без засечек: Times Roman (верхняя строка) и Helvetica (нижняя строка). Помимо наличия или отсутствия засечек оба образца шрифта различаются модуляцией толщины их штрихов (у шрифтов без засечек толщина штрихов в целом мало изменяется). Вообще шрифты без засечек следует набирать более разреженно для обеспечения достаточной разборчивости

Шрифты с засечками по-прежнему предпочитают для набора текстов, поскольку в целом их легче читать. А гротески используют скорее для выделительных (display) целей, например для заголовков и других крупных надписей, хотя новейшие шрифты этого класса стали применяться и для набора текста. Подобные шрифты - это не обычные, гуманистические (humanist) гротески, рисунок которых вдохновлен не геометрией, а античными и ренессансными шрифтами. Гарнитура Optima - одна из таких гуманистических гротесков, и она часто используется для набора длинных текстов (рис. 3.19).

РИС. 3.19. Гарнитура Futura относится к геометрическим гротескам, более ранние версии этой гарнитуры использовали правильную окружность в качестве основы для округлых букв, при этом толщина штриха не изменялась вовсе. Наоборот, гарнитура Optima является гуманистическим гротеском, ее черты четко соответствуют каллиграфическим корням шрифтов с засечками

Большинство популярных гротесков пришли из новаторских работ дизайнеров Баухаус (Bauhaus), немецкой школы дизайна, которая стала источником самого современного дизайна в период между мировыми войнами. Одним из основных направлений школы Bauhaus был отказ от бесполезной орнаментации и упрощение объектов до их функционального минимума, в надежде на то, что чистая функциональность обладает собственной красотой и эстетическими достоинствами. Дизайнеров интересовала новая форма знаков алфавита, и многие популярные шрифты появились как результат этих поисков.

Одним из таких шрифтов стала гарнитура Futura Пауля Реннера (Paul Renner), она осталась популярной, пройдя различные переработки и улучшения (дожив до великого возрождения в 1980-х годах). Другим гротеском, часто используемым для набора текста, стала гарнитура Univers Адриана Фрутигера (Adrian Frutiger), которую он проектировал в 1950-х и 1960-х годах.

Насыщенность

Другой отличительной характеристикой шрифта является его насыщенность (weight), определяемая толщиной основных штрихов букв. В зависимости от толщины этих штрихов насыщенность шрифта обычно простирается от светлого (light) до жирного (bold).

Насыщенность шрифта описывают многими терминами, и не все из них являются общепринятыми. Некоторые отдают дань традиции, а другие отражают стремление присвоить более характерные и описательные названия новым начертаниям существующих гарнитур (рис. 3.20).

РИС. 3.20. Шрифты в гарнитуре обычно различаются насыщенностью. Правда, в пределах гарнитуры названия, данные этим начертаниям, имеют относительные значения, абсолютных определений не существует. Например, в других шрифтах жирное начертание Futura Heavy получило бы название просто полужирного (bold), а то, которое в гарнитуре Futura называется Bold, - сверхжирного (extrabold). Гарнитура Garamond (ITC) воздерживается от названий сверхжирное (extrabold) или жирное (black) начертание, а сразу переходит к ультра (Ultra) как сокращению от ультражирного

Насыщенность шрифта зависит от множества причин. Как сказано в разд. «Формат Multiple Master» данной главы, насыщенность может изменяться от одного мастер-образца к другому лая того, чтобы компенсировать визуальные изменения в буквах в зависимости от кегля. Более мелкие буквы нужно создавать чуть-чуть насыщеннее.

Часто насыщенность шрифта определяется историческими, эстетическими или практическими причинами. Например, металлический шрифт старались выполнить насыщеннее, чем в последующие времена, потому что современные печатные технологии требуют более четких форм.

Когда в середине восемнадцатого века Джон Баскервиль (John Baskerville) изобрел способ получить бумагу с более гладкой поверхностью (так называемую веленевую бумагу), стало возможным проектировать шрифт с более тонкими штрихами и изящными формами. Не существует определения, что значит полужирное начертание (bold), это сугубо относительный термин, который используется только для того, чтобы отличать одно начертание от другого.

Уровни насыщенности

До эпохи фотонабора проектирование шрифта требовало гораздо больших усилий, чем сейчас, поскольку его нужно было выполнять для каждого кегля. В те дни было привычным иметь всего два начертания, различающихся по насыщенности: светлое (для текста) и полужирное (для выделения). Но когда в середине двадцатого века начался шрифтовой бум, старое определение насыщенности - светлое (light) - тоже оказалось под вопросом. По историческим причинам у некоторых шрифтов это слово вошло в их название, например, Bookman Light, что отнюдь не означает, что они светлее других шрифтов.

В настоящее время гораздо привычнее называть начертание (насыщенность) шрифта, спроектированного для набора текста, нормальным (regular), даже если оно не входит в официальное название шрифта. Другими определениями текстовых начертаний являются средний (medium) или книжный (book) - это варианты насыщенности текстового шрифта, фактически более или менее светлые.

У гарнитуры Helvetica, например, существует более широкий диапазон уровней насыщенности, включая сверхсветлое (Ultra Light), тонкое (Thin), светлое (Light), «нормальное» («regular»), полужирное (Bold), жирное (Heavy), очень жирное (Black) и сверхжирное (Black#2) начертания.

Наклон (постановка очка)

Хотя классическая надпись на Траянской колонне в Риме (Rome) вдохновляла сотни дизайнеров во все века, прямой шрифт (roman, со строчной буквы г) назвали так просто потому, что именно в Риме в период первых подвижных шрифтов (конец пятнадцатого века) такой шрифт впервые появился. Его формы быстро развились и приобрели тот вид, который сегодня используется для набора текстов. У прямых шрифтов основные штрихи таких букв, как Т и I, перпендикулярны линии шрифта. Текст, который вы сейчас читаете, также набран прямым шрифтом.

Примерно в это же время в Венеции печатник Альдус Мануциус (латинизированное имя от Альдо Мануцио), искал способы, как разместить на странице побольше текста и тем самым снизить стоимость изданий классических произведений.

Он обратился к распространенному в то время типу письма, называвшегося cursiva humanistica, преимуществами которого было то, что он оказался привычным для читателей и более компактным, чем прямой шрифт. Эти шрифты, для краткости именуемые Aldinos, стали вскоре известны под более привычным для нас термином курсив (italics). Примерно 25 лет спустя, в 1525 году, итальянец Лудовико Арриги (Ludovico Arrighi) создал новый курсивный (italic) шрифт, основанный на рукописном шрифте, который он использовал, будучи писцом в ватиканской канцелярии - cancellaresca, - и этот канцелярский шрифт (chancery) стал образцом для большинства последующих курсивных шрифтов.

Любопытно, что эти первые курсивные шрифты использовали в качестве прописных прямые антиквенные буквы и многие шрифты, основанные на этих курсивах, делали то же самое (рис. 3.21). Текст, набранный только прописными, в таких случаях выглядит так, как будто он набран полностью прямым шрифтом.

РИС. 3.21. Первые курсивные шрифты, на которых основаны такие гарнитуры, как ITC Novarese, использовали в качестве прописных прямые антиквенные буквы. Правда, к середине шестнадцатого века прописные также получили наклон, как показано на примере гарнитуры Stempel Garamond

Со временем использование курсивных шрифтов в качестве текстовых уменьшилось, но их роль дополнения и контрапункта к прямым шрифтам сохранилась. В конечном счете стало нормой, что прямой шрифт имеет дополнительным курсивное начертание, специально для этого спроектированное. Таким образом начертания различаются по наклону (постановке очка).

Наклонные начертания

Не все гарнитуры имеют в своем составе истинный курсив, а иногда только вариант наклоненного прямого. Такие шрифты и называют наклонными (oblique). Например, начертание Helvetica Italic на самом деле не курсивный, а наклонный шрифт. Некоторые шрифты, такие как Bookman Italic, по существу наклонны в своих основных формах. Примеры наклонных, полунаклонных и истинно курсивных шрифтов показаны на рис. 3.22.

РИС. 3.22. Определения терминов курсивный и наклонный не всегда отчетливы. У гарнитуры Palatino есть классическое курсивное начертание, а начертание Bookman Italic правильнее назвать наклонным, его буквы - это просто наклонный вариант прямого начертания. Среди гротесков начертание Gill Sans Italic имеет некоторые черты курсивной антиквы, например, изменение формы в строчной букве а. Начертание Helvetica Italic является истинно наклонным

В общем, курсивным дополнением к гротескному шрифту является наклонное начертание. Тем не менее, существует традиция некоторым буквам наклонного начертания придавать форму не такую, как у их прямых аналогов (обычная практика для антиквенных шрифтов). В качестве примера можно указать на гарнитуру Gill Sans Italic.

Вместе с тем, даже истинно наклонные начертания чаще всего не являются просто наклоненными электронным способом вариантами их прямых эквивалентов (есть несколько исключений). Хотя формы букв могут выглядеть идентично (исключая наклон), наклонные знаки обычно проектируются так, чтобы обеспечить правильные пропорции букв.

И совсем неверно - создавать наклонное начертание простым наклоном прямых букв с помощью компьютерных программ, поскольку это неизбежно искажает их формы, хотя на первый взгляд это не всегда заметно. В качестве наклонного начертания всегда лучше использовать, если возможно, специально спроектированный шрифт.

Плотность (ширина) шрифта

Относительные ширины знаков, их плотность, хотя и определяются размерностью кегельной, тем не менее, у разных шрифтов очень сильно различаются.

Шрифты с очень широкими знаками встречаются нечасто, в основном потому, что чем шире буквы, тем они менее удобочитаемы.

Ключ к разборчивости знаков - в зрительном восприятии форм, которые соединяют вертикальные штрихи. Другими словами, мы распознаем буквы потому, что у них «выше пояса», поскольку нижние части представляют собой лес одинаковых «ножек», как показано на рис. 3.23. Когда буквы слишком широки, горизонтальные связующие штрихи различаются не столь четко, и формы букв в целом воспринимаются хуже. Шрифт с увеличенными ширинами букв, называемый обычно широким (extended, expanded), используется исключительно для выделительных целей, а не для набора текста.

РИС. 3.23. Наше понимание текста в значительной степени основывается на верхних частях строчных букв, нижние половины состоят большей частью из одинаковых «ножек». Текст в верхней строке невозможно разобрать, а пример в центре вполне понятен. Объединяя формы букв в единый образ, мы воспринимаем целые слова и фразы с одного взгляда. Растягивание букв разбивает такие образы и замедляет чтение

Любопытно, что этот эффект проявляется слабее, когда шрифт сужается, и гарнитура (обычно гротеска) может включать несколько узких начертаний с разными названиями, например, narrow (узкий), condensed (суженный), thin (тонкий), compressed (сжатый), extra condensed (сверхузкий) и даже ultra condensed (ультраузкий).

Гарнитуры (семейства) шрифтов

Основной единицей организации шрифтов является гарнитура (family). Гарнитура - это группа шрифтов, которые проектировались для того, чтобы в наборе они гармонировали друг с другом.

Типичная гарнитура состоит из четырех начертаний, и все они имеют общее имя, которым обычно является название «нормального» (прямого светлого) начертания, например Times New Roman, Bodoni или Helvetica. Помимо прямого светлого начертания такая гарнитура еще включает прямое полужирное (bold), курсивное светлое (italic) и курсивное полужирное (bold italic) начертания.

Некоторые гарнитуры имеют менее четырех начертаний (у гарнитуры Century Old Style, например, отсутствует курсивное полужирное), а некоторые - значительно больше, что особенно характерно для гротесков, поскольку у них легче радикально перепроектировать насыщенность и ширины, чем у антиквенных шрифтов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.012 с.)