Ширины знаков на основе кегельной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ширины знаков на основе кегельной



В типографике гораздо больше параметров выражается в долях кегельной, чем в пиках и пунктах. Тому прекрасный пример — ширины знаков. Как было отмечено в предыдущей главе, ширины знаков измеряются в относительных единицах, а именно в долях кегельной.

В монотипе первоначально использовалась схема ширин букв, основанная на 18 долях кегельной.

Это означает, что любая буква (в том числе и пробел) может иметь одну из 18 допустимых ширин.

Ширины знаков чаще определялись в долях кегельной (и de facto шириной друг относительно друга), а не числом абсолютных единиц, например пунктов. Как только в монотипе определялся размер применяемого кегля (значение кегельной), сразу вычислялась абсолютная длина набираемой строки в соответствии с шириной входящих в нее знаков.

Прелесть такой системы состоит в отделении создания рисунка знаков в шрифтовых файлах от каких бы то ни было абсолютных измерений. В противном случае для каждого кегля потребовался бы свой список абсолютных значений ширин для каждой буквы и каждого знака. Описанная система пропорциональных ширин по-прежнему используется, и в цифровом файле ширины знаков определяются долями кегельной (рис. 2.5).

РИС. 2.5. Кодировка ширины знаков в PostScript-файле (фрагмент распечатки шрифтового файла).

Исходная система, принятая в монотипе, и современная, которая сейчас используется в цифровых шрифтах, различаются главным образом числом долей кегельной. PostScript-шрифты основаны на системе в 1000 единиц. Это позволяет дизайнерам создавать формы знаков без необходимости втискивать их в ограниченное количество допустимых ширин. Формат TrueType довел это значение до 32 000 единиц.

И как старой системе, монотипу, нынешней компьютерной программе достаточно только знать, какой кегль определен, т.е. в данном случае значение кегельной, чтобы рассчитывать ширины знаков умножением их значений в долях кегельной на ее абсолютное значение.

Пробелы на основе кегельной

Апроши также принято измерять в относительных единицах - долях кегельной. Поэтому если, к примеру, кегль шрифта увеличен с 12 до 14, то любые подогнанные апроши также пропорционально увеличиваются; т. е. все настройки будут преобразованы корректно и в новом кегле.

Одним из способов регулировки апрошей является кернинг, т.е. изменение пробелов между конкретными парами букв для того, чтобы решить проблемы, вызванные особенностями форм этих знаков.

Например, сочетание букв То обычно набирается компактнее, поскольку пустое пространство под перекладиной буквы Т создает «дыру» с последующей буквой о. Также как сочетание букв m в некоторых шрифтах необходимо раздвинуть, чтобы оно не воспринималось как буква т. Цифровые шрифты содержат встроенные таблицы кернинга, пример такой таблицы приведен на рис. 2.6. Эта таблица сообщает наборной программе о том, что каждый раз, когда определенные буквы встречаются рядом, должны быть учтены параметры кернинга, которые выражаются в относительных единицах.

РИС. 2.6. Строки в верхней части рисунка иллюстрируют эффект кернинга.

Если бы для кернинга использовались абсолютные величины, то пришлось бы для каждого кегля составлять отдельную таблицу. Но поскольку величина выражена в относительных единицах, программа может использовать единственную таблицу кернинга для всех кеглей, и все, что программе необходимо знать - это кегль шрифта, то есть значение кегельной.

Типы пробелов

На кегельной (em) основываются и другие относительные пробелы.

· Полукегельный пробел (en space) равен половине пробела шириной в кегельную шпацию (и это необязательно связано с шириной буквы N).

· Тонкий пробел (thin space) часто определяется как половина полукегельного пробела (или как четверть кегельного), но в большинстве наборных программ его соотношение с кегельной можно переопределить.

· Цифровой пробел (figure space) равен ширине цифр данного шрифта (для удобства вертикального выравнивания в таблицах ширины у всех цифр обычно одинаковы). Такой пробел используется для создания пустых знакомест, как показано на рис. 2.7. Поскольку цифры в разных гарнитурах имеют разные ширины (хотя многие равны именно 1 en), то и ширина цифрового пробела меняется от гарнитуры к гарнитуре. По этой причине цифровой пробел должен быть частью каждого комплекта знаков шрифтового файла, хотя это требование никогда не соблюдалось (такой пробел зачастую отсутствует даже в популярных шрифтах).

РИС. 2.7. Знак доллара в верхней строке сдвинут влево введением двух цифровых пробелов между ним и числом, расположенным в той же строке. Это позволило выровнять верхний знак доллара со знаком доллара в строке «total» (итого). Поскольку цифры в шрифте одной ширины, то цифровой пробел может служить в качестве пустого знакоместа

Хотя ширины всех этих пробелов, как и самой кегельной, относительны, тем не менее с ними можно обращаться как с фиксированными пробелами (fixed spaces), по крайней мере, до тех пор, пока не изменится кегль шрифта. Одним из методов верстки, которые программа использует для вгонки текста в пределы строки, является растяжение или сокращение пробелов между буквами и словами. Фиксированные пробелы (кегельный, полукегельный, а также тонкий и цифровой пробелы) являются константами, и на них не оказывает влияния процесс верстки. Они изменяют свой размер, когда меняется кегль шрифта. Пробелы между словами, напротив, в процессе верстки могут изменяться.

Межсловные пробелы

Пробелы между словами также определяются долями кегельной (em), но они отличаются от фиксированных пробелов, перечисленных выше, двумя особенностями.

Во-первых, в каждом шрифтовом файле ширина пробела определяется, как показано на рис. 2.8, поэтому размер пробела меняется от гарнитуры к гарнитуре, от начертания к начертанию. Когда текст набран определенной гарнитурой, то соответственно формируются и пробелы между словами. И самый легкий способ изменить такой пробел - дизайнеру шрифта решить, какой ширины должен быть пробел, и закрепить это значение в шрифтовом файле.

РИС. 2.8. В трех примерах разных начертаний гарнитуры Futura пробелы между словами выделены серым цветом. Заметно, что пробел между словами, который определяется в самом шрифтовом файле, может значительно различаться в разных начертаниях

Во-вторых, как было отмечено выше, ширины межсловных пробелов могут увеличиваться и сокращаться с целью вгонки строк и достижения удачной верстки. Это обычно происходит в процессе, называемом выключкой (justification).

Другие единицы измерения

Существующие международные стандарты относительно новы. Неудивительно, что, имея такую длительную и сложную историю, наборные процессы располагали и другими единицами измерения, которые так и не стали всеобщими или просто вышли из употребления с появлением новых технологий. Те из них, которые по-прежнему могут использоваться в различных программах верстки, перечислены ниже.

Цицеро

В восемнадцатом веке французы изобрели схему измерений шрифта, которая теперь называется система дидо (didot) - в честь семейной династии французских печатников. Система основана на пункте дидо (didot point), 12 пунктов которого образуют цицеро. Пункт дидо чуть больше PostScript-пункта, так что 15 цицеро равны примерно 16 пикам. В определенной степени система дидо до сих пор используется в Европе.

Агат

Агат (agate), как и пика, - термин, сохранившийся с тех времен, когда каждый кегль имел свое собственное название (хотя в разных странах они могли называться по-разному). Агат — это кегль в 5,5 пункта, который когда-то широко использовался в газетных объявлениях; учитывая очень мелкий размер очка шрифта, этим кеглем набирался текст до 14 строк на дюйм, тогда как набор современным шрифт том того же кегля едва достигает 13 строк на дюйм.

Вы можете встретить агаты, которые используются как единицы измерения высоты колонок (или как функция установок линий подчеркивания); эта единица измерения соответствует старому набору в 14 строк на дюйм. Термин и сама единица считаются не очень четкими, и потому они стремительно устаревают.


ЛЕКЦИЯ 3 Гарнитуры шрифта

Взглянув на любую печатную страницу, вы, прежде всего, замечаете шрифт (type). Формы и пропорции букв этого шрифта отражают особенности дизайна конкретной гарнитуры (typeface). Данные шрифта хранятся в шрифтовом файле (font), из которого система текстового набора извлекает информацию, необходимую для размещения шрифта на странице. Шрифтовые файлы конкретных гарнитур являются исходным сырьем для набора текста.

В этой главе определяется различие между шрифтовым файлом и гарнитурой, а затем подробно рассказывается о том, что такое гарнитура шрифта (typeface). В гл. 4 пойдет речь о шрифтовых файлах (fonts).

Определения: шрифтовой файл или гарнитура

Нет в типографике других терминов, которые бы так часто путали - комплект литер или шрифтовой файл (font) и гарнитура (typeface). Шрифт вообще - это совокупность знаков (characters): букв, цифр, символов, знаков препинания и т. д., которые спроектированы для совместного применения так же, как, скажем, прилажены друг к другу части какого-либо снаряжения. Гарнитура (typeface) - это шрифт совершенно определенного рисунка. А комплект литер, шрифтовой файл (font) - это физическое воплощение или описание гарнитуры шрифта: в компьютерных кодах, на фотографической пленке или в металле. Font - это формочка для теста, a typeface - это уже собственно выпечка (рис. 3.1).

РИС. 3.1. В левой колонке представлен небольшой фрагмент программного кода шрифтового файла (font), в котором описаны все параметры отображения букв гарнитуры New Century Schoolbook. В правой колонке - собственно гарнитура New Century Schoolbook, представленная комплектом знаков, обладающих общими характерными признаками, которые и определяют ее дизайн

Когда вы видите страницу с текстом, то можете спросить: «Какой это шрифт (какая гарнитура)?» или «Чем (какой гарнитурой) набран текст?» Но вам не придет в голову спросить: «Какой это комплект литер (какой шрифтовой файл)?», потому что вы видите результат печати, а не устройство и состав комплекта литер (шрифтового файла).

Путаница между этими терминами произошла большей частью из-за противоречивого использования термина font (шрифтовой файл) в компьютерных программах, в большинстве которых присутствует пункт меню Font (Шрифт). Хотя список, предлагаемый меню, основан на перечне шрифтовых файлов, доступных для использования в данной программе, его вернее было бы назвать Typeface (Гарнитура шрифта), поскольку он включает в себя именно названия гарнитур шрифта, доступных для набора. И это тем вернее, что некоторые шрифтовые файлы содержат данные нескольких гарнитур.

Рисунок шрифта и кегельная

Ключевым понятием как дизайна шрифта, так и типографики в целом является кегельная (em square). Как говорилось в предыдущей главе, кегельная служит основой для целого ряда относительных единиц измерения, чьи значения зависят от конкретного кегля используемого шрифта.

Ширины знаков выражаются в относительных единицах: как правило, в тысячных долях кегельной. В шрифтовом файле всегда принимается соглашение, на сколько единиц (долей) разбивается кегельная. За этим следует таблица знаков и их ширин (выраженных этими единицами). Пример такой таблицы метрик (metrics table) см. на рис. 2.5.

В этом случае кегельная становится основой сетки, на которой располагаются все знаки шрифтового файла. Правда, есть знаки, которые выходят за рамки площадки, образуемой кегельной, но таких знаков немного.

Линия шрифта

В строках обычного текста все буквы располагаются на невидимой линии, которая называется линией шрифта (base line), как показано на рис. 3.2. Положение линии шрифта на кегельной площадке может не совпадать у разных шрифтов, оно определяется рисунками знаков, как показано на рис. 3.3. Обычно линия шрифта располагается примерно на расстоянии одной трети от нижнего края кегельной площадки. Для того чтобы разные шрифты можно было совмещать на одной строке, положение линии шрифта в пределах кегельной площадки определяется из кодов шрифтового файла. Без обеспечения постоянного положения линии шрифта, набор будет плясать вверх-вниз, как в разболтанной пишущей машинке.

РИС. З.2. Линия шрифта, выделенная на рисунке, обычно невидима.

РИС. 3.3. Отображение в шрифтовом редакторе линий шрифта, на которых располагаются буквы.

Линия шрифта является важнейшим элементом типографики. Расстояние между строками, т.е. интерлиньяж (leading), выражается в пунктах и измеряется от линии шрифта одной строки до линии шрифта предшествующей строки (рис. 3.4). Кроме того, линия шрифта первой строки страницы является исходной точкой, от которой начинается размещение остального текста данной колонки (полосы набора).

РИС. 3.4. Интерлиньяж измеряется от линии шрифта одной строки до линии шрифта предшествующей. На рисунке показаны с увеличением 200% размеры интерлиньяжа, включая отбивки между текстом и заголовком

Рост строчных знаков

Помимо кегля, впечатление о величине шрифта создается размером его строчных букв. Этот размер, определяемый как расстояние от линии шрифта до вершины строчной буквы «х», называется ростом строчных знаков (x-height). Линия, проведенная на этой высоте и параллельная линии шрифта, называется средней линией (mean line) (рис. 3.5).

РИС. 3.5. Средняя линия, отмечающая высоту строчных букв без выступающих элементов. Расстояние между линией шрифта и средней линией составляет рост строчных букв

В процессе исторического развития рост строчных букв неоднократно менялся. Считается, что шрифт с крупным очком букв читается легче, а на экране монитора добавление даже одного пиксела к росту строчных букв несомненно способствует их большей разборчивости. При экранном разрешении каждый пиксел оказывает существенное влияние. Максимального значения рост строчных букв достиг в середине 1960-х годов, например у гарнитур Antique Olive и Americana, с тех пор наблюдается тенденция к его уменьшению (рис. З.6).

РИС. 3.6. Разный рост строчных букв х при одном и том же значении кегля. В верхней строке, начиная с буквы А (гарнитура Times Roman), взятой для сравнения, представлены гарнитуры: Centaur (Monotype), Bodoni (Linotype), Janson (Monotype), Gillard (ГГС)и Americana (ATF). Шрифт без засечек во второй строке, начиная с буквы А (гарнитура Helvetica), представлен гарнитурами Futura (Bauer), Gill Sans (Monotype), Univers 55 (Linotype), Avant Garde Gothic (ITC) и Antique Olive Medium

Анатомия шрифта

Слова, которые мы используем для описания и обсуждения форм букв, являются смешением терминов как типографики, так и каллиграфии, появлявшихся в течение столетий в разных странах.

Некоторые наиболее важные термины обсуждаются далее, а самые известные представлены на рис. 3.7.

РИС. 3.7. Элементы букв и их названия.

Влияние каллиграфии

Формы букв наборных шрифтов, подобные тем, которые вы сейчас видите перед глазами, испытали сильное влияние букв, выполненных как резцом, так и каллиграфическим пером. Причем большая часть того, что говорится о буквах, связана именно с последним способом.

Образцы для современного шрифта были первоначально написаны ширококонечным пером, как показано на рис. 3.8. В зависимости от того, как перо удерживают в руке и под каким углом оно расположено к бумаге, получаются штрихи переменной толщины. Если таким образом рисовать окружность, то линия изменяется от тончайшего штриха до широкого наплыва и наоборот. Такая изменчивость толщины штриха определяет наклон оси овальных элементов (stress). Величина наклона оси является характерным признаком определенного стиля шрифта, о чем рассказывается далее в этой главе.

РИС. 3.8. Формы букв унаследованы из каллиграфии.

Таким образом, ширины штрихов (strokes) знака изменяются в зависимости от того, в каком направлении движется перо - вверх или вниз. Этим объясняется, почему у таких знаков с обыкновенно «прямыми ножками», как М, N и А, появляются штрихи разной толщины (рис. 3.9).

РИС. 3.9. Перьевой штрих очень часто определял основную форму многих латинских букв.

Засечки

Засечками (serifs) называют слегка расширяющиеся росчерки на концах основных штрихов. Слово serif неясной этимологии, но, возможно, оно восходит к древненемецкому слову, означающему «штрих».

Хотя сами по себе засечки имеют гораздо более древнее происхождение: их можно обнаружить на каменных надписях Древней Греции. Одним из основных принципов классификации шрифтов является разделение их на шрифты с засечками (seriffed faces) и шрифты без засечек. Последние в английском языке носят название sans serif, объединяющее в одной фразе французское слово sans («без») и тевтонский корень serif («штрих»).

Засечки - это не только декоративные элементы. Они играют важную роль в восприятии шрифта, поскольку помогают глазу отделить один знак от другого и выявить отдельные буквы в аллеях тонких штрихов, которые образуются строками набранного текста. Они также упорядочивают горизонтальную текстуру шрифта, создавая своеобразную дорожку, которая уверенно ведет глаз вдоль строки. Таким образом, у шрифтов с засечками более высокая степень разборчивости (legibility), и их легче воспринимать и распознавать. Повышение разборчивости, в свою очередь, позволяет быстрее и легче читать текст, т.е. заметно повысить удобочитаемость (readability).

Известно множество типов засечек, которые сильно отличаются друг от друга по форме, размеру и массе. Они создавались в течение столетий, и многие шрифты получили свои названия с учетом именно особенностей засечек.

Засечки со скруглением

Наиболее известны засечки со скруглением (bracketed serifs), поскольку они используются в большинстве наборных шрифтов. Такие засечки соединяются с основным штрихом буквы при помощи плавной кривой (рис. 3.10), которую можно назвать скруглением или сопряжением (fillet). Как показано на рис. 3.10, степень скругления, размер засечки и общий рисунок очень сильно различаются у разных гарнитур.

РИС. 3.10. Засечки, придающие шрифту особенные текстуру и «цвет». Засечки со скруглением, используемые в большинстве наборных шрифтов, смягчают общее впечатление от шрифта, а засечки без скругления, наоборот, усиливают четкость. Брусковые засечки без скругления создают впечатление механической строгости, а со скруглением придают особенную силу шрифтам, которые называют кларендонами, включая популярную гарнитуру Century. Тонкие засечки, отличительная черта новой антиквы, создают формальное впечатление, в то время как клиновидные засечки придают шрифту эффект гравирования

Засечки без скругления

Засечки без скругления (unbracketed serifs) образуют с основным штрихом резкий угол. Сами по себе засечки могут иметь форму более или менее тонких брусков или даже клиньев. Общее впечатление от буквы с такими засечками - отчетливо угловатая форма.

Брусковые засечки

Брусковые засечки (slab serifs) дали название отдельной категории шрифта. У таких шрифтов, имеющих одинаковую толщину штрихов, обычно исключены каллиграфические элементы. Минималистский дизайн позволяет создавать шрифты без заметной детализации и декоративности, зато брусковые засечки улучшают удобочитаемость, поэтому брусковый шрифт часто служит для набора текстов.

Шрифты, обладающие брусковыми засечками со скруглением, называются кларендонами (Clarendons).

Волосные засечки

Отличительной чертой так называемой новой антиквы (modern), описанной более подробно далее в этой главе, являются очень тонкие волосные засечки (hairline serifs) без округления.

Клиновидные засечки

Как следует из названия, клиновидные засечки (wedge serifs) имеют треугольную форму. Таких шрифтов немного, и они обычно называются латинскими (Latins).

Выносные элементы

К верхним выносным элементам (ascenders) относятся штрихи строчных букв, которые выступают за среднюю линию (mean line). Нижние выносные элементы (descenders) - это части букв, которые опускаются ниже линии шрифта. Как показано на рис. 3.11, размеры этих элементов сильно различаются у разных шрифтов, причем верхние выносные элементы могут быть даже выше прописных букв той же гарнитуры и того же кегля.

РИС. 3.11. Нижние и верхние выносные элементы в разных шрифтах различаются не столь сильно, как рост строчных букв, но и они значительно разнятся, что может влиять на величину интерлиньяжа.

В отличие от роста строчных букв размер выносных элементов обычно сдерживается пределами кегельной площадки (em square), на которой они размещаются. Во времена металлического шрифта не казалось странным, если шрифт имел два варианта букв: с короткими и длинными выносными элементами, но ни один из таких шрифтов не переведен в цифровой формат.

Встречаются шрифты с более длинными выносными элементами, чем обычно, в результате при узком интерлиньяже верхние выносные элементы касаются нижних выносных элементов предыдущей строки. Когда используется шрифт, у которого заметно увеличенные выносные элементы, вам надо быть готовыми увеличивать соответственно значение интерлиньяжа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.058 с.)