Проблемы компьютерного сжатия и растяжения шрифта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы компьютерного сжатия и растяжения шрифта



Контуры букв в цифровых шрифтах легко масштабировать, и не всегда с соблюдением исходных пропорций. Большинство текстовых процессоров и программ верстки позволяют изменять ширину знака без изменения его роста. Это может оказаться удобным для вгонки длинного заголовка в строку, но такое изменение должно быть минимальным, обычно менее 10% от нормальной ширины знака. Ограничение связано с тем, что подобное изменение сказывается только на толщине вертикальных штрихов и не затрагивает горизонтальных. В результате буквы теряют исходные пропорции (рис. 4.7). Изменение ширин комплекта знаков шрифта (set width) создает отнюдь не новый шрифт, а только деформированный вариант существующего. Без трепетного отношения к изменению ширины редко получается удачный вариант шрифта.

РИС. 4.7. Очевидные искажения при компьютерном сжатии шрифта, которые особенно заметны на округлых буквах. Причина состоит в том, что вертикальные штрихи букв сузились, а горизонтальные остались прежними. Например, искусственное сжатие заметно у буквы О, и явно несоразмерна толщина вертикального штриха у буквы Т. Буквы потеряли свою исходную форму

На рис. 4.8 для сравнения представлены некоторые шрифты, сжатые и растянутые компьютерным способом, а также расширенные и сжатые начертания тех гарнитур, у которых такие начертания были специально спроектированы. Различия в пропорциях и формах у одних букв, особенно округлых, совершенно очевидны, у других - это не так заметно. Когда требуется сжатый или растянутый шрифт, лучше всего найти гарнитуру, в которой требуемые начертания существуют. Однако такие гарнитуры - редкость, это и порождает искушение создать собственные начертания компьютерным способом. Всеми силами сопротивляйтесь такому искушению.

РИС. 4.8. Шрифты, сжатые компьютерным способом (они помечены звездочками), никогда не выглядят лучше, чем специально спроектированные. Например, истинно сжатые заглавные буквы немного уже для того, чтобы соответствовать строчным буквам. Компьютерное сжатие не может учесть такие тонкости

Акцидентные шрифты

Поскольку акцидентные шрифты (display type) чаще служат для набора коротких текстов, чем длинных, они свободны от большинства правил дизайна, применяемых к наборным шрифтам, для которых основным принципом является удобочитаемость. Для акцидентных шрифтов достаточно простой разборчивости. Такие шрифты обычно насыщеннее и сильнее привлекают внимание, чем наборные шрифты, хотя последние также часто используются в качестве акцидентных. Некоторые примеры классических акцидентных шрифтов представлены на рис. 4.9.

РИС. 4.9. Примеры известных акцидентных шрифтов. Все они имеют отличительные особенности и занимают особое положение на странице. Первоначально гарнитура Cheltenham часто использовалась для книжного набора, но в настоящее время переведена на акцидентные роли. (Вообще существует много вариантов этого шрифта, приведенный образец шрифта принадлежит компании Bitstream)

Сначала акцидентные шрифты называли также титульными шрифтами (titling faces), и многие из них продолжают использоваться, хотя непрерывно создаются все новые и новые (рис. 4.10). Титульные шрифты часто состоят из одних прописных букв, поскольку долгое время существовала типографическая традиция не использовать в заголовках строчной шрифт. Иногда шрифт, спроектированный как титульный, имеет комплект строчных букв, например, гарнитура Centaur, которая теперь используется и для книжного набора.

РИС. 4.10. Титульные шрифты обычно более нюансированы и изящны, чем их наборные собратья. В верхней строке представлена гарнитура Big Caslon (фирмы Carter & Cone) для сравнения с гарнитурой Caslon 540 (фирмы linotype) (в нижней строке)

Наборные шрифты, как правило, плохо работают в качестве акцидентных. Их пропорции предназначены для мелких кеглей, когда ключевую роль в обеспечении разборчивости букв играет пробельное пространство, а тонкие элементы могут вовсе не пропечататься. При увеличении наборных шрифтов до акцидентных кеглей они выглядят тонконогими, широкими и графически очень слабыми. Для этих целей предпочтительнее использовать полужирные или жирные начертания из той же гарнитуры. Часто именно эта гарнитура применяется для акцидентного набора только потому, что у нее существуют требуемые жирные начертания.

Среди акцидентных шрифтов царят гротески. Гротескные шрифты больше привлекают внимание, вообще они более мускулисты, более напористы, что делает их и графически более эффектными. Немногие гарнитуры включают начертания с засечками и без них, тем самым предлагая разные возможности для достижения всех типографических целей, в которых может нуждаться документ (рис. 4.11).

РИС. 4.11. Некоторые гарнитуры обладают начертаниями как с засечками, так и без них. В данном случае гарнитура ГТС Clearface отображена вместе с гарнитурой Clearface Gothic (фирмы linotype). Обе основаны на оригинальной разработке Бентона (М. F. Benton) 1907 г., которая предназначалась для компании American Type Founders (ATF)

Набор крупным кеглем всегда выглядит разреженнее, чем набор книжным кеглем, поэтому трекинги (tracking), или общее изменение интервалов между буквами, принимает отрицательные значения (иногда значительные), что сдвигает буквы друг к другу. Довольно часто титулы в книгах, заголовки газет и журналов набирают так, чтобы буквы касались друг друга или накладывались друг на друга. Величина трекинга определяется вкусом и здравым смыслом или тем и другим вместе.

Декоративные шрифты

Декоративные шрифты обычно используются в рекламе. Их задача — привлечь внимание читателя, пока он не успел перевернуть страницу. По этой причине декоративные шрифты очень быстро входят в моду и так же быстро устаревают. Как только декоративный шрифт становится популярным и привычным, он перестает выполнять свою задачу — выделяться в сонме других шрифтов. И так же, как существуют пересечения наборных и акцидентных шрифтов, между акцидентными и декоративными шрифтами нет четкой границы, это всякий раз вопрос степени оригинальности. При описании декоративных шрифтов почти всегда звучит сравнительная степень: более выразительный, более причудливый, более наклонный, более каллиграфический, более пародийный. О них нельзя говорить нейтральными словами.

Другой задачей декоративных шрифтов является отражение стилей исторических эпох, направлений дизайна, культурных традиций или, при необходимости, рождение ассоциаций с содержанием сообщения. Примеры таких шрифтов представлены на рис. 4.12.

РИС. 4.12. Декоративных шрифтов уже несколько тысяч, поэтому нелегко отыскать среди них достаточно универсальные варианты. Но что бы вы не рекламировали (от французского батона до циркового представления), обязательно найдется подходящий шрифт для каждого случая

При использовании декоративных шрифтов необходимо соблюдать определенную осторожность, поскольку эти шрифты часто не очень тщательно размещены на кегельной площадке (character fitted). Имеется в виду процесс определения полуапрошей, расстояний от буквы до боковых границ кегельной площадки таким образом, чтобы в целом текст выглядел набранным равномерно. В наборных шрифтах этому уделяется первостепенное значение, а в декоративных - значительно меньшее, так как формы букв часто настолько оригинальны, что трудно обеспечить выполнение всех требований. Более того, у декоративных шрифтов обычно недостаточно сведений о кернинге. Это означает, что - таково веление дизайна - вам следует уделять пристальное внимание пробелам между парами соседних букв.

Цветной текст

Все современные наборные шрифты спроектированы для отображения черной краской на белой бумаге. Форма, пропорции и толщина штрихов знаков получают при этом максимальный контраст. Когда вы используете шрифт для печати цветом или на окрашенном фоне, вы выходите за рамки предусмотренного.

Например, красный шрифт на белом фоне утрачивает контраст черного шрифта, поэтому белые пробелы вокруг букв начинают терять свою ясность и становятся нечеткими. И если не поддерживать высокий контраст, например, темно-зеленый шрифт на бледно-желтом фоне, то шрифт придется сделать больше или насыщеннее (или то и другое), чтобы компенсировать низкий контраст. Гротескные шрифты в цвете смотрятся лучше, чем шрифты с засечками, поскольку их конструкция в целом устойчивее, у них отсутствуют волосные линии, мелкие детали, тонкие штрихи, характерные для шрифтов с засечками.

Помимо контраста, цветной шрифт для полиграфической печати, особенно на цветном фоне, должен быть очень точно рассчитан. Цвет при печати обычно синтезируется сочетанием трех или четырех красок, которые должны быть приведены (registered) - наложены относительно друг друга с особой точностью, чтобы избежать бахромы (halo) у одной или нескольких красок. Кроме того, рисунок букв вырезается (knocked out) из цветного фона, т. е. фон печатается с «дырками» вместо шрифта, а цветной шрифт впечатывается в эти пустые места. Это требует высокоточной печати. Самая большая проблема с мелким шрифтом - книжного кегля и мельче - связана с тем, что даже малейшее несовмещение (misregistration) приводит к тому, что шрифт становится нерезким, смазанным и даже многоцветным (пестрым).

Вообще мелкий шрифт лучше всего печатать сплошным (нерастрированным или несмешанным) цветом. Когда цвет печатается черной краской, определите в диалоговом окне Print (Печать) функцию наложения (overprint), что исключит вырезание шрифта в фоновом цвете. Печать шрифта в цвете связана с множеством проблем, особенно для мелких кеглей, но и печать акцидентного шрифта тоже не вполне свободна от них.

Выворотки

Печать шрифта вывороткой (in reverse), т. е. белым по черному, создает те же проблемы, что и печать цветом вообще. Обычная схема контраста черного шрифта на белом фоне здесь не подходит. Кажется, что элементы изображения, напечатанные черным, визуально посягают на соседние сними белые области. Рисунок 4.13 иллюстрирует этот оптический эффект.

РИС. 4.13. Набор текста вывороткой очень коварен. В примере сверху шрифт вывороткой кажется более легким, чем на оригинале «черным по белому», потому что черный графически сильнее белого. Проблема возрастает в мелких кеглях (пример внизу слева), когда краска затекает в пределы выворотки так, что шрифт кажется стиснутым. Полужирный шрифт (пример внизу справа) увеличивает удобочитаемость шрифта, напечатанного вывороткой

Шрифты всегда проектируются с учетом этого эффекта (не говоря уже о реальном расширении черного изображения, вызванном растеканием черной краски в процессе печати). Когда вы используете шрифт вывороткой, черный фон будет визуально претендовать на белые буквы и делать их тоньше, особенно у текстовых кеглей шрифта. Во время печатного процесса тонкие элементы букв заполняются краской, и ущемленные элементы начинают разрываться. Буквы, расположенные очень близко друг к другу, могут сливаться. Печать вывороткой на рыхлой, грубой или гигроскопичной бумаге (например, на газетной) увеличивает растекание краски и усугубляет проблему.

Для ее преодоления существуют некоторые технические решения, например увеличение экспозиции фотонаборного автомата, что обеспечивает более точное отображение точек и вызывает меньшее затекание черного в области белого (практически это недодержка шрифта). Но все-таки главным в печати шрифта вывороткой является правильный выбор гарнитуры и кегля шрифта. Предпочтительнее шрифты со слабым контрастом (толстые штрихи препятствуют разрывам), и часто лучше использовать полужирные наборные шрифты, а не их нормальных «родственников». Курсив представляет особую проблему, так как буквы еще более склонны к разрывам, чем знаки прямого шрифта с засечками. Кроме того, чтобы воспрепятствовать слипанию букв, должны быть увеличены интервалы между ними (увеличен трекинг).

В том, что при печати вывороткой штрихи шрифта разрываются, часто упрекают и допечатную подготовку (обычно указывают на переэкспонированную пленку) и плохую печать (указывают на чрезмерную подачу краски), и иногда для того и другого есть основания. Хотя обычно профессионалы допечатной подготовки и печатного процесса скорее концентрируют свое внимание на тех частях страницы, которые получаются наиболее плохо, например, области светов в фотографии. Если их недоэкспонировать или не пропечатать, то в изображениях появляются пустые пятна. Когда же краски достаточно для хорошей печати фотографий или тонких линий, то шрифт вывороткой разрывается только в том случае, если он неправильно выбран и набран.

Как правило, гротескные шрифты дают лучший результат при печати вывороткой, чем шрифты с засечками. В критических ситуациях нужно всегда посмотреть на пробном оттиске, как получился такой шрифт, перед тем, как отправлять работу в печать.

Лекция 5.

Ширина полосы набора, кегль и интерлиньяж

Цель: обсуждение правил набора: как добиться, чтобы используемый шрифт служил тексту и читателю.

Невозможно порознь обсуждать эти параметры: ширину полосы набора, кегль и интерлиньяж. Они действуют совместно, и практически все три связаны с гарнитурой. Более крупный шрифт требует более широкой полосы набора, а для широкой полосы набора нужен больший интерлиньяж, что, в свою очередь, требует более крупного шрифта. Изменив значение интерлиньяжа, нужно корректировать и все остальные параметры.

Несмотря на это, в любой программе существуют установки по умолчанию (вы ведь не сможете начать набор текста без конкретных значений), отношения между ними не всегда правильно оцениваются. Если выразиться мягко, то они чаще всего неправильно используются, и не только новичками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.019 с.)