Длина строки или формат колонки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Длина строки или формат колонки



Обычно шрифт набирается колонками, ширина колонки называется форматом колонки. И хотя существует искушение использовать термин длина строки (line length) взамен формата колонки (measure), но они не всегда обозначают одно и то же. Например, когда выполняется флаговый набор с рваным правым краем (ragged right margin), т.е. строки не полностью заполняют ширину колонки, длина каждой отдельной строки не равняется ширине колонки, частью которой является (рис. 5.1). Если в таком тексте отсутствуют переносы (что бывает нередко), то большинство строк окажется короче полной ширины колонки, так как программа не может удлинить строку за счет частей слов, разделенных переносом.

РИС. 5.1. Вертикальными линиями отмечены границы текстового блока, они фиксируют формат колонки. Это именно тот случай, когда длина строки и формат колонки не совпадают

Компьютерные издательские программы по-прежнему не имеют разумного подхода к идее формата колонки. В некоторых программах сначала определяется формат страницы, затем размер полей, количество текстовых колонок на странице и, наконец, расстояние между этими колонками. И вы вынуждены определять ширину колонок методом вычитания. Ширина колонки не должна быть производной величиной, ее нужно задавать явным образом. Что касается размеров полей, то их, если необходимо, можно рассчитать самостоятельно, до того, как вводить числа с клавиатуры, складывая ширины колонок и пробелов между ними и вычитая сумму из ширины страницы.

В других программах вы можете очертить текстовые рамки (text frame), которые служат границами полосы набора. Создав такие рамки, вы тем самым определяете их истинные ширины, то есть формат колонки, но при этом приходится вручную создавать пробелы между колонками с помощью точного позиционирования рамок на странице. Это тоже достаточно примитивно.

В программах верстки определение параметров страниц создает некоторое подобие модульной сетки (page grid). Например, в них можно определить обрезной формат страницы (trim size): размер страницы в готовой книге или журнале. Они также определяют формат колонки или колонок и размер полей, которые в случае простой книжной страницы как раз и определяют полосу набора (text area).

Отсюда следует, что исходя из фундаментальных типографических представлений, формат колонки следует определять прежде всего.

Кегль и формат колонки

Кегль (point size) и формат колонки (measure) - это неразлучная пара. Например, оптимальная длина строки часто выражается количеством знаков или слов, которые можно разместить в пределах ширины колонки, а это напрямую зависит от кегля.

Можно рассчитать подходящий кегль для данного формата колонки несколькими способами. Вот наиболее общие принципы:

· оптимальная длина строки (line length) равна 1,5-2 строкам, содержащим все строчные знаки алфавита;

· строка оптимальной длины включает примерно 9-10 слов (если слова в среднем состоят из 5 букв);

· минимальная длина строки составляет 27 знаков, оптимальная - 40 и максимальная - 70.

Будем использовать следующее правило: сравнивать значения длины строки в пиках со значением кегля в пунктах. Расчет очень прост, и нет необходимости считать отдельные слова и буквы. В такой схеме формат колонки (в пиках) в три раза больше кегля (в пунктах) - это абсолютный верхний предел для длины строки, и в большинстве случаев такая строка слишком длинна.

Так, шрифт кегля 10 нельзя набирать в строках, которые длиннее 30 пик. Идеальное соотношение равно примерно 2:1 или 2,5:1, что означает от 20 до 25 пик для шрифта кегля 10. Когда соотношение приближается к 1:1 (например, шрифт кегля 10 на строке, равной 10 пикам), хорошая верстка становится практически невозможной. Отношение меньше 1,5:1 - это уже опасное скольжение по тонкому льду (рис. 5.2А-В).

РИС. 5.2А. Для некоторых шрифтов сплошной набор в узких колонках (11 1/2 пики) очень удачен, но крупные пропорции гарнитуры Sabon, использованной на рисунке, при наборе кеглем 10 по схеме 10/10 выглядят слегка сжатыми. Впечатление улучшится, если увеличить интерлиньяж на один пункт (10/11), а схема 10/12 уже начинает разбивать набор на полосы. То же справедливо для набора шрифтом кегля 11. Для данной колонки шрифт кегля 11 кажется великоват, создавая строки всего в несколько слов и очень рваный край. Шрифт, набранный кеглем 12, заметно велик, хотя если ему правильно назначить интерлиньяж, то он может отлично сыграть в качестве акцидентного текста

РИС. 5.2Б. Когда формат колонки превышает 18 пик, набор по схеме 10/11 таков, что он только выиграет от одного дополнительного пункта интерлиньяжа, что и демонстрирует пример со схемой 10/12. С небольшим количеством слов в строке набор по схеме 11/12 не выглядит однородно серым, а дополнительный пункт к интерлиньяжу (схема 11/13) усиливает впечатление воздушности. С кеглем 12 и одним дополнительным пунктом интерлиньяжа (схема 12/13) набор начинает выглядеть тяжеловато и как будто зажатым в замкнутом пространстве. Несмотря на то, что формат колонки относительно узок, крупный кегль требует дополнительного пространства «для вздоха», которое обеспечивает схема набора 12/14

РИС. 5.2В. Если формат колонки увеличивается, то интерлиньяж также не должен отставать. Горизонтальная текстура у текста, набранного по схеме 10/11, не чувствуется при относительно плотном интерлиньяже Дополнительный пункт интерлиньяжа в наборе по схеме 10/12 разительно меняет текст, он становится гораздо привлекательнее. И текст, набранный по схеме 11/12, также кажется интенсивно темным, в то время как пример к схеме 11/13 обладает большей открытостью и более сбалансирован. Набор по схеме 11/14 уже становится чересчур разреженным, но поскольку гарнитура Sabon относительно массивна, то отбивка не ведет к отделению строк друг от друга. У более светлых гарнитур или шрифта с меньшим ростом строчных букв это может привести к чрезмерной разреженности

Все эти схемы приводят к одному и тому же базовому выводу об отношении между кеглем шрифта и форматом колонки, который гласит: чем длиннее строка, тем крупнее должен быть шрифт. Стандартный наборный кегль для большинства книг, журналов и газет - это 10-12 пунктов.

Интерлиньяж

Интерлиньяж (leading) - это расстояние в пунктах от линии шрифта любой строки до линии шрифта предыдущей строки (рис. 5.3). Английское название происходит от слова lead, что значит «свинцовый шпон». В период ручного набора свинец использовался для литья букв, а для того, чтобы увеличить расстояние, между строками подкладывали полоску свинца (lead). Большинство компьютерных программ используют термин line spacing (межстрочный пробел).

РИС. 5.З. В набранных строках текста линии шрифта сделаны видимыми для того, чтобы показать величину интерлиньяжа или расстояние между смежными строками текста. Эти значения могут задаваться конкретным числом пунктов или складываться из двух величин: стандартного интерлиньяжа и значения одного из параметров отбивка до абзаца или отбивка после абзаца. Заголовок «The Grandfather» набран на расстоянии 30 пунктов от предыдущей строки. Расстояние после заголовка складывается из отбивки после абзаца, равной 13 пунктам, и стандартного интерлиньяжа следующей строки, равного 10 пунктам

Текст, набранный «без шпон» (solid), означает сплошной набор, у которого интерлиньяж равен кеглю шрифта, например кегль шрифта 12 и интерлиньяж, равный 12 пунктам. Это выражение (solid) пришло из ручного набора, тогда при сплошном наборе один ряд литер устанавливался непосредственно под другим без дополнительных шпон. В цифровом наборе сплошной набор стыкует кегельные площадки подобным же образом. Другим способом описания набора без шпон является запись 12 on 12 (12 на 12) или 12/12.

В компьютерных системах можно набирать шрифт любого кегля с интерлиньяжем, скажем, в 1 пункт. Более того, интерлиньяж может быть даже нулевым, когда строки перекрывают друг друга и располагаются на общей линии шрифта.

Для акцидентных кеглей возможен даже отрицательный интерлиньяж (negative leading), когда значение интерлиньяжа меньше значения кегля, например 66/60 или 54/50 (рис. 5.4). Текст, набранный прописными буквами, с отрицательным интерлиньяжем обычно выглядит лучше (ведь для прописного шрифта не нужно учитывать знаки с нижними выносными элементами).

РИС. 5.4. Типичный вариант набора текста с отрицательным интерлиньяжем: шрифт кегля 22 набран с интерлиньяжем 19 пунктов. У акцидентного шрифта без нижних выносных элементов значение интерлиньяжа может быть еще меньше

 

В общем, именно так часто оформляют заголовки, поскольку при увеличении кегля пробелы, включая интерлиньяж, оптически становятся более активными, чем шрифт. Акцидентный набор (который ограничивается несколькими строками) с обычным интерлиньяжем выглядит чересчур разреженным, поэтому и прибегают к отрицательному значению.

Как и для расчета кегля при различных форматах колонки, существует несколько способов расчета подходящего интерлиньяжа. И снова я предпочитаю числовой подход, основанный на соотношении между кеглем и форматом колонки. Для того чтобы определить, насколько следует увеличить интерлиньяж, просто разделите значение ширины полосы набора (в пиках) на кегль шрифта (в пунктах). Округлите результат с точностью до 0,5 пункта.

Если текст набирается шрифтом кегля 11 на строке длиной 24 пики, то следует добавить к значению интерлиньяжа 2 пункта (24:11=2,18, округляем до 2), следовательно, схема набора - 11/13. Если ширина строки не превышает 30 пик, то результат вычисления равняется 2,5, а схема набора составит 11/13,5.

В большинстве случаев для определения интерлиньяжа достаточно точности до 0,5 пункта. Исключения могут возникнуть, когда от более точных настроек зависит значительное улучшение верстки текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.011 с.)