Злоупотребление должностными полномочиями (Статья 285 УК). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Злоупотребление должностными полномочиями (Статья 285 УК).



1. Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ). Дополнительным объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.

2. Объективная сторона преступления характеризуется а) деянием - действием или бездействием (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы), б) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства) и в) причинной связью между указанными деянием и последствиями.

3. Использование служебных полномочий предполагает совершение виновным действий, формально находящихся в его служебной компетенции. При этом соответствующее деяние совершается вопреки интересам службы.

4. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства существенным нарушением является вопросом факта и зависит от конкретных обстоятельств конкретного уголовного дела. При этом в судебной практике учитываются, например, следующие обстоятельства: создание помех и сбоев в работе государственных и других организаций, нарушение общественного порядка, сокрытие тяжких преступлений, степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п. (см. БВС СССР. 1990. N 3. С. 3).

5. Субъект преступления - должностное лицо (его толкование см. в п. 12-21 комментария к гл. 30 УК).

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (в виде как прямого, так и косвенного умысла). Лицо осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что вследствие этого будут существенно нарушены охраняемые законом права и интересы, и желает наступления указанных последствий (прямой умысел) либо сознательно их допускает или безразлично относится к их наступлению (косвенный умысел). Кроме умышленной вины субъективная сторона данного преступления характеризуется еще и мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью. Корыстная заинтересованность (как и в других составах преступления) означает стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность предполагает извлечение виновным выгод неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность и т.п.

Приговором районного суда М. осуждена по ч. 2 ст. 147.1 УК РСФСР (ст. 160 УК РФ) и ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (ст. 285 УК РФ). Она признана виновной в присвоении и растрате вверенного ей чужого имущества, а также злоупотреблении властью и служебным положением, совершенным из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившим существенный вред государственным или общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан. М., работая в 1996 г. заведующей отделом народного образования администрации района, являясь должностным лицом и распоряжаясь денежными средствами отдела, по предварительному сговору с главным бухгалтером умышленно, в нарушение установленного порядка премирования и сверх утвержденной сметы расходов РОНО, не имея экономии по фонду оплаты, подписала приказы на выплату премии сотрудникам отдела на сумму 27 361 руб. и на ценные подарки для директоров школ на сумму 8 690 руб., а также приобрела для отдела материально-технические ценности на сумму 94 502 руб. (суммы приведены в неденоминированных рублях).

Судебная коллегия по уголовным делам областного суда приговор оставила без изменений. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений и прекращении дела за отсутствием в действиях М. состава преступления. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее.

Суд не указал в приговоре, в чем выразилась корыстная или иная личная заинтересованность М. Работая заведующей РОНО, она допустила нецелевое использование денежных средств: закупила для отдела товарно-материальные ценности, выплатила своим сотрудникам премии, что не предусмотрено сметой. В материалах дела нет данных о том, что она руководствовалась корыстными целями или иными личными побуждениями. Существенный вред не был причинен ни государственным, ни общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан. Денежные средства не были похищены. М. нарушила финансовую дисциплину. Действия М. не содержат составов инкриминируемых ей преступлений, поэтому президиум областного суда приговор и кассационное определение в отношении М. отменил, а дело прекратил за отсутствием в ее действиях состава преступления (БВС РФ. 2002. N 3. С. 18-19).

7. Часть 2 ст. 285 УК определяет повышенную ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной службе Российской Федерации" под государственными должностями Российской Федерации понимаются должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, а под государственными должностями субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

8. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. к органам местного самоуправления относятся а) выборные органы, образуемые в соответствии с этим федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, и б) другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

9. Часть 3 ст. 285 конкретизирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи, повлекшие тяжкие последствия. Так же, как понятие причинения существенного вреда, данное понятие является оценочным и конкретизируется судом с учетом обстоятельств уголовного дела. В теории и судебной практике критериями признания последствий тяжкими считаются причинение материального ущерба в особо крупных и крупных размерах, причинение потерпевшему (хотя бы одному человеку) тяжкого физического вреда либо причинение вреда средней тяжести двум или более лицам.

 

Б) Нецелевое расходование бюджетных средств (Статья 285.1 УК РФ).

1. Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные отношения. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет - основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе. Бюджетное законодательство Российской Федерации стоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения (см. ч. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

2. Объективная сторона характеризуется действием, - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнациях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере.

3. Существует три уровня бюджета: первый уровень - федеральный бюджет, второй - бюджеты субъектов Российской Федерации, третий - местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

4. Нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения.

5. Бюджетная роспись представляет собой обязательный документ для практического исполнения бюджета (любого уровня). Так, сводная бюджетная роспись федерального бюджета, составляемая Министерством финансов Российской Федерации, предусматривает поступление и расходование бюджетных средств календарно поквартально таким образом, чтобы поступающие в определенные временные промежутки доходы смогли покрыть предстоящие в данные промежутки времени расходы. Любые изменения, связанные с исполнением бюджета (бюджетные изменения), должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.

На основе бюджетной росписи составляются и утверждаются сметы доходов и расходов, т.е. финансово-плановый акт любого бюджетного учреждения, в котором определяются объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному бюджетному учреждению. Любой бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходы являются финансовой базой деятельности соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Расходы служат удовлетворению общественных потребностей.

6. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК крупным размером в данной статье признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

7. Субъект преступления - должностное лицо получателя бюджетных средств, т.е. должностное лицо бюджетного учреждения или иной организации, имеющей право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (например, губернатор области или края, руководитель органа местного самоуправления).

8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Должностное лицо осознает, что осуществляет нецелевое расходование бюджетных средств, и желает совершения таких действий.

9. Часть 2 ст. 285.1 предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере. Согласно примечанию к ст. 285.1, особо крупным размером признает сумма, превышающая 7 млн. 500 тыс. руб.

 

В) Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (Статья 285.2 УК РФ).

 

1. Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные отношения в части регулирования государственных внебюджетных фондов. В соответствии со ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости населения.

2. Объективная сторона преступления характеризуется действием - расходованием средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Российской Федерации, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенным в крупном размере.

3. В соответствии с примечанием к ст. 285.1 УК РФ крупным размером в ст. 285.2 признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

4. Субъект преступления - должностное лицо, распоряжающееся расходованием средств государственных внебюджетных фондов.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Соответствующее должностное лицо осознает, что осуществляет нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов, и желает совершения таких действий.

6. Часть 2 ст. 285.2 предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное а) группой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере. Оба этих квалифицирующих признака понимаются так же, как в составе нецелевого расходования бюджетных средств (ст. 285.1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.01 с.)