Вопрос №2. Преступления, нарушающие нормальную работу транспорта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №2. Преступления, нарушающие нормальную работу транспорта.



А) Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (Статья 266 УК РФ)

1. Объект преступления - безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, речного, автомобильного) как неотъемлемая часть общественной безопасности.

2. Предмет преступления - транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.

3. Транспортные средства (в смысле диспозиции рассматриваемой статьи) - это любые транспортные средства железнодорожного, воздушного, водного (морского или речного), автомобильного транспорта (электровозы и тепловозы, морские или речные суда, самолеты, вертолеты, трамваи, троллейбусы, автомобили и т.п.).

4. Пути сообщения различаются в зависимости от вида транспорта. Так, на железнодорожном транспорте к ним относится железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью, на воздушном - например, взлетно-посадочные полосы. Средства сигнализации - это различные технические устройства, предназначенные для передачи звуковой, световой и другой условной информации (например, семафоры на железнодорожном транспорте, маяки и бакены - на морском или речном транспорте).

5. Средствами связи являются технические устройства, предназначенные для приема и передачи различных видов сообщений (телефонная, телеграфная, телевизионная и иная связь).

6. Иное транспортное оборудование представляет собой технические устройства, приборы и механизмы (исключая средства сигнализации и связи), обеспечивающие безопасную работу транспорта (например, эстакады на автомобильном, радиолокаторы на воздушном и водном транспорте).

7. Объективная сторона преступления характеризуется а) действиями (недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств), б) последствиями (причинение тяжкого вреда здоровью человека) и в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

8. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования означает нарушение установленных правил производства ремонта, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта (устранение не всех неисправностей, установка деталей, срок эксплуатации которых уже истек, установка неисправных приборов либо не соответствующих качеству, передача в эксплуатацию агрегата, не прошедшего испытания под нагрузкой и т.д.

9. Под выпуском в эксплуатацию понимается дача разрешения или прямое указание (устное или письменное) лицом, ответственным за эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств, лицу, управляющему транспортным средством.

10. В связи с тем, что данный состав преступления сконструирован по типу материальных составов, он признается оконченным только в результате наступления указанных в диспозиции ст. 266 вредных последствий и лишь при том условии, что последние находятся в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования или выпуском в эксплуатацию технически неисправных средств.

11. В судебной практике субъектом преступления признается лицо, ответственное за недоброкачественный ремонт транспортных и других указанных в ст. 266 средств либо осуществляющее такой ремонт (автослесарь, мастер, начальник ремонтного участка и т.д.), а также лицо, ответственное за техническое состояние указанных средств и выпуск в эксплуатацию технически неисправных средств. Субъектами выпуска в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств признаются работники как автохозяйств, так и любых других организаций и предприятий, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

12. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствие произведенного им недоброкачественного ремонта транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуска в эксплуатацию технически неисправных средств здоровью человека может быть причинен тяжкий вред, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий либо не предвидит их, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Б) Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК).

1. Объект преступления - безопасность транспорта (железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного) как неотъемлемая составная общественной безопасности.

2. Предмет преступления - транспортные средства, пути сообщения (транспортные коммуникации), средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование (содержание этих понятий такое же, как в составе преступления, предусмотренном ст. 266 УК РФ).

3. Объективная сторона характеризуется а) действиями (разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние указанных в диспозиции ч. 1 ст. 267 предметов, а равно блокирование транспортных коммуникаций), б) последствиями (причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба) и в) причинной связью между указанными действиями и последствиями.

4. Под разрушением указанных средств в теории и судебной практике понимается приведение транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования в полную негодность, исключающую их использование по прямому назначению. Их повреждение предполагает возможность восстановления последних путем ремонта.

5. Иные способы приведения указанных средств в негодное для эксплуатации состояние могут быть самыми разнообразными (например, помещение на железнодорожное полотно каких-либо металлических или других твердых предметов, отключение контактной сети электропоездов от источника тока, перенос различных знаков в иное место).

6. Блокирование транспортных коммуникаций выражается в создании препятствий для движения транспортных средств (железнодорожного, воздушного, водного или автомобильного транспорта), например в преграждении железнодорожных путей, взлетно-посадочной полосы большими группами людей, создании различного рода завалов из бревен, шпал, камней и т.п.

7. В отличие от составов преступлений, предусмотренных ст. 264, вредные последствия, предусмотренные диспозицией ч. 1 ст. 267, заключаются в причинении не только тяжкого вреда здоровью человека, но и крупного ущерба. Понятие последнего оценочное и определяется с учетом особенностей конкретного уголовного дела. В теории и судебной практике считается, что при этом следует учитывать такие обстоятельства, как разрушение или существенное повреждение транспортных средств в результате, например, их столкновения, уничтожения или существенного повреждения сооружений, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств, причинение существенного экологического вреда и т.п.

8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14 лет.

9. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Лицо предвидит, что вследствие производимого им разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирования транспортных коммуникаций может быть причинен тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий, либо не предвидит, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

10. Часть 2 ст. 267 предусматривает повышенную ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а ч. 3 - смерть (также по неосторожности) двух или более лиц.

В ) Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (Статья 270 УК РФ)

1. Объект преступления - безопасность терпящих бедствие на море или на ином водном пути как составная общественной безопасности.

2. Обязанность оказания капитаном судна помощи терпящим бедствие предусмотрена рядом законодательных и иных нормативных актов, в том числе международно-правового характера. В первую очередь это Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта капитан судна обязан, если он может сделать это без серьезной опасности для своего судна и находящихся на нем лиц, оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие на воде. Капитан каждого из столкнувшихся судов обязан оказать помощь другому участвующему в этом столкновении судну, его пассажирам и членам экипажа.

4. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием - неоказанием капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если такая помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров. Это бездействие (не в физическом, а в уголовно-правовом смысле) означает невыполнение лежащей на капитане судна обязанности оказать помощь терпящим бедствие на море или на ином водном пути, вытекающей из указанных нормативных актов внутреннего (национального) и международно-правового характера. Состав преступления, предусмотренный ст. 270, - формальный, оно считается оконченным с момента бездействия, т.е. неоказания помощи людям, терпящим бедствие, независимо от того, будут или нет в конечном счете спасены эти люди.

5. Субъект преступления - капитан судна, не оказавший помощь людям, терпящим бедствие.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Капитан судна осознает опасность для людей, терпящих бедствие на море или на ином водном пути, и имеющуюся возможность оказать им помощь без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, однако бездействует, желая уклониться от оказания помощи.

Нормативные акты и рекомендуемая литература:

1. УК РФ. Раздел 9, глава 27. Ст. 263-271

2. Воздушный кодекс РФ от 19.03. 1997//СЗ РФ. 1997. №12

3. Водный кодекс РФ. 1995.

4. Федеральный закон от 10.01.2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»//СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 169

5. Устав железнодорожного транспорта в РФ от 10.01.2003 г.//СЗ РФ. 2003. №2. Ст. 170.

6. Федеральный закон от 10.12.95 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»//СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4873.

7. Правила дорожного движения РФ 1993 г. (с изм. на 25.09.2003 г.) утверж. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.93 №1090 //САПП РФ. 1993. №47. Ст. 4531; СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3891.

8. Постановление ПВС СССР №11 от 6.10.1970 г. №Л судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» (с измен. и доп. постановлений ПВС СССР 3» от 3.09.76 г.; №3 от 25.02.77 г.; №5 от 16.01.86 г.) /Указ. сборник. С. 220 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.015 с.)