Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды чередований: фонетические, морфологические, грамматические чередования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чередования звуков могут быть: 1. Фонетические, когда изменение звучания обусловлено позицией и чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, или звонких и глухих согласных звуков. Такие фонетические чередования имеют обязательный характер в данном языке. К выражению значений эти чередования не имеют отношения – они вынуждены позицией и изучаются в фонетике. 2. Нефонетические, когда изменение звучаний не зависит от позиций, а чередуются разные фонемы, благодаря чему морфему получают разный фонемный состав в своих различных вариантах. Среди нефонетических чередований следует различать: А) Морфологические (исторические), когда данное чередование не обусловлено фонетической позицией, но и не является само по себе выразителем грамматического значения, а лишь сопровождает образование тех или иных грамматических форм, являясь обязательным по традиции, но не для выразительности.К такому типу чередований относятся: чередование гласного с нулем звука, чередования согласных [к - ч], [г - ж], [х - ш] или сочетаний согласных с одной согласной [ск - щ], [ст - щ], [зг - ж], [зд - ж]. Таким образом, при морфологических чередованиях могут чередоваться две фонемы с одной, одна фонема с другой или фонема с нулем. Морфологические чередования могут быть регулярными, когда они повторяются в разных формах и в разных частях речи (например, [г - ж]) и нерегулярными, встречающимися в считанных случаях (например, [г - ч]), причем в словоизменении присутствуют чаще регулярные чередования, а в словообразовании – нерегулярные. Эти явления не входят в фонетику и не определяются грамматикой, а образуют особую область языка – морфонологию. Традиционными же подобные чередования называются потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции. Б) Грамматические чередования – это те же чередования, что и морфологические, т.к. ни те, ни другие не зависят от фонетических позиций. Однако существенное отличие грамматических чередований состоит в том, что они не просто сопровождают разные словоформы, образованные и различающиеся другими способами, а самостоятельно выражают грамматические значения, и такое чередование само по себе может быть достаточным для различения словоформ, а потому не может быть отменено по аналогии путем унификации фонемного состава корня. В таких случаях мы имеем дело с грамматическим способом, а значит, - с внутренней флексией. Вопрос Фонетические членения речи. В речевом потоке выделяются следующие единицы: 1) Фраза – интонационно-смысловое единство, ограниченное паузами и характеризующееся законченностью. Фраза может совпадать с предложением или включать в себя предложение или быть частью предложения. Фраза делится на такты. 2) Такт – слово или группа слов, объединённых одним главным ударением. Чередование речевых тактов образует ритм речи (индивидуальное качество). ПРОКЛИТИКИ – элементы такта, примыкающие спереди к ударному слову. ЭНКЛИТИКИ – элементы такта, примыкающие сзади. 3) слог – минимальная произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, объединённых в фонетическое целое. Виды слогов: открытый/закрытый, прикрытый/неприкрытый. Слог может выделяться следующими способами: 1) увеличением интенсивности гласного 2) изменением частоты основного тона 3) увеличением времени звучания слога 4) качественной характеристикой звукового состава. По преобладанию того или иного признака определяется тип ударения: 1) динамичное (экспираторное). Характерно для многих современных языков. Сильное ДУ фиксируется в русском языке, поэтому появляется редукция. Если ДУ слабое, то не возникает такой разницы между слогами. 2) музыкальное (тоническое). МУ – выделение слога в слове благодаря изменению частоты основного тона, что на слух воспроизводится как повышение или понижение тона. Сейчас МУ наблюдается в странах Дальнего Востока, Средней Азии, Швеции, Норвегии, Литве, северных албанских говорах, Корея, Япония. 3) квантитативное (количественное). КУ – удлинение слогообразующего гласного. Возможно только в тех языках, где нет различия между долгими и краткими гласными. Гласные мало редуцируются. Индонезийский язык – в кач-ве примера. КУ обычно сочетается с другими средствами выделения слога в слове. Ударение и его виды. Проклитики и энклитики. Интонация и ее элементы. Ударением – называется выделение звука, слога и слова путем усиления мускульного напряжения и напора воздушной струи или изменения высоты голоса. По объекту выделения ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. Различают ударение монотоническое (экспираторное) и политоническое (музыкальное) Экспираторное – характеризуется единством высоты, изменением силы и длительности звука. Э. бывает силовым (динамическим) и квантитативным, при динамическом ударении слог выделяется силой воздушной струй, при квантитативном – длительностью(якуты). Политоническое ударение характеризуется изменением высоты тона и музыкальностью (китайский, японский. Вьетнамский) – мА с ровным тоном – мать, мА с восходящим тоном – конопля. Словесным ударением называется выделение одного из слогов и подчинение ему остальных безударных слогов. Ударный слог может отличаться от безударного силой, длительностью и качеством гласного. В многослоговых словах, особенно с двумя корнями, наряду с главным ударением появляется побочное(второстепенное) – ЛеНИНГРаД, ЖЕЛеЗОБЕТоН. По месту ударения в слове различают ударение постоянное(связанное, фиксированное) и свободное. Постоянное ударение фиксируется по отношению ко всем словам языка. Ударение на 1 слог в чешском, латышском. При свободном ударении отдельные конкретные слова имеют закрепленное ударение: замок.Сводным ударением обладает русский язык, в нем ударение может падать на 1,2,3 последний, предпоследний слоги. Фразовое и логическое ударение существенно отличается от слогового и словесного ударения. Фразовое ударение выполняет роль объединения слова в такты и фразы. Логическое ударение выделяет слова и такты при актуальном членении предложений. Такт – это два или несколько слогов, объединенных ударением. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Слияние в 1м фонетическом слове предъидущего безударного и последующего ударного слова называется проклизой, а само присоединяемое слово – проклитикой. (наречия, местоимения, числительные, предлоги. Союзы примыкают спереди к знаменательному слову которое несет фразовое ударение – я думал, мой дядя, два дня – проклитики) Слияние последующего безударного с предъидущим ударным называется энклизой, а само слово энклитикой (энклитики – безударные слова которые примыкают к знаменательному слову с ударением сзади – знал бы, читал ли) Интонация (синтагма и интонема) определяет ритмико-мелодический строй речи. Элементами интонации являются – мелодика речи, ударение, паузы, темп речи, тембр голоса. Мелодика речи – движение голоса по высоте тона, мелодика слога и слова создает музыкальное, политоническое ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунокю Фраза – наиболее протяженный отрезок речевой цепи границы которого определяются относительной законченностью, предложения резким понижением голоса и значительными паузами. Слог. Слогоделение. Слог — это один гласный звук (или слоговый согласный) в отдельности или в сочетании с согласным (или согласными), произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог). Слоги бывают открытыми (оканчиваются на гласный звук) и закрытыми (оканчиваются на согласный звук). Например, в слове ко-ро-на все слоги открытые, а в слове ар-буз оба слога закрытые. Слоги существуют, т. к.: Слог — важная и явно вычленяемая в речевой интуиции единица. Слог — основная единица в стихосложении. Слогоделение в разных языках разное. В русском языке граница проходит между наиболее контрастными по сонорсности звуками, в меньше наименьшей спайки: бо-чка, ла-пша, бру-ски,лы-жня,кА-ссса,о-тту-да. Преобладают открытые слоги. Кор-тик, конь-ки, паль-то, кА-рман, мор-ской (полуоткрытые, закрытые слоги в конце слов). В других языках много закрытых слогов (ми-кстура – mix-ture).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.008 с.) |